Роль города в развитии ребенка

Роль города в развитии ребенка thumbnail

Традиционно процесс воспитания у всех народов во все времена предполагал формирование любви к Родине у подрастающего поколения, и как часть этого чувства – любовь к малой родине. Достижение этой задачи состоит из множества составляющих – культурно-эстетической, информационно-исторической, природно-географической и др. До процесса глобализации эта задача не требовала специальных усилий, ее достижение складывалось из самого образа жизни, родного языка, быта, ближайшего окружения ребенка. В настоящее время в связи с многообразием информационных потоков, интенсивного формирования множества субкультур необходимы целенаправленные усилия педагогов, родителей, других социальных институтов воспитания по развитию идентификации ребенка со своей исконной культурой.

И.Э. Куликовская, М.В. Маркова связывают актуальность данной работы с современными социокультурными процессами: «Ускоряющиеся процессы глобализации вызывают к жизни противоположную силу – укоренение в традициях родного края, постижение культуры предков. Именно акцент на знании истории своего народа, его культуры обусловит возникновение уважения и интереса к культурным традициям других народов» [2, с. 43].

Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо вести целенаправленную работу по формированию у детей элементарных представлений о родном городе.

В психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко понятие «представление» трактуется как «наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении [3, с. 365]. В основе представлений лежит предшествующий опыт личности: нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием» [3, с. 412].

Применительно к представлениям о родном городе их содержательное наполнение может быть представлено историей родного города; значимыми местами и достопримечательностями родного города; символикой родного города; природой родного города; животным миром родного города [1]. В представлениях детей старшего дошкольного возраста выделяются три компонента: когнитивный, эмоционально-отношенческий, деятельностно-поведенческий.

В ходе нашего исследования была использована методика Е.К. Ривиной «Знакомство с ближайшим окружением и родным городом». В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста, двадцать человек были включены в экспериментальную группу, двадцать детей были в составе контрольной группы.

Проанализируем результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах (табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровня развития представлений о родном городе в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе

Уровни

Группа

Когнитивный

компонент

«Знания и представления о городе, в котором живёт ребёнок»

Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу

Деятельностно-поведенческие проявления

Обобщённый показатель

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Ср. кол-во детей

%

Низкий уровень

Экспериментальная группа

13

65%

17

85%

17

85%

15,6

78,3%

Средний уровень

3

15%

1

5%

2

10%

2

10%

Высокий уровень

4

20%

2

10%

1

5%

2,3

11,7%

Низкий уровень

Контрольная

15

75%

15

75%

16

80%

15,3

76,6%

Средний уровень

3

15%

4

20%

3

15%

3,3

16,7%

Высокий уровень

2

10%

1

5%

1

5%

1,3

6,7%

Согласно данным, представленным в табл. 1, высокий уровень сформированности знаний и представлений имеют 20% детей (4 человека) экспериментальной группы и 10% детей (2 человека) контрольной группы. Это означает, что дети знают название города, почему он так называется, знают, как называют его жителей; знают свой домашний адрес; имеют представление о том, как выглядит городская символика, знают, что она означает; знают фамилии, имена и отчества некоторых выдающихся земляков; знают достопримечательности, могут рассказать, что это и где находится.

Средний уровень развития знаний и представлений о родном городе имеют 15% детей экспериментальной группы и 15% детей (3 человека) контрольной группы. Это означает, что дети путают название города с названием страны; не полностью знают домашний адрес; узнают городскую символику, но не могут сказать, что она означает; знают знаменитых земляков города, но не могут о них ничего рассказать; знают достопримечательности города, но не знают, где это находится.

Низкий уровень развития знаний и представлений о родном городе имеют 65% детей (13 человек) экспериментальной группы и 75% детей (15 человек) контрольной группы: дети не знают название города; не могут назвать свой домашний адрес; дети не узнают городскую символику; не могут назвать знаменитых земляков города; не знают достопримечательностей.

Далее рассмотрим результаты по компоненту «Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу».

По данным, представленным в табл. 1, высокий уровень проявлений интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу имеют 10% (2 человека) детей экспериментальной группы и 5% детей (1 человек) контрольной группы. Эти дети ярко реагируют на знакомые места, объекты, дают эстетическую оценку, охотно рассказывают о своих прогулках по городу, употребляя названия конкретных мест.

Средний уровень проявлений интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу имеют 5% (1 человек) детей экспериментальной группы и 20% детей (4 человека) контрольной группы. У них наблюдается эмоциональная реакция на знакомые достопримечательности. Дети рассказывают о своих прогулках по городу, но не называют конкретные улицы, места.

Низкий уровень проявлений интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу имеют 85% (17 человек) детей экспериментальной группы и 75% (15 человек) детей контрольной группы. Для них характерно отсутствие эмоциональной реакции на изображение достопримечательностей, улиц города. Дети не рассказывают о своих прогулках по городу.

Далее проанализируем полученные результаты по компоненту «Деятельностно-поведенческие проявления».

Исходя из данных, показанных в табл. 1, высокий уровень сформированности деятельностно-поведенческих проявлений имеют 5% детей экспериментальной группы и 5% (1 человек) детей контрольной группы. Эти дети проявляют инициативу в уборке территории детского сада, без поручения убирают игрушки на место. Рисуют любимые места города, эмоционально описывают их.

Читайте также:  Абвгдейка центр развития ребенка ростов

Средний уровень развития деятельностно-поведенческих проявлений имеют 10% (2 человека) детей экспериментальной группы и 15% (3 человека) детей контрольной группы. Эти дети пассивно участвуют в трудовых поручениях. Убирают игрушки с территории только по просьбе воспитателя. Дети рисуют конкретные места города, но не могут сказать, как они называются и рассказать о них.

Низкий уровень сформированности деятельностно-поведенческих проявлений имеют 85% детей (17 человек) экспериментальной группы и 80% детей (16 человек) контрольной групп: дети не помогают воспитателю в уборке территории детского сада, не убирают за собой игрушки; рисуют город без признаков конкретных мест, объектов.

Таким образом, по результатам проведенного нами исследования, мы можем констатировать преобладание низкого уровня развития представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе.

С целью развития представлений о родном городе детей экспериментальной группы нами был осуществлен формирующий эксперимент, в ходе которого проводились заранее подготовленные детьми и педагогом занятия в форме устного журнала. Устный журнал, на наш взгляд, является уникальным педагогическим средством, позволяющим соединить слово, наглядные образы, практическую деятельность детей, систематизировать информацию, организовать, как групповую, так и индивидуальную работу детей. При организации образовательного процесса посредством устного журнала можно широко использовать заочные путешествия, встречи с интересными гостями, личный опыт ребенка и т.д. Специфической особенностью устного журнала является распределение информации в определённой логике по «страницам», которые могут быть связаны общей темой, или иметь отдельные смысловые блоки.

Нами были разработаны и проведены устные журналы на такие темы, как: «История нашего города», «Достопримечательности Красноярска», «Знаменитые люди города», «Наш Ленинский район».

Например, при проведении устного журнала «История нашего города» информация была выстроена с учетом логики ее восприятия и презентации:

Страница 1 «Основание Красноярска»; Страница 2 «Знаете ли вы?»; Страница 3 «Стихи о Красноярске»; Страница 4 «Мы рисуем родной город».

Для оценки эффективности проделанной нами работы была проведена повторная диагностика уровня развития представлений детей о родном городе. Для этого мы использовали тот же диагностический инструментарий, что и на начало опытно-экспериментальной работы. Результаты исследования на контрольном этапе представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели уровня развития представлений о родном городе в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе

Уровни

Группы

Когнитивный

компонент

«Знания и представления о городе, в котором живёт ребёнок»

Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу

Деятельностно-поведенческие проявления

Обобщённый показатель

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Ср. кол-во детей

%

Низкий уровень

Экспериментальная группа

2

10%

3

15%

3

15%

2,7

13,5%

Средний уровень

3

15%

5

25%

6

30%

4,7

23,5%

Высокий уровень

15

75%

12

60%

11

55%

12,6

63%

Низкий уровень

Контрольная группа

4

20%

6

30%

12

60%

9

45%

Средний уровень

5

25%

9

45%

4

20%

4,7

23,5%

Высокий уровень

11

55%

5

25%

4

20%

6,3

31,5%

Анализируя обобщенные показатели, представленные в табл. 2, отметим, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей, у которых представления о родном городе сформированы на высоком уровне. До начала эксперимента таких детей было чуть более 11 %, после проведенной работы их стало 63%. В контрольной группе также число детей с высоким уровнем сформированности представлений о родном городе увеличилось с 6,7% до 31.5%.

Но при сравнении обобщенного показателя видим, что в экспериментальной группе большее количество детей вошло в группу с высоким уровнем сформированности представлений о родном городе. Положительная динамика в экспериментальной группе отмечается по всем трем компонентам (когнитивный компонент «Знания и представления о городе, в котором живёт ребёнок», эмоционально-отношенческий «Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу», «Деятельностно-поведенческие проявления»).

Таким образом, анализируя итоги результатов исследования, мы можем сделать вывод о том, что использование устного журнала в работе с детьми способствовало развитию представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе.

Источник

Юлия Саковская
Проект «Знакомство с родным городом»

Педагогический проект «Знакомство с родным городом

Вид проекта: творческо-информационный

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Актуальность темы

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Читайте также:  Как вести тетрадь о развитии ребенка

У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.

Итак, большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста оказывает знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город. При этом родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Концептуальные основы проекта.

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Новокузнецком в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат проекта.

Цель проекта:

– Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному региону.

Задачи проекта:

– Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного региона;

– Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

– Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

– Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

– Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к региону.

– Воспитание патриотизма и чувства гордости за свой край, своих земляков.

При разработке педагогического проектанами были использованы следующие принципы:

• принцип историзма – реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о городе Новокузнецке и Кемеровской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного региона.

• принцип гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

• принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

• сотрудничество дошкольной организации с семьей – предполагает рассматривать семью и дошкольную образовательную организацию в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами;

• принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

• принцип наглядности –широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

• принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды знаний, стремиться к достижению результата;

• принцип единства эмоционального и интеллектуального развития, проявляющегося в становлении жизненной позиции в результате взаимодействия деятельностной, эмотивной и личностной составляющих;

• ориентация на активную деятельность ребенка, которая основана на интересе, личностном смысле; формирует субъективную позицию ребенка, ответственность, разносторонние мотивации, вызывает положительные эмоции в процессе и результате выполняемых действий, что в совокупности стимулирует дальнейший личностный рост дошкольника;

• расширение жизненного опыта ребенка как условие реализации своего «Я» в той или иной форме деятельности и общения;

• принцип тематического планирования материала –предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «История возникновения города», «Символика», «Памятники ВОВ», «Культурно-исторические памятники», «Достопримечательности», «Производство».

Предварительная работа

• Анализ основных подходов к проблеме формирования патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

•Подбор диагностического инструментария для определения результатов работы: метод изучения продуктов детской деятельности; метод наблюдения; методы анкетирования родителей;

• Подбор и подготовка необходимого материала и оборудования для реализации стратегии формирования гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу.

Содержание проекта

Проектосуществлялся в нескольких направлениях: познавательное, аффективно-оценочное, деятельностное.

Познавательное направление отражено в накоплении знаний о городе Новокузнецке (история возникновения, достопримечательности, памятники, и т. д.).

Аффективно-оценочное направление отражено в формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Читайте также:  Центры развития ребенка зеленоград

Деятельностное направление было реализовано через организацию продуктивной, игровой деятельности.

Содержание проектапредставлено по тематическим блокам: «История возникновения города», «Символика», «Памятники ВОВ», «Культурно-исторические памятники», «Достопримечательности города», «Производство». Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о городе, помогает им установить взаимосвязь между событиями и явлениями. Все темы связаны между собой логически и представляют целостную картину сведений о городе.

«История возникновения города»: дети знакомятся с историей возникновения города, историческими местами, получают знания о географическом местоположении города.

«Символика»: дошкольники знакомятся с гербом и флагом своего города, их значением.

«Памятники ВОВ»: дети знакомятся с подвигами людей, чьими именами названы улицы нашего города, узнают интересные факты о полководцах ВОВ, а также знакомятся с героическими поступками людей, роли города во время войны.

«Культурно-исторические памятники»: получают сведения о людях, внесших вклад в развитие нашего города, а также людях, чьими именами названы наши улицы.

«Достопримечательности»: формируют представления о культурной и общественной жизни нашего города.

«Производство»: дается представление о заводах, шахтах и их продукции, а также роли города в целом регионе.

Прогнозируемый результат

– Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

– Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

– Участие семей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе.

– Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

– Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Новокузнецка, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Продукт проектной деятельности

• Презентации «Детям о городе Новокузнецке»;

• Комплекс бесед для детей «Наш любимый город»;

• Альбом «Путешествие по городу Новокузнецку глазами ребенка»

•Развивающие настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Словообразование», «Районы города», «Назови одним словом» и др.

Календарно-тематическое планирование

неделя Дети Родители

Сентябрь

Блок «История города»

1-я Беседа об истории возникновения города Сбор исторических фотографий о городе

2-я Рассматривание иллюстраций страницы прошлого Папка-раскладушка «История создания нашего города»

3-я Беседа «День рождения города» Папка-раскладушка «Современный город Новокузнецк»

4-я Рисование «Кузнецкая крепость прошлого» Выставка детских рисунков

Октябрь

Блок «Символика»

1-я Беседа «Герб нашего города, значение цветов» Консультация «Знакомим детей с символикой»

2-я Просмотр презентации на тему «Символика города Новокузнецка» Папка-передвижка «История создания герба города»

3-я Настольно-печатная игра на закрепление «Герб города»

4-я Лепка «Герб города» Выставка продуктов детской деятельности

Ноябрь

Блок «Культурно-исторические памятники»

1-я Рассматривание иллюстраций «История возникновения Культурно-исторических памятников города» Папка-передвижка «Памятники города»

2-я Просмотр презентации «Их именами названы улицы нашего города» Папка-передвижка «Улицы нашего города»

3-я Составление рассказа «Вот моя улица» Подготовка сообщения вместе с ребенком «Улица, на которой я живу»

4-я Настольно-печатные игры: «Опиши-отгадай», «Собери и назови»

Декабрь

Блок «Достопримечательности»

1-я Рассматривание иллюстраций достопримечательностей

«Места отдыха горожан» Сбор фотографий «Любимые места отдыха совместно с детьми»

2-я Составление рассказа «Мои любимые места» Папка-передвижка «Места отдыха горожан»

3-я Настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Опиши-отгадай» Выставка альбома «Путешествие по городу Новокузнецку глазами детей»

4-я Рисование «Место отдыха, где я больше люблю бывать» Выставка детских рисунков

Январь

Блок «Достопримечательности»

2-я Беседа «Районы города. Их название и расположение на карте»

Консультация «Знакомим детей с достопримечательностями, расположенных в различных районах нашего города»

3-я Просмотр презентации «Районы города и достопримечательности» Папка-передвижка «Достопримечательности районов города»

4-я Настольно-печатная игра «Районы города»

Февраль

Блок «Производство»

1-я Ознакомительная беседа «Заводы нашего города» Подготовка сообщений вместе с детьми «Место работы родителей».

2-я Рассказ детей «Мой папа (или мама) работают на заводе» Папка-передвижка «Заводы города и их продукция»

3-я Просмотр презентации «Заводы и районы, в которых они находятся. Готовая продукция» Сбор фотографий родителей с места работы (завод).

4-я Настольно-печатная игра на закрепление «Заводы города», «Словообразование» Выставка фотографий родителей с рабочих мест.

Март

Блок «Производство»

1-я Вводная беседа «Мой город – город шахтеров» Консультация «Расскажите детям о труде шахтера»

2-я Просмотр презентации «День шахтера» Папка-передвижка «День шахтера»

3-я Рассматривание иллюстраций «Специальная техника на шахтах» Сбор фотографий с места работы родителей-шахтеров

4-я Лепка по выбору детей «Специальная техника» Выставка продуктов детской деятельности

Апрель

Блок «Памятники ВОВ»

1-я Беседа «Наш город во время ВОВ»

Консультация «Расскажите детям о войне»

2-я Рассматривание иллюстраций «Памятники ВОВ в нашем городе» Папка – передвижка «Памятники нашего города»

3-я Составление рассказов о памятниках «Неизвестный солдат», «Бульвар героев» и др. Экскурсия с детьми к памятникам ВОВ.

4-я Аппликация «Памятники ВОВ»

Выставка фотографий с экскурсии по городу к памятникам войны

Май «Ветераны ВОВ»

1-я Просмотр презентации «Знаменитые подвиги земляков» Папка-раскладушка «9 мая»

2-я Беседа «День Победы – это праздник со слезами на глазах»

Изготовление открыток ветеранам Участие в акции «Спасибо деду за Победу!»

3-я Итоговая беседа «Мой любимый город в годы Войны» Выставка детских рисунков «Мир в моем любимом городе»

Источник