Роль гормонов в развитии ребенка

Роль гормонов в развитии ребенка thumbnail

Гормоны играют определяющую роль в развитии и функционировании организма. Именно под их контролем проходят метаболические процессы, формируются ткани и системы организма. Даже характер человека определяется гормональным фоном. На какие изменения у детей необходимо обратить внимание, какие гормоны важны и по каким симптомам заподозрить нарушения, расскажет MedAboutMe.

Развитие детей и гормоны

Развитие детей и гормоны

Именно гормоны во многом отвечают за нормальный рост и интеллектуальное развитие детей, а также за смену возрастных периодов. Поэтому нормальное функционирование эндокринной системы крайне важно в детском возрасте. Например, нарушения в выработке гормонов щитовидной железы, вовремя не пролеченные в младенчестве, могут отразиться на интеллектуальных способностях ребенка в дальнейшем. А недостаточная выработка половых гормонов у подростка может привести к проблемам с половым созреванием, которые впоследствии отразятся на репродуктивной функции.

Следует сказать, что именно в детском возрасте, когда организм активно растет, недопустима любая задержка в лечении гормональных нарушений. Связано это с тем, что недостаток или избыток гормона может привести к необратимым нарушениям развития, которые невозможно будет полностью компенсировать во взрослом возрасте.

Гормоны щитовидной железы: симптомы гипотиреоза

Гормоны щитовидной железы: симптомы гипотиреоза

Тироксин (Т4) и трийодтиронин (Т3) — гормоны щитовидной железы, которые влияют на многие аспекты развития. При этом их нехватка может проявляться уже с первых дней жизни — врожденный гипотиреоз диагностируется у 1 ребенка из 4000 новорожденных. Состояние это крайне опасно, поскольку кроме других нарушений приводит к нарушениям опорно-двигательного аппарата и кретинизму. Нехватка гормонов щитовидной железы в этом возрасте определяется по таким симптомам:

  • Опухший язык, шея, может наблюдаться отечность лица и тела.
  • Малая подвижность, вялость.
  • Редкий плач.
  • Сухая кожа, склонная к раздражениям.
  • Запоры, плохой аппетит.
  • Задержка развития (например, к трем месяцам ребенок не держит голову).

В школьном возрасте гипотиреоз может проявляться так:

  • Постоянная усталость.
  • Плохая концентрация внимания.
  • Запоры.
  • Отечность лица.

Кроме этого, гормоны щитовидной железы тесно связаны и с другими. В частности, половыми и гормоном роста. Поэтому при их недостатке может наблюдаться задержка в росте, нарушения веса. При таких симптомах необходимо сдавать комплексные анализы, в частности, проверять и гормон, отвечающий за нормальную работу щитовидной железы — ТТГ.

Половые гормоны: дефицит и избыток

Половые гормоны: дефицит и избыток

Норма половых гормонов в подростковом возрасте — важная составляющая развития ребенка. Причем обращать внимание нужно как на возможную их нехватку, так и избыток. Дело в том, что гиперфункция половых желез может говорить о различных заболеваниях. В частности, это может быть признаком начала опухолевых процессов.

Половые гормоны в подростковом возрасте отвечают за формирование вторичных половых признаков:

  • Фигура по женскому (большие бедра, тонкая талия) и мужскому (широкие плечи, узкие бедра) типу.
  • Оволосение на половых органах. У мальчиков появляются волосы на лице и теле.
  • Рост молочных желез у девочек, рост полового члена у мальчиков.
  • Изменения характера.
  • Начало менструаций у девочек.
  • Огрубение голоса у мальчиков.

Нехватка в выработке половых гормонов может быть заподозрена, если подобные признаки не наблюдаются у подростка 15 лет, переизбыток — если половое созревание начинается в 8-9 лет.

В любом организме вырабатываются как женские, так и мужские гормоны. Для нормального формирования ребенка необходимо, чтобы «своих» было больше. Однако в некоторых случаях наблюдаются гормональные сбои, при которых у девочек повышен тестостерон, а у мальчиков — уровень эстрогенов. Поскольку эти половые гормоны отвечают за развитие организма по мужскому и женскому типу, то и нарушения будут проявляться соответствующе:

  • Вирилизация у девочек — огрубение голоса, волосы на лице, мужской тип телосложения. Нередко подобные нарушения вызваны дисфункцией яичников, возможным развитием опухоли на них.
  • Феминизация мальчиков — тонкий голос, недостаточное развитие половых органов, женоподобная фигура. В том случае если подобные нарушения проявляются на фоне увеличения веса, необходимо проверить и гормоны щитовидной железы.

Гормон роста

Гормон роста

Гормон роста (соматотропин) — ключевая составляющая нормального роста ребенка. Этот гормон отвечает за удлинение костей, поэтому под его действием подростки активно «вытягиваются». Характерно, что у девочек процесс происходит раньше — первые скачки могут наблюдаться уже в 10 лет, а у мальчиков — начиная с 12. При этом мужской организм растет до 17-19 лет, поэтому в результате парни оказываются выше и мощнее. В подростковом возрасте гормон роста, при нормальной его выработке, может удлинять тело на 8-10 см за год.

Безусловно, рост — индивидуальная особенность, которая завит не только от гормонов, но и от наследственности. Однако в том случае если задержка развития явно заметна, необходимо обязательно сдать анализ на соматотропин. Дело в том, что гормон роста активизирует хрящевые зоны трубчатых костей (зоны роста), за счет которых и происходит удлинение. Однако со временем они закрываются. В норме это происходит к 25 годам, но при некоторых индивидуальных особенностях они могут исчезнуть уже к 17-18, реже — к 15 годам. В том случае если зоны закрыты, гормон роста уже не поможет стать выше. Более того, если время упущено, а соматотропин поступает в кровь в повышенном количестве, например, при поздно начатой терапии, это может провоцировать заболевание акромегалию. Кости в таком случае действительно будут расти, но не в длину, а вширь. А это может привести к последствиям различной тяжести, в том числе к инвалидности.

Детские болезни, связанные с гормонами

Детские болезни, связанные с гормонами

В раннем возрасте может проявиться сахарный диабет 1-го типа — заболевание, вызванное абсолютной недостаточностью гормона инсулина. По своей тяжести это одна из серьезных детских болезней, которая при несвоевременном лечении может привести к инфаркту, инсульту, смерти в результате комы. Заподозрить наличие диабета можно по таким симптомам:

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по развитию речи

  • Постоянная жажда.
  • Частое мочеиспускание. Ребенок может начать вставать в туалет по ночам.
  • Потеря или набор веса.
  • Периодическая раздражительность, головокружения.
  • Рвота и боли в животе.

О гормональных нарушениях может говорить задержка психического развития (ЗПР). В том случае, если ребенок плохо усваивает новую информацию, страдает забывчивостью, не может долго концентрироваться на чтении, письме, уроках, это может быть симптомом гипотиреоза. И если не убрать причину, ЗПР может прогрессировать.

Источник

Гормоны обеспечивают физическое, половое и умственное развитие детей и подростков.

Перечислите гормоны, играющие главную роль в физическом, умственном и половом развитии детей и подростков.

Гормон роста, гормоны щитовидной железы, половые гормоны, инсулин.

В чем заключается особенность последствий поражения желез внутренней секреции у детей по сравнению со взрослыми?

У детей наблюдаются более грубые, часто необратимые нарушения физического, умственного и полового развития.

Какое влияние на детский организм оказывают гормоны эпифиза? Какие изменения наступают у детей при гипофункции или гиперфункции эпифиза?

Принимают участие в регуляции полового созревания. Гипофункция ведет к раннему половому созреванию, гиперфункция – к ожирению и явлению гипогенитализма.

До какого возраста интенсивно функционирует вилочковая железа? Что с ней происходит впоследствии? Как проявляются нарушения функции вилочковой железы у детей?

До 7 лет, потом начинается атрофия. В снижении иммунитета и, естественно, в большей подверженности инфекционным заболеваниям.

В какой период развития ребенка начинают более интенсивно функционировать надпочечники? Как проявляется гипофункция надпочечников у детей?

В период полового созревания. Нарушение белкового и углеводного обмена, снижение иммунитета.

Как проявляется гиперфункция надпочечников у детей?

Ожирение, у девочек ложный гермафродитизм, а у мальчиков – преждевременное половое созревание.

Какие нарушения отмечаются у детей при гиперфункции щитовидной железы?

Усиленный рост, избыточная прибавка в весе и ускорение созревания организма.

Какие нарушения отмечаются у детей при гипофункции щитовидной железы?

Врожденная гипофункция ведет к задержке развития организма, особенно нервной и половой систем. Развивается умственная отсталость (кретинизм).

Какие нарушения отмечаются у детей при гипофункции околощитовидных желез?

Повышение возбудимости центральной нервной системы и мышц, что ведет к тетании (судороги), нарушение функции кишечника (частый жидкий стул), нарушение развития костей, роста волос и ногтей.

Какие нарушения отмечаются у детей при гиперфункции околощитовидных желез?

Избыточное окостенение на фоне повышения уровня кальция в крови.

В чем проявляются у детей нарушения внутренней секреции поджелудочной железы?

В резком нарушении обмена углеводов – развитие сахарного диабета, истощение, нарушение роста и умственного развития.

Как проявляется у детей в возрасте до 4 – 7 лет гипо- и гиперфункция аденогипофиза?

При гипофункции: снижение основного обмена и температуры тела, замедление или прекращение роста (карликовость). При гиперфункции – гигантизм.

Каковы особенности функционирования половых желез у мальчиков и девочек от периода новорожденности до 7 лет?

У мальчиков после рождения выработка андрогенов снижается и вновь повышается с 5 – 7 лет. У девочек до 7 лет выработка эстрогенов крайне мала или отсутствует, с 7 лет увеличивается.

Какой фактор определяет преимущественную продукцию гонадами андрогенов или эстрогенов у ребенка? В каких условиях преобладает выработка тех или иных гормонов?

Температурный режим: в условиях охлаждения гонад продуцируются мужские половые гормоны – андрогены; в условиях нормальной температуры (37оС) – женские (эстрогены).

РАЗДЕЛ 2. ФИЗИОЛОГИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ

И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА

2. 1. СИСТЕМА КРОВИ

(два занятия)

Занятие 1-е

КРОВЬ КАК ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КРОВИ

1. Перечислите составные компоненты внутренней среды организма.

Кровь, лимфа, тканевая жидкость, спинно-мозговая жидкость.

2. Что называют гомеостазисом? Какое биологическое значение имеет поддержание гомеостазиса организма?

Динамическое постоянство внутренней среды организма; обеспечивает относительно независимое от изменений внешней среды существование организма, создавая и поддерживая оптимальные условия для функционирования клеток.

3. Что входит в понятие “система крови” по Л. Ф. Лангу?

Совокупность органов кроветворения, кроверазрушения, периферическая кровь, а также регулирующий систему крови нейрогуморальный аппарат.

4. Назовите основные особенности периферической крови как соединительной ткани.

Кровь – жидкая ткань, между ее клетками нет механической связи, находится в постоянном движении, составные части периферической крови образуются и разрушаются вне нее.

5. Какое количество крови находится в организме человека (в литрах и процентах от массы тела)? Каким свойством (кроме их безопасности для организма) должны обладать вещества, используемые для определения общего объема крови?

4,5 – 6,0 л, что составляет около 6 – 8% от массы тела. Эти вещества не должны проникать за пределы сосудистого русла и вызывать физиологических эффектов.

6. Из каких двух фаз состоит кровь? Что такое гематокрит? С какой целью и как его используют?

Из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов. Гематокрит – устройство, представляющее собой стеклянный капилляр со 100 делениями. С его помощью определяют процентное соотношение плазмы и форменных элементов крови путем центрифугирования.

7. Что называют показателем гематокрита? Укажите его величину в норме.

Процентное соотношение форменных элементов и плазмы. На долю форменных элементов приходится 40 – 45% крови, на долю плазмы – 55 – 60%.

8. Что называют лимфой? Какое количество лимфы образуется за сутки?

Лимфа – жидкая ткань организма, содержащаяся в лимфатических сосудах и узлах. За сутки образуется около 1, 5л лимфы.

9. Что называют тканевой жидкостью? В чем основное отличие состава плазмы крови от состава тканевой жидкости и лимфы?

Жидкость, заполняющая межклеточные пространства. В плазме крови больше белков, чем в тканевой жидкости и лимфе.

10. Каково значение тканевой жидкости как составной части внутренней среды организма?

Она является непосредственной питательной средой для клеток организма и средой для выделения продуктов их обмена.

11. Перечислите основные функции крови.

Читайте также:  Центр развития ребенка старт обнинск

1) Транспортная функция (перенос питательных веществ, продуктов обмена, газов, воды, гормонов и других биологически активных веществ, тепла); 2) защитная; 3) поддержание гомеостазиса.

12. В чем заключается защитная функция крови?

Защита организма: 1) от чужеродных агентов, попавших в кровь (например, инфекционных агентов и токсических веществ); 2) от кровопотери (свертывание крови).

13. Назовите типы защитных механизмов крови, способствующих защите организма от чужеродных агентов.

Клеточные и гуморальные; специфические и неспецифические.

14. Что называют неспецифическими защитными механизмами крови? Перечислите их.

Механизмы защиты организма от чужеродных агентов, не требующие предварительного взаимодействия с ними. Фагоцитоз (клеточный механизм), антитоксическое и бактерицидное действие плазмы крови (гуморальный механизм).

15. Что называют специфическими защитными механизмами крови? Назовите их.

Механизмы защиты, для проявления действия которых нужно предварительное взаимодействие организма с чужеродным агентом. Выработка антител (гуморальный иммунитет) и образование иммунных лимфоцитов (клеточный иммунитет).

16. Перечислите вещества плазмы, обеспечивающие ее антитоксическое и бактерицидное действие.

Гаммаглобулины (естественные антитела), интерферон, лизоцим, пропердин, бетализин, система комплемента.

17. Какую часть плазмы крови составляют вода, органические соединения, минеральные соли?

Вода – 90 – 92%, органические вещества – 7 – 9%, минеральные соли – 0,9%.

18. Назовите основные группы органических веществ плазмы крови (по наличию или отсутствию в их составе азота) и составляющие их компоненты.

1) Азотсодержащие органические вещества: белки и небелковые азотсодержащие соединения (аминокислоты и полипептиды, продукты распада белков и нуклеиновых кислот – мочевина, креатинин и др.); 2) безазотистые органические вещества: углеводы (глюкоза), липиды (триглицериды, фосфолипиды, холестерин), органические кислоты (молочная кислота).

19.Каково общее содержание белков в плазме крови? Укажите основные группы белков плазмы и их процентное соотношение.

7 – 8г% (70 – 80г/л). Альбумины – 4,5% (45г/л), глобулины – 2,5% (25 г/л), фибриноген – 0,2 – 0,4% (2 – 4г/л).

20. Перечислите основные функции белков плазмы крови.

Удерживают воду в кровеносном русле, участвуют в поддержании рН крови, влияют на вязкость крови, участвуют в процессах иммунитета, свертывания крови, обеспечивают транспорт различных веществ.

21. Где образуются белки плазмы крови?

В печени; глобулины образуются также в костном мозге, селезенке, лимфатических узлах.

22. Назовите основные группы биологически активных веществ плазмы крови.

Гормоны, ферменты, витамины, простагландины, олигопептиды, метаболиты (например, СО2).

23. Назовите основные катионы и анионы плазмы крови.

Катионы: Na+, K+, Ca2+, Mg2+; анионы: Сl-, НСО3- , НРО4 2-.

24. Каково общее физиологическое значение минеральных веществ плазмы крови?

Участвуют в поддержании рН, осмотического давления, транспорте газов, в процессах свертывания крови.

25. Какими свойствами должны обладать кровезаменяющие растворы? Приведите примеры растворов-кровезаменителей.

Активная реакция (рН), осмотическое и онкотическое давления, количество и соотношение ионов должны быть как в плазме крови. Плазма, полиглюкин, гемодез.

26. Какой раствор называют физиологическим? Как и почему изменится состояние тканей при введении большого количества физраствора в качестве кровезаменителя?

0, 9% раствор хлорида натрия. Развиваются отеки тканей вследствие снижения онкотического давления плазмы крови.

27. Как влияет избыток калия и кальция на деятельность изолированного сердца?

Избыток калия уменьшает силу сердечных сокращений вплоть до остановки сердца в диастоле; избыток кальция усиливает сокращения сердца и может вызвать остановку сердца в систоле.

28. Перечислите физико-химические константы крови.

Плотность, вязкость, рН, осмотическое давление, онкотическое давление, СОЭ.

29. Чему равна относительная плотность и вязкость цельной крови? Вязкость плазмы? Какие единицы используют для оценки вязкости?

Плотность цельной крови равна 1,050 – 1,060; вязкость – 4 – 5. Вязкость плазмы – 2. Относительные единицы указывают во сколько раз вязкость крови (плазмы) больше вязкости дистиллированной воды, которую принимают за 1.

30. Какие факторы влияют на величину вязкости крови?

Форменные элементы крови (особенно количество эритроцитов, их форма и эластичность), качественный и количественный состав белков, температура крови, скорость кровотока, диаметр сосудов.

31. Как меняется вязкость крови в зависимости от диаметра сосудов? От скорости кровотока ?

В сосудах, диаметр которых меньше 150 мкм, вязкость крови уменьшается пропорционально уменьшению радиуса сосуда (феномен Фареуса-Линквиста). С увеличением скорости кровотока вязкость крови снижается.

32. Чему равна СОЭ у мужчин и женщин? Какие факторы влияют на величину СОЭ? Какое свойство крови отражает этот показатель?

У мужчин – 1 – 10 мм/час, у женщин 2 – 15 мм/час. Содержание в плазме форменных элементов, крупномолекулярных белков (глобулинов и фибриногена). Устойчивость крови как суспензии.

33. Что такое осмотическое давление? Чем обусловлено осмотическое давление плазмы крови?

Избыточное внешнее давление, которое следует приложить, чтобы остановить осмос – диффузию растворителя через полупроницаемую мембрану в сторону раствора с большей концентрацией частиц. Суммарной концентрацией различных частиц плазмы крови (ионов и молекул).

34. Какие единицы измерения используют для оценки осмотического давления плазмы крови? Укажите нормальные величины этого показателя гомеостазиса в разных единицах измерения.

Единицы давления (7,6 атм.), единицы концентрации осмотически активных веществ (300 мосмоль/л), температура замерзания (-0,56о 0,58 оС).

35. Что называют депрессией крови? От чего зависит этот показатель и чему он равен у человека? Как называют метод определения депрессии крови?

Снижение температуры замерзания крови по сравнению с температурой замерзания дистиллированной воды. С увеличением концентрации раствора депрессия возрастает. Ниже нуля на 0,56о 0,58 оС. Криоскопия.

36. Какое физиологическое значение имеет осмотическое давление крови для организма?

Определяет количество воды в клетках всех органов и тканей организма; обеспечивает распределение воды в тканях и перемещение ее между различными водными пространствами организма (кровь, тканевая жидкость, внутриклеточная жидкость).

37. Что называют гемолизом эритроцитов? Какие виды гемолиза различают?

Разрушение мембраны эритроцитов и выход их содержимого в плазму крови. Осмотический, биологический, химический, термический, механический.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года таблица воз для детей

38. Что называют осмотическим гемолизом? При каком условии он возникает?

Гемолиз, вызванный поступлением избыточного количества воды внутрь эритроцита. Возникает в гипотоническом растворе.

39. Что называют биологическим гемолизом? Приведите примеры.

Гемолиз под влиянием гемолизинов растительного и животного происхождения (яды пчел, змей, бактерийные токсины, естественные и иммунные гемолизины крови).

40. Что называют механическим и химическим гемолизом? При каких условиях они возникают? Приведите примеры.

Механический гемолиз происходит под действием механических факторов (например, при циркуляции крови в аппаратах искусственного кровообращения, искусственной почки, при тряске ампул крови во время транспортировки). Химический – под действием химических факторов (например, эфир, хлороформ, аммиак).

41. Что называют онкотическим давлением? Чему оно равно (в мм рт. ст. и в атмосферах)?

Часть осмотического давления, создаваемого белками плазмы крови. Оно равно 0,03 – 0,04 атм. (25 – 30 мм рт. ст.).

42. Какое функциональное значение имеет онкотическое давление плазмы крови? Объясните механизм.

Играет важную роль в обмене воды между плазмой крови и тканями. Молекулы белков, благодаря своим большим размерам, не выходят из капилляра в ткань и по закону осмоса удерживают воду в кровеносном русле.

43. Перечислите факторы, влияющие на величину фильтрации воды из крови в ткань в капиллярах.

Гидростатическое и онкотическое давления крови и тканевой жидкости.

44. Чему равно гидростатическое давление тканевой жидкости (ГДТ) и крови в артериальном (ГДКа) и венозном (ГДКв) концах капилляров большого круга кровообращения?

ГДТ колеблется в разных тканях от -5 до +8 мм рт. ст. (в среднем около 0 мм рт. ст.). ГДКа равно 30 – 35 мм рт. ст.; ГДКв – 12 – 15 мм рт. ст.

45. Чему равно онкотическое давление в плазме крови (ОДК) и в тканевой жидкости (ОДТ)?

ОДК равно 25 – 30 мм рт. ст.; ОДТ колеблется в разных тканях от 1 до 10 мм рт. ст. (в среднем – около 4 мм рт. ст.).

46. Объясните, куда и почему движется вода в артериальном конце капилляра? Какой фактор играет решающую роль?

Из капилляра в ткань, т. к. здесь преобладают силы, способствующие фильтрации жидкости в ткань. Высокое гидростатическое давление крови (выше ее онкотического давления).

47. Объясните, куда и почему движется вода в венозном конце капилляра? Какой фактор играет решающую роль?

Из ткани в капилляр, т. к. здесь преобладают силы, способствующие абсорбции жидкости в кровь. Онкотическое давление крови (оно здесь выше гидростатического).

48. Какие факторы могут привести к накоплению воды в тканях (отеку)? Приведите пример.

Увеличение гидростатического давления в капиллярах, снижение онкотического давления крови и увеличение онкотического давления тканевой жидкости (например, при нарушении лимфооттока).

49. Каково значение постоянства активной реакции крови для жизнедеятельности организма? Чему равен рН артериальной и венозной крови?

Обеспечивает оптимальные условия для ферментных систем организма. рН артериальной крови – 7,40, венозной – 7,35.

50. Назовите основные системы организма, поддерживающие постоянство активной реакции крови.

Система выделения (легкие, почки, потовые железы) и система крови (буферные системы).

51. Что называют буферными системами крови? Перечислите буферные системы крови, укажите их составные части.

Совокупность находящихся в крови слабых кислот и оснований, препятствующих сдвигу рН крови. Буферная система гемоглобина (КНbО2 и ННb), карбонатная система (NaHCO3 и Н2СO3), фосфатная (NaH2PO4 и Na2HPO4), буферная система белков плазмы крови.

52. Объясните механизм буферного действия белков плазмы крови. Какую роль (слабых кислот или оснований) играют белки в плазме крови?

Белки являются амфолитами в связи с наличием концевых и боковых групп пептидной цепи, обладающих одни – кислыми, а другие – основными свойствами. Роль оснований.

53. Объясните механизм буферного действия гемоглобина и напишите соответствующую химическую реакцию. В каких клетках организма протекает эта реакция? Какая часть буферной емкости крови обусловлена гемоглобином?

Восстановленный гемоглобин (ННb) является более слабой кислотой, чем угольная кислота.

КНbО2+Н2СО3=ННb+НСО3+О2

В эритроцитах. Около 75%.

54. Что называют декомпенсированным ацидозом и алкалозом?

Состояния, при которых исчерпываются буферные возможности крови, и рН сдвигается в кислую (ацидоз) или щелочную (алкалоз) сторону.

55. Что называют компенсированным ацидозом и алкалозом?

Состояния, при которых нет сдвига рН крови, но уменьшается ее буферная емкость.

56. Что называют буферной емкостью раствора? В каких единицах измеряют буферную емкость крови?

Количество Н+ или ОН- ионов, вызывающее сдвиг рН раствора на 1,0. В относительных единицах – по сравнению с дистиллированной водой, буферную емкость которой принимают за 1.

57. Во сколько раз сыворотка крови более устойчива к закислению и защелачиванию, чем дистиллированная вода? В чем суть опыта Фриденталя, доказывающего этот факт?

К закислению – в 300 – 400 раз, к защелачиванию – в 40 – 70 раз. Сравнение буферной емкости сыворотки крови и дистиллированной воды путем их титрования кислотой или щелочью в присутствии индикаторов.

58. Каков биологический смысл большей устойчивости крови к закислению, чем к защелачиванию? В каких условиях это особенно важно?

Большинство продуктов метаболизма – кислые, поэтому в процессе эволюции выработалась более мощная защита против закисления. При накоплении большого количества кислых продуктов в результате интенсивного метаболизма.

59. Какие группы веществ участвуют в гуморальной регуляции функций организма?

Гормоны (в том числе, тканевые гормоны – пептиды), медиаторы, метаболиты.

60. Назовите основные группы гуморальных факторов, регулирующих функции желез внутренней секреции.

Рилизинг-гормоны (либерины) и ингибирующие гормоны (статины) гипоталамуса и тропные гормоны гипофиза, изменение показателей внутренней среды организма (глюкоза, ионы Na+, К+, осмотическое давление плазмы и др.).



Источник