Роль фольклора в развитии ребенка

Роль фольклора в развитии детей

Консультация.

 Понятие “фольклор” в переводе с английского языка означает – народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.

 В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества – фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.

 В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов – это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.

 Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

 Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

 Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения – мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.

Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в “сороку-ворону, которая кашку варила” или в “ладушки-ладушки”. Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом “закреплять пройденный материал”, ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.

Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

Источник

    Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

Центр развития ребенка – детский сад №26 «Незабудка»

Консультация для родителей

 «Роль  фольклора в воспитании детей

дошкольного возраста»

 Подготовила и провела:

                                    воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                   Дымова И.В.

г. Долгопрудный

2019 г.

Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно – нравственное развитие ребёнка.   

           Дошкольный возраст –  фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить  человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь    с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить,    разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.

            Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые  встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного  чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой,  приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего,  являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом  многообразии: потешки, частушки, загадки, считалки, перевертыши,  пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим  содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и  развития ребенка.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира “по законам красоты”.

Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Виды фольклора

Припевки, приговорки, потешки.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет организовать его поведение.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. С помощью народных потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом, дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.    

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Загадки

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать опыт детей.

Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Скороговорки

Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество.

Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

Считалки

Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.

Сказки

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

Праздники и обряды

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В народных праздниках есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предание и сказание, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.

Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

Народные игры

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Источник

Роль фольклора в формировании личности ребенка

Кузнецова Наталья Юрьевна,

музыкальный руководитель ГБДОУ №41

адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 Фольклор — это устное словесное и музыкальное народное творчество,

искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Фольклорные произведения существуют сотни и тысячи лет в устной форме.

 В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.

 Народная мудрость научила людей правильно подходить к формированию личности. С рождения ребенок слышал колыбельные, успокаивающие ребенка, пестушки, потешки, попевки. Для каждого режимного момента существуют свои приговорки, потешки.

При расчесывании волос:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

При умывании или купании:

Гуси-лебеди летели,

В чисто поле залетели,

В поле баньку отыскали,

Лебеденка искупали.

При обучении шитью:

Иголка, иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик!

При пробуждении:

Потягунюшки-порастунюшки,

Поперек – толстунюшки,

В ручки – хватунюшки,

В ножки – ходунюшки,

В роток – говорок,

А в головку – разумок.

А как полезны потешки при поглаживании младенца, ведь это не просто массаж, это установка на будущее, формирование человека, его нравственных норм:

Сорока-ворона

Кашку варила,

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

И этому дала,

А этому не дала,

Ты дров не носил,

Ты каши не варил,

Нету тебе ничего!

 Фольклор способствует также эмоциональному общению. Непосредственные касания, поглаживания, массаж благоприятно влияют на физическое здоровье детей. А поэтический текст настраивает слух ребенка для восприятия акустических волн, способствует развитию ритмического, тембрового, звуковысотного слуха.

 Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

 Фольклор вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что плохо, что красиво и что некрасиво, учит добру.

 Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни, обществе, взаимодействии друг с другом. Он отражает его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе, познании себя, в обществе, своего места в нем.

 Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического воспитания детей.

 Фольклор составляют также загадки, пословицы, песни, игры. Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества дети более глубоко проникают в образный мир произведений русских композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.

 Дети, подрастая, участвуют в коллективных играх, а потом и сами придумывают новые считалки, загадки, игры.

 Фольклорные произведения дают богатейшую основу для закладки личности ребенка, обогащают его эмоциональную, психическую, нравственную сферу, делая его внутренний мир интересным для него самого и для других людей.

Источник

Роль фольклора в развитии речи детей.

Васильева Е.В., воспитатель

ГБДОУ №26 г. С-Петербурга

  В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.

  Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека.

  Переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклор влияет  на  духовное развитие ребёнка, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит  определённым нравственным нормам.  Использование малых форм фольклора развивают у детей логическое мышление, память, помогает в решении логопедических проблем у детей. М.Горький говорил: «… Начало искусства  слова – в фольклоре».

 Фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки  характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов – это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше начать знакомить малыша с фольклором, чем чаще  это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. А ведь правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

  Поэтому в воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности народного слова. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, пестушек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про репку, курочку рябу, козу-дерезу. Известный педагог А. П. Усова считала, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

  Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии –детский фольклор.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки – у которых нет конца  и которые можно обыгрывать множество раз.

«Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» – писал К.Д. Ушинский.

 Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они  наряду  с

другими жанрами заключают в себе могучую силу,  позволяющую  развивать  речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни  обогащают  словарь  детей  за счет того, что содержат широкий круг сведений  об  окружающем  мире,  прежде всего о тех  предметах,  которые  близки  опыту  людей  и  привлекают  своим внешним видом, например, “заинька”.

   Грамматическое   разнообразие   колыбельных   способствует   освоению грамматического строя речи. Обучая детей  образовывать  однокоренные  слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые  детям образы, например образ кота. При  чем  это  не  просто  кот,  а  “котенька”,”коток”, “котик”, “котя”. К тому же положительные эмоции,  связанные  с  тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более  успешным  и прочным.

      Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит  в себе большие возможности в  формировании фонематического  восприятия,  чему способствует особая интонационная организация  (напевное  выделение  голосом гласных  звуков, медленный  темп  и  т.п.),  наличие  повторяющихся  фонем, звукосочетаний,  звукоподражаний.  Колыбельные  песни  позволяют  запоминать слова и формы слов,  словосочетания,  осваивать  лексическую  сторону  речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня  таит в  себе  неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

  Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно формирование грамматического строя речи,  развитие  фонематического  слуха,  так  как  они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются  несколько  раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив  народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а  затем  осознать красоту родного языка, его лаконичность,  приобщают  именно  к  такой форме изложения собственных  мыслей,  способствует  формированию  образности  речи дошкольников, словесному творчеству детей.

      Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например:

            «Ах, поет, поёт

           Соловушка!

           Ах, поёт, поёт

           Молоденький;

           Молоденький,

           Хорошенький,

           Пригоженькой.»

      Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:

            «Потягунючки, поростунюшки!

            Роток – говорунюшки,

            Руки – хватунюшки,

            Ноги – ходунюшки.»

    Созданный народом  язык  изобилует  образными  разговорными  формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть  донесено  до детей и с помощью народных игр.  Содержащийся  в  них  фольклорный  материал способствует овладению родной речью. Например,  игра – забава  “Ладушки – хлопушки”, где взрослый задает  вопросы,  а  ребенок  отвечает,  сопровождая свои ответы имитационными движениями. В  процессе  игр – забав  не  только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

    Актуальной задачей речевого развития в  старшем  дошкольном  возрасте является и выработка  дикции.  Известно,  что  у  детей  еще  не  достаточно координировано  и  четко   работают   органы   речедвигательного   аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание  слов, “проглатывание”  окончаний.  Наблюдается   и   другая   крайность:  излишне замедленная, растянутая манера  произношения  слов.  Специальные  упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

    Незаменимый  материал  для   дикционных   упражнений   –   пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы  фольклора  лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью  дети  учатся  четкому  и звонкому произношению, проходят школу художественной  фонетики.  По  меткому определению

 К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки  помогают  “выломать  язык

ребенка на русский лад”.  С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию:  огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

  Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками  впитавшей в себя трудовой  опыт  многочисленных  поколений.

Используя в своей речи  пословицы  и  поговорки,  дети  учатся  ясно,

лаконично,  выразительно  выражать  свои  мысли  и   чувства,   интонационно окрашивая  свою  речь,  развивается  умение  творчески  использовать  слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

  Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в  которой

в предельно  сжатой,  образной  форме  даются  наиболее  яркие,  характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок  развивает  способность к  анализу,  обобщению,  формирует  умение  самостоятельно  делать   выводы, умозаключения, умение четко  выделить  наиболее  характерные,  выразительные признаки предмета или явления, умение ярко  и  лаконично  передавать  образы предметов, развивает у детей “поэтический взгляд на действительность”.

  Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть  вторичные  значения  слов,  формируют  представления  о  переносном значении  слова.  Они  помогают  усвоить  звуковой  и  грамматический  строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой  форме  и  анализировать ее.

Отгадывание  и  придумывание  загадок  также  оказывает  влияние   на разностороннее развитие речи детей.  

   С помощью малых форм фольклора можно решать  практически  все  задачи развития речи и наряду с основными  методами  и  приемами  речевого развития  дошкольников можно и  нужно  использовать  этот  богатейший материал словесного творчества народа.

    Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову. В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эстестические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству.

   Таким образом, приобщение ребёнка к народной  культуре  начинается  с детства. Фольклор в развитии детей играет важнейшую роль, не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

Источник