Роль фантазии в развитии ребенка

Роль фантазии в развитии ребенка thumbnail

Ваш малыш видит облака и через несколько секунд придумывает историю об облачных жителях? А может, наоборот, не способен придумать сюжет игры с куклами? Как много фантазии в жизни и играх ваших детей? Как не перейти грань между воображением и реальностью? Давайте поговорим об этом.

Значение фантазии для ребенка

Взрослые часто воспринимают детские фантазии как пустое занятие. Гораздо лучше, если ребенок практичный. Это не так. Детские фантазии – это результат работы воображения, а этот психический процесс очень важен для человека. Не случайно еще Альберт Эйнштейн говорил, что «Воображение важнее, чем знания. Ведь знание ограничено тем, что мы понимаем и знаем, в той момент, как воображение охватывает весь мир».

Без фантазии не было бы развития, потому что воображение не страшится ошибок и противоречий, оно способно усматривать возможности там, где никто их не видит.

В жизни ребенка фантазия играет ключевую роль. Достаточно сказать, что на воображении полностью построена детская игра, а это – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре ребенок учится, через игру получает основы взаимодействия, познает окружающий мир.

Для игры детям нужно много всего, но на помощь приходит воображение. И вот листочки с деревьев превратились в деньги, стулья – в машину, пенек – в стол, палочки – в расчески, ложки и много чего еще. Дети разыгрывают балы, оставаясь в прогулочных шортах, при этом аккуратно приподнимая шлейф воображаемого платья.

А какие игры они порой придумывают: сказочные приключения, военные битвы, семейные истории. И все это при минимальной затрате сил и средств.

Воображение помогает детям играть, рисовать и конструировать. У одних из кубиков получаются сказочные замки и города, а у других – банальные простые домики. У одних на листе бумаги необыкновенные узоры и целые сказки, а других – простейшие изображения. И дело не в художественных навыках, а в полете фантазии.

Хорошо развитое воображение помогает изучать школьные науки, создавать цельный образ о предметах и явлениях, представлять действие при решении задач, при выполнении творческих заданий, таких как сочинения и проекты.

Как развивается воображение

Детское воображение развивается и изменяется. Младенец ощущает единство с мамой, а уже с 5-6 месяцев он начинает воспринимать внешнюю реальность. При этом до 3 лет дети осознают себя центром вселенной, искренне удивляясь, что какие-то желания не выполняются мгновенно. После 4 лет дети начинают осознавать границы реальности и фантазии. Каждый ребенок точно знает, где «понарошку», а где «взаправду». Играют они «взаправду», а кашу из песка едят «понарошку». И никто из детей с нормальной психикой не путает эти ситуации.

Развитие воображения зависит от многих факторов. Конечно, большую роль играют наследственные факторы, но важное место занимает среда и воспитание. К сожалению, обилие игрушек и разных технологий лишает детей необходимости фантазировать. Пистолет уже мигает разными цветами и воспроизводит определенный звук, а когда-то наши «палки-стрелялки» работали совершенно по-разному. Дети не используют предметы-заместители для игры в больницу или парикмахерскую, все уже есть в готовых наборах. А в компьютерных играх уже есть готовый сюжет. Фантазировать просто не имеет смысла.

Творческая деятельность перестает быть творческой. Домики из кубиков дети строят по образцу, вместо рисунков – раскраски, а аппликации и поделки у всех, как у педагога. В результате мы получаем детей, не способных моделировать ситуацию, предвидеть разные варианты развития событий. Они не способны самостоятельно мыслить, теряются в сложных ситуациях.

Функции фантазии

Фантазия – это не только проявление творчества. Детские фантазии выполняют реальные функции:

  • Ребенок осознает свои чувства. Во время игр или в рисунках он может наказать своего обидчика, понимая реальную ситуацию. Так он избавляется от своих негативных эмоций.
  • Фантазии выводят на поверхность страхи ребенка. Придуманные персонажи или истории могут быть плодом детских страхов, помноженных на воображение. Например, «ночью приходит бабайка» – это просто страх темноты.
  • Фантазии помогают пережить стресс. Например, в трудных ситуациях ребенок начинает о чем-то мечтать, и это помогает ему справиться с проблемой.
  • Фантазии учат правильному поведению. В определенных ситуациях ребенок может представить себя в роли мамы, воспитателя, другого человека. А как бы поступила мама? Что скажет воспитательница? Это помогает усваивать нормы и понимать чувства других людей.
  • Фантазии – источник творчества. Творческий процесс основан на нестандартном мышлении, самостоятельной деятельности, умении слушать себя.

С помощью фантазии ребенок раскрывает себя. Поэтому важно развивать детское воображение.

Грань фантазии и реальности. Защитное фантазирование

Иногда у детей наблюдается защитное фантазирование. Оно, как правило, указывает на проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он это делает с помощью создания другой реальности.

Воображаемый друг. Иногда ребенок придумывает друга, которого у него на самом деле нет. Ему можно рассказать все, поделиться секретами. Он поможет и подскажет, и ребенку невдомек, что это он сам себе помогает. Одно осознание того, что кто-то еще в такой же ситуации, помогает ребенку пережить свою.

Жизнь в мечтах. Не все желания ребенка выполняются, но где-то появляется жизнь, где все мечты становятся реальностью. Фантазирование может возникать как реакция ребёнка на ситуацию, на чувства и переживания, и он может придумать себе другого папу или маму, другую семью. Сначала это просто мечты, и в них нет ничего плохого. Но потом ребенок начинает увлекаться придуманной жизнью: он там ходит в школу, его там все любят, он лучший ученик и дружит с самой красивой девочкой. Опасно то, что реальная жизнь уходит на второй план. Ребенок замыкается в себе и теряет интерес к реальности.

Придуманные страхи. Детская фантазия может быть небезобидной. Можно придумывать сказочные дворцы, а можно страшных колдунов и монстров. При этом дети настолько реалистично все это придумывают, что начинают бояться. Это усугубляет и психологический интерес детей к страшным историям.

Чрезмерные фантазии ребенка опасны для его дальнейшего психического развития. Этому подвержены робкие, неуверенные люди, а вот общительные и активные детишки редко уходят с головой в мир фантазий.

Причины излишнего воображения:

  • появляются потребности, удовлетворение которых крайне важно для ребенка, но они остаются незамеченными;
  • ребенок не чувствует себя защищенным в собственной семье, испытывает эмоциональный голод, насилие, частые наказания, неприятие;
  • ребенок переживает сильный стресс, и психика сама защищает себя;
  • ребенку одиноко, не хватает общения;
  • нет контроля над получаемой ребенком информацией: он смотрит взрослые передачи, сайты, слушает страшные истории,
  • в семье не поддерживаются и запрещаются фантазии, и ребенок особенно бережно относиться к своим выдумкам, тщательно пряча их от других и глубоко в них погружаясь.

Родителям следует наблюдать за играми малыша, чтобы вовремя понять, не много ли фантазирует ребёнок, и разнообразить его общение. Какие-то моменты надо обсудить, чтобы понять, почему дети прячутся в вымышленном мире от реальности. Пусть сын или дочка объяснят свои фантазии.

Творчество, как и детство, невозможно без фантазии, но и её по возможности надо контролировать.

Светлана Садовникова

Фото с сайта srazu.pro

Источник

Роль фантазии в развитии ребенка

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • дошкольники
  • фантазии
  • приемы воспитания
  • семейное воспитание

Роль фантазии в развитии ребенка

Ваш малыш видит облака и через несколько секунд придумывает историю об облачных жителях? А может, наоборот, не способен придумать сюжет игры с куклами? Как много фантазии в жизни и играх ваших детей? Как не перейти грань между воображением и реальностью? Давайте поговорим об этом.

Значение фантазии для ребенка

Взрослые часто воспринимают детские фантазии как пустое занятие. Гораздо лучше, если ребенок практичный. Это не так. Детские фантазии – это результат работы воображения, а этот психический процесс очень важен для человека. Не случайно еще Альберт Эйнштейн говорил, что «Воображение важнее, чем знания. Ведь знание ограничено тем, что мы понимаем и знаем, в той момент, как воображение охватывает весь мир».

Без фантазии не было бы развития, потому что воображение не страшится ошибок и противоречий, оно способно усматривать возможности там, где никто их не видит.

В жизни ребенка фантазия играет ключевую роль. Достаточно сказать, что на воображении полностью построена детская игра, а это – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре ребенок учится, через игру получает основы взаимодействия, познает окружающий мир.

Для игры детям нужно много всего, но на помощь приходит воображение. И вот листочки с деревьев превратились в деньги, стулья – в машину, пенек – в стол, палочки – в расчески, ложки и много чего еще. Дети разыгрывают балы, оставаясь в прогулочных шортах, при этом аккуратно приподнимая шлейф воображаемого платья.

А какие игры они порой придумывают: сказочные приключения, военные битвы, семейные истории. И все это при минимальной затрате сил и средств.

Воображение помогает детям играть, рисовать и конструировать. У одних из кубиков получаются сказочные замки и города, а у других – банальные простые домики. У одних на листе бумаги необыкновенные узоры и целые сказки, а других – простейшие изображения. И дело не в художественных навыках, а в полете фантазии.

Хорошо развитое воображение помогает изучать школьные науки, создавать цельный образ о предметах и явлениях, представлять действие при решении задач, при выполнении творческих заданий, таких как сочинения и проекты.

Как развивается воображение

Детское воображение развивается и изменяется. Младенец ощущает единство с мамой, а уже с 5-6 месяцев он начинает воспринимать внешнюю реальность. При этом до 3 лет дети осознают себя центром вселенной, искренне удивляясь, что какие-то желания не выполняются мгновенно. После 4 лет дети начинают осознавать границы реальности и фантазии. Каждый ребенок точно знает, где «понарошку», а где «взаправду». Играют они «взаправду», а кашу из песка едят «понарошку». И никто из детей с нормальной психикой не путает эти ситуации.

Развитие воображения зависит от многих факторов. Конечно, большую роль играют наследственные факторы, но важное место занимает среда и воспитание. К сожалению, обилие игрушек и разных технологий лишает детей необходимости фантазировать. Пистолет уже мигает разными цветами и воспроизводит определенный звук, а когда-то наши «палки-стрелялки» работали совершенно по-разному. Дети не используют предметы-заместители для игры в больницу или парикмахерскую, все уже есть в готовых наборах. А в компьютерных играх уже есть готовый сюжет. Фантазировать просто не имеет смысла.

Творческая деятельность перестает быть творческой. Домики из кубиков дети строят по образцу, вместо рисунков – раскраски, а аппликации и поделки у всех, как у педагога. В результате мы получаем детей, не способных моделировать ситуацию, предвидеть разные варианты развития событий. Они не способны самостоятельно мыслить, теряются в сложных ситуациях.

Читайте также

Функции фантазии

Фантазия – это не только проявление творчества. Детские фантазии выполняют реальные функции:

  • Ребенок осознает свои чувства. Во время игр или в рисунках он может наказать своего обидчика, понимая реальную ситуацию. Так он избавляется от своих негативных эмоций.
  • Фантазии выводят на поверхность страхи ребенка. Придуманные персонажи или истории могут быть плодом детских страхов, помноженных на воображение. Например, «ночью приходит бабайка» – это просто страх темноты.
  • Фантазии помогают пережить стресс. Например, в трудных ситуациях ребенок начинает о чем-то мечтать, и это помогает ему справиться с проблемой.
  • Фантазии учат правильному поведению. В определенных ситуациях ребенок может представить себя в роли мамы, воспитателя, другого человека. А как бы поступила мама? Что скажет воспитательница? Это помогает усваивать нормы и понимать чувства других людей.
  • Фантазии – источник творчества. Творческий процесс основан на нестандартном мышлении, самостоятельной деятельности, умении слушать себя.

С помощью фантазии ребенок раскрывает себя. Поэтому важно развивать детское воображение.

Грань фантазии и реальности. Защитное фантазирование

Иногда у детей наблюдается защитное фантазирование. Оно, как правило, указывает на проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он это делает с помощью создания другой реальности.

Воображаемый друг. Иногда ребенок придумывает друга, которого у него на самом деле нет. Ему можно рассказать все, поделиться секретами. Он поможет и подскажет, и ребенку невдомек, что это он сам себе помогает. Одно осознание того, что кто-то еще в такой же ситуации, помогает ребенку пережить свою.

Жизнь в мечтах. Не все желания ребенка выполняются, но где-то появляется жизнь, где все мечты становятся реальностью. Фантазирование может возникать как реакция ребёнка на ситуацию, на чувства и переживания, и он может придумать себе другого папу или маму, другую семью. Сначала это просто мечты, и в них нет ничего плохого. Но потом ребенок начинает увлекаться придуманной жизнью: он там ходит в школу, его там все любят, он лучший ученик и дружит с самой красивой девочкой. Опасно то, что реальная жизнь уходит на второй план. Ребенок замыкается в себе и теряет интерес к реальности.

Придуманные страхи. Детская фантазия может быть небезобидной. Можно придумывать сказочные дворцы, а можно страшных колдунов и монстров. При этом дети настолько реалистично все это придумывают, что начинают бояться. Это усугубляет и психологический интерес детей к страшным историям.

Чрезмерные фантазии ребенка опасны для его дальнейшего психического развития. Этому подвержены робкие, неуверенные люди, а вот общительные и активные детишки редко уходят с головой в мир фантазий.

Причины излишнего воображения:

  • появляются потребности, удовлетворение которых крайне важно для ребенка, но они остаются незамеченными;
  • ребенок не чувствует себя защищенным в собственной семье, испытывает эмоциональный голод, насилие, частые наказания, неприятие;
  • ребенок переживает сильный стресс, и психика сама защищает себя;
  • ребенку одиноко, не хватает общения;
  • нет контроля над получаемой ребенком информацией: он смотрит взрослые передачи, сайты, слушает страшные истории,
  • в семье не поддерживаются и запрещаются фантазии, и ребенок особенно бережно относиться к своим выдумкам, тщательно пряча их от других и глубоко в них погружаясь.

Родителям следует наблюдать за играми малыша, чтобы вовремя понять, не много ли фантазирует ребёнок, и разнообразить его общение. Какие-то моменты надо обсудить, чтобы понять, почему дети прячутся в вымышленном мире от реальности. Пусть сын или дочка объяснят свои фантазии.

Творчество, как и детство, невозможно без фантазии, но и её по возможности надо контролировать.

Светлана Садовникова

Фото с сайта srazu.pro

Роль фантазии в развитии ребенка

Некоторые дети часто врут: по поводу домашнего задания, того, что они ели на обед, действительно ли они почистили зубы. Но родители не всегда могут различить, что правда, а что ложь. Пройдите тест и узнайте, как часто ваш ребенок говорит неправду.

Пройти тест

Источник

Детская фантазия не имеет границ. Девочки, играя с куклами, разговаривают с ними, пьют вместе с ними чай и подбирают им наряды, а мальчики устраивают перегонки игрушечными машинками на полу.

Порой малыши настолько вживаются в роль, что фантазию невозможно различить от реальности. И родители задумываются о том, не вредит ли такой свободный полет воображения развитию ребенка.

На самом деле фантазия необходима каждому человеку. Без нее мы остались бы в каменном веке: не развивалась бы наука, не создавались бы картины, не писались бы книги, стихи и прочие произведения искусства. А дети не могли бы усвоить математику, физику, рисование и другие предметы школьной программы.

В этом материале estet-portal.com расскажет Вам о том, какую же роль играет детская фантазия в развитии и жизни ребенка.

1. Как происходит развитие детской фантазии

2. С помощью детской фантазии ребенок осознает свои реальные чувства

3. Воображение позволяет ребенку осознавать и признавать собственные страхи

4. Фантазия помогает ребенку пережить разлуку с близкими друзьями

5. Воображение учит ребенка правильному поведению в реальном мире

6. Детские фантазии – источник творчества

Как происходит развитие детской фантазии

Детское воображение начинает развиваться еще с «самых младых ногтей». До 3-х лет ребенок не видит разницы между реальностью и вымыслом. Он может, например, принять Деда Мороза за реального старика с бородой в тулупе и испугаться его.

В это время дитя еще привязано к матери и постоянно требует ее внимания. Внешний мир он познает через ее руки. Она показывает ему, как нужно играть с куклой, строить домик из кубиков или держать в руках книгу.

«Дочки-матери», «войнушка», «индейцы», «полицейские» и прочие ролевые игры развивают воображение, память, восприятие, внимание, а также интеллект.

А, начиная с 4-5 лет, ребенок уже различает, где реальность, а где выдумка. Именно в этот период дети становятся настоящими фантазерами. В их повседневную жизнь подключаются сюжетно-ролевая игра, которая нужна для развития.

Подписывайтесь на нас в Instagram.

С помощью детской фантазии ребенок осознает свои реальные чувства

Часто застенчивые и робкие мальчики фантазируют, что они побеждают своих обидчиков и всегда превосходят их. Например, 5-ти летний Кирилл с захватом рассказывает своим родителям, как он дерется с Колей, который его обидел, как он наносит ему удары, стреляет в него из пистолета и так далее. Хотя на самом деле он и «мухи не обидит».

Такая фантазия с одной стороны может показаться агрессивной, но с другой – посредством нее выходят обиды и агрессия. Это своеобразная психологическая защита от переживаний того, что скромный мальчик не может постоять за себя. Понимая это, родители помогают своему чаду разобраться в его истинных чувствах и переживаниях.

Воображение позволяет ребенку осознавать и признавать собственные страхи

Детская фантазия – это безопасный клапан, через который ребенок выражает негативные эмоции, страх, тревогу и прочие негативные чувства. Их он еще не осознает.

Приведем следующую ситуацию: малыш обижается на родителей за то, что они больше времени проводят с младшей сестричкой и боится, что однажды они о нем вовсе забудут. Поэтому, чтобы выразить свои негативные чувства, он рассказывает своим предкам, что ему приснился страшный сон, в котором его мама и папа внезапно исчезли.

А через несколько дней выдает, что в детском саду вдруг подумал, что родители разбились на самолете и попали на небеса. На самом деле все это является лишь плодом детского воображения.

Фантазия помогает ребенку пережить разлуку с близкими друзьями

Переезд в другой район или другой город – для взрослых это стресс, а для ребенка – настоящий удар. Ведь в родном доме и садике остались его лучшие друзья, с которыми он каждый день играл на детской площадке. А переехав в чужое место, он чувствует себя грустно и одиноко, замыкается в себе и практически ни с кем не общается, не играет с любимыми игрушками и не смотрит мультики.

Детская фантазия – это то, что поможет пережить малышу разлуку. Пребывая в одиночестве, он фантазирует и рано или поздно у него появляется надежда, что все наладится, и он обязательно приобретет новых друзей.

Поэтому в этот сложный период не стоит запрещать своему чаду воображать. Ведь фантазия является главным условием духовного развития.

Воображение учит ребенка правильному поведению в реальном мире

Детские фантазии ярче всего показывают себя в ролевой игре. Когда ребенок примеряет на себя роль мамы, воспитательницы, врача, артиста или других людей, он таким образом готовит себя к взрослой жизни.

Игровые фантазии помогают малышу справляться с новыми ситуациями и правильно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. К тому же, они готовят чадо к встрече с переломными моментами, а также помогают преодолевать страхи и самостоятельно решать проблемы.

Но не только через ролевые игры можно реализовать фантазию. Игрушки также оказывают в этом огромную помощь.

My default image

Детские фантазии – источник творчества

Фантазеры меняют мир к лучшему. Они пишут красивые стихи, создают удивительную музыку, рисуют картины с глубоким смыслом, а также делают все новые и новые открытия.

Если бы дети не имели фантазию, а делали бы все строго по образцу, то плоды их действий были бы скучными и похожими. Родители не могли бы гордиться их забавными небылицами, сказками, рисунками и прочими плодами воображения.

Фантазия позволяет ребенку уйти от стандартного мышления, поведения и выражения эмоций.

Поэтому фантазировать ребенку обязательно необходимо. Ведь воображение является источником творчества, которое делает детей уникальными и непохожими на других.

Детская фантазия выполняет важные роли в развитии жизни ребенка. Воображая, малыш тем самым познает окружающий мир, раскрывается, самосовершенствуется, осваивает новые социальные роли и учиться коммуницировать с другими людьми.

Поэтому главная задача родителей – не запрещать ребенку фантазировать, а наоборот, позволить чаду использовать свое воображение по максимуму. И тогда ребенок научиться противостоять жизненным неурядицам, а также вырастет самостоятельной, уверенной, творческой и гармоничной личностью.

Как детские пазлы влияют на развитие ребенка

Вам может быть интересно: Как работать с недостатками своей внешности.

Источник