Роль досуга в развитии ребенка

Роль досуга в развитии ребенка thumbnail

Особенности детского досуга, его содержание

Одно из направлений деятельности педагога-организатора заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Понятие досуг восходит к временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и совершенствованием личности на основе обучения и воспитания.[2]Слово «досуг» происходит от древнерусского «просуг» – возможность, способность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время». А вот у В. Даля: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела».[6] Это определение ориентировано, главным образом, на выделение деятельности аспекта досуга. В таком контексте досуг можно понимать как вид человеческой деятельности. Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:

· Время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

· Свободное от учебы, работы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

· Часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.[4]

Макс Каплан считает, что досуг – это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.[28]

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.Досуг также может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Едва ли не все определения, с одной стороны, подчеркивают многосторонность явления, с другой – неоднозначность и неопределенность трактовки. При этом, выявляя разные аспекты досуга, авторы связывают его с понятием «свободное время», что позволяет трактовать досуг по-разному.

Досуг – развлечение (раз+влечение). Влечение – корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо. Досуг есть влечение к разному. [13]

До сих пор в школе можно встретить представление о досуге, как о чем-то «несерьезном», «второстепенном», «неважном» – в противоположность учению, общественной работе, труду. Такое отношение педагогов к досугу идет, скорее всего, от неспособности его понять, принять и организовать.

Досуг ребенка – мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узкости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг – школа поддержки, одобрения любого ребенка.

Основные социально – педагогические потенциалы детского досуга:

· В досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

· Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

· Досуг предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит – растут;

· Досуг удовлетворяет многие социально – психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;

· Досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.[28]

Таким образом, досуг имеет большое значение в развитии детей и подростков. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Специфические особенности досуговой деятельности:

· Действительный ее мотив – потребность личности в самом процессе этой деятельности;

· Цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

· Досуговая деятельность может носить социально – полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.[13]

Содержание досуга детей можно условно разделить на ряд принципиальных групп:

· Первая связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры забавы, развлечения и др.).

· Вторая – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).

· Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно – игровая, художественно – театральная, научно – исследовательская, прикладная).

· Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, танцы, вечеринки и т.д.).

· Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.).[10]

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности.

Досуг детей и подростков может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным), организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным, подражательным и творческим; опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга). [15]

Компьютерные клубы, как современная форма досуговой деятельности

В России число детей, проводящих время перед монитором компьютера дома или в компьютерном клубе, с каждым днем становится все больше и больше. Во времена Советского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемого детского и молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества, дома юных техников – их было столько, что в детской среде существовал устойчивый стереотип: не ходить никуда после школы – аномалия. Сегодня такие места не исчезли, но их количество значительно уменьшилось, они стали платными или ребенок о них попросту ничего не знает. И постепенно становится уже исключением ребенок, занимающийся какой-либо деятельностью, помимо учебы – ситуация перевернулась. Но современный ребенок и подросток не может сидеть на месте, ничего не делая, ни чем не занимаясь. И тут появляются компьютерные клубы. Хотя это и платная услуга, но для родительского кармана приемлемо, зато это позволяет обрести ребенку свое увлечение, досуг и т.д. Перечислять бессмысленно, понятно, что появился новый вариант «кружка». Отличие только в том, что клубное времяпровождение по большому счету бессмысленно: кроме затрат, потерянного времени и минутного интереса это ничего не развивает и не открывает нового. Реакцию можно развивать не только в виртуальных гонках, моторику руки отрабатывать не только на монстрах, ориентацию в пространстве – не только в мрачных подземельях или инопланетных лабиринтах. Есть способы другие, но для этого надо что-то организовывать, устраивать, а этим в современной школе никто не хочет заниматься. В связи с этим растет количество компьютерных клубов. Автор статьи «Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?» – Новосельцев Виктор Иванович, пишет: «Я не противник игр, сам люблю иногда часик – другой побегать- «пострелять». Но при этом меня всегда очень раздражает, когда я слышу со стороны учителей: «Ах, эти игры!» Извините, а что вы можете предложить взамен, чем ребенка увлечь, чтобы он назавтра пошел не в клуб, а к вам? Ничем? Тогда что воздух сотрясать? Сегодняшняя ситуация с компьютерными играми – это не только социальный, технологический, возрастной феномен. Это еще достаточно серьезный педагогический вопрос. Проблема, свидетельствующая о полном бессилии взрослых, которым остается только разводить руками, потому что сделать они ничего не могут» [12]

Источник

Учебно-методическая разработка.
Содержательный досуг как показатель качества воспитания личности ребенка.

Автор: Непсо Елена Игоревна, педагог- организатор МБОУ ДОД «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района, Пермского края.
Описание материала: материал может быть использован классными руководителями или педагогами-организаторами для ознакомления и использования в работе новых форм и методов организации содержательного досуга в образовательном учреждении.

Слово «досуг» появилось в глубокой древности, о нем упоминается еще в трудах Аристотеля. В России этот термин известен с XV в., слово «досуг» происходит от слова «достигать», а «досужий» понимается как умелый, искусный.
Главное назначение досуга – в восстановлении и развитии физических и духовных сил человека.
Существуют более 500 видов досуга, которые условно можно поделить на 4 группы: создание культурных ценностей, потребление духовных ценностей, отдых и развлечение, самообразование. Плодотворное использование досуга – задача общества, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Сегодня дети отдают предпочтение домашнему досугу, большую часть свободного времени они проводят за компьютером. Век компьютеризации и быстрых инновационных технологий оказывает большое влияние на развитие личности ребенка. Количество зависимых от компьютера детей, которым не хватает родительского внимания, живого общения, творческой деятельности растет с каждым днем. Сейчас почти в каждом доме стоит компьютер, дети часами просиживают за ним, уходя от реальности общения и познания мира. Они не желают что-либо менять в своей жизни, да и не умеют. Давно забыты общешкольный сбор макулатуры и металлолома, массовые игры во дворе, которые делали детский коллектив сплоченным и дружным. Дети стали меньше заниматься спортом и творчеством. Все это привело к слабому физическому и творческому развитию личности, к малому духовному росту. Дети все меньше и меньше читают, общаясь виртуально, у них плохо развиваются коммуникативные навыки общения.
С целью формирования здорового образа жизни детей и профилактики девиантного поведения, необходимо проводить активную работу по привлечению их в разные формы досуга. Через различные направления досуга осуществляется непрерывный процесс воспитательной рабо¬ты, необходимый для достижения определенных результатов развития личности и адаптации в обществе.

Только в процессе творческой деятельности можно создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка, что благотворно скажется на его воспитании. Участие детей в различных мероприятиях, конкурсах, выставках поднимает самооценку, расширяет культурное пространство, стимулирует к творчеству.
С этой целью образовательные учреждения проводится ряд культурно-досуговых мероприятий, где обучающиеся познают разные виды творчества, проявляют свои способности, учатся общаться друг с другом.
Приоритетными направлениями досуговой деятельности являются:
-гражданско-патриотическое воспитание;
-работа по гармонизации межэтнических отношений и воспитанию толерантности;
-духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
– формирование здорового образа жизни.
Рассмотрим направления более подробно.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в последние годы приобретает особую значимость. У России богатая история. Она значительная и яркая. Она идет от Победы к Победе. Ни одна страна в мире не будет сильной, если ее жители не будут знать своей истории, чтить заслуги Отечества. Особую значимость в этом направлении приобретает воспитательная и просветительная деятельность, осуществляемая в образовательных учреждениях.
Приближается знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим событием наиболее значимыми становятся мероприятия посвященные Победе в Великой Отечественной войне. В образовательных учреждениях можно подготовить акцию “70 добрых дел к 70 – летию Победы”. В которую будут включены “Уроки мужества” по темам: «Подвиг тружеников тыла», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Сталинградская битва», “Битва под Москвой”, «Блокада Ленинграда» и другие. В память о героическом прошлом нашей Родины и празднования памятных дат по классам можно провести беседы: “День неизвестного солдата”- эту дату впервые наша страна отметила 3 декабря 2014 года. “День героев Отечества” – 9 декабря 2014 года.
В День Защитника Отечества в феврале популярны среди школьников спортивные и развлекательные программы «Будем Родине служить!», “Зарница”, литературно-музыкальные и театрализованные композиции.
Приветствуется добровольческая деятельность. Добровольцы с удовольствие помогают ветеранам Великой Отечественной войны в повседневной жизни, облагораживают памятники или мемориалы, находящиеся на территории города, ведут поисковую работу о погибших солдатах в годы войны.
В образовательном учреждении проводятся фестивали военной песни, конкурс чтецов, фестиваль военно-строевой подготовки, патриотические акции на тему “Сын. Отец. Семья. Отечество” цель мероприятия пропаганда среди молодежи патриотического наследия наших предков. и т.д.
Гармонизация межэтнических отношений и воспитание толерантности.
В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Нарушены основные идеалы человечества: межнациональная гармония мира, уважение людей друг к другу. Особенно беспокоит распространение национализма среди молодежи. Сегодня важно донести до ребят мысль, что все люди равны и имеют право на существование, независимо от цвета кожи, вероисповедания и национальности. Необходимо воспитывать детей на принципах солидарности и взаимного уважения. С этой целью в образовательных учреждениях раз в месяц должны проходить мероприятия по гармонизации межэтнических отношений и воспитанию толерантности. Формы и методы проведения могут быть разными, например: выставки ИЗО и ДПИ направленные на пропаганду народные календарных праздников “Пасха”, “Масленица”, “Троица” и т.д. Последние годы популярными становятся национальные праздники: татар, башкир, коми и т.д. Интересными могут стать форумы национальных культур, фестивали ремесел, фестивали национальных культур, русские обрядовые праздники “Семенов день” и “Капустник”, “Аграфена – купальница”, “Колядки” и т.д. Дети с удовольствием готовят театрализованные представления на праздник Масленицы и Рождества, Покров день и Осенины, Кузьма Демьян и Благовещение. У каждого из праздников свои традиции и история, которые необходимо чтить и помнить.
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей дополнительного образования. Искусство, как средство эстетического воспитания, помогает прививать ребенку понимание прекрасного, закладывает потребности духовного развития личности, формирует вкус. Необходимо учить детей сохранять и уважать родной язык, самобытную культуру, развивать духовную жизнь молодого поколения, заниматься творческой деятельностью, любить и понимать искусство. Ярким показателем пропаганды декоративно-прикладного и изобразительного творчества является организация и проведение выставок, где каждый ученик может проявить свой талант и показать его публике. Выставки можно организовывать на самые разные темы, порой даже совсем необычные, например: выставка изделий из бросового материала или выставка поделок из бумаги, пластиковых бутылок, теста, канцелярских принадлежностей и т.д.
Важно развивать в образовательном учреждении социально-педагогическое направление, где обучающиеся могут научиться организаторским навыкам проведения мероприятий культурно-досуговой направленности. Они познают азы от написания сценария и постановки, до изготовления афиши и приглашения зрителей. В процессе подготовки обучающиеся также знакомятся с театральным, вокальным, хореографическим искусством. Мероприятия могут разные по направлению и сложности: викторины, игровые познавательные и развлекательные программы, концерты, театрализованные представления, вечера отдыха, молодежные акции, дискотеки.
Огромную роль играет участие в конкурсах и фестивалях разного уровня. Готовясь к таким мероприятиям обучающиеся прилагают немало сил и творчества для достойного выступления. Участие в выставках, фестивалях и конкурсах имеет огромную воспитательную значимость, так как они ориентированы на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, участвуя в них, каждый обучающийся получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов.
Формирование здорового образа жизни Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности.
Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни, но и от образа жизни. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у детей убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Использовать свободное время с пользой для здоровья, соблюдать режим дня, вырабатывать негативное отношение к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания. Иными словами, здоровью надо учить. Необходимо ежегодно проводится достаточно мероприятий по здоровьесбережению. Это могут быть семейные соревнования на открытом воздухе, прогулки по лесу, спортивные состязания и конкурсы. Особую роль играют профилактические мероприятия по пропаганде здорового образа жизни. Например акция “Внимание, туберкулез!” или “Курения убивает!”, “Пьянству – бой!” и т.д. Профилактика детского травматизма на дорогах “Азбука светофора” и игровая познавательная программа «Путешествие в страну безопасности!» для детей младшего школьного возраста научит детей основным правилам безопасности жизнедеятельности. Ежегодно педагоги проводят большое количество бесед о правильном питании, вреде курения и алкоголизма, пользе спорта. В работе используются самые разные формы, что позволяет заинтересовать и увлечь детей.
Прививая навыки здорового образа жизни, умело организуя досуг, мы стремимся воспитывать здоровое и цивилизованное общество. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей.

Рекомендуем посмотреть:

Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий

Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов

Внедрение инновационных технологий в процесс обучения и преподавания с целью повышения уровня саморе

Тьюторское сопровождение молодых специалистов

Похожие статьи:

Положение о научном обществе в школе

Положение о школьной предметной олимпиаде

Положение о школьной предметной неделе

Положение о центрах дополнительного образования в общеобразовательном учреждении

Требования к программе дополнительного образования детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник