Роль дополнительного образования в развитии творческой личности ребенка

Роль дополнительного образования в развитии творческой личности ребенка thumbnail

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Поэтому в современном образовании делается акцент на развитие творческих способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт обучающихся, актуальные потребности каждого ученика.

В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании». Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и вносит существенный вклад в развитие целостной, гармонической личности обучающихся. Дети и подростки приобретают углубленные знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности, которым они занимаются. Главными задачами системы дополнительного образования является создание условий для организации и осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в образовательный процесс 1) активно деятельностных технологий обучения и воспитания, 2) создания эмоционально привлекательной среды для занятий тем или иным видом деятельности, 3) психологически комфортной атмосферы взаимодействия, а также наличие 4) хорошей материальной оснащенности образовательного процесса и профессиональных творческих педагогов

На сегодняшний день актуальна проблема организации занятости детей в системе дополнительного образования, поиска средств развития для их способностей, связанных с творческой деятельностью, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Поэтому делается акцент на развитие творческих способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности путём привлечения их к занятиям в системе дополнительного образования.

Этого можно добиться и в общеобразовательных учреждениях, посредством вовлечения детей в систему дополнительного образования для развития их творческого потенциала и успешной социализации личности. Ведь ребенок, пережив незабываемый, счастливый опыт собственного творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни. Терапия успехом реализует творческие способности детей, и удовлетворяет возможности педагогики и психологии в мягком и экологическом подходе к развитию их личности.

Психологи давно пришли к единому мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Творчество – это процесс создания субъективно нового продукта, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности, это способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта, это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше, это человеческая потребность.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду и процесс решения творческих задач. Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Когда необходимо развивать творческие способности детей?

Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство. Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного и раннего школьного возраста.

С чего начать развитие творческих способностей у детей?

А начать, прежде всего, стоит с себя! Главную роль в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители и конечно педагоги.

Какие же есть условия для развития творчества

Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, “вкус успеха”. “Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом”.

Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность.

Учащиеся обладают разнообразными потенциальными способностями. Способности у каждого ребенка развиваются по-разному, в зависимости от базы, как полученных знаний, так и природных данных.

Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что “развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости”.

К факторам, влияющим на развитие творчества одаренного ребенка, относят внешние и внутренние факторы.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 месяца слюни

К внешним факторам относятся информационно-материальные условия, реакция родителей, учителей и сверстников.

К внутренним факторам относятся здоровье, пол ребенка, а так же самооценка и воля.

Кроме этого, внутренние и внешние факторы подразделяются на объективные и субъективные.

Субъективные факторы не зависят от воли ребенка, это место жительства, материальный статус родителей, пол и здоровье ребенка.

К объективным факторам относятся реакция родителей, учителей и сверстников, а так же воля и самооценка.

Рассмотрим более подробно каждый из факторов.

Место жительства – если ребенок живет в крупном городе, то ему потенциально доступны кружки, секции, клубы и пр., если же ребенок живет в деревне, то порой у него нет выбора образовательных учреждений для развития.

Учитывается и такой фактор как материальный статус, если материальный статус родителей ребенка, живущего в селе, позволяет нанять учителя, оплачивать проезд ребенка в город на дополнительные занятия, купить, например, музыкальный инструмент для занятий музыкой и т.д., то у ребенка будет творческое развитие.

Следующий фактор – здоровье ребенка, так же влияет по понятным причинам на развитие творчества.

Пол ребенка оказывает влияние на занятия творчеством, так у мужчин нет выбора, они изначально ориентированы на карьеру, у женщин, наоборот, есть выбор: заниматься карьерой, творчеством или быть матерью, женой.

Самооценка одаренного ребенка может быть завышенной или заниженной.

При завышенной самооценке одаренный ребенок сталкивается с проблемами в общении со сверстниками, он знает свои возможности, не обращает внимания на реакцию взрослых и т.д.

Заниженная самооценка тормозит развитие творчества, ребенок не уверен в себе, в своих силах, в этом случае ему нужна поддержка, в том числе и психологов.

Очень важным субъективным внешним фактором является реакция родителей, учителей, сверстников на творчество одаренного ребенка. Реакция может быть положительной, так и отрицательной.

Особенность  дополнительного образования – выявить и развить способности и одаренность в доступной и интересной детям деятельности.

если мы знаем, как из слабости возникает сила,

из недостатков — способности,

то мы держим в своих руках ключ

к проблеме детской одаренности.

Л. С. Выготский

Педагог, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

В число важнейших задач дополнительного образования входит подготовка обучающихся  к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе. 

В нашей школе достаточное внимание уделяется дополнительной и внеурочной деятельности. Такая деятельность дает большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

В школе существует и активно функционирует система дополнительного образования, целью ее является гармоничное развитие личности каждого ребенка соответственно ее интересам и наклонностям.

Ведется работа по следующим направлениям:

– краеведческое,

– военно-патриотическое

– художественно-эстетическое,

– спортивное

– социально-педагогическое,

В качестве руководителей кружков в этом учебном году работают 13 педагогов.

В школе действуют 15 различных кружков:

Близнюк А.А.

«Юный краевед»

Новак В.Е.

«Киноклуб»

Корженко А.В.

«Волейбол»

Корженко М.Н.

«Баскетбол»

Васкаева Т.Н.

«Музыкальный театр»

Васкаева Т.Н.

«Сценическая речь»

Клюйко В.А.

«Крымский вальс»

Биткова А.В.

«Пресс – центр»

Скрыпник Н.С.

«Палитра»

Борисенко С.А.

«Мастерица»

Абселямова С.М.

«Память»

Клюйко В.А.

«Крымчанка»

Коршаков Ю.А.

«Меткий стрелок»

Максимова Д.С.

«Веселое искусство»

Захаров Г.Ф.

«Теннис»

Работа педагогов дополнительного образования направлена на систематическое обновление содержания дополнительного образования, его программ (имеют все педагоги), методик; включение в систему одарённых детей, требующих повышенного педагогического внимания.

Деятельность в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На занятиях педагог в детях пробуждает творческое начало, учит трудиться, помогает ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Как это происходит в нашей школе, поделятся своим опытом руководители кружков.

Слово предоставляется:

  1. Корженко М.Н.

  2. Клюйко В.А.

  3. Скрыпник Н.С.

  4. Битковой А.В.

  5. Новак В.Е.

Результативность участия в традиционных конкурсах и фестивалях позволяет прийти к выводу, что уровень развития творческих способностей учащихся находится на должном уровне. Фантазия педагогов и детей безгранична. Каждый старается себя реализовать: в создании моделей, презентации, защите проекта.

К сожалению, недостаточное финансирование не позволяет увеличить охват учащихся кружковой работой, которая в настоящее время составляет 48%. Не позволяет улучшить материальную базу для улучшения материальной базы кружков.

Заключение.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому мы стараемся придерживаться следующих правил для развития творческих способностей:

  • воспринимать ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловно принять его таким, какой он есть;

  • внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности ребенка, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика;

  • категорически не оценивать и не критиковать ребенка.

Проект решения педсовета:

  • Классным руководителям, руководителям кружков совместно с психологом проанализировать интересы, возможности, склонности, способности учащихся в различных видах деятельности;

Срок исполнения: в течение 2-го полугодия

Ответственные: классные руководители, руководители кружков, психолог школы Собко Е.С, заместитель директора Еремия Л.В.

  • Руководителям кружков систематически создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере дополнительной деятельности.

Срок исполнения: в течение года

Ответственные: руководители кружков,

  • Руководителям кружков формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении внеурочной деятельности.

Срок исполнения: в течение года

Ответственные: руководители кружков, заместитель директора Еремия Л.В.

  • Изучить опыт руководителей кружков Корженк М.Н. и А.В., Клюйко В.А., Битковой А.В. в развитии творческих способностей учащихся.

Срок исполнения: январь – март 2019 года

Читайте также:  Роль загадок в развития мышления ребенка

Ответственные: руководители кружков, заместитель директора Еремия Л.В..

  • Довести до сведения учащихся и родителей о кружках, работающих в школе и их результативности на родительском собрании

Срок исполнения: март 2019 года

Ответственные: классные руководители, руководители кружков, заместитель директора Еремия Л.В..

Еремия Л.В. 27.12.2018

Источник

Ольга Александровна Давляева
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей

Современное образование ставит задачу развития творческой личности, способной определить своё место в обществе и ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Развитие таких способностей актуально в условиях дополнительного образования. Ведь самой целью дополнительного образования: является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие самоопределению их как личности, привлечение к здоровому образу жизни. А для достижения этой цели необходимо развитие творческих способностей, которые определяют успешность творческой деятельности личности. Именно в детском возрасте человек имеет большие возможности для их развития. Наиболее эффективно можно использовать этот потенциал в младшем школьном возрасте.

При создании условий для развития способностей к творчеству изменяется восприятие ребёнком окружающего мира, у него появляется больше возможностей для осуществления идей. Он учится видеть проблему, применять свои знания и умения в различных ситуациях, найти что-то новое в уже известном.

Дополнительное образование расширяет пространство, где дети имеют возможность развивать творческую активность, реализуют невостребованные основным образованием качества, могут выбирать содержание и форму занятий.

В учреждениях дополнительного образования детям предоставляется возможность заниматься творчествомв различных направленностях: художественной, технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической. В соответствии с интересами и возможностями, они могут заниматься исследовательской работой, спортом. Здесь созданы условия, благоприятные для развития творческих способностейкаждого обучающегося: комфортная психологическая обстановка, свобода в выборе деятельности, доброжелательная помощь взрослых, возможность самостоятельного решения задач.

Ребёнок, который смог раскрыть свои способности и реализовать их, более приспособлен к жизни в обществе. Используя цивилизованные средства, он стремится достичь поставленных целей.

Публикации по теме:

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей
Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии
Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.

Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание.

Предметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольниковПредметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольников
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они успешно произрастают» Г. Нейгауз. Всем известно и доказано учёными,.

Презентация «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»
«Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»Побирей Е. Н воспитатель МДОАУ ДС №14 г. БлаговещенскСЛАЙД 1 Тема.

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Роль занятий по декоративно-прикладному искусству в развитии умственных способностей ребёнка.
Система дополнительного образования играет серьезную роль в воспитании активной и всесторонне развитой личности. Широкие возможности дополнительного.

Технология тестопластики в развитии художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Тема проекта «Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Кильчицкая.

Источник

О роли дополнительного  образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС)

Интеграция общего и дополнительного образования

 Центр развития творчества детей и юношества является составной частью общего образования нашего района, позволяющей обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности.

Главный механизм построения системы непрерывного образования в рамках сферы культуры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандартами.

Перспективы развития есть, и будет разумнее сохранить опыт работы учреждений дополнительного образования, не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований.

Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Следовательно, необходимо обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования.

Читайте также:  Развитие ребенка с вирусным гепатитом

ЦРТД и Ю и другие учреждения   дополнительного  образования района могут много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

– возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

– изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов;

– уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– возможности поддержки  одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

– возможности работы в социуме, социального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

За последние годы наблюдается очевидная дисгармония между интеллектуальным и духовно-нравственным развитием человека.

В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающегося определены как задачи первостепенной важности. Исходя из этого, и была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитать «человечного-человека». Немаловажная роль в реализации данной задачи принадлежит учреждениям дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать формированию духовных потребностей школьников в образовательном процессе.  

Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований.

ЦРТД и Ю на протяжении многих лет является одним из лидеров среди учреждений дополнительного образования республики и не только. Разнообразие направленностей программ дополнительного образования реализуемых в нашем Центре – это

 – спортивно-техническое;

– научно-техническое;

– туристско-краеведческое;

– художественно-эстетическое;

– социально-педагогическое;

– естественно-научное

 представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы.

ЦРТД и Ю  уже имеет большой опыт организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.  Это удовлетворение познавательных запросов, развитие способностей и склонностей детей младшего школьного возраста 1-4 классов, воспитательная работа и практико-ориентированная деятельность. Подписаны договора о сотрудничестве практически со всеми школами города. Учащиеся 1-4 классов МОУ «Гимназия №5»,  МОУ «Лицей №1», Школы-интернат №7 на протяжении уже нескольких лет посещают клуб «Фантазия», где обучаются по многопрофильным программам художественно-эстетической направленности. Учащиеся МОУ «Прогимназия №4» и МОУ «СОШ №3» закреплены за клубом «Орленок» в котором реализуются программы художественно-эстетической и краеведческой направленности. В МОУ «СОШ №6» реализуются программы технической, краеведческой и «художественно-эстетической направленности». В МОУ «СОШ № 2» реализуются программы естественно-научной, социально-педагогической направленности. Опыт организации научно-исследовательской деятельности  и профессиональной ориентации начиная  5 – 11 классы. Это организация элективных курсов, образовательные программы социальной адаптации и профессиональной ориентации. Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Наш педагог Хитиева Л.Х. по специально разработанной программе проводит творческие мастерские в РЦ «Особый ребенок». Неоценим опыт деятельности научно-исследовательского общества «Развитие». Практически все научно-исследовательские проекты наших ребят занимают призовые места на региональных и Всероссийских уровнях.  Опыт профессиональной подготовки воспитанников старшего звена  (8-9 классы) с привлечением учреждений профессионального образования. Это организация элективных курсов по дополнительныи образовательным программам «Повар», «Гостиничный сервис», «Парикмахерское дело», «Швейное дело», «Медицина и мы». Многие из наших воспитанников, ознакомившись с определенной профессией в нашем Центре продолжают обучение в средне специальных и высших образовательных учреждениях по этим профессиям.  Мы готовы к новым образовательным маршрутам при участии новых сетевых партнеров.

Нельзя недооценивать значение ЦРТД и других учреждений  дополнительного образования для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, укрепления его психического и физического здоровья. Вся воспитательная часть учебно-воспитательного процесса нацелена на создание условий  для формирования творческой,  способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

ЦРТД и Ю не стоит на месте. Мы находимся в постоянном поиске новых форм и методов работы  развития личности ребенка. Наше образовательное учреждение и в дальнейшем будет  нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. Будет способствовать адаптации детей к жизни в обществе, формированию общей культуры, организации содержательного досуга. Получая дополнительное образование, ребенок приобщается к национальной и мировой культуре, формируется как гражданин, сотрудничая с другими детьми, он социализируется, реализуя свои способности и склонности – становится индивидуальностью.

Хочется поблагодарить руководителей всех сотрудничающих с нами образовательных учреждений, в особенности Моллаеву Фатиму Чибиловну, Моллаеву Зарету Мустафаевну, Хутуеву Любовь Шарафиевну,  Любовь Хизировну, Лихова Мухамеда  Аубекировича, Ханапи Османовича за понимание важности нашего  общего труда.  Только вместе мы сила, ведь у нас общая цель – получение всесторонне развитой гармоничной личности.

Базовое (основное) и дополнительное образование детей должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами.

Вставить фразу со стенда.

А в заключении, разрешите поздравить всех дорогих и уважаемых учителей и педагогов  с новым учебным годом. Пожелать вам дружных творческих коллективов;  ищущих и пытливых, стремящихся покорить весь мир учеников; понимающих родителей и руководителей; здоровья вам и терпения!!!

Спасибо за внимание.

Источник