Роль дидактической игры в развитии речи ребенка
“Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста”
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особо внимание педагогу следует уделять своей речи, она должна быть четкой и внятней.
Причины низкого уровня развития речи:
• Воспитатель знает методику, но не технологию. Не знает уровня развития речи.
• Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления и эмоций, воображения.
• Обучение идёт в лингвистической форме, игнорирует коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
• Комфортное пребывание в саду способствует успешному развитию
Что же надо помнить для успешного речевого развития ребёнка дошкольника?
Необходимо помнить следующие:
• цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого;
• лучше сохраняется материал, тот который поразил и увлек ребенка;
• дети очень любят соревнование и игру;
• во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками;
• обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с возрастными особенностями;
• обеспечить условия для обогащения их словаря в соответствии с возрастными особенностями;
• создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи;
• развивать связную речь с учётом их возрастных особенностей;
• уделить специальное внимание развитию у детей понимания речи
(упражняя в выполнении словесных инструкций);
• приобщать детей к культуре чтения худ. литературы;
К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение, внимание, память, мышление – основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и метода обучения. Одно из таких средств – игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Как говорил А.С.Макаренко, игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом…
Воображение, развивается только в коллективе, обязательно играющем. В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Дидактические игры
Что представляют собой дидактические игры?
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета».
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры.
Структурой дидактической игры являются:
• Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т.к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).
• Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).
• Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).
Методика организации дидактических игр имеет три направления: Подготовка, проведение, анализ.
«Подготовка»
• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);
• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
• определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
• определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
• подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
«Проведение»
• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
• определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
• подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
• В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной.
Дети обычно ждут этого дня.
«Анализ»
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи, например в своей работе я использую такие игры, как “Назови ласково” “Чего не хватает”;”Угостим животных”
Отсюда можно сделать вывод:
Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.
Список использованной литературы:
1 . Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактической игре дошкольников. – М.: Просвещение, 1992 г.
2. Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. – М.: Новая школа, 2000 г.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М: Просвещение,1991г.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981 г.
5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984г.
6. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Просвещение, 1993г.
7. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи
/Дошкольное воспитание. – 1981 г. № 2.
8. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1983г.
Источник
Роль дидактической игры в развитии речи ребенка.
Игра – основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать его стоит через игру. Для этого существует множество дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические игры для развития речи. Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно, с помощью словотворчества. Дидактические игры помогают ребенку понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных форма слова, о применении предлогов и союзов. Детки постарше учатся с помощью дидактических игр строить сложные предложения, развивать мышление и воображение, пополнять свой словарный запас. Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.
Развитие речи детей посредством дидактических игр.
Каждая игра оставляет свой след в развитие малыша, использование дидактических игр способствует:
- Обучению ребенка восприятия речи, как средства связи;
- Пополнение словарного запаса;
- Развития фонематического слуха;
- Развитие речевого творчества;
- Восприятию интонационной и звуковой культуры речи;
- Постановке связной речи;
- Постановке диалогической речи;
- Умению грамотного использования речевых оборотов, предлогов.
Типы дидактических игр.
Все игры можно условно подразделить на несколько типов. В идеале использовать каждый тип отдельно с разной игрой. Это поможет малышу не утомиться, но при этом разнообразные игры помогут тренировать память, слух, пополнять словарный запас. Сами дидактические игры делятся на три типа: настольно-печатные (книги, картинки, карточки); с игрушками и предметами; словесные. Важную роль в эффективности дидактических игр занимает проведение их верным путем. Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для того, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. То есть были внимательными при выполнении упражнений.
Для этого необходимо добиться достижения нескольких пунктов одновременно: – Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости вы можете корректировать их по ходу игры.
– Показать свою заинтересованность. И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если детки видят, что вы рассеяны и играете только потому что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.
– Поощрять ребенка. Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, похлопывание по плечу – морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.
– Игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе детки утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Если дети ссорятся из-за выбора дидактической игры, то найдите вместе компромисс, например, сейчас вы играете в первую игру ровно 5 минут, потом столько же во вторую.
Дидактические игры так же благотворно влияют на способность детей к самоорганизации, а значит и самообразованию. Правила игр для развития речи обычно довольно простые, легко запоминаются, а значит дети могут объяснять их другу или научить новым играм родителей. Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты им лучше не мешать, чтобы интерес к игре не пропал. Особенно приживаются активные игры с мячом или те игры, которые могут вызвать смех. Например, игра «сломанный телефон» нравится детям не только дошкольного возраста, но и ученикам младших классов. Игры, направленные на развитие речи могут быть совершенно разными и увлекать не только детей, но и взрослых. Например, игры на поиски синонимов, антонимов или слов на определенную букву (всем известная игра в «слова», где нужно назвать слово, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова). Вариаций по игре со словами множество, поэтому важнейшей задачей родителей служит постоянство и регулярность при проведении игр.
Еще одной из причин успеха дидактических игр как средства развития речи или других навыков у детей является элемент соревнования. Всегда интересно, быть первым, а значит назвать больше слов, быстрее подобрать рифму и дополнить фразу. Элемент соревнования один из важнейших толчков к игровой деятельности и саморазвитию.
Играть дети не перестают очень долгое время. Задачей воспитателей и педагогов является правильный подбор игр, актуальных для определенной возрастной категории детей. Если дидактические игры подобраны в соответствии с детскими возрастными потребностями, правильно проведены, то они, безусловно будут иметь успех. Обучение связной и грамотной речи игровым способом должно быть регулярным. Менять игры стоит постепенно и плавно. Когда детки растут, сначала выводятся из обихода одна игра и заменяется другое. Затем вторая, третья и так далее. Через какое-то время весь репертуар дидактических игр обновится и станет подходящим для повзрослевшего ребенка. И помните, что дидактические игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов.
Источник
Доклад на тему «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»
Любая программа по развитию речи в детском саду определяет круг знаний об окружающем, соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны будут усвоены детьми на каждом возрастном этапе, где ведущая деятельность дошкольников – игровая. Именно благодаря игровой деятельности можно повысить речевой уровень детей, развивать активный словарь. Задачи:
- Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.
- Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью.
- Совершенствовать разговорную речь.
- Обогащать словарь.
У детей дошкольного возраста необходимо
расширять запас слов за счет:
- Названий предметов, качеств, действий;
- Активизации словаря;
- Употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;
- Формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный-слабый, быстрый – медленный);
- Формирования умения подбирать слова со сходным значением (веселый-радостный, прыгать-скакать);
- Использование слов, обозначающих материал (дерево, стекло);
- Осмысливания образных выражений в загадках.
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:
- Игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.)
- Настольно-печатные игры
- Словесные игры
- Каждая игра развивает культуру речевого общения;
- Воспитывает нравственные качества;
- Формирует этические представления и нравственные чувства.
- Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. С их помощью дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Кроме предметов практического жизненного значения, существует еще категория предметов, имеющих в жизни детей особого значения. В игрушках представлены в уменьшенном виде те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Игрушки выдвигают многократные возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки, фасоль) применяются в таких играх, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из листьев?», «Кто скорее сделает узор из фасоли?» и др., «Разложи листья по убывающей величине». Также можно организовать их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
- Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: предметные картинки, парные картинки, лото, домино. В ходе таких игр развивается память, закрепляются знания о количественном и порядковом счете, обогащается, активизируется словарь, развивается воображение, творчество.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины: одна – легковая, другая – грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх мы ставим обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.
В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки.
- Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.
Словесные игры условно можно разделить на 4 группы:
- Игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Когда это бывает?»
- Игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять:
«Похож-не похож», «Кто больше заметит небылиц?»
- Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» «Верно ли это?»
- Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.
Очень интересными для развития словаря являются игры-предположения: «Что было бы…?, «Что бы я сделал», «Кого бы выбрал в друзья?» Помните, что у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
В работе можно использовать другие виды дидактических игр:
- Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
- Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
- Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
- Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
- Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.
Таким образом, использование дидактических игр, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие
в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
Источник