Роль дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста

Роль дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста thumbnail

Роль дидактической игры в раннем дошкольном возрасте

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. По словам исследователей, в преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми [3, 2]. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие (дидактические) игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.

Дидактическая игра – это такой вид учебного занятия, которое организуется в виде учебной игры, реализующей ряд принципов игрового, активного обучения и отличающейся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Игры в дошкольной педагогике определяют как вид учебных мероприятий, организуемых в виде игр с наличием определенных правил, реализующих принципы активного игрового обучения и отличающихся как строгой структурой игровой деятельности, так и методами оценки действий участников игры.

Становление игры – одно из главных достижений раннего возрас¬та [4,6]. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности. Внутри игры развивается наглядно-образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандарт¬ных ситуациях, успешнее учатся. Игра является важным условием социального развития детей: в игре они учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра способствует физическому развитию детей, стимулирует их двигательную активность. Через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвобо¬дить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их, в результате чего игра имеет для него психотерапевтический эф¬фект.

Особое значение игра имеет для становления самых разных форм произвольности детей – от элементарных до самых сложных. Именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением, и регулировать и контролировать его в соответствии с общепринятыми правилами.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обуче¬ния детей: усвоение различных знаний и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности. Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Детей нужно приобщать к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.

В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеют слово, наглядность, сюжет. Раннее детство от 1 года до 3 лет – это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий. В этом возрасте дидактические игры учат детей, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов. Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивается наблюдательность и внимание. Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности:

Читайте также:  Методика гармоничного развития ребенка

– сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);

– развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;

– развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия);

– развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему;

– развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Игры в детском саду влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств воспитания. Существует несколько основных видов дидактических игр: словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры, при этом обязательными атрибутами любых дидактических игр являются обучающие и воспитывающие задачи, а также ряд игровых правил и действий. Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже имеющимися знаниями и уметь применять их на практике.

Вывод: Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Используемая литература

1. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педа¬гогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образова-ния» / Л.Н. Галигузова, СЮ. Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 301 с.

2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

3. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977. – 176 с.

4. Смирнова Е.О. Дети раннего возраста в детском саду: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010. – 120 с.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Роль дидактической игры в развитии детей раннего возраста КГКП детский сад – ясли №34 «Дом радости» акимата г. Усть -Каменогорск Цыплякова Ольга Анатольевна Методист, Педагог -психолог Өскемен 2016 г.

2 слайд

Описание слайда:

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения. Дидактические игры, наряду с подвижными и музыкальными, создаются взрослыми как игры с правилами и предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того как дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно.

3 слайд

Описание слайда:

Дидактическая игра с правилами – основной и наиболее характерный вид игровой деятельности детей – имеет определенную структуру, которая включает дидактическую (развитие сенсорных процессов, речи и др.), игровую задачу (отгадать, выиграть соревнование и т. д.) и игровые действия (прятать и находить, кого- то изображать и т. п.), правила игры (действовать по очереди, не повторять сказанного, начинать по сигналу и т. п.). Игровая задача и игровые действия вносят в игру занимательное начало, позволяют ребенку обучаться, играя, непреднамеренно получать знания в интересной для него деятельности. К таким играм можно отнести прежде всего многие настольные игры, словесные и словесно-подвижные. Например, народные и т. п.

Читайте также:  Особенности развития речи ребенка в онтогенезе

4 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры способствуют: – развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию, умению высказывать свои суждения, делать умозаключения. – развитию речи детей: пополнению и активизации словаря. – социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

5 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями. Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

6 слайд

Описание слайда:

Виды дидактических игр: 1.Игры с предметами (игрушками). 2.Настольно-печатные игры. 3.Словесные игры. Игры с предметами. Большая группа игр и упражнений с дидактическими игрушками и материалами (матрешками, башенками, геометрическими формами и т. д.) характеризуется тем, что обучающее и игровое начало заложено в самих игрушках и материалах, в их специальной конструкции. В играх этого типа имеются свои дидактические задачи (различать величину, форму и т. д.) и цель игры для ребенка (собрать целую игрушку, выполнить задание), разнообразные действия (собирать, складывать, нанизывать) и определенные правила (например, нанизывать кольца по возрастанию величины, раскладывать по форме). Игры с дидактическими игрушками и материалами предназначены больше для маленьких детей. Они не требуют обязательного взаимодействия с другим ребенком, предполагают характерную для малышей повторность действий. Их ценность не только в том, что дети познают специально выделенные, нарочито подчеркнутые в игрушке, материале свойства – цвет, форму, величину и др. Благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умения занимать себя, играть рядом с другими, не мешая им, а значит, помогают организовать жизнь группы.

7 слайд

Описание слайда:

Настольно – печатные игры -это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: “лото”, “домино”, парные картинки” С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

8 слайд

Описание слайда:

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Ценно, что эти игры объединяют не только непосредственных участников, но и «болельщиков», внимательно наблюдающих за игрой и выражающих активное отношение к успехам или неуспехам своих товарищей.

Читайте также:  Развитие личности ребенка дошкольного возраста кризис 7 лет

9 слайд

Описание слайда:

Были разработаны игры для сенсорного развития у детей раннего возраста через ФЭМП Дидактическая игра «Найди домик для животных» Обучающие задачи: Закрепить геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник; цвета. Уметь применять понятия: «слева», «справа», «вверх», «вниз».

10 слайд

Описание слайда:

Дидактическая игра «Четвертый лишний» Обучающие задачи: Закрепить умения детей выделять из группы предметов 1 лишний. Уметь классифицировать предметы и называть одним словом : мебель, овощи, фрукты, игрушки, насекомые, цветы, ягоды и т. д.

11 слайд

Описание слайда:

Дидактическая игра «Пришей пуговицу Петрушки». Обучающие задачи: Закрепить знания детей о цвете, и счете до 5. Развивающие задачи: развитие пространственного воображения, глазомера, абстрактного мышления, развитие способности следовать устным инструкциям. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

12 слайд

Описание слайда:

Дидактическая игра «Украсим елочку» Обучающие задачи: Закрепить знания детей о цвете, и счете до 5. Проводить игру надо начинать с 2-х цветов (красный , зелёный). Постепенно каждый раз можно добавлять новый цвет, следовательно будет проходить работа по закреплению и знакомству с цветами.

13 слайд

Описание слайда:

Дидактическая игра «Собираем урожай яблок». Обучающие задачи: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Закрепить счет до 5; цвета, геометрические фигуры. Развивающие задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственного воображения, глазомера, абстрактного мышления, развитие способности следовать устным инструкциям. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

14 слайд

Описание слайда:

Дидактическая игра «В саду и огороде вырос урожай». Обучающие задачи: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения. Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах и овощах. Дети должны знать, что овощи растут в огороде на грядках, а фрукты в саду.

15 слайд

Описание слайда:

Также воспитателями были разработаны дидактические игры, затрагивающие все образовательные области. Резникова О.Н – дидактические игры по ИЗО «Разноцветные шары», «Угостим медведя ягодой», «Стрелка, стрелка покружись»

16 слайд

Описание слайда:

Милакина С.И. – дидактические игры по экологии «Собираем урожай», «Кто где живет», «С какого дерева лист», «Ку-ка-ре-ку», «Сложи картинку»

17 слайд

Описание слайда:

Белоусова Т.В. – дидактические игры по развитию речи. «Кто что ест?», «Кто где живет?»

18 слайд

Описание слайда:

Сапига А.И. – дидактические игры по ознакомлению с художественной литературы «В гостях у сказки»:

19 слайд

Описание слайда:

Белова А.Ю. – дидактическое пособие по развитию творчества и положительных эмоций.

20 слайд

Описание слайда:

Благодарим за внимание. Презентацию подготовила и провела Цыплякова Ольга Анатольевна

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-598779

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник