Роль детского сада в развитии личности ребенка

Роль детского сада в развитии личности ребенка thumbnail

Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка.

Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад.

От того, в каких условиях будет развиваться ребенок зависит его будущее.

В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.

Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения каждого ребёнка в детском саду, подготовить его к школе.

Детский сад- первое общественное учреждение куда попадает ребенок. Там он с помощью «грамотного» воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения. Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и что делать решает взрослый. Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту, силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании играть намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым. С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки, учиться подчиняться и выполнять правила других , учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает чувства и желания своего ребенка а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Дети в детском саду находятся в одновозрастной группе. Каждая группа состоит , как минимум, из 20 человечков с разными характерами и разными привычками. Не удивительно, что время от времени возникают конфликты интересов. Конечно, это неприятно, но именно благодаря таким эпизодам ребенок осознает необходимость отстаивать свои интересы, учится давать сдачи. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развить ребенку основные качества общения:

  1. – деловые(другой человек как партнер по совместной деятельности);
  2. – познавательные (другой человек как источник информации);
  3. Личностные (интерес к другому человеку как к личности).

В детском саду ребенок учится общаться с другими взрослыми. Опыт общения с воспитателями в дальнейшем поможет избежать некоторых трудностей с учителями в школе. Здесь ребенок начинает понимать, что кроме мамы и папы есть и другие взрослые, которых надо слушаться. В дошкольном учреждении ребенок учиться соблюдать «дисциплину», т.е. начинает понимать, что помимо него самого нужно уважать и придерживаться правил общежития.

Ребёнок получает интеллектуальное и физическое развитие. Хотя грамотные мама и папа вполне могут дать необходимые знания лучше, чем в садике, но самое сложное в домашнем воспитании – обеспечить ребенку социальное развитие.

Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, ознакомление с художественной литературой, формированию основ математических представлений. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Помимо того, во многих садиках всем желающим предлагается комплекс дополнительных занятий: ритмика, хореография, организуется кружковая работа по углубленному обучению и развитию детей определённой направленности. Обеспечить ребенку такое разнообразие в домашних условиях просто невозможно, так или иначе придется водить малыша в центр дополнительного образования детей «Радуга».

Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня. Большинство взрослых не привыкли жить строго по часам, тогда как, на самом деле, это очень полезно для организма – есть, гулять, ложиться спать в одно и то же время изо дня в день. Главным доказательством эффективности детского сада является поступление ребенка в школу. Ведь в последнее время условия школ по приёму первоклассников несколько изменились. В школу ребёнок должен поступить подготовленным психологически и с определённым багажом знаний, которые заложены в программу воспитания и обучения детей в детском саду. В работе детского сада и школы соблюдается преемственность, исключающей умственные и физические перегрузки Наши детские сады с этого года работают по новой примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»,под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Эта программа соответствует Федеральным Государственным требованиям, является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, с учётом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Читайте также:  Математическое развитие ребенка 4 лет

Именно воспитатель в детском саду является главным источником знаний для ребенка.

Воспитатели наших дошкольных учреждений имеют огромный багаж знаний

опыт педагогической работы .Они владеют методами и приёмами воспитания и обучения детей. Осваивают и используют новые технологии. Повышают свой профессионализм через курсы повышения квалификации, через самообразование, заочное обучение в педагогических университетах. Наши воспитатели активные участники регионального конкурса «Детские сады – детям». Воспитатели ответственно относятся к своей работе. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств.

.Они понимают, что от подготовки ребенка в детском саду к школе зависит его будущее. Смогут ли они развить способности ребенка, привить ему интерес к учебной деятельности так, что бы у ребенка было желание учиться. Педагоги заботятся о здоровье и всестороннем воспитании детей и совместно с родителями стремятся сделать счастливым детство каждого ребёнка.

Источник

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности.

Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский)1, т. е. его социализация. Воспитание – это выработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитие человеческой личности. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.

Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ – это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей – способствовать успешной социализации ребенка.

Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста. Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностной ориентаций. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, труд, игра.

Анализируя возрастные особенности ребёнка мы видим что необходимо именно с детства формировать и развивать социальные качества и потребности ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс можно осуществить благодаря игре. Ведь игру как наиболее освоенную детьми деятельность, можно использовать как средство включения детей в жизнедеятельность, средство развития любознательности, метод изменения позиции пассивных детей, активизации детей, адаптации их в социальном мире. Игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности, воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Ведь посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Таким образом, самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося совершенствования его личности, его социализации.

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Многочисленные исследования оказывают, что формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическую атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи, влияют на ребенка наряду с факторами целенаправленного воспитания. Тип семейного воспитания определяется типом сложившихся в семье отношений между ее членами.

Читайте также:  Упражнения для физического развития ребенка до года

В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, – к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Ни один человек не рождается готовым членом общества. Но с самого начала своей жизни человек включен в социальные взаимодействия, где свойства личности зависят от социальной ситуации, ее образа жизни, деятельности и общения. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.

Литература:

1. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, 2005 г.

2. Выготский Л. С. «Вопросы детской психологии» Изд.Союз 2006

3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. -М.: ГНОМ и Д, 2001. -144с.

4. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. – 1998 – № 4.

5. Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, жизнь человека, игровая деятельность, институт социализации, особенность взаимоотношений, развитие личности ребенка, Ранний возраст, социальный опыт, уникальный период.

Источник



Воспитание является очень ответственным процессом. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании.

Воспитание как влияние на формирование личностных качеств фактически идет с первых месяцев жизни ребенка, хотя черты личности как таковые в этом возрасте внешне еще не заметны. [2, с. 83]

Цель дошкольного воспитания и образования – предоставить каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры (развитие сенсорики, умственное, эстетическое, нравственное воспитание).

Задачами дошкольного воспитания является обеспечение:

– физического здоровья;

– эмоционального благополучия;

– интеллектуального развития;

– волевого развития.

В воспитании дошкольника большое значение имеют родители. Своим отношением и поведением они показывают пример ребенку. Поэтому важно стремиться избегать ссор и конфликтов в семье.

В результате безнравственных отношений родителей (физическое насилие, пьянство и т. д.) могут возникать нетипичные условия социализации дошкольника, что в свою очередь оказывает негативное влияние на его развитие.

Кроме того, важную роль в развитии детей дошкольного возраста имеет образовательная среда и ее психологическая безопасность. От того каким образом будет организована образовательная среда зависит, будет ли у ребёнка создано ощущение успешности, либо напротив, произойдет нарушение психического и физического здоровья.

Поэтому педагоги и родители в воспитании дошкольника должны стремиться создать такие благоприятные условия, которые будут способствовать благополучной социализации маленького человечка в этом огромном мире.

В каждом возрасте ребенок имеет свой уровень физического, психического и социального развития.

Возрастные особенности – это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. [4, с. 59]

Учет возрастных особенностей является одним из основных педагогических принципов. Благодаря этому можно определить наиболее благоприятный для развития ребенка распорядок дня, различные виды деятельности, формы и методы учебно-воспитательной работы.

Дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет.

Младший возраст (3-4 года) – является важнейшим периодом в развитии дошкольника. В этот период у ребенка появляется новое отношение к взрослым, сверстникам, предметному миру.

Здесь необходимо выделить такой важный период в жизни ребенка, как «кризис трех лет». Он может длиться несколько месяцев и протекать с различной интенсивностью.

Характерными признаками кризиса являются:

– Негативизм.

– Упрямство.

– Деспотизм.

– Обесценивание.

– Строптивость.

– Бунт.

– Самостоятельность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного «Я». [5, с 197]

Читайте также:  Студии творчества и развития ребенка

Ребенок трех лет начинает остро реагировать на психологическую обстановку в семье. Поэтому родителям очень важно соблюдать гармонию в отношениях между собой, когда маленький член семьи вступает в кризисный возраст.

К 4-5 годам у детей возрастают физические возможности. Движения становятся более уверенными и разнообразными. Двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной. [3, с. 5]

Поэтому в этот период развития с детьми необходимо как можно больше играть в подвижные игры, разучивать танцевальные движения, хороводные игры.

Дети становятся более эмоционально устойчивыми, менее капризными, начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

В возрасте 5-6 лет ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями. Ведущее значение приобретает развитие воображения. У детей данного возраста проявляется интерес к прекрасному, эстетически ценному.

В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.

Дошкольное воспитание детей можно считать своеобразным фундаментом, основой, с которой начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка – характера, способностей, навыков. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье настолько важно, ведь ребенка нужно подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям, навыкам общения, а главное – любви и заботе.

Дети в этом возрасте подражают своим папам и мамам, дедушкам и бабушкам, воспитателям и героям сказок. Поэтому родителям необходимо следить за собственной речью и действиями, не стоит плохо говорить о людях, совершать некрасивые поступки.

Необходимо сформировать такие нравственные качества дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

Воспитание детей дошкольного возраста в семье имеет два основных направления:

– подготовка к школе;

– развитие определенных личностных качеств в ребенке, призванных помочь ему в жизни.

Умственное воспитание детей, помимо знания букв, умения читать и считать, подразумевает всестороннее развитие, способность к психологической адаптации, умения общаться.

Воспитание в детском саду направлено, в первую очередь, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошкольников общение со сверстниками – является необходимым элементом гармоничного развития. Многие родители боятся процесса адаптации ребенка в детском саду. Однако грамотное поведение педагогов дает возможность сгладить этот процесс и провести его наиболее безболезненно, в отличие от трудностей, которые ждут домашних детей в школьном коллективе.

Во время игры и в процессе общения с другими детьми ребенок приобретает первые навыки самостоятельности, которые ложатся в основу самоорганизации ребенка дома и, в будущем, в школе.

Также целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. И здесь главная задача воспитателя состоит в том, чтобы предложить детям самые разнообразные занятия. Это может быть музыка, аппликация, конструирование, рисование, физкультура.

Таким образом, у ребенка развиваются пять основных личностных потенциалов -познавательный, коммуникативный, ценностный, художественный и физический.

Применение различных методов воспитания в детском саду позволяет достичь желаемого результата и учесть индивидуальные особенности детей в группе.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов

– взаимодействие участников педагогического процесса;

– предметно-развивающая среда;

– содержание дошкольного образования.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе

Психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. [1, с. 6]

Негативные социальные переживания создают отрицательный фон отношения к миру.

Психологическая опасность в образовательной среде представляет собой неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению и нарушению психического и физического здоровья.

Отсюда, можно выделить важные условия, обеспечивающие психологическую безопасность:

– Доброжелательные взаимоотношения (доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

– Устойчивая позиция педагога

– Гуманистическое отношение к детской личности.

Образовательная среда должна создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка.

Литература:

  1. Баева И. А.. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб.: СОЮЗ, 2002. – 271 с.
  2. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. M. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
  4. Подласый И. П.. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС- пресс, 2004. – 365 с.
  5. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики,, 2005. – 349 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, дошкольный возраст, физическое здоровье, воспитание детей, воспитание дошкольника, дошкольное воспитание, дошкольное образование.

Источник