Роль деятельности в развитии и социализации личности ребенка

Определение 1
Социализация личности – это процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.
Социализация личности ребенка дошкольного возраста осуществляется в рамках различных видов детской деятельности. Как показывает практика, наиболее эффективными в социализации дошкольников являются такие виды деятельности как игровая и творческая.
Игровая деятельность как средство социализации личности дошкольника
Определение 2
Игровая деятельность – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игровая деятельность оказывает положительное влияние на все стороны развития личности ребенка. Именно в игре ребенок развивается как личность, у него происходит формирование определенных сторон психики, от которых в последующем зависит успешность трудовой и учебной деятельности, а также успешность взаимодействия с другими членами общества. Это связано с тем, что игровая деятельность для ребенка – это не только средство по удовлетворению своих потребностей в общении и движении, но и как средство усвоения общественного опыта.
Замечание 1
Таким образом, именно в игровой деятельности происходит активный процесс социализации личности детей дошкольного возраста, усвоение ими социально-культурного опыта.
В процессе игровой деятельности, ребенок имеет возможность принять на себя разнообразные социальные роли. С этой целью в игре следует создавать жизненные ситуации. В зависимости от возраста детей, созданием таких ситуаций может заниматься взрослый (воспитатель или родители), либо сами дети.
Играя, дети дошкольного возраста не просто знакомятся с миром взрослых, но и с миром вообще. Моделируя разнообразные игровые ситуации, дети имеют возможность не только проявить свой жизненный опыт, но и получить новые социально-культурные знания, умения и навыки.
Как показывает практика, наибольшее значение в социализации личности детей дошкольного возраста имеют сюжетно-ролевые игры.
Определение 3
Сюжетно-ролевые игры – это самый привлекательный для дошкольника вид игровой деятельности, характеризующийся тем, что все участники игры имеют определенные роли, действуют по правилам в рамках задуманного игрового сюжета.
Во время сюжетно-ролевой игры дети дошкольного возраста имеют возможность испытать внутреннее субъективное ощущение свободы, которую ему предоставляет вымышленный сюжет (ситуация) и роль. При этом сюжетно-ролевая игра не требует от детей реального конечного продукта, в ней всё как бы, не по-настоящему – «понарошку».
Замечание 2
Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для социализации личности детей дошкольного возраста, так как она воссоздает реальные жизненные условия, проигрывая которые ребенок получает определенный опыт, необходимый для успешной социализации в современном обществе.
Творческая деятельность как средство социализации и развития личности ребенка
Определение 4
Творческая деятельность – это процесс создания качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией.
Творческая деятельность имеет большое значение в социализации личности детей дошкольного возраста. Связано это с тем, что именно детское творчество является тем механизмом, который способствует прогрессу и совершенствованию любой сферы деятельности.
Так, если задания, которые подразумевают выполнение определенной работы по образцу направлены на формирование у детей дисциплины, навыков взаимодействия с другими участниками коллектива, то творческая деятельность способствует развитию у детей творческих навыков, таких как креативность, мышление и фантазия. Кроме того, творческая деятельность предусматривает непринужденную и эмоционально благоприятную атмосферу, которая сравнима с игрой. В такой атмосфере процесс социализации детей происходит быстрее и «мягче».
Творческая деятельность предполагает овладение детьми различными волевыми качествами личности, которые способствуют обеспечению необходимого эмоционального настроя на общение со сверстниками и взрослыми. Такие навыки, как образное мышление и воображение, оказывают положительное влияние на желание трудиться и добиваться положительного результата.
Дети, которые занимаются творческой деятельностью и получают конкретный результат, осознают значимость собственной личностной ценности, что позволяет им качественно формировать социальные контакты, а также формировать такой жизненно важный навык как самоконтроль. Кроме того, творческая деятельность способствует снижению уровня тревожности и личностных переживаний, которые зачастую оказывают негативное влияние на социализацию личности ребенка дошкольника.
Творческая деятельность может быть организована как в индивидуальной форме, так и в коллективной. Как показывает практика, именно коллективная форма способствует развитию качеств, необходимых для успешной личностной социализации. К этим качествам относятся – взаимопомощь, терпимость, позитивное отношение к чужим мыслям, идеям и результатам творческого труда.
Большое значение творческая деятельность имеет для социализации личности ребенка, имеющего определенные нарушения в развитии. Например, если ребенок не имеет возможности слушать или говорить, то определенны вид творческой деятельности, порой оказывается единственным средством, с помощью которого ребенок может выразить свои чувства и убеждения.
Немаловажным для организации творческой деятельности детей дошкольного возраста, является наличие у них определенных творческих способностей. Именно поэтому, организуя творческую деятельность, с целью осуществления социализации личности детей, педагогу необходимо в первую очередь учитывать их индивидуальные возможности и потребности. На основании этих индивидуальных творческих возможностей и потребностей можно организовать для каждого ребенка необходимую ситуацию успеху, способствующую развитию социально значимых личностных качеств.
Источник
Учитель ИЗО высшей квалификационной категории гимназии №125 Зухра Рахибовна Хабибуллина.
Социализация личности ребёнка.
Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д. Для личности, особенно в дошкольном и школьном возрасте, важно создание благоприятных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, формирование способов межличностного взаимодействия, которые бы позволили усваивать предлагаемые элементы социального опыта без ущерба для психического здоровья. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?
Духовный компонент является определяющим в социализации человека, что позволяет рассматривать эту отрасль социологической науки в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политический отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.
Познавательная сфера ребёнка формируется в процессе освоения содержательного поля теоретической и практической деятельности, учения и эмоционально-чувственного освоения окружающего мира. Только гуманистически ориентированный образовательный процесс, целью которого является удовлетворение потребностей ребёнка с учётом его индивидуальности, может реализовать целый спектр гуманистических, валеологических, нравственных, эстетических и организационно-педагогических условий. Формирование личностной культуры детей, основанной на постепенном погружении в окружающую природную и социальную среду, подводит их к глубокому эмоциональному восприятию, желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с его законами. Реализация такого образовательного процесса возможна при условии обращения идеям гуманности, ответственности и оптимизации взаимоотношений человека с человеком, человека с природой, благоговения перед жизнью. Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность. Процесс социализации происходит во время школьного учения, хотя он не всегда удовлетворяет натуру ребёнка. Кругозор ребёнка постепенно расширяется ещё в раннем детстве, когда малыш общается со взрослыми; в этот период начинается складываться его характер. Не найдя ответа на трудные вопросы жизни у взрослых, он сам ищет ответ в окружающей его среде. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать, как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.
Социализация личности зависит от деятельности ребёнка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.
Многое в становлении личности может сделать педагог. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, формы и методы воспитания.
В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.
Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют: природа и родной язык; общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда; его деятельность; средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.
К базовым условиям успешности социализации ребёнка относятся следующие:
– состояние психического здоровья детей;
– наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
– создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
– обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
– организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;
– разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;
– построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Таким образом, социализация, понимаемая как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности ребёнка. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.
Источник
Презентация к сообщению “Социализация детей через игровую деятельность”
Сообщение на педагогическом совете
по теме: «Социализация детей через игровую деятельность»
Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит ребёнок. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребёнок учится жить по определённым правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения. Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре. В общем понимании социализация – приобретение, результатом чего является включение социального в структуру личности. До 7 лет игра остаётся ведущей деятельностью детей, поэтому процесс социализации протекает в игре.
Роль игры в социализации ребёнка
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Известный русский писатель М.Горький писал: «…Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Действительно игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития.
Игра – это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.
Сегодня игру следует рассматривать не только как форму содержательного проведения свободного времени, но и как мощный воспитательный фактор в процессе становления личности.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она имеет особое значение
Игра – это не только забава, веселое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинной напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, – писал А.С.Макаренко. – Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад, в “дочки-матери”…
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, “примеряет” на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И задача семьи, воспитателей и педагогов – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы научить детей играть, а значить – научить жить.
Значение игры для ребенка дошкольного возраста
1.Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.
2.Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
- Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.
- Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.
- 5. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
- В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.
Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными.
-подвижные игры,
-народно-хороводные игры,
-сюжетно – ролевые игры,
-театрализованные игры,
-настольные игры,
-дидактические игры,
– социально-коммуникативные
Влияние игр на социализацию ребенка
Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Народная игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, отношение ребенка к Родине, родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. Также игры помогают детям общаться между собой, учат прощать обиды.
Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .
Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.
Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.
Социально-коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться.
Заключение
Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Игровая деятельность организации образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Автор: Ястребова Ю.И.
Список используемой литературы 1.Салова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре // Молодой ученый. – 2017. – №15. – С. 633-636. – URL 2.Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 799-803.
Источник