Роль деятельности и общения в развитии ребенка презентация
Слайд 1
Роль общения со взрослым в развитии психики и личности ребенка в раннем возрасте «… любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни заключалась, постепенно, в процессе развития, становится для него потребностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним.» Л. В. Выготский Педагог-психолог Самойлова Дарья Александровна
Слайд 2
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово « communication » происходит от латинского «связывать, давать» . Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка . Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка будет посвящена эта работа.
Слайд 3
Анализ социальной ситуации развития младенца привел Л. С. Выготского к заключению, что, начиная с первых дней жизни, у ребенка имеются те объективные условия развития, которые создают необходимые предпосылки для возникновения социальной потребности , как по своему содержанию, так и по происхождению, — потребности в общении — и что эта потребность и составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития ребенка. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру. М.И . Лисина подчеркивала роль общения как важнейшего фактора развития познавательной активности в детские годы . Она определяла общение как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Общение в рамках культурно-исторического подхода
Слайд 4
осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах К оммуникативная деятельность взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата Общение ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ
Слайд 5
Структурные компоненты общения другой человек стремление ребенка к познанию и оценке взрослого, а через это— к самопознанию и самооценке Мотив общения Предмет общения Потребность в общении партнер по общению
Слайд 6
Структурные компоненты общения единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены действия , совершаемые в процессе общения Средства общения Действие общения Задачи общения операции, с помощью которых осуществляются действия общения ответные действия инициативные акты Продукты общения образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения
Слайд 7
Функции общения I Организация совместной деятельности ( согласование и объединение усилий для достижения общего результата) II Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений) III Познание людьми друг друга Эти функции, с одной стороны, проявляют главные направления «работы» общения , а с другой — позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека.
Слайд 8
Компоненты общения Инициативность в общении . Это стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям. Чувствительность к воздействиям взрослого . Это желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества. Средства общения – это действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого к предметам, вовлекает его в совместные действий участвует в них. экспрессивно-мимические : возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух мес. жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п . предметно-действенные : возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью; речевые операции : позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Слайд 9
Формы общения детей раннего возраста Первое полугодие жизни Ситуативно-личностное общение Н епосредственно– эмоциональное общение Форма общения когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. Содержание потребности в общении – доброжелательное внимание взрослого. Ведущий мотив общения: личностный – взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка . В развитом виде ситуативно-личностное общение имеет у младенца вид «комплекса оживления » Значение данной формы общения в общем развитии ребенка – неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием
Слайд 10
Формы общения детей раннего возраста 6 месяцев — 2 года Ситуативно-деловая форма общения . Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества — соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении. Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка: развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью.
Слайд 11
Формы общения детей раннего возраста 2 лет 6 месяцев — 3 лет и старше Внеситуативно -познавательная форма общения . Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым. Несомненным признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей к той оценке, которую дают им взрослые. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка : развитие игровой деятельности, развитие речи.
Слайд 12
Влияние общения на развитие личности ребенка С возрастом ребенка значение общения становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности. Особое влияние общение отмечается в области : 1 ) дальнейшего взаимодействия со сверстниками 2) интересов касательно окружающего мира 3) эмоциональных переживаний 4) в формировании любви ко взрослым 5) овладения речью 6) формирования личности и самосознания
Слайд 13
Влияние общения на общее психическое развитие ребенка раннего возраста Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что: 1) для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др ); 2) при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком; 3) взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию; 4) ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Слайд 14
Пути влияния общения на психическое развитие Позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей . Влияние общения обнаруживается в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Обогащение опыта ребенка
Слайд 15
Список литературы Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.»: Питер; СПб.; 2009 – 258 с. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В.Давыдова . — М.: Педагогика. – 1978. – 288 с. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед . вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИЦ «Академия», 2003. Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского . – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА Репина Татьяна Ивановна учитель начальных классов МБОУ «ТСШ№2»
2 слайд
Описание слайда:
Отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Л.С. Выготский
3 слайд
Описание слайда:
Сенсорные способности плода Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы.
4 слайд
Описание слайда:
Младенческий возраст Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности, непосредственно эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Является ли общение ведущим типом деятельности в младенческом возрасте?
5 слайд
Описание слайда:
Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются отрицательно, так после второй мировой войны в психологию вошло понятие «госпитализм», с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
6 слайд
Описание слайда:
Общение и развитие речи Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
7 слайд
Описание слайда:
Развитие потребности в общении Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослыми: — потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни; — нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием; — нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество; — потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.
8 слайд
Описание слайда:
Голосовые контакты Голосовое взаимодействие — разновидность ситуативно-личностного общения, поскольку сводится к обмену информацией об аффективном отношении одного партнера к другому. Употребление вокальных звуков как коммуникативных сигналов подготавливает ребенка к освоению речи.
9 слайд
Описание слайда:
Заключение Социальная среда является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в не содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства, дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми
10 слайд
Описание слайда:
Библиографический список 1. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991. 2. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М., «Класс», 1998. 3. «Психическое развитие воспитанников детского дома». // Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. — М., 1990. 4. Эриксон Э. «Детство и общество». Спб., Ленато АСТ, 1996. 5. «Развитие общения у дошкольников» // Под ред. Запорожца А. В., Лисиной М. И. — М., 1964.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно исторического опыта человечества.
Любовь, с которой мать вынашивает ребенка, мысли связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-254922
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Другие методич. материалы›Презентация родительского собрания: “Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка.”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка
2 слайд
Описание слайда:
«Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения» А. де Сент-Экзюпери «Характер и нравственное поведение ребёнка– это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение» Эрих Фромм
3 слайд
Описание слайда:
Слово «общение» происходит от слова «общее» и является связующим звеном между людьми, способствует нахождению и передаче общего что есть (или может быть) между ними.
4 слайд
Описание слайда:
Формы и виды общения очень разнообразны. Оно может быть: опосредованным; непосредственным; дружеским. Включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности: субъект – объектным; субъект – субъектным.
5 слайд
Описание слайда:
Функции общения По критерию цели общения выделяют восемь функций общения: 1) контактная; 2) информационная; 3) побудительная; 4) координационная; 5) функция понимания; 6) эмотивная функция; 7) функция установления отношений; 8) функция оказания влияния.
6 слайд
Описание слайда:
Социально-психологические потребности детей 9-10 лет: – потребность обучения; – потребность в расширении кругозора; – удовлетворении любопытства; – потребность сопричастности к группе сверстников; – потребность в коллективной деятельности и играх; – потребность в дружеском общении
7 слайд
Описание слайда:
Возрастные особенности ребёнка 9-10 лет Физические 1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. 2. Может пренебрегать своим внешним видом. Интеллектуальные 1. Нравится исследовать все, что незнакомо. 2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. 3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет. 4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество. 5. «Золотой возраст памяти»
8 слайд
Описание слайда:
Эмоциональные 1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает. 2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры. 3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории. 4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным. Социальные 1. Ребенок начинает быть самостоятельным. 2. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».
9 слайд
Описание слайда:
Круг общения Мысленно распределите время вашего ребёнка (в день) на четыре составляющие круга. РЕБЁНОК ДЕТИ РОДИТЕЛИ ШКОЛА УЛИЦА
10 слайд
Описание слайда:
Отсутствие полноценного общения: уровень интеллекта; низкая мотивация учения; негативная самооценка; общение со взрослыми; самозащита. Отсутствие полноценного общения оказывает негативное влияние на формирование личности ребёнка.
11 слайд
Описание слайда:
Общение в школе: – влияние коллектива; – общение с учителем.
12 слайд
Описание слайда:
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни детей
13 слайд
Описание слайда:
Стили общения в семье: – попустительский; авторитарный; демократический.
14 слайд
Описание слайда:
Анкетирование
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
Описание слайда:
Семья – колыбель духовного рождения человека
22 слайд
Описание слайда:
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети – это дефицит ласки
23 слайд
Описание слайда:
Анкета для родителей. Сколько времени в день Вы отводите на общение с ребёнком? 1 – 2 часа – 16 % 3 – 4 часа – 47 % от 5 часов и более– 37 %
24 слайд
Описание слайда:
2. Известно ли Вам от самого ребёнка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы, как зовут его соседа (соседку) по парте? известно – 90 %; известно, но хотелось бы знать больше – 8 %; не ответили – 2 % .
25 слайд
Описание слайда:
3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребёнка? невнимательность – 30%; успеваемость – 15%; стеснительность – 5 %; нет друзей в классе – 8 %; нет проблем – 40 %; не ответили – 2%.
26 слайд
Описание слайда:
4. Когда Вам приходится делать ребёнку замечания? не слушается, поведение – 30 %; говорит неправду – 13 %; ленится – 18%; при выполнении домашних заданий – 27 %; при длительном пользовании телефоном – 10%; не ответили – 2%.
27 слайд
Описание слайда:
5. Когда Вы выражаете свой гнев? если ребёнок отвлекается, не слушается – 20%; не выражают гнев – 60%; когда получает «плохие отметки» – 15 %; не ответили – 5%.
28 слайд
Описание слайда:
6. Когда Вы хвалите ребёнка? за успехи – 70 %; в любом случае – 15 %; за помощь по дому – 10 %; за хорошие поступки, прилежное поведение – 5%.
29 слайд
Описание слайда:
Рисунок на тему: «Мой самый счастливый день.»
30 слайд
Описание слайда:
Рисунок на тему: «Мой самый счастливый день.»
31 слайд