Роль чтения в интеллектуальном развитии ребенка

«Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка».
«Всё, чего я достиг в жизни,
стало возможным, благодаря книге».
Ричард Бах.
В наш компьютерный век остро стоит проблема чтения. Действительно, роль книги, чтения играет огромную роль в развитии личности и интеллекта. Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей. Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.
Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность .Вспоминаются слова Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать.
Особое место занимают сказки. Как говорил К.Чуковский: «Сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб». Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь.
Для развития логического мышления можно использовать сказки Дж. Родари, В.Сутеева, Д.Хармса, Л.Толстого.
Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Можно прочесть до того места, где требуется делать выбор и попросить ребёнка нарисовать или предположить, как поступит герой. Дочитайте до конца и сопоставьте ответ с тем, как поступил герой.
Развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети остро чувствуют ритм и музыку стихов. После чтения можно нарисовать картинку.
Чтобы ребёнок полюбил чтение, важно создать собственную домашнюю библиотеку.
Первый подход – рабочая библиотека: словари, энциклопедии,
научно – популярная литература, журналы.
Второй подход – приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми.
Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы.
Детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов, Б. Заходер.
Когда у ребёнка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – нужны книги энциклопедического характера: «Я познаю мир»
«Всё обо всём»
«Моя первая энциклопедия» и т.д.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
1.Прививайте интерес к чтению с раннего детства.
2.Покупайте книги, яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3.Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
4.Обсуждайте прочитанную книгу.
5.Вспоминая содержание книги, намеренно искажайте его,
чтобы проверить, как запомнил ребёнок.
6.Воспитывайте бережное отношение к книге.
7.Дарите ребёнку книгу с дарственной надписью, с тёплыми пожеланиями.
Анкета для детей.
- Как ты считаешь, может ли человек прожить без книги?
- Нравится ли тебе читать книги?
- Какие книги любишь читать?
- Нравится ли тебе получать книги в подарок?
- Какую книгу читаешь теперь?
- Тебе её подарили или взял в библиотеке?
- У вас дома много книг?
- Назови детские книги из домашней библиотеки?
Анкета для родителей.
- Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
- Сколько времени проводит за книгой?
- Вы убеждаете своего ребёнка читать или он делает это сам?
- Какие книги любит ваш ребёнок?
- Дарите ли вы своему ребёнку книги? Какие?
- Обсуждаете ли прочитанное с ребёнком?
- Считаете ли вы себя активным читателем?
- Являетесь ли примером для своего ребёнка в чтении книг?
Источник
Родительское собрание
«Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка»
Чтение – вот лучшее учение.
А.С. Пушкин
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы.
Задачи:
Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и развитию интеллектуальных умений с помощью книги.
Показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Если у ребёнка слёзы и капризы,
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там, на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга!
Как говорил А.С. Пушкин «Чтение – вот лучшее учение!». Да и как можно не согласиться с этим великим писателем и поэтом?! Когда ты садишься и открываешь книгу, то с первых страниц она может разочаровать тебя. Ведь ты хотел прочитать интересную книгу, а здесь какие-то слишком мудрые слова, да и начало не радует… Но не торопись с выводами. Для начала, просто пролистай её, найди то, что тебя заинтересует. И, конечно же, начинай читать с самого начала, именно с тех скучных вводных слов. Со временем книга тебя увлечёт, и ты окунёшься в мир прекрасной и захватывающей истории. Читая книгу, ты не заметишь, как пролетит время, а вместе с ним пополнится твоя речь и ум. Но что же бывает, когда вовсе не читаешь книг?
В наш век развития высоких компьютерных технологий, телевидения и мобильной связи, все труднее и труднее удержать школьника на расстоянии от этих благ цивилизации, все труднее и труднее воспитывать “красивое, доброе, вечное”, то самое, что воспитывали в предыдущих поколениях россиян книги. Некогда самая читающая в мире страна, давно сдала свои позиции, поставив перед школой задачу – вернуть ребенка к книге, как к основному источнику культуры народа.
Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением.
Очень трудно приобщить детей к чтению, сложно привить у ребенка интерес к книге. А опыт многих учителей показывают, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если 4-й класс они закончили, имея навык чтения от 80 до 100 слов в минуту и более.
А вот данные о детском чтении:
Любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17%
Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17%
Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
Читают познавательную литературу 21%
Читают для самообразования 10% школьников.
Как вы думайте, какие существуют причины, по которым нужно читать книги? (Работа в группах – запись на листах бумаги А4)
Причины, по которым надо читать книги:
1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми
Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи.
2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение.
Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.
3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально.
Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.
Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.
5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности.
Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.
Техника чтения.
-Скажите, кому нравится, как читает его ребенок? Сколько слов в минуту читает ваш ребенок?
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей, без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Но любимое чтение детей этого возраста – сказки; они захватывают юных читателей своим сюжетом, уносят их в мир, полный чудес, развивая у детей фантазию. Сказка помогает детям понимать, что такое добро и зло, правильно оценивать поступки героев – положительных и отрицательных. Простой, понятный детям язык сказок развивает речь, учит родному языку.
Что мешает чтению детей?
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами.
КОМПЬЮТЕР
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой – дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции
Практическая часть.
Давайте обсудим ситуации, которые происходят дома. Предлагаю вам ситуации, обсудив которые вы поделитесь своим опытом по формированию читательских навыков у детей. (Дискуссия)
Ситуация 1
Мать рассказывает, что укладывая десятилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка целый день ждет этой минуты.
– Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух?
– Чем руководствуется мама, читая такому большому ребенку вслух?
– Что дает такая традиция?
Ситуация 2.
Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя…» – угрожает мать.
– Как избежать конфликта?
Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.
Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту!» и т.п.).
Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К.И. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и питательный хлеб.
Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, с ней можно поиграть, тем самым, сделав ее своим помощником в развитии ребёнка.
Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого и др.
Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Можно прочесть ребенку сказку, только не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор. После того как он сделает свой выбор (скажет, нарисует, выложит из подсобного материала и т.д.), дочитать сказку до конца, чтобы ребенок узнал, какой выбор сделал герой сказки, и сопоставил оба.
Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать свою собственную библиотеку. Здесь могут быть два подхода.
Первый подход – это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания.
Второй подход – приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).
Родителям необходимо самим знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы.
Сближает родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, и совместное чтение и обсуждение прочитанного.
Давайте выявим 5 причин, по которым читать книги нужно всей семьёй, а поможет нам в этом ромашка. (На лепестках ромашки написана часть предложения, которую нужно продолжить…)
5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей
Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.
Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут
Заключительное слово учителя.
Уважаемые родители! Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!
Ведь как говорил Ричард Бах «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге».
До новых встреч!!!
Источник
Родительское собрание «Роль чтения в развитии интеллектуальных умений ребёнка» 2 класс
Задачи собрания:
Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
Значение книги в жизни младшего школьника.
Как развивать читательский интерес ребёнка.
Культура чтения школьника. В чём она заключается.
Подготовительная работа:
Анализ читательских интересов учеников.
Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Конкурс на лучшего читателя класса.
Подготовка памяток для родителей по развитию читательских умений детей.
Анкета для учащихся:
– Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
– Нравится ли тебе читать книги?
– Какие книги ты читаешь с удовольствием?
– Нравится ли тебе получать книги в подарок?
– Какую книгу ты теперь читаешь?
– Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?
– У вас дома много книг?
– Какие детские книги есть в твоей домашней библиотеке?
Анкета для родителей:
– Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
– Сколько времени он проводит за книгой?
– Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?
– Какие книги он предпочитает?
– Как вы поощряете его читательское стремление?
– Дарите ли вы своему ребёнку книги?
– Есть ли у вас на этот счёт какие-то убеждения?
– Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?
– Считаете ли вы себя активным читателем?
– Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7 – 8 классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению, формируются в семье и основа его – привычка ребёнка читать. Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому почитать книжку?» И тогда в ход идёт принуждение: «Прочитай ещё хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не пойдёшь играть» и т.д. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в ходе которых обучение чтению идёт непринуждённо и весело. Огромную роль играют и вечера семейного чтения, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны. Сближает родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже бегло читающий ребёнок ещё долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Научившись читать, ребёнок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в ней занимают сказки. Сказка – это первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К.И. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др. Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь поможет прежде всего детская классика (С Маршак, К. Чуковский, А. Барто, Н. Носов, Б. Заходер и др.) Когда у ребёнка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы – книгам М. Пришвина, В. Бианки, Е Чарушина и др. Кроме того, сейчас в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Всё обо всём», «Моя первая энциклопедия» и т.д.
2. Анализ анкет для учащихся и для родителей.
3. Выступление школьного библиотекаря (по результатам исследования читательских интересов по классу). Анализ техники чтения учащихся класса.
4. Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой и обязательной литературы, которую необходимо иметь в домашней библиотеке. Вручение родителям списка литературы для чтения в начальной школе, а также рекомендаций по развитию читательского интереса у детей.
Рекомендации:
Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, Выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном месте.
Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Вручение поздравительных писем родителям за победу их детей в конкурсе «Лучший читатель»
Копилка родительского опыта.
Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и умений в семье. Работа с памятками, их обсуждение и анализ.
Памятка № 1. Правила чтения для учащихся.
Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10 – 15 минут в день
Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты это не сделаешь, твой труд будет напрасен.
Читай вслух и не торопись. Если ты будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого тобой текста.
Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используя его для физкультурной паузы.
Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задания учителя.
Памятка № 2. Как готовит домашнее задание по чтению.
Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
Посмотри, кто автор произведения.
Внимательно прочитай весь текст
Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
Составь план пересказа текста.
Подготовь пересказ текста вслух.
Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
Выскажи своё мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
Литература.
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка. СПб.: Респекс, 1996.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось – 89, 2003.
Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. М., 1998.
Источник