Роль чистоговорок в развитии речи ребенка

Роль чистоговорок в развитии речи ребенка thumbnail

«Использование чистоговорок в логопедической работе»

Все мы знаем, что организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии и речевой аппарат не является его исключением. Наша задача как логопедов не только научить ребенка четко и правильно произносить звуки, но и быстрее, качественнее автоматизировать их в связной речи.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия должны быть направлены на создание условий развития детей.

Все мы знаем, что ввиду несформированности мотивационной сферы очень трудно вовлечь детей в активное участие в процессе автоматизации звука, а это очень важно для получения максимального результата. Вот такой мотивацией может служить – чистоговорка.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Еще филолог Н.В. отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. «…Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме… Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка». Поскольку рифмованная речь основывается на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой избирательного отношения ребенка к рифме. Наиболее близкий к этому явлению ритм — биение сердца, который, как известно, является врожденным биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь — врожденное качество. Иными словами говоря, ключевым является факт влечения детей к рифмованным звукам, т.е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм, который позволяет логопеду успешно работать в заданном направлении.

В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса – не запоминается или запоминается с трудом);

– помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;

– помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;

– помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;

Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Чистоговорки способствуют:

– совершенствованию звукопроизношения;

– совершенствованию мелкой моторики;

– совершенствованию слоговой структуры слова;

– совершенствованию речевого дыхания;

– развитию темпа речи;

– развитию силы голоса;

– формированию чувства ритма;

Как работать с чистоговоркой

На первом этапе наша цель не заставить ребенка повторять за нами, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек. «Учите» чистоговорки постепенно. Изначально можно показать новую карточку с чистоговоркой на занятии. Затем можно отдать ее в группу воспитателям, где в вечернее время еще раз просмотреть, проговорить и закрепить. А вечером можно дать ее родителям, чтобы перед сном повторить ее с ребенком.

Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:

1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.

2Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. Поэтому необходимо заранее всё продумать и отобрать подходящие. Дети могут показывать чистоговорку все сразу, одновременно, а педагог в это время произносит слова, наблюдает за детьми и выбирает особо старательного. Или другой вариант – один ребёнок выступает в роли актёра, показывая инсценировку, а остальные ребята (они же зрители) громко, хором проговаривают чистоговорку. При чём в роли актёра должен побывать по очереди каждый ребёнок. Следовательно, чистоговорка будет произнесена как минимум, столько раз, сколько детей в группе. Этот приём как и предыдущий раскрепощает детей, раскрывает их актёрские способности.
3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чём (о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук? 
Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы – рассуждение на подобные вопросы развивает мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащать словарный запас, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты. 
4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы дети стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других). 
5. Зеркало. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить чистоговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.
Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая чистоговорка, лишь бы она была интересна детям. 
6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Педагог сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребенка – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос ребенка. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.
7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и делают к ним иллюстрацию. При этом не имеет значения есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение, даёт бескрайний простор для творчества.
Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

Читайте также:  Уровень умственного развития ребенка 2 года

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно… Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Приведу примеры игр с карточками с чистоговорками.

– Игра «Доскажи словечко»

Педагог произносит «Ры-ры-ры, я несу…» (ребенок отвечает «шары»), вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам.

Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем – всю чистоговорку.

– Игра «Громко, тихо, шёпотом».

Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т.п.

– Игра «Медленно-быстро».

Произнести чистоговорку медленно-быстро

– Игра «Какой, какая, какое?»

Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И я начинаю задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са какая коса?» «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой.

(ребенок отвечает «Са-са-са – острая коса. Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо?)

– Игра «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).

– Игра «1-2-5» (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей, ал-ал-ал один пенал, ла-ла-ла два пенала, лов-лов-лов – пять пеналов).

– Игра «Скажи наоборот» (ра-ра-высокая гора, ра-ра – низкая гора)

– Игра «Чего не стало? (са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола)

– Игра «Скажи ласково» ( лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

– Игра «Составь интересную историю» по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

– Игра « Не ошибись» Ребенку нужно подобрать слово к определенному слогу. Ра- ракета, ра – пирамидка, ра-гитара. А еще при дифференциации Л – Р можно подбирать перемешанные картинки к определенным слогам.

– Игра «Карусель» Ребенок крутит диски и подбирать картинку к определенному слогу.

– Игра на согласование прилагательных с существительными в чистоговорках.

Например: ор-ор-ор красный помидор, ор-ор-ор –оранжевый помидор, ор-ор-ор – черный помидор, ор-ор-ор – розовый помидор.

Существуют целые стихи, построенные по принципу чистоговорок. Например:

лы-лы-лы забивали мы голы

лу-лу-лу возле окон на полу

ла-ла-ла не заметили стекла

лу-лу-лу мы не били по стеклу

ла-ла-ла только нет в окне стекла

ca-са-са, са-са-са

Ой-ой-ой! Летит оса!

сы-сы-сы,   сы-сы-сы

Как самому придумать чистоговорку

Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собтвенные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессымсленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.

Вот инструкция, как сочинить собственную чистоговорку:

Давайте, например, придумаем собственную чистоговорку для ребенка 5 лет на звук «р».

  1. Берем слог «ро»

  2. Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро -ро

  3. Добавляем любую строчку, так, чтобы последний слог последнего слова тоже был «ро». Прокатились мы в метро.

Вот и получили мы готовую чистоговорку: Ро-ро-ро, прокатились мы в метро.

Придумаем чистоговорку на закрытый слог «ал»:

Ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал! 

Применение данных приемов предоставляет ребенку возможность создать «свое», придумать самому. Но ещё одним важным действием при этом является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Двигаясь в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Но не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно.

Т. О. для того, чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически!

Источник

Мартынович Раиса Валентиновна
Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».

Чистоговорки и скороговорки – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Коротенькие рифмованные фразы помогают выработать навыки произношения. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Чистоговорки и скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков.

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»

Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Каждая чистоговорка состоит из двух частей. В первой части определенный слог повторяется трижды, для этого ребенку приходится согласовывать движения языка и губ – вырабатывать нужный артикуляционный навык. Вторая часть – короткая фраза, которая рифмуется с первой частью. Так ребенок отрабатывает произнесении слога не только в слове, но и в предложении. Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы.

Однообразные занятия могут быстро наскучить ребенку. Чтобы этого не произошло, следует попробовать превратить их в интересную и полезную игру. Например, можно предложить ребенку представить себя собачкой или мышкой и произнести фразу, как это сделали бы выбранные животные. Помогут перевоплотиться маски или мягкие игрушки. Можно еще использовать картинки. Министишок с веселой картинкой способны сотворить чудо. Большинству детей очень нравятся эти карточки.

Читайте также:  Правильное развитие ребенка по годам таблица

Приведу несколько примеров чистоговорок.

Роль чистоговорок в развитии речи ребенка

Мы – мы – мы – дождались зимы.

Ра – ра – ра – во дворе гора.

Ры – ры – ры – прокачусь с горы.

Роль чистоговорок в развитии речи ребенка

Ма – ма –ма – вот пришла зима.

Ок – ок – ок – на дворе снежок.

Ом – ом – ом – слепим снежный дом.

Скороговорки намного сложнее чем чистоговорки. В них используются слова с очень сложными сочетаниями звуков.

Скороговорки – своеобразный тренажёр. Они поднимают настроение, помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас.

Разучивать каждую новую скороговорку надо медленно, тщательно проговаривая звуки. Только научившись произносить правильно все звуки, можно попытаться предложения в быстром темпе.

Скороговорки помогают избавится от так называемой “каши во рту”. Но для этого надо заниматься постоянно, четко проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, можно превратить это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять.

Как работать со скороговорками?

• Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки.

• Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

• Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

• Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, а затем быстрее.

• В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности.

• Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

• Устройте соревнование – кто быстрее проговорит скороговорку.

• Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Вот некоторые очень простые, на мой взгляд, скороговорки.

*Бегают две курицы

Прямо по улице.

*Мы читали, мы не спали

И нисколько не устали.

*Тот ли это кот?

Это кот – не тот!

*Тащи леща, неси карася.

*В цветнике цветут цветы.

*Василек – мой любимый цветок.

Мой любимый цветок – василек.

*Бобры добры,

Добры бобры.

*Жираф в Африке граф.

*У Сани сом с усами.

*У ежа и елки

Иголки колки.

*Скачет косой в кустарник густой.

*Вышел кот из ворот-

Кот рябой, хвост трубой.

*Было весело на горке

Сане, Соне и Егорке.

Скороговорки можно использовать в играх. Например, игра «Эхо». Участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.

Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму. Например, игра «Выключили звук!». Ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

Многолетний опыт показывает: игровая форма помогает не только полюбить такие замечательные речевые упражнения, как чистоговорка и скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка. Чем раньше начать учить с ребенком чистоговорки и скороговорки, тем быстрее он может слышать и различать звуки и звуковые сочетания, а также повторять их самостоятельно.

Источник

Ирина Тимонина
Использование чистоговорок в работе с детьми дошкольного возраста

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Основной целью использования чистоговорок и скороговорок в работе с детьми является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста. Чистоговорки можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей

Цель: развивать все стороны речи ребёнка – фонематический слух, звукопроизношение, речевое дыхание, грамматику и связную речь; учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию.

Задачи:

1. Развивать восприятие темпа и ритма.

2. Развивать навыки управления силой голоса.

3. Отрабатывать правильный темп, интонационную выразительность речи.

4. Отрабатывать четкость дикции.

5. Обогащать словарный запас.

Работа с родителями:

– выставка литературы

– консультация для родителей «Всё о чистоговорках»,

– игры с детьми,

1. “Скажи с различной интонацией” (вопросительная, восклицательная, повествовательная)

2. “Скажи как … ” (произнести чистоговорку голосом, разным по тембру)

3. “Скажи тихо – громко” (развивать силу голоса)

4. “Медленно – быстро” (работа над темпом речи)

– Создание альбома «Говорить не торопись, да смотри не ошибись»

– создание пособия «Мои весёлые чистоговорки»

Картотека скороговорок.

Младшая группа.

1. К именинам Арине подарили апельсины,

Абрикосы, ананасы и еще маракасы.

2. Осень озеро нарочно застеклила этой ночью.

Будет окуню с семьей в нём не холодно зимой.

3. Пароход гудит трубой, издает он звук какой?

Загудит он громко: «У-У-У!»

4. Иней лег на ветки ели, иглы за ночь побелели.

5. Маму звал теленок «Му, где же мама не пойму»

«Му» – завет корову сын – я измучился один.

Читайте также:  Методы коррекции эмоционального развития ребенка

6. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела, белой даже не была.

7. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу друг.

8. Ткет ткач ткани на платье Тане.

9.Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку! сама сочинила я песенку!

И песенку эту простую — «Ку-ку!» придумала лихо в лесу на суку».

10. Пых-пых-пых! Пыхтит трубой паровоз спеша домой.

Подъезжает: «пых-пых-пых». Вот подъехал и затих.

11. Журчали ручьи и урчали, жужжали шмели над ручьями.

12.В цветнике цветут цветы: гиацинты, циннии, купальницы.

13. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Все озёра – зеркала из прозрачного стекла.

14. У Маши на кармашке маки да ромашки.

15. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,

Санки скок – Саньку с Сонькой в сугроб.

16. Фокусник во фрак одет, факел превратил в букет,

Фея выскочит от туда. Фокус это или чудо?

Средняя группа.

1. Вот весёлая затея — запускать на нитке змея. Змей летит выше берез!

Ветер змея, не жалея, прямо к солнышку понес.

2. Мыла Мила мишку мылом, мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло, мишку мылом не домыла.

3. Сшила Маша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

4. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

5. Испугались медвежонка еж с ежихой и с ежонком, чиж с чижихой и с чижонком,

стриж со стрижихой и стрижонком испугались медвежонка.

6. Две разноцветные курицы бегают по улице.

7. Скворцы и синицы – веселые птицы.

8. У Сони зайка, а у Сени Незнайка.

9. Нарядили ножки в новые сапожки, вы шагайте ножки прямо по дорожке.

10. Крутим прыгалки быстрее, прыгаем всех веселее.

11. Яше снятся якоря, снятся яхты и моря, Яша маленький пока, не дорос до моряка.

12. Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно.

13. У Мишиной машины новенькие шины. Я по камешкам качу, кого хочешь, прокачу.

14. Снегопад, снегопад! Доставайте снегокат. И с высоких гор спускайтесь, С

удовольствием катайтесь!

15. Возьмём иголки и катушки и починим все игрушки.

Нам за это малыши «спасибо» скажут от души.

Старшая группа

1. Котик ниток клубок укатил в уголок, укатил в уголок котик ниток клубок.

2. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

3. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

4. Мед медведь в лесу нашел, мало меду много пчел.

5. Подарили Маше подружки в день рождения игрушки. Это плюшевый мишутка и

игрушечная утка.

6. Не забуду незабудку, эти синие глаза.

Вам название напомнит, что ее забыть нельзя.

7. Гроздья рябины на солнце горят.

Горят от рябины в глазах у ребят.

8. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

А куда спешить тому, кто всегда в своем дому.

9. Шла по улице машина, шла машина без бензина, шла машина без мотора, шла

машина без шофера, шла, сама не зная, шла машина… заводная.

10. В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.

11. Яхта легка и послушна моя, я бороздить на ней буду моря.

12. Ломали лёд, ломали мы, летели клочья от зимы.

13. Лежит ежик у елки, у ежа и елки иголки колки.

14. Кабачок-толстячок лёг на грядку — и молчок.

Он лежит на грядке с мая, головы не поднимая.

15. В небо лук стрелу пускает, лето целое стреляет.

Ни в кого он не попал и с досады горьким стал.

Подготовительная группа.

1. Нам солнышко светило, нас ветер обвевал,

В пути не скучно было, и каждый песни напевал.

2. В небе гром, гроза закрывай скорей глаза.

Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.

3. Зябнет нос, идет зима,

В зимней сказке лес, дома.

Все поземкой замело —

Землю, поле и село.

4. Лепим мы из пластилина, льва и львенка лепит Лина,

Лепит олененка Оля, а павлина лепит Коля.

Для павлина слепим ветку, а полянку — для оленя,

Не посадим мы их в клетку — ни дельфина, ни тюленя.

Не узнают львы неволи, — пусть гуляют все на воле!

5. Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.

Мила мыло не любила, Миле в глаз попало мыло.

— Что ты плачешь, наша Мила?

— Я выплакиваю мыло.

6. Осень в парке красит листья

Золотой волшебной кистью.

Листья краской покрывает.

Жалко, ветер их срывает.

7. Сочинял Мышонок в норке

До утра скороговорки.

Получилось ровно сорок

У него скороговорок.

8. Медвежонок неуклюжий

Лапой шлепает по луже.

Медвежонок кружится,

Ловит лучик в лужице.

9. На валежнике снежок.

Под валежником клубок.

Лежит ежик в зимнем сне.

Оживится еж к весне.

10. Тучки очень скучные,

Потому что тучные.

Когда плачут тучи,

Тучам чуть-чуть лучше.

11. Над рекою тучи гуще,

Дожди к хлещет пуще, пуще.

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

12. Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит.

Сад под снегом тоже спит.

13. Гусеница цепко

Цепляется за ветку.

От скворцов скрывается.

Ей скворцы не нравятся.

14. В небе полная луна.

За волной бежит волна.

В догонялках при луне

Не догнать волну волне.

15. В ателье лесном — примерка.

Примеряет шубку белка.

Три подружки-трясогузки

Примеряют рядом блузки.

Источник