Роль белков в развитии ребенка

Роль белков в развитии ребенка thumbnail

Белок – это длинная цепочка из аминокислот, соединённых пептидной связью, и именно она является носителем нашего врождённого генетического кода, что и можно назвать основной и очень важной ролью данного вещества в организме человека.

Однако это далеко не единственное назначение аминокислотной цепи, и существует множество других, выполнение которых предполагает сохранение целостности тканей и их защиту от воздействия внешних агрессивных факторов. Белок – это транспортировщик энергетических и питательных веществ в организме. Без него невозможно было бы протекание обменных процессов и усвоение многих поступающих из продуктов компонентов.

Вдобавок к этому белок является связующим веществом и защитной оболочкой между клетками, а также вокруг них, оберегая ткани и органы от воздействия вредных микробов, помогая выстраивать и активизировать иммунный отклик организма на внешние раздражители.

Без белка невозможно было бы восстановление клеток и образование новых, а также адекватная реакция всех органов и систем на воспалительные процессы и заражение болезнетворными бактериями.

Белок является одним из основных и жизненно важных продуктов.

В организме человека запасов белка нет. Поэтому для нормального роста организма необходим белок, который невозможно заменить ни жирами ни углеводами

Биологическая ценность белков определяется аминокислотным составом и способностью этих белков к гидролизу под влиянием ферментов пищеварительного тракта. Для детей незаменимыми являются следующие 9 аминокислот:

– триптофан

  • – лизин
  • – метионин
  • – треонин
  • – гистидин
  • – фенилаланин
  • – валин
  • – лейцин
  • – изолейцин

А для детей первых месяцев жизни еще:

  • – цистеин
  • 40% потребности в аминокислотах должны покрываться за счет незаменимых аминокислот. Особое значение для детского организма имеет соотношение некоторых аминокислот. В период роста наиболее благоприятным является соотношение: триптофан : лизин : (метионин+цистеин) = 1 : 3 : 3

Дети нуждаются больше, чем взрослые, в белке животного происхождения. От 100% в грудном возрасте до 75-55% в последующие периоды. Потребность в пищевом белке на 1 кг. веса тела с возрастом постепенно снижается от 3-3,5 г. в раннем детском возрасте до 1-2 г. в подростковом. Как недостаточное, так и избыточное потребление белка в питании детей неблагоприятно сказывается на их росте и психомоторном развитии.

Белки выполняют в организме различные функции:

  • 1) пластические функции – распад белка с высвобождением аминокислот, в том числе незаменимых;
  • 2) белки – составная часть различных ферментов, гормонов, антител;
  • 3) белки участвуют в поддержании кислотно-щелочного состояния;
  • 4) белки – источник энергии, при распаде 1 г белка образуется 4 ккал;
  • 5) белки осуществляют транспорт метаболитов.

Свойства пищевых белков, учитываемые при нормировании питания

  • 1. Биодоступность (всасываемость) рассчитывается по формуле:
    • (N поступивший – N выделенный с калом) ч ч100 / N поступивший.
  • 2. Чистая утилизация (NPU, %) рассчитывается по формуле:

N пищи – (N стула + N мочи) ч100 / N пищи.

  • 3. Коэффициент эффективности белка – прибавка в массе тела на 1 г съеденного белка в эксперименте.
  • 4. Аминокислотный скор рассчитывается по формуле:
    • (Данная аминокислота в данном белке в мг ч ч100) / Данная аминокислота в эталонном белке в мг

Идеальный белок – женское молоко с утилизацией 94 % и скор 100, и целое яйцо с утилизацией 87 % и скор 100.

Фракции белка также более низкие, синтез альбумина составляет 0,4 г/кг/сутки, у новорожденного процентное содержание альбумина относительно выше, чем у матери. На первом году жизни происходит снижение содержания альбумина. Динамика содержания г-глобулина аналогична таковой альбумина. В течение первого полугодия жизни особенно низкие показатели г-глобулина, что связано с его распадом, синтез собственных глобулинов происходит медленно. Соотношение глобулиновых фракций б-1 – 1, б-2 – 2, в- 3, г- 4 части. При острых воспалительных заболеваниях изменения белковой формулы крови характеризуются увеличением б-глобулинов при нормальном содержании г-глобулинов и уменьшенном количестве альбуминов.

Белки являются строительным, пластическим материалом и источником энергии при белковой недостаточности, нарушаются процессы обеспечения энергией. Дополнительные поступления белка необходимы при малой хирургии, при скелетной травме, при сепсисе, при ожогах, при лихорадочных состояних. Снижение поступления белков необходимо при прикованности к постели, сидячием образе жизни (сидит в кресле), постельном режиме больного. Поступление количества белков ориентировано на ликвидацию дифизита углеводов и жиров при обеспечении необходимыми сопутствующими микронутриеттами, такими как калийфосфаты, витамины группы В (особенно тиамин и рибофиавин), антиоксидатны.

Источник

Авторы: Савченко А. В.

Питание детей раннего возраста закладывает основы здоровья на всю последующую жизнь. Главной составной частью пищи являются белки “кирпичики”, из которых ребенок строит свой неповторимый организм. На языке специалистов белки называют протеинами, что в переводе с греческого языка означает «первые, важные». По сравнению с другими биологическими молекулами белки участвуют в самом большом числе разнообразных процессов. Входя в состав биологически важных соединений (ферментов, гормонов, иммунных тел), белки активируют физиологические процессы, принимают на себя роль транспортного средства, перемещающего различные вещества по всему организму, защищают ребенка от инфекций, поддерживают определенный объем жидкости, могут быть источниками энергии. Основ­ное назначение их — построение клеток и тканей, необхо­димых для роста, развития и осуществления жизненных функций организма. Без белка не может быть жизни, поэтому ребенок должен постоянно получать белок извне, с пищей. К сожалению, накопить белки «про запас», детский организм не может, как не может их выработать сам из других пищевых веществ, например, — углеводов или жиров.

Для того, чтобы использовать пищевые белки для построения своих тканей, ребенку необходимо их предварительно расщепить. В желудочно-кишечном тракте белки пищи под влиянием пищеварительных соков, содержащих ферменты, постепенно расщепляются до более простых соединений — аминокислот. Качество пищевого белка определяется его биологической ценностью и степенью усвоения. Биологические свойства белков определяются их аминокислотным составом и усвояемостью. Пищевая ценность белков определяется качественным и количественным соотношением отдельных аминокислот, образующих белок. Любой дисбаланс незаменимых аминокислот в рационе питания ребенка — дефицит одной или нескольких незаменимых аминокислот в пищевом рационе, нарушение сбалансированности аминокислотного состава, повышенное содержание отдельных аминокислот в рационе приводит к нарушению синтеза белка и снижению его усвояемости. И как результат — задержке роста и развития организма.

Сколько пищевого белка нужно ребенку?

Выяснено, что как дефицит белка в рационе, так и его избыток приводят к формированию ряда патологических состояний. Если ребенок недополучит белка, то у него замедлится физическое и интеллектуальное развитие, он будет плохо переваривать и усваивать питательные вещества, возможно угнетение кроветворения и развитие анемии, снижение иммунного ответа и других защитных функций организма и угнетение репродуктивной функции. При снижении до некоего критического уровня, наиболее важные органы, прежде всего мозг, начнут питаться белками собственных тканей, черпая их в первую очередь из печени и мышц и разрушая их. Особенно чувствительны к недостатку белка дети самого раннего возраста: даже самый небольшой его дефицит отражается на их развитии.

Питание с избыточным количеством белка, как уже отме­чалось выше, также не полезно для ребенка: вызывает повышенную нагрузку на печень и почки, в кишечнике усиливаются гнилостные процессы, способствует развитию запоров, стимулирует секрецию инсулина. Научными исследованиями доказана положительная взаимосвязь между высоким уровнем потребления белка в первые два года жизни ребенка и более раннего развития «жирового рикошета» — превалирования прибавки массы тела над ростом в позднем детском возрасте. Как правило, такие дети уже через несколько лет формируют ожирение, склонны к диабету, гипертонии и другим тяжелым заболеваниям, которые унесут во взрослую жизнь.

Таким образом, ребенку нужно дать белка не мало и не много, а ровно столько, чтобы он мог надежно поддерживать жизнь и средние (самые выгодные для здоровья ребенка) темпы роста, развития и при этом обеспечивать высокий уровень сопротивляемости организма к действию инфекций, стрессов и других неблагоприятных факторов. Принцип «чем больше – тем лучше» в отношении белка пищи себя не оправдывает.

Какой белок должен получать ребенок первого года жизни?

Самым лучшим пищевым белком мог бы быть такой, который содержит все необходимые ребенку аминокислоты. Но одного этого мало, надо чтобы они находились еще и в определенном соотношении. Белок, который содержал бы все необходимые аминокислоты в оптимальном соотношении и наилучшим образом восполнял потребность организма, назван «идеальным». Он в природе не встречается. Природными белковыми эталонами, наиболее приближенными к этой модели и с которыми сравнивают все пищевые носители белков, является грудное молоко.

Какие продукты питания могут обеспечить ребенку оптимальное потребление белка?

Для детей, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании, это, прежде всего – молочные смеси, производимые предприятиями детского питания. Основной эталон качества заменителей грудного молока — материнское молоко. Следует отметить, что помимо адекватного содержания белка в рационе питания детей первого года жизни для их правильного роста и развития необходимо соответствие аминокислотного профиля белка смеси белку грудного молока. Основным сырьем для них является молоко животных. Однако в молоке любого животного – все не для ребенка. Ни один его белок не похож на белок женского молока. Темпы роста и характер развития маленького ребенка совершенно другие и молоко животного оказывается для этих целей физиологически неадекватным.

Специфика человеческого развития обеспечивается особенностями состава женского молока. Относительно низкий уровень его белка (0,9-1,2г/100 мл) предрасполагает к плавному росту, а набор отдельных белковых фракций – к оптимальному качеству развития всех органов и систем. Самые важные белки женского молока находятся в его сыворотке. Состав сывороточных белков коровьего молока весьма отличается от состава белков женского молока. Соотношение белковых фракций (сывороточные белки/казеины) в грудном молоке меняется в разных периодах лактации от 80/20 в начальном периоде к 60/40 в среднем и достигает 50/50 в позднем лактационном периоде. В коровьем молоке преобладают казеины, тогда как сывороточные или растворимые белки составляют лишь 20% от общего количества белка. Сывороточные белки содержат все основные аминокислоты и участвуют во многих физиологических процессах, например, иммунной защите. Они помогают также всасывать другие пищевые вещества, такие, как кальций, железо, цинк, способствуют поддержанию оптимального состава кишечной микрофлоры и прочее.

Принципиальные различия в составе и назначении молока млекопитающих не позволяют использовать для питания ребенка раннего возраста натуральное молоко животных.

Таким образом, только оптимальный по своему количественному (0,9 – 1,2 г/100 мл) и качественному (сывороточный белок: 70 – 80%, казеин: 20 – 30%) составу белок помогает заложить крепкую основу здоровья ребенка, обеспечивая его гармоничный рост и развитие.

Автор: Савченко Анастасия Владимировна, врач-педиатр 2 категории, магистр, МЦ СантаЛен

опубликовано 22/08/2016 08:49
обновлено 22/08/2016
— Питание, витамины

Источник

Белки. В развитии организма ребенка большое значение имеют белки пищи, которые служат единственным источником образования белков тканей организма. Они являются главнейшим пластическим материалом для построения тканей и поддерживают нормальное состояние иммунитета. Для превращения белков пищи в белки тканей необходимо их расщепление, которое начинается в полости желудка. Расщепление белков в желудке происходит под влиянием кислой среды желудочного сока. У детей раннего возраста расщепление белков в желудке происходит менее интенсивно, так как у грудных детей секреция как пепсина, так и соляной кислоты происходит сравнительно в меньшей степени, чем у детей более старшего возраста. У грудных детей расщепление белка происходит под влиянием сычужного фермента, который является активным даже в слабокислой и слабо щелочной среде. Дальнейшее расщепление белков пищи происходит в кишечнике, где они распадаются на химические соединения, известные под названием аминокислот. Такие аминокислоты, как триптофан, фенилаланин, лизин, метионин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, принято считать незаменимыми или жизненно необходимыми, так как они не синтезируются в организме. Белки молока, творога, мяса, рыбы, яиц, сыра содержат наибольшее количество жизненно важных аминокислот, поэтому являются более ценными, особенно для растущего организма. Белки продуктов растительного происхождения — крупы, муки, хлеба, овощей и т. д. — содержат аминокислоты, способные синтезироваться в организме. Отличаясь от белков тканей человека, белки, содержащие только заменимые аминокислоты, не способны обеспечить жизнедеятельность организма. Вместе с тем эти аминокислоты также необходимы, так как они способствуют сбережению незаменимых аминокислот. При правильно построенном питании белки растительных продуктов в сочетании с белками животных продуктов обеспечивают организм необходимыми аминокислотами.

Распавшиеся на составные части белки пищи в дальнейшем подвергаются синтезу. Нормальный синтез возможен только при условии достаточного содержания в белке незаменимых аминокислот и правильном соотношении последних между собой. При нарушении этого соотношения усиливается выведение неиспользованных аминокислот из организма. Конечные продукты распада белка в виде азота выводятся из организма главным образом с мочой.

При достаточном поступлении полноценного белка у взрослых людей наблюдается состояние азотистого равновесия, его количество введенного в организм азота равняется сумме азота, выведенного с мочой й калом. У детей состояние азотистого равновесия является сигналом неблагополучия. При правильно построенном питании у здоровых детей любого возраста должен быть положительный баланс азота, т. е. количество выведенного азота должно быть всегда меньше количества, вводимого с пищей. В таких случаях у ребенка происходит постепенное накопление азота, который идет на построение его тканей. При отрицательном балансе азота происходит распад собственного белка, что ведет к истощению организма.

Изучение обмена веществ у детей и подростков в период Великой Отечественной войны показало, что при недостаточном потреблении белка у детей наряду с отставанием в физическом и психическом развитии наблюдалось состояние азотистого равновесия вместо свойственного растущему организму положительного баланса азота. По состоянию азотистого баланса можно частично судить о полноценности рациона. Однако более точными показателями качества белка являются величина задержавшегося в организме азота (процент ретенции) и степень усвояемости его.

Питание оказывает влияние на реактивную способность организма. Неполноценное питание, обусловленное недостаточным или избыточным поступлением в организм одного из пищевых веществ или их комплекса, ведет к угнетению иммунобиологической реактивности организма, повышению восприимчивости организма ребенка к инфекционным заболеваниям. При более значительном падении иммунитета многие заболевания приобретают вяло текущую форму, снижается выработка постинфекционного иммунитета у детей.

В последнее время опубликован ряд работ, указывающих на связь между состоянием питания ребенка и выработкой у него иммунитета при вакцинациях. При неполноценном питании, особенно связанном с белковой или витаминной недостаточностью, у детей нарушается выработка прочного иммунитета после профилактических прививок. Поэтому для успешного проведения прививок необходимо обеспечить детей оптимальным питанием.

Для исследования состояния реактивности организма разработан ряд методик, с помощью которых нам удалось выявить, что у детей дошкольного возраста, получавших в годы Великой Отечественной войны рацион, содержащий 2,5 г белка на 1 кг веса в сутки с преобладанием белков растительного происхождения, такие показатели реактивности организма, как комплементарная активность сыворотки крови, были на низком уровне (до 0,2). У детей этой группы были снижены и показатели фагоцитарной активности нейтрофильных лейкоцитов. После перевода детей на рацион, содержащий 3,5 г белков, 3,5 г жиров, 12 г углеводов на 1 кг веса в сутки, и увеличения количества белков животного происхождения до 65%, титр комплемента и фагоцитарный индекс достигли нормы, принятой для детей данного возраста.

Дефицит белка в питании вызывает нарушения в жизнедеятельности организма, в особенности у детей раннего возраста. При белковой недостаточности происходят глубокие изменения в различных органах и тканях. Весьма чувствительна к недостаточности белка костная ткань. Опытами на животных показано, что при резком снижении белков в рационе крыс рост их останавливается, тормозится рост костей в длину с уменьшением содержания в них минеральных веществ, главным образом кальция и фосфора (Г. П. Еремин, 1952). Содержание белков в рационе оказывает также значительное влияние на функцию кроветворения. П. В. Симаков (1950), З.А. Касперская (1952) в эксперименте на животных выявили, что при значительном ограничении белков в рационе наблюдается снижение синтеза белков, ферментов и пигментов крови. При белковой недостаточности происходят глубокие нарушения в белковом обмене: увеличивается выделение с мочой азота аммиака, аминокислот, повышается выделение креатина, креатинина, уменьшается содержание в моче азота мочевины по отношению к общему азоту мочи (Н. Е. Озерецковская, 1965).

Избыточное потребление белков ведет к нарушению окислительных процессов, к снижению задержки белков в организме. Избыток введенных в организм аминокислот не может быть использован для синтеза белков, так как они выводятся из организма. Кроме того, большое количество белков, особенно животных, ведет к повышению возбудимости нервной системы и способствует развитию ряда заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Большое значение имеет не только количество, но и качество белков рациона. Изучение влияния качественно различных белков на использование их организмом (В. Ф. Ведрашко, 1957) показало, что при рационе, содержащем 40% белков животного происхождения, баланс азота у детей дошкольного возраста был слабо по-ложительный ( + 1,2); при увеличении количества белков животного происхождения до 65% баланс азота находился на удовлетворительном уровне (до 4-2,8). Ретенция (задержка азота в организме) увеличилась в 2 раза: с 12% при первом рационе до 25% при втором. На использование белков организмом влияет соотношение их с остальными составными частями пищи О. П. Молчанова и соавторы (1936) показали, что у детей первых лет жизни при увеличении количества жиров в рационе белки используются хуже и баланс азота снижается. Большое значение имеет и сочетание продуктов в рационе детей. Так, при замене в рационе детей части молока мясом наблюдалось снижение усвояемости белков. Следует поэтому учитывать, что для нормального развития организма ребенка имеет значение не только общее количество белков, их качество, соотношение с другими пищевыми веществами, но и набор продуктов в рационе.

Для растущего организма существуют определенные физиологические нормы белков, при которых рост и развитие идут наиболее правильно. Потребность детского организма в белках зависит от возраста ребенка: чем моложе ребенок, тем в большем количестве белков нуждается его организм. Исключение составляют дети первого полугодия жизни, которые при грудном вскармливании получают по 2—2,5 г белков на 1 кг веса в сутки. С введением прикорма количество белков в рационе увеличивается и к году ребенок получает около 4,5 г белков на 1 кг веса.

Работами Института питания АМН СССР установлено, что наилучшие показатели физического и нервно-психического развития наблюдались в тех случаях, когда дети в возрасте 1 — 1,5 лет получали 4,2 г белков на 1 кг веса, 1,5—3 лет —4 г, 3—5 лет —3,8 г, 5—7 лет —3,5 г, 7—11 лет — 3 г, 11 —14 лет — 2,5 г. Очень важно, чтобы белки животного происхождения составляли около 75% по отношению к общему количеству белков суточного рациона ребенка в возрасте 1—3 лет. Для детей 3—7 лет количество белков животного происхождения должно равняться 65%, а для детей школьного возраста — не менее 50%.

При определении потребности в белках следует принимать во внимание, что количество калорий за счет белков должно составлять 13—15% от общей суточной калорийности рациона,

Источник