Родительское собрание знаете ли вы своего ребенка 3 года

Тема родительского собрания: «Знаете ли вы своего ребенка?»

Группа: 3-4 года

Дата проведения: 23.10.2015 г.

Время проведения: 18.00

Цель: дать родителям знания об особенностях развития ребенка от 3 до 4 лет;

настроить родителей на наблюдение за детьми;

объяснить необходимость учитывать в воспитании характерные для этого периода особенности.

Методы активации: использование примеров, вопросов, рекомендаций, анализа педагогических ситуаций.

Форма проведения: лекция-беседа

Предварительна работа: перед встречей индивидуально побеседовать с родителями о том, что их радует в развитии малыша, что огорчает, чем любит заниматься малыш, чем не любит и т.д., в ходе собрания использовать результаты анкетирования.

Участники: родители, воспитатели, ст. воспитатель, директор школы.

План:

  1. Вступление.
  2. Беседа.
  3. Выборы родительского комитета.
  4. Инструктаж по ПБ.
  5. Заключение: принятие решения.

Ход мероприятия.

  1. Вступительная часть.

Встречу начинаем с вопросов:

  • Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии ребенка?
  • Стал ребенок другим за период от 2 до 3-х лет?
  • Что нового появилось?

Это важно выяснить, поскольку некоторые родители не видят этих изменений, не замечают, в каком лице говорит о себе их ребенок, не видят его потребностей и т.д.

Родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: « Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, от она должна узнать его тоже во всех отношениях»

Можно в подтверждение привести еще одну цитату- слова Н.И. Пирогова: «Исторгая беспрестанно ребенка из его собственного бытия, перенося его все чаще в нашу сферу, заставляя его и смотреть и понимать по-нашему, мы, наконец, достигаем одного: он начинает нам казаться тем, что он есть».

Что же характерно для ребенка четвертого года жизни? Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно сидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

Вопросы:

  • Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности, появление у них новых интересов? Если да, то в чем они проявляется?
  • Какова любимая фраза ребенка?

Воспитатель. Ребенок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются отношения между ним и взрослыми. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребенком себя происходит к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице Кстати, не все родители замечают появление этой особенности и затрудняются ответить на вопрос, в каком лице говорит о себе ребенок. Ребенок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трех лет, когда ребенку свойственно проявление негативизма, капризов, упрямства.

Давайте разберемся в понятиях. Негативизм-это желание ребенка делать наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребенок не демонстрирует свою независимость.

Ситуация для анализа

Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят:

– Иди катайся.

На что он отвечает:

-Не пойду.

Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против лишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы».

Вопрос:

  • Кто может развести эти понятия?

Комментарий воспитателя

Упрямый ребенок настаивает на своем не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал.

Упрямство- своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. То же можно сказать и о негативизме. Только негативисту все равно что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чем настаивает. Это закономерные явления, нормальные в известных пределах. Но бывает, кризис заходит слишком далеко -и мы наблюдаем, что ребенок проявляет строптивость, то есть бунтует против норм воспитания.

Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Малыш может регулировать свое поведение. Родители же выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учета его представлений и желаний. Если родители не желают учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени новой одежде, не брал в руки бездомного котенка У детей нет врожденного стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребенка к опрятности, но не возмущаться тем, что не все еще у него получается.

Что такое капризы? Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требование родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямца самое главное- не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только рад. Капризный ребенок стремится добиться еще большего внимания к себе, к совей особе, ему нравится быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу», а капризного: « Я не хочу». Капризный ребенок, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу».

А теперь давайте разберемся на примерах в причинах капризов и упрямства детей.

Ситуация для анализа.

Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, кончено, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесполезную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:

-Сам, сам! Сам!

Мать строго говорит:

-Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Вопросы:

  • Правильно ли поступила мама?
  • Каковы последствия поведения мамы?
  • Бывают ли подобные ситуации у вас?
  • Как вы выходите из них?
  • Чтобы вы посоветовали маме?

Важно подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Ситуация для анализа

Девочка Таня во время обеда говорит:

-Не хочу суп.

Она постоянно высказывает бабушке свое недовольство тем, что суп теплый, там «пенка» и др. Бабушка идет у нее на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т.д. Все бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.

Вопросы:

  • Определите: в данной ситуации в большей степени проявляется упрямство или каприз? Ответ обоснуйте.
  • В чем причина такого поведения ребенка?
  • Были ли у вас подобные ситуации7
  • Как вы из них выходили?

Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребенка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие членов семьи.

Иногда детям говорят, что они еще успеют «наработаться», взрослые полностью х обслуживают, а потом удивляются – почему ребенок не любит трудиться. Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а родители часто не продолжают эту работу. Ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т.д. Эти оплошности происходят непреднамеренно, ребенок сам испытывает негативные эмоции- испуг, страдание, недоумение. В таких ситуациях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо. Бывает, что ребенок загляделся на витрину, упал, испачкался, а мама его еще и шлепнула. Он в слезы. А ведь правильнее было бы успокоить малыша.

Необходимо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ним общаться. Например, показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки.

Дети очень эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребенок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Например, если ребенку сказать, что он плохой, он возразит. «Нет, я хороший». Но, конечно, лучше оценить личность ребенка, а не его поступок. В книге Ю.. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» приводится любопытный пример. Девочка трех лет, увидев, что бабушка рассержена, просит назвать ее Зайчиком, что на домашнем языке означает: «Ах ты, моя хорошая», т.е. ребенок старается заслужить одобрение.

Вопросы:

  • Приведите пример, чему и как подражают ваши дети.
  • Всегда ли он подражают положительным поступкам взрослых и сверстников?

Обобщение ответов

Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает и так, что родители требуют от ребенка одного, а сами поступаю по-другому. Ребенок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливается.

Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л.Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребенку или не ругайте его это. Приведу банальный пример. В доме звонит телефон, и папа просит сказать, что его нет. Ребенок повторяет: «Папа сказал, то его нет дома». Часто воспитатели наблюдают такие факты поведения детей: они «чокаются» кружками с кефиром, «пью пиво», играют «в пьяных» и др.

Или вот еще один, очень показательный пример.

Мальчик во время завтрака очень нехотя ест кашу, приговаривая при этом: «Ешь, дурак, ешь…» Таким образом, после каждой съеденной ложки он ругает себя и насильно заставляет есть. На вопрос воспитателя, зачем он говорит такие слова, ребенок отвечает «Да меня дома мама всегда так кормит».

Понаблюдайте за общением своих детей с куклами, со сверстниками.

Маленькие дети импульсивны, то есть чувство у них преобладает над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, потому так часто нарушают правила поведения.

Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут сказать лишнее посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих.

Приведу пример, подтверждающий одно из качеств, свойственных детям младшего возраста, – детскую непосредственность.

Мама показывает ребенку подарок для бабушки и говорит, что это секрет. Ребенок увидел бабушку и заявляет радостно: «Бабушка, у нас для тебя подарок, только это секрет!»

Дети четвертого года жизни любознательны, они задают вопросы взрослым.

Вопросы к родителям:

  • Какие вопросы задают ваши дети?
  • Как вы на них отвечаете?
  • Чем любят заниматься ваши дети дома?
  • Наблюдаете ли вы игры детей?

В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки.

Нужно отвести ребенку место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую-нибудь роль. Об игре как ведущем виде деятельности мы подробно поговорим в дальнейшем.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12

Родительское собрание

На тему:

«Знаете ли вы своего ребенка»

(II младшая группа)

Подготовила воспитатель ДОУ

детского сада№12

Паршакова И.Н.

г. Красновишерск

Октябрь, 2014г.

Родительское собрание: «Знаете ли вы своего ребенка?»

Воспитатель: Тема нашей сегодняшней встречи посвящена теме: «Знаете ли вы своего ребенка?» я, предлагаю разгадать кроссворд. Одна сторона родителей выполняет роль – ребенка, а другая сторона роль – взрослого, (оценивается проблемы со стороны взрослого и ребенка)

Родители делятся на 2 команды: взрослые и дети.

  1. Проводится игра «Поиск сокровищ» – это веселая разминка, которая заставляет людей двигаться, общаться, перемещаться и ненавязчиво узнавать друг о друге различные факты. Нужно для того, чтобы все участники почувствовали себя свободно, рискованно.

Задания:

  • найдите человека, которому нравится та же музыка, что и вам.
  • Найдите человека, чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате
  • Найдите человека, который родился дальше всех от нашего места
  • Найдите человека, который родился ближе всех к нашему месту
  • Найдите человека, у которого такое же хобби как у вас

Но прежде чем, мы начнем беседу, я задам вам вопросы:

  • Заметили ли Вы изменения в развитии вашего ребенка? Какие?
  • Стал ли другим за год?
  • Что нового появилось?

(Родители отвечаю на вопросы, ведущий подводит некий итог).

Итак, Вы все заметили, что ваши дети изменились.

Кроме всего прочего, к изменениям можно отнести:

  • Рост физической активности
  • Активное стремление к общению
  • Желание удовлетворить познавательные интересы.

На фоне этих изменений ярко проявляются особенности развития детей четвертого года жизни.

Для того чтобы узнать, что это за особенности, предлагаем Вам решить кроссворд (открываем сетку кроссворда).

1 слово: это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Он радуется, грустит вместе с нами. Мы открываем для него этот огромный мир, но и сами постоянно учимся у него: ведь он наше отражение, каковы мы, таков и он. Он как открытая книга, как чистый белый лист, на котором можно написать все что захочется. А иногда загадки, маленькая тайна (РЕБЕНОК)

2 слово: это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его нужно с раннего детства. Стремление к этому является самой выразительной особенностью детей 4-ого года жизни. Оно проявляется, когда ребенок порою неожиданно для взрослых заявляет о своих правах. У него появляются личные желания: что-то показать, кому-то помочь, кого-то научить. Он хочет быть взрослым, но это не всегда совпадает с намерениями взрослых, которые очень часто игнорируют настойчивое: «Я сам!». (САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ).

Инсценировка стихотворения «Я сама»

Давай будем одеваться

Я сама, я сама!

Пойдем будем умываться

Я сама, я сама!

Ну идем хоть причешу я

Я сама, я сама!

Ну давай хоть покормлю я

Я сама, я сама!

Команды отвечают на вопрос: «Что же могут выполнить самостоятельно дети младшего возраста, несмотря на то, что они еще малы?

Перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминаний вешать его на отведенное место.
  • Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
  • Замечать непорядок к одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платочком, туалетом.
  • Пить из чашки; есть с закрытым ртом, хорошо пережевывая пищу.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки в определенное место.

Для того, чтобы приобрести эти навыки, ребенку требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и прочего. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи и т.д.

Здесь нужно заметить, что торжественное заявление: «Я сам!» приводит ребенка на развилку, где он оказывается в ситуации не менее драматичной, чем та, в которой оказался сказочный Иван-царевич.

Показ схемы: «Я сам!» (из программы «Радуга»).

  • Разбор ситуации с позиции команды взрослых и с позиции команды детей:

В детском саду мама ожидает Илюшу, который с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец – то после долгих усилий колготы почти надеты, но …наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «Эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!» мать строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь «Сам».

Вопросы:

Бывают и у Вас подобные ситуации?

Как Вы выходите из них?

Каковы последствия поведения мамы?

(разобрать по схеме «Я сам!»)

Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняю ему большой вред, мешают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Бывает и так, что родители, не учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, проявляют к нему излишнюю требовательность, приучают ребенка к порядку без учета его реальных умений, бесполезно требовать от ребенка 3-х – 4-х лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал в руки бездомного котенка и т.д. важно помнить, также, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают свои силы и, потому, падают, роняют, проливают, рвут и пр. эти оплошности происходят непреднамеренно, ребенок сам испытывает негативные эмоции – испуг, страдание, недоумение. В таких случаях нужно поддержать его, вселить уверенность в собственных силах, не ругать, когда ему и так плохо. (Возвращаемся кроссворду)

3 Слово: в ответ на излишнюю требовательность у детей возникает своеобразная защитная реакция против явления взрослых. Это закономерные явления нормальные в известных пределах. Ребенку важно сделать именно то, на чем он настаивает. (УПРЯМСТВО)

Кроме упрямства существуют еще и капризы. Это разные понятия. Давайте попробуем выяснить, в чем разница между ними. (Просим родителей высказать свое мнение).

Упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ не поведение или требования родителей. Упрямый ребенок настаивает на своем не потому, что ему так сильно хочется чего – то, а потому, что он этого потребовал. Для упрямства самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только рад.

Капризный ребенок ноет, куксится и плачет по любому поводу. Он стремится добиться еще большего внимания к себе, к своей особе, ему нравится быть в центре внимания. Капризный ребенок, как правило, всегда находится в особом состоянии «готовности к капризу».

Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу!», капризного: «Я не хочу!».

Команды отвечают на вопросы:

Были ли у вашего ребенка приступы упрямства?

Как вы из них выходили?

Интересные факты:

– период упрямства к капризности начинается примерно с 18 месяцев и заканчивается к 3,5 – годам;

– случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже вещь

– мальчики упрямее девочек

– девочки капризничают чаще

– в кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день, а у некоторых до 19 раз

– не придавайте большого значения упрямству к капризам. Примите это как должное

– не пытайтесь во время приступа внушить что – то ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат!

– не сдавайтесь даже тогда, когда приступ протекает в общественном месте чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

– во время приступа оставайтесь с ребенком рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.

4 слово: Это желание ребенка делать наоборот не подчиняться ни в коме случае вам взрослого. Это существенное осложнение в отношениях ребенка и взрослого. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать, наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Такому ребенку все равно, что делать лишь бы наоборот. (НЕГАТИВИЗМ).

Единственная цель ребенка – «Негативиста» – не подчиняться воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми такой ребенок свою независимость не демонстрирует.

5 слово: Дети этого возраста любопытны и …В 3 года ребенок владеет достаточно широким кругом представлений и знаний об окружающей его действительности. Однако накопленные представления о мире еще не прочно закреплены в сознании 3-х летнего малыша. В 3-4 года познавательная активность направлена на освоении предметного мира окружающей действительности. В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие его вопросы малыш стремиться вырваться за рамки той среды, в которой постоянно живет. Стремиться расширить познавательные горизонты. Ребенок изменился и его познавательная…проявляется по-иному. Он легко верит всему, атакует взрослого многочисленными вопросами активно действует в окружении его мире. (ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ)

Задание командам: команда детей задает детский вопрос, команда родителей на него отвечает.

«Детские» вопросы:

– а куда водичка из крана убегает?

– почему корова живет в сарайке, а не в лесу?

– а почему Миша косолапый?

– а почему у деда во такая большая репка, а у моего нет?

6 слово: важное достижение прошлого года – увеличение словарного запаса. К 3 годам ребенок должен быть словоохотливым человеком, маленьким…, радующимся каждой возможности поговорить и активно стремящимся к общению с вами. О чем именно малыш хочет поговорить – его дело. И совсем неважно, что некоторые дети выговаривают не все звуки одинаково хорошо и допускают ошибки в построение предложений. В общении с взрослыми малыш все реже и реже употребляет звукоподражательные слова односложные предложения. В этом возрасте у детей великая склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для родителя речи . одновременно с развитием речи развития мышления, память, воображение. Дети этого возраста любят сказки, смешные истории, небылицы. (БОЛТУШКА).

Творческие задания командам: Придумай рифму до конца «Шла корова по луне….Стрекоза на шляпу села…Сварим суп из топора … Мы спросили крокодила…и т.д.).

ВЫВОД: Уважаемые родители! Возраст 3,5 года и старше – это не только отрезок времени. Это личный опыт, накопленный вашими детьми; период закрепления формы тела и его частей, функций; закрепления манеры поведения и прочее.

Не заблуждайтесь в убеждении, что ребенок мал и в дальнейшем все можно будет поправить. Результаты ваших трудов скажутся через годы и особенно проявятся в подростковом возрасте.

В итоге наш кроссворд приобретает такой вид, теперь можно предложить прочитать ключевое слово «Любовь».

Давайте любить ребенка таким, какой он есть и пусть из него вырастит просто хороший человек.

В заключении хочется прочитать такое стихотворение:

Горит свеча и язычок …

Трепещет и машет и радует меня

И заставляет думать о пути

Что нашим детям суждено пройти зло и добро – вот две дороги разных

Одна поступков страшных, безобразных

Другая – Света, Вера и Надежда

Каждую выбрать? Наш ребенок сам решит

Но прежде…

Обдумать и понять должны мы с вами

Каким путем хотим идти мы сами.

Источник