Родительское собрание влияние семьи на развитие личности ребенка

Общешкольное родительское собрание

Тема: «Влияние  семейного воспитания на формирование   личности ребёнка»

Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье.

Задачи:

  1. Дать возможность родителям оценить свои поступки.
  2. Помочь родителям правильно воспитывать ребёнка.
  3. Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Ход собрания.

Прежде, чем начать беседу, предлагаю выполнить задание. У вас лежат листки бумаги. Возьмите их в руки, закройте глаза и выполняйте, то, что я вам буду говорить.

Задания:

  1. Сложите лист пополам.
  2. Сложенный лист еще раз пополам.
  3. Оторвите верхний правый угол
  4. Оторвите нижний правый угол.
  5. Откройте глаза.

Посмотрите на то, что у вас получилось. Все « бумажные творения» не похожи, хотя, вы все выполняли одинаковые задания.

Вывод: бумажные узоры отличаются друг от друга, так и мы с вами не похожи друг на друга. У нас разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет – наши дети. Дети тоже не похожи друг на друга.

И сегодня на родительском собрании мы будем говорить о влиянии семейного воспитания  (Слайд 1)

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность.

Воспитание – это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок. (Слайд 2)

Кто в детстве не получил воспитания, 
Не будет счастья в жизни знать потом;
Сгибай сырую палочку как хочешь –
Сухую выпрямишь одним огнем.

Муслихиддин Саади.

Для семейного воспитания характерны непрерывность и продолжительность, и в этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный институт. (Слайд 3)

Многие родители считают, что ребенка в основном должна воспитывать школа. Но социологи доказали, что именно семья стоит на первом месте по воспитанию детей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья является одной из важнейших ценностей человека. В семье человек растет и развивается, поэтому именно в семье происходит закладывание основ личности. Семейное воспитание формирует качества личности, которые в дальнейшем помогут с легкостью выйти из сложных ситуаций, трудностей, встречающихся на жизненном пути.

Любой ребенок сознательно или нет, копирует своих папу и маму, заимствует поведение других родственников. Соответственно ребенок несет в себе заряд той социальной среды, в которой существует его семья.

Считается, что формирование личности ребенка зависит от стилей родительского воспитания, от характера взаимоотношения родителей и детей.

При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют следующие стили воспитания:

  • Авторитарный;
  • Демократический;
  • Попустительский;
  • Хаотичный;
  • Либеральный.

Авторитарный стиль

        Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всём должен подчиняться их воле, авторитету.

        Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.

        При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль

        Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

        Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Либеральный стиль

        Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникаций – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Хаотический стиль

Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

        Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сила воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Попустительский стиль

Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка педагогика

От условий воспитания зависит поведение (Слайд 10)

Адекватное

  • высокая самооценка,
  • умение ставить цели и добиваться их,
  • дисциплинированность,
  • ответственность,
  • самостоятельность

Неадекватное

  • завышенная или заниженная самооценка,
  • тревожность,
  • страх
  • неуверенность
  • конфликтность

От чего зависит неадекватное поведение (Слайд 11)

  • недостаточное внимание ребенку со стороны родителей
  • вместо общения откупаются подарками
  • низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних
  • недостаточная требовательность
  • большая свобода – бесконтрольность, равнодушие к жизни ребенка
  • раздражительность взрослых, нежелание их решать проблемы детей
  • назидательность, занудность в общении с ребенком

Советы  родителям

  • Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам. 
  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас. 
  • Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка. 
  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение. 
  • Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка.
  • Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

И если что-то в поведении вашего ребенка становится не таким, каким должно быть, то надо засучить рукава и исправлять. И если уж кого-то обвинять, то только самих себя.

(Слайд 13)

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители –  пример тому.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Притча о Разумном воспитании

Однажды к мудрецу пришла молодая женщина и спросила:

– Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?

– Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал мудрец, – если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.

Уважаемые родители! Удачи вам в воспитании ваших детей! Спасибо за внимание.

Источник

Выступление на родительском собрании на тему:

«Влияние семьи на развитие личности ребенка»

       Цель: укрепление детско-родительских отношений, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье.

     Известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности — дисгармоничности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи. Иногда семья — благополучная, беспроблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?

«Внутренний мир ребенка»,— это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечно, его семья. И, как отмечает священник Валентин Марков, «…ребенок вырос не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья — это целостный организм. И проблемы молодого росточка — это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!»

В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру. Каким же образом происходит это влияние?

В        лияние семьи на развитие личности ребенка происходит путем воздействия нескольких факторов:

1. Во-первых, срабатывает механизм импринтинга, или запечатления: бессознательное усвоение базовых родительских установок, стереотипов поведения, культурных норм и ценностей, эмоциональных паттернов, духовной атмосферы семьи. Ребенок, словно губка, впитывает внутрисемейную атмосферу, причем это происходит с самого раннего возраста.

Серафим Саровский говорил: «Нынче учить никого не надо. Все ученые. Надо показывать». И действительно, вся жизнь родителей является живым примером для их детей. Воспитание — в конечном итоге, это совместное проживание с ребенком его собственного пути.

В биологии известен эффект так называемого «приклеивания» только что вылупившегося из яйца гусенка: он привязывается к первому движущемуся предмету, который увидит. Причем, как оказалось, если матери-гусыни не окажется рядом, гусенок может «приклеиться» к любому движущемуся объекту: как к одушевленному, так и к неодушевленному. Эта особенность сохраняется всего несколько секунд после того, как птенец вылупится из яйца. Если упустить это мгновенье, эффект «приклеивания» утрачивается безвозвратно.

Так и в жизни ребенка существует определенный критический период времени, требующий заботы, внимания, воспитания со стороны родителя, когда он способен впитывать, подражать, следовать, принимать на веру, другими словами, — «приклеиться». Главное для родителей — не опоздать, не пропустить это время, иначе потом уже будет не воспитание, а перевоспитание. А, как известно, перевоспитывать всегда тяжело, если не бесполезно. Как подчеркивает игумен Евмений, если дерево выросло кривым, его уже ничем не выпрямишь.

Читайте также:  Какие особенности физического развития ребенка

У детей потребность в «приклеивании» является естественной — они нуждаются в том, чтобы кто-то оказывал им внимание, находился рядом с ними. И если у родителей не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью — ведь, как известно, свято место пусто не бывает! Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает слишком поздно: ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.

Другой фактор — слово. «Вначале было слово…» Через общение ребенок формирует основные смыслы, которые впоследствии создают уникальную когнитивную карту. Эти свернутые смысловые сгустки во многом определяют основные жизненные стратегии человека, формируют индивидуальную духовную матрицу.

Очень важно родителям быть бережными в отношении слов, которые они произносят, ведь мы все помним, что слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Бывает, что сгоряча сорвутся грубые слова, хочется вернуть их обратно, но дело-то сделано… и осадок остается надолго.

Внутренняя представленность образов матери и отца во многом определит будущие отношения с мужчинами и женщинами вообще. Чем более гармонична родительская семья: мужественный отец, женственная мать, разумная иерархичность и соподчиненность членов семьи — тем больше вероятность будущих гармоничных отношений у ребенка.

В семье очень важно наличие безусловной любви к ребенку. Именно этот момент является решающим в становлении личности ребенка и определяет состояние его духовного и физического здоровья в будущем. «Полюби ближнего как самого себя…» Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир.

Таким образом, все эти факторы формируют духовно–душевно–телесную гармонию (или дисгармонию) личности ребенка. Семья служит той почвой, из которой «вырастают» практически все побеги детской психики. Что же формирует в ребенке семья?

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно, или же, наоборот, — базовое чувство недоверия, которое служит основой для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, а также применяя наказания или поддерживая ребенка.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучше других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Семья формируету ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:

  1. отношение к себе;
  2. стиль отношений с другими людьми;
  3. представления о себе как о мужчине или женщине;
  4. нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  5. жизненные смыслы;
  6. стремления, идеалы;
  7. чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья помогает ребенку учиться общаться. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки: стиль общения, способность к компромиссам. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, а также от четкости и ясности общения.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Педагог-психолог:                                                                       Богданова О.Н.

Источник

Роль семьи в формировании личности ребенка

Цель:

  1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
  2. Разработка основных правил семейного воспитания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Подборка различных мелодий
  2. Тест «Закончи предложения»
  3. Бумажные сердечки с пословицами «объясните значение русской народной пословицы о семье»
  4. Цветок настроения (на лепестках написаны слова вежливости)
  5. Детские ладошки (дети обвели свою руку)
  6.  Памятки для родителей.

Подготовительный этап:

  1. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы и родители могли видеть друг друга
  1. Подготовить памятки для родителей.
  1. Рисуем с детьми ладошки

План собрания:

  1. Профилактика заболеваемости. Прививки – слово медсестре Ивановой Марине Ивановне
  2. «Роль семьи в формировании личности ребенка»
  3. Выбор родительского комитета.

Ход собрания:

3.Звучит спокойная, приятная музыка.

– Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. – Именно этими словами Сухомлинского, мне бы хотелось начать нашу сегодняшнюю беседу.

– Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья – для ребенка – это место его рождения, становления. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребенок не будет счастлив, здоров.

Читайте также:  Время влияние на развитие ребенка

«Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличие свой дом,

Чтоб не каяться потом.»   (Себастьян Брант.)

Каждое наше слово, действие, и как не странно, бездействие – воспитывает  детей, и поэтому прежде чем что-то сделать надо подумать, а как в дальнейшем это отразится на детях.

Предлагаем вам игру «Закончи предложение»:

Возьмите. Пожалуйста, из подставки по одному цветному карандашу, раскрутите на  нем сверток бумаги, внимательно прочитайте и в свободное место закончите предложение одним или двумя словами, добавляя слова – он учится.

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится …(ненавидеть)
  2. Ребенок живет во вражде, он учится …(быть агрессивным)
  3. Ребенок живет в упреках, он учится …(жить с чувством вины)
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится …(понимать других)
  5. Ребенка хвалят, он учится …(быть благодарным)
  6. Ребенок растет в честности, он учится …(быть справедливым)
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится …(верить в людей)
  8. Ребенок поддерживает, он учится …(ценить себя)
  9. Ребенка высмеивают, он учится …(быть замкнутым)

Ребенок живет в понимании и дружбе, он учится …(находить любовь в мире)

Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребенком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу, в торопях.

– Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлекайте к себе ребенка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым – его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т.е. через телесное прикосновение подтвердить: «Я тебя люблю».

И поэтому правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. – «Это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе – это наши слезы».

Пословицы «сердечки»

Цель: развивать социальное мышление, социальную креативность, общительность, знакомить с правилами поведения в обществе.

– А сейчас, я предлагаю вам, уважаемые родители, бумажные сердечки с русскими народными пословицами о семье, вы достаете из большого сердца маленькие сердечки, подумайте и объясните значение пословицы.

«При солнышке тепло – а при матери добро»

«Мать кормит детей – как земля людей»

«Нет лучше дружка – чем родная матушка»

«Не нужен клад – когда в семье лад»

«Хозяюшка в дому – что оладушек в меду или пчела в саду»

«Не красна изба углами – красна пирогами»

«В гостях хорошо – а дома лучше»

«Дома и стены помогают»

«Мой дом – моя крепость»

«Каковы родители – таковы и детки»

«Жизнь прекрасна – когда дома мир»

 Приложение №1:

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость . Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он станет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В тот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка. Помните, что поведение-это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Итоги собрания: 

Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия: 

Уважаемые родители дети  приготовили  для вас “подарки “свои  ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике – как вы называете ласково своего ребёнка под музыку “Гимн Семьи” (И.Резник).

Хотелось бы закончить нашу встречу еще одним замечательным стихотворением, которое мы всегда должны держать в своей голове и руководствоваться им по отношению к нашим деткам.

Любите нас такими,
Какие все мы есть.
Пусть недостатков в нас несчесть,
Но мы же ваши дети,
И никого дороже
На всем огромном свете
Никто из вас не сможет
Найти средь суеты.
Мы вашим станем продолженьем,
Надеждой вашей и судьбой,
Тревогой, счастьем, вдохновеньем.
Но чтобы вдруг не стали мы бедой,
Своею жизнью день за днем
Быть благодарными учите.
Любви родительской огнем
Любовь ответную ведите.
Ведь лишь она одна
Очаг домашний согревает,
Бывает так она сильна,
Что все невзгоды побеждает.
Так будьте же терпимей к нам,
Понять нас просто постарайтесь.
И вопреки безжалостным годам,
Душою молодыми оставайтесь.

Источник