Родительское собрание роль семьи в развитии речи ребенка

Родительское собрание роль семьи в развитии речи ребенка thumbnail

МКДОУ « Новодугинский детский сад»

Родительское собрание:

« Роль семьи в развитии речи ребёнка»

Воспитатель: Соловьёва Ю.С.

Введение.

Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым

компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. В дошкольном возрасте

словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое

приводит к активному становлению речевой функции, повышению

коммуникативных характеристик.

Влияние семейного общения на развитие речи ребенка

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей

зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.

Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка.

Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.

По мнению В.С Мухиной, подражая родителям и близким людям ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении.

Чем же характеризуется состояние современной семьи?

Социологи, педагоги, психологи (И.В. Бестyжев-Лада, А.В. Мудрик, И.С. Кон, Т,А. Маркова и др.) отмечают, что современные семьи весьма разнообразны, но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции:

– изменяется структура семьи. Чаще семья состоит из двух поколений – родители и дети. Растёт число неполных семей (один из родителей

отсутствует), число семей с одним ребёнком. Бабушки и дедушки, как

правило, живут отдельно, а это не даёт возможности родителям

пользоваться опытом предыдущего поколения;

– изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестаёт быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя, а не родительской власти;

– семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции.

Выделяется группа педагогически несостоятельных семей.

И на первое место здесь должен быть поставлен дефицит общения

(количественная сторона общения). Родители, зачастую сами

образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим

ребенком к минимуму.

К.В.Бардин считает, что «если у вас есть ребенок, то общение с ним

должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу семейных обязанностей».

Вторым неблагоприятным дJля детей моментом,

отражающимся, как на их общем развитии, так и на развитии

частности, являются конфликтные отношения в семье. Ни о каком

развивающем влиянии родителей на детей здесь не приходится говорить. Более того, в большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор.

Следующим моментом, тяжело сказывающемся на общем развитии

речи ребенка, является неполноценность общения (качественная сторона общения). Общение может быть продолжительным по времени, так что о дефиците говорить тут вроде бы не приходится, и в то же время до крайности обедненным. Обедненным либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане. Либо нередко в обоих сразу.

С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует

эмоциональная неполноценность. И опять-таки это, как правило,

следствие убогости эмоциональной жизни семьи. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться, потому что такое

чувство изумления чуждо взрослым. Смех, как справедливо указывал В. Д. Сухомлинский, один из каналов познания, одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полностью.

Более того, в жизнь многих детей, начиная с первых лет жизни, прочно входят компьютер, телевизор. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Однако, это «безопасное» занятие таит в себе серьёзные опасности. И одно из них – отставание в развитии речи. Таковы основные неблагоприятные факторы влияния семейного общения на уровень развития речи детей: дефицит общения, конфликтные отношения в семье, неполноценность общения в силу скудости интеллектуальной и эмоциональной жизни семьи, неограниченный просмотр телевизора.

Проблема общения ребенка и взрослого в трудах учёных

Исследования, проведённые психологами, педагогами, лингвистами

создали предпосылки для комплексного подхода к решению задачи

речевого развитии дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев,

С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.А. Запорожец, М.И Лисина, А.Г.

Рузская, Л.В.Щерба, А.А. Пешковский, А.Н.Гвоздев, В.В.Виноградов,

К.Щ.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

Психолог и лингвист Ф.А.Сохин считал, что направление исследований в области психологии детской речи зависит от понимания главного психологического механизма развития речи: речь ребёнка развивается на основе подражания речи взрослых, её заимствования и воспроизведения. Общение со взрослыми решающим образом определяет направление и темпы развития речи ребёнка.

В ходе общения возникает сопереживание, формируются симпатии и

антипатии) характер взаимоотношении, появляются различные

противоречия.

Общение происходит и тогда, когда родители разговаривают с ребёнком, рассказывают ему что-нибудь или поют песенку (словесно – вербальные действия) и тогда когда просто обнимают его или поглаживают по голове (невербальные, физические действия). Каждый момент взаимоотношений с ребенком является элементом общения с ним.

Согласно позиции Л.С.Выготского мир и окружающие взрослые не

противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются

органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включён в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.

В общении ребенка с взрослым создается “зона ближайшего

развития”, где сотрудничество со старшим партнером помогает ребенку реализовать свои потенциальные возможности.

Таким образом, анализ научных исследований по проблеме общения

ребенка и взрослого показал, что общение ребёнка со взрослым определяет

Методические рекомендации для родителей по развитию

речи детей дошкольного возраста

Чтобы у ребенка нормально шло общее развитие речи, необходимо,

прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию. От

раздувания конфликтов в семье. От дефицита общения. Следует помнить,

что родители, предоставляющие своим детям, расти, как трава в поле,

скорее всего, как толь о дети пойдут в школу, столкнутся с фактом

задержки развития.

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и

охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах

общего развития.

Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени), так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле).

Правильно поступают те взрослые – не только родители, конечно, но и

другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д.),

– которые основное внимание уделяют повседневному общению с

ребенком. Они рассказывают ребенку много интересного, читают детские

книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные

природные явления, обращающие на себя внимание. Дома они вместе

проговаривают то, что видели на прогалке,- это легко делается под

предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, должны

проявлять при этом полную заинтересованность. Всем этим они

способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и

любознательности.

Все внимание, неустанные старания родителей должны быть

направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и

логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным,

правильным языком, но языком простым и главное говорить медленно, ясно и громко. Взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и острота слуха достигнут своих величин лишь в подростковом возрасте, а в 5-б лет тоны и звуки ребёнок воспринимает хуже, чем слова. Поэтому взрослые не только должны следить за своей речью (не «глотать» окончания, чётко произносить все звуки, быть точными в эмоциональной окраске речи), но и следить за тем, чтобы темп речи был доступен и понятен. Слишком быстро сказанное, особенно новое слово, недоступно ребёнку.

В процессе общения взрослым необходимо помогать ребенку

овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно

произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шести – семилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом (порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родно о языка.

Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители,

поэтому он и засыпает их вопросами. Родители должны быть рады

бесконечным «как?», «почему?», «зачем?» – это значит, ребенок исследует мир. Важно чтобы ответ взрослого не был намеренно ложным или же чтобы ребенок не получил ответ: «Какие дурацкие вопросы!». Иногда не удается ответить так, чтобы ребенку было понятно. В этих случаях стоит сослаться на какое – нибудь сходное явление, которое ему уже известно.

Заключение.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного

развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему

высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании

окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми от общепринятых норм данного языка.

Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в

ежедневном общении с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Влияние характера взаимоотношений в семье на психологию развития, и развития речевых навыков ребенка огромно. Основная задача при этом – помочь ребенку научиться общаться, сформировать у него желание, знания и умения делать это.

Источник

Конспект родительского собрания в старшей группе.

Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Воспитатель: Недикова Т.А.

г. Покачи- 2017г.

Родительское собрание в старшей группе

Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Цель:

Выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями.

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;
  2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;
  3. Побуждать родителей, помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками и младшими детьми;
  4. Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

Участники: воспитатели, родители.

Предварительная работа:

  • Оформление доски пословицами о языке, памятка на каждого родителя
  • «Как читать детям».
  • Оформление выставки художественной литературы по развитию речи детей.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение воспитателя: «Развитие речи шестилетнего ребенка. Художественное слово в воспитании дошкольника».
  3. Практикум.
  4. Памятка: «Как читать детям».
  5. Итог. Обмен мнениями.

Ход собрания:

На интерактивной доске картинка с пословицами

Язык до Киева доведет.

В добрый час молвить, а в худой промолчать.

Мал язык, да всем телом владеет.

Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.

Кто говорит, тот сеет.

С тобою разговориться, что меду напиться.

Слово не стрела, а сердце сквозит.

Без языка и колокол нем.

Не пройми копьем, а пройми языком.

Язык без костей работает на хозяина и на гостей.

Язык впереди ног бежит.

Организационный момент:

Воспитатель предлагает родителям стать в два круга друг против друга парами. Один круг двигается вправо, а другой влево. Двигаясь в противоположные направления, родители здороваются рукопожатиями с напротив стоящими, говоря: «Здравствуйте, я рад(а) вас видеть», называя свое имя. Поприветствовать друг друга, предлагается речевая игра « Комплименты», которая поможет снять напряжение и создать обстановку раскованности среди присутствующих.

Уважаемые родители!

Мы рады вам. Спасибо что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Значение речи в жизни людей огромно. Речь – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь – это визитная карточка человека, Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем общего развития.

Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребенка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребенка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст.

В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же свое речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов.

  • Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.
  • Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
  • Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в морское путешествие, на необычные острова

Воспитатель:

  • Ну вот, первый остров « Остров слов». На этом острове, дети обогащают свой словарный запас(узнают новые и интересные слова), также упражняются(подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные).

Давайте поиграем .

Игра « Подбери прилагательные к существительным» (игра с мячом).

( Я говорю существительное, вы прилагательное).

Яблоко – какое оно – вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

Снег – какой он – пушистый, белый, холодный и т.д.

Вода – какая она – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Солнце – какое оно – яркое, желтое, теплое, круглое и т.д.

Игра « Противоположности», «Антонимы» ( дети учатся подбирать слова с противоположными значениями).

Детям бросаю мяч, они ловят и называют слова-антонимы

Например: длинный – короткий.

  • Следующий остров« Остров звуков».

На этом острове дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.

Игра « Назови слово со звуком “М”»(корзина, мешки с песком).

А также дети учатся определять места звука в слове ( начало, середина, конец).

Игра « Определи звук [д] в слове».

Если вы услышите слово со звуком [д], вы хлопаете, затем определяем, где был звук.

Дом – [д]- в начале слова; дятел-[д]-в начале слова; деревня -[д]- в начале слова; тетрадь-[д]- в конце слова; смородина -[д]- в середине слова; виноград -[д]- в конце слова.

  • «Остров Грамматики».

На этой станции дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

Игра « Где живут продукты?»

( у каждого продукта есть свой домик , угадай название домика)

Сахар -(ница); хлеб – ( ница); масло – (ница); соль – ( онка); – перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, например: медведь – медвежата.

Игра « Составь предложения из набора слов».

  • «Остров Сказки-рассказки»
  • На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра « Расскажи и обыграй сказку».

( родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку).

  • « Сказки – рассказки».
  • Вы такие умнички, со своими заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.

Большую роль в развитии речи играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связанно с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по – разному : монотонно и с интонацией. Ребенок сразу поймет разницу. Поэтому так важно при чтение произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребенку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Интонация включает в себя:

  • Мелодика ( повышение и понижение голоса)
  • Темп ( ускорение или замедление скорости произнесения фразы)
  • Ритм ( чередование ударных)
  • Тембр ( эмоциональную окраску голоса)
  • Логическое ударение ( выделение наиболее важного по смыслу слова)

Художественное слово в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребенка.

Памятка «Как читать детям» (раздается родителям )

  1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребенка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
  4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
  5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребенка.
  6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
  7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье.

Пусть дети радуют вас! Успехов вам!

Источник