Родительское собрание роль семьи в развитии ребенка

Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы  поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка.

   Но перед началом разговора я предлагаю немного расслабиться и поиграть. Игра «Давайте познакомимся». – ее цель познакомиться друг с другом, снять психологический барьер в общении.

  – Как вы думаете, что означает слово «семья»?         

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами.(толковый словарь С. И. Ожегова). С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте–ка  их вспомним: я начинаю, а вы  продолжаете:

 – В гостях хорошо, а … (дома лучше).

 – Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

 – Какого на дому, такого и … (самому).

 -Дети не в тягость, а  … (в радость).

 – Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

 – Семья сильна, когда … (крыша над ней одна).

 – Семья в куче, не  страшна и … (туча).

А что значит семья для ребенка?

Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души : здесь ребенок учиться любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего  счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец.(И.А. Ильин).

Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствует внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей.(З. Матейчек). Семья дает ребенку главное –  то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно – личностную связь и единство с родными. Социальная функция  семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребенка жить. Но в то же время любимая  мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

– Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье или детскому саду?

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи, создавая необходимые условия продолжения жизни ребенка в семье.

«Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить».

Несколько слов хочу сказать о защите прав и достоинств ребенка в семье. Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в  себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их только через детей.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей и от взрослых его окружающих. Ребенок верит в  любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту. Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей. Таким образом, Семейный кодекс закрепил общепризнанные принципы и нормы международного права: «право ребенка на жизнь  и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение и т.д.»

Для чего вы завели ребенка?

 Малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Однако ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек.  Раз у вас есть ребенок, то это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. Нет времени – не должно звучать из уст родителей. Воспитывает все, каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятость. «Умел дитя родить, умей и научить», – гласит народная пословица. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение. «Люди, воспитанные без родительской любви, – часто искалеченные люди,» – так считал А.С Макаренко. «Любить детей, – писал А. М. Горький, – это и курица умеет. А вот уметь их воспитать их – это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни». В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся.

Послушайте ответы детей на вопрос: «Как ты думаешь, кто в семье тебя больше любит? Почему?»

– Сколько раз в день вы обнимаете своего ребенка?

Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день. И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

А теперь  давайте  немного отвлечемся. Я предлагаю вам написать слова- определения к слову солнышко (лучистое, игристое, лучезарное, золотистое, доброе, прекрасное, заботливое, ласковое, милое); добрые слова, которые используются при общении со своим ребенком. Цель теста: заставить задуматься родителей об использовании слов в разговоре с ребенком.

Читайте также:  Когнитивное развитие ребенка это

– Что по – вашему входит в понятие «семейные традиции»?

Семейные традиции – конечно, это праздники, которые вы отмечаете всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать дерево или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция – вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравления родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов. Это и праздники по поводу дней рождения ребенка.

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» – писал К. Д. Ушинский.

Как вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Как это ни странно, но и  детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем не скромность и развязность. Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам  выразит желание спеть или станцевать, если это будет в процессе игры.

– Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым и детям. В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их очень любят и ждут.

Какие подарки вы дарите своим детям?

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит. Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного и в кругу семьи. Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери – пусть он видит, на сколько он подрос за год. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, конкурсы. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества. Отмечая праздники  в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.  Теперь я задам вам задачку, попробуйте сосчитать,  сколько в этой семье человек.

     Послушай вот моя семья:

         Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,  

А самый младший – я.

                      Какая же у нас семья?  (6 человек)

Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И силен род, кто предков своих помнит и бережет.

– А сейчас попробуйте составить свою родословную семьи. (время 5 минут)

– У кого получился самый многочисленный род? Знаете ли вы откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки? Кто придумал имя, которое вы носите? Кто придумал имя вашему ребенку? И знает ли он об этом?  Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.  «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. Пушкин). Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

-Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода?  (семейный альбом)

 – Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

– Когда вы листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что часто вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

И последний вопрос, который я хотела осветить.

– Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы  мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь .И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

Читайте также:  Упражнения для ребенка отсталого в развитии

– В какие игры  и как часто вы играете с ребенком?  

Игр и игрушек очень много. Но следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Я советую играть в различные игры : настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «шахматы». Также обязательно играть в такие игры: «Угадай с какого дерева семена?», «Кто кем будет», «Летает не летает», «Что похоже на круг» и т. д.

Играйте вместе с детьми, и вы сделаете их счастливыми!

В наших  руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей.

Так пусть же наши дети, которые  родились на свет, живут радостно и счастливо!

Источник

Родительское собрание

          На тему: «Роль семьи в формировании личности ребёнка»

«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

В.А Сухомлинский

     Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и дополнительное образование. 
    Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями. 
    Взаимоотношения семьи и дополнительного образования важны не только в первые годы пребывания ребенка в кружке, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в дополнительном образовании у ребенка появляется шанс для самовыражения. 
    Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.

     Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в дополнительном образовании, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

     Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

     В каждой семье существуют свои нюансы построения общения с детьми, но все их многообразие может быть сведено к трем основным направлениям, так называемым стилям общения: авторитетный, авторитарный и попустительский.

     Для чего необходимо знать о стиле общения? Потому что в зависимости от типа воспитания можно выделить различные типы детей.

Авторитетные родители – инициативные, добрые дети.

     Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, что плохо и почему, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относятся к их запросам, однако при этом не потакают детским капризам.

     Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче налаживать отношения со сверстниками.
Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен беспрекословно подчиняться их воде и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Взрослый всегда прав! Если взрослый неправ, смотри выше! Жесткий контроль за поведением –  основа их воспитания, которое зачастую не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

  У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль, если он вообще проявляется.
Попустительствующие родители – импульсивные, агрессивные дети.

     Такие родители, как правило, не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения, не требуют от них ответственности, самостоятельности.

    Такой тип воспитания приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают всего нового, неожиданного, неизвестного из опасения избрать неверную форму поведения при столкновении с этим новым.

    Как складываются ваши отношения с детьми? Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос! Известный отечественный психолог Р. Овчарова для получения ответа тест-игру. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми:

Фразы Баллы

1. Сколько раз тебе повторять!

2. Посоветуй мне, пожалуйста…

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

4. И в кого ты такой уродился?

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну на кого ты похож!

7. Я в твое время!..

8. Ты моя опора и помощник.

9. Ну что за друзья у тебя!

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая ты у меня умница!

Читайте также:  Домашняя среда влияет на развитие ребенка

12. А как ты считаешь, сынок?

13. У всех дети, как дети, а ты?

14. Какой ты у меня сообразительный!

Теперь подсчитайте общее количество баллов.

7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют гармоничному становлению личности.

10 – 12 баллов – вы непоследовательны в отношениях с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенен с вами. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Тест “Какой вы родитель?”

«Как вы относитесь к воспитанию своего ребенка?», «Хватает ли вам терпения, внимания, желания, времени для него?»: на этот и другие вопросы, вам поможет ответить этот совершенно несерьезный и не имеющий никакого отношения к детской психологии, но от этого не менее познавательный тест для родителей.

1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?

Да – 5 баллов

Нет – 1.

2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?

Да – 5 баллов

Нет – 1.

3. Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест?

Всегда – 5 баллов

Иногда – 3.

Никогда -1.

4. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости?

Да – 5 баллов

Иногда – 3.

Никогда – 1.

5. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями?

Да, часто – 1 баллов

Иногда – 3.

Принципиально нет – 5.

6. Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился?

Да – 5 баллов

Иногда – 3.

Не хочу – 5.

7. Ваш ребенок послушен?

Всегда – 5 баллов

Иногда – 3.

Нет – 1.

8. Если вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ему причину запрета?

Да, всегда – 5 баллов

Иногда – 3.

Нет – 1.

9. Требуете ли вы от своего ребенка выполнения всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять?

Всегда – 5 баллов

Иногда – 1.

Нет – 1.

10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой?

Да – 5 баллов

Иногда – 3.

Нет – 1.

А теперь подсчитайте набранные баллы:

От 10 до 23 баллов: вероятно вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется в себе.

От 24 до 37 баллов: ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять заботу о ребенке. В противном случае у вас в конце концов возникнут проблемы в отношении с вашим детьми.

От 38 до 50 баллов: вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!

Если:

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
  2. Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).
  3. Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).
  4. Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).   
  5. Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).
  6. Ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым).
  7. Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).
  8. Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).
  9. Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).
  10. Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок. Дополнительное образование – что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец.

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом

Чтобы не каяться потом.

Кодекс истинного родителя

    Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребёнку.

     Если родители хотят, чтобы их ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

    Если родители требуют от ребёнка проявлений трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребёнка умения трудиться.

    Если родители хотят, чтобы их ребёнок не пристрастился с раннего возраста к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители е могут обойтись без них.

     Если родители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно относятся к своим родителям.

     Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребёнок встречается с ними в своём доме.

     Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми тёплыми чувствами.

Источник