Родительское собрание роль семьи в развитии работоспособности ребенка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненецкого автономного округа « Основная школа п. Нельмин-Нос»
Методическая разработка: Родительскоесобрание «Рольсемьивразвитии работоспособностиребёнка»
ВЫПОЛНИЛА:
О.П. Резвина, заместитель директора
по УВР ГБОУ НАО «ОШ п. Нельмин-Нос»
п. Нельмин-Нос 2016г.
Родительскоесобрание «Рольсемьивразвитии
работоспособностиребёнка»
Цели: Выявить представление родителей об организации учебной работы
детей дома.
Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки
самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Сформировать у родителей отчётливые представления о роли, возможностях,
путях и способах трудового воспитания детей в семье.
Подготовка: 1. Провести индивидуальные беседы с детьми, используя
следующие вопросы:
1. Помогаешь ли ты дома?
2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?
3. Охотно ли ты их выполняешь?
4. Поощряют ли тебя за это родители?
5. Наказывают ли тебя за невыполнение поручения? Как?
6. В котором часу ты обычно встаёшь в выходной день?
7. Вспомни, пожалуйста, как ты провёл последние выходные дни, и
перечисли всё, чем занимался в эти дни.
8. В котором часу ты обычно в выходные дни ложишься спать?
9. Кто помогает тебе готовить уроки дома?
10. В чём заключается эта помощь?
2. Провести анкетирование родителей:
1. Помогает ли ваш ребёнок по дому?
2. Есть ли у вашего ребёнка, постоянные поручения по дому? Если они
существуют, то, какие?
3. Охотно ли ваш ребёнок их выполняет?
4. Приходится ли вам повторять просьбу?
5. Поощряете ли вы ребёнка за выполнение домашних обязанностей
(поручений)?
6. Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение поручения? Если да, то
каким образом?
3. Составить на основе публикаций памятки для родителей, приготовить
листы с заданиями для микрогрупп.
Оборудование: памятки родителям: « Садимся за уроки»,
«Как приучить ребѐнка к самостоятельности в приготовлении уроков?»
листы с заданиями для каждой микрогруппы, написанный на классной
доске и прикрытый к началу собрания листами ватмана примерный режим
выходного дня школьника:
7.00-7.30 Подъѐм, утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка
постели.
7.30- 9.30. Привели в порядок причѐску, одежду, сели завтракать.
Трудовые дела вместе со взрослыми: мытьѐ посуды, уборка
кухни.
Занятия с родителями: беседа о прочитанной книге, лепка,
рисование, чтение.
9.30- 12.30 «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» (катание на
лыжах с родителями, игры в мяч, бег)
12.30- 13. 15 Подготовка к обеду, обед.
13.15- 15.00 Подготовка домашних заданий, чтение книг.
15.00- 15.15 Закаливающие процедуры.
15.15.- 16.30 Мы играем, читаем, трудимся, пьѐм чай.
16.30- 18.30 Прогулка.
Наблюдение за окружающим миром, за изменениями в
природе.
18.30- 20.30 Приготовление к ужину, ужин.
Игры, подготовка портфеля к завтрашнему дню.
20.30- 21.00 Подготовка ко сну (младшие дети)
21.30- 22.00 Подготовка ко сну (старшие дети)
1. На доске помещается плакат со словами К.Д.Ушинского: « Самое
воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его
не для счастья, а приготовить к труду жизни. Воспитание должно
развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему
возможность отыскать для себя труд в жизни».
2. В центре доски изображается дерево (без листьев и плодов)
3. На столе находятся:
А) изготовленные в форме листьев дерева таблички со следующими
надписями :
— « Цель»
–«Задачи»
–«Труд не понарошку»
–« Домашние поручения»
—«Уроки дома»
—«Полезные советы»
Б) листки из бумаги в форме яблок, к которым приклеены картинки и
фотографии из газет и журналов с изображением детей, участвующих в
различных видах трудовой деятельности.
Ходпроведения.
« На доске изображено дерево. Вы видите, что в данный момент оно не имеет
ни листьев, ни плодов. Но они могут появиться на дереве, если наше
коллективное обсуждение окажется продуктивным. На столе лежат
таблички, изготовленные в форме листьев. Надписи на табличках означают
названия этапов нашей совместной работы на собрании. Постепенно эти
листья-таблички я буду прикреплять к изображению дерева, и мы с вами
постараемся вместе выполнить предусмотренные для каждого этапа задания.
Первыми листочками на нашем дереве станут листья-таблички «Цель» и
«Задачи». Это значит, что мы начнѐм коллективное обсуждение с
осмысления целевых ориентиров трудового воспитания ребѐнка в семье.
Необходимо заметить, что в педагогических публикациях часто
подчѐркивается: если детей правильно воспитывать, то даже самый
непривлекательный и тяжѐлый труд может оказаться интересным и
приятным делом для ребѐнка. Но как это сделать? К сожалению, на этот
вопрос редко даѐтся обстоятельный ответ. Особенно нелегко ответить на
него сейчас, когда в нашей стране произошли радикальные изменения.
Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то станет отрицать
необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания
трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового
воспитания детей в семье, что и является заданием на 1 этапе нашего
собрания. ( Педагог прикрепляет листья-таблички «Цель» и «Задачи» на
изображение дерева, а родители после размышлений (в течение 5-7 минут),
Вносят свои предложения о целевых ориентирах трудового воспитания.
Мнения родителей записываются на доске напротив прикреплѐнных
табличек.
2 этап « Труднепонарошку»
« Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающиеся
слова «дети» и «труд». А ведь раньше приходилось довольно часто слышать
такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети
отдохнут. И всѐ-таки результаты проведѐнного анкетирования
свидетельствуют о том, что при наличии у большинства учащихся разовых
поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно.
Меня взволновали серьѐзные расхождения в ответах детей и родителей.
Стало очевидным, что многие учащиеся трудятся дома понарошку. Их не
привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их
домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое
нежелание трудиться. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос,
какие трудовые поручения могут и должны быть у ребѐнка в семье.
(Педагог прикрепляет на доску листья-таблички «Труд не понарошку» и
«Домашние поручения», а родители предлагают варианты поручений,
которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания
своих детей.) Педагог составляет перечень называемых родителями
поручений и при необходимости дополняет этот список своими
предложениями. Как правило, в перечень включаются следующие поручения:
– оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
– наводить порядок на своѐм столе и в своей комнате.
– заботиться о младшем брате или сестре.
-мыть чайную посуду.
– следить за чистотой обуви.
– выносить мусор.
– кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
– погулять с собакой, кошкой.
– покупать хлеб, молоко.
( педагог прикрепляет на доску листья-таблички « Учим уроки дома» и
«Режим выходного дня»)
« Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу
дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь
ребѐнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий,
определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны,
воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию
поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу,
вести еѐ, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя
ненастроенность ребѐнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться
серьѐзной помехой.
Что же делать, если ваш ребѐнок не может «усидеть за уроками»? (касается
младших школьников)
Во-первых, игры. Старайтесь подобрать для ребѐнка не только тихие
настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно
использовать для достижения педагогических целей. Если играете в
«магазин», дайте ребѐнку побольше разных поручений и настаивайте на том,
чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идѐт
военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребѐнок
какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения.
Полезно для ребѐнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать
его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз.
Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребѐнок вытирает,
можно вместе прилаживать что-то или чинить, можно читать книгу:
страницу вы, страницу ребѐнок.
Можно выработать у ребѐнка привычку быстро переключаться с одного
дела на другое. Если его зовут есть, то он должен немедленно прекратить
игру. Недопустимо позволять ребѐнку игнорировать родительские указания
в чѐм бы то ни было. Необходимо приучать ребѐнка отделять свободное
время от времени, когда он занят чем-то серьѐзным, не путать дело с игрой,
не превращать одно в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время
еды ребѐнок играет с хлебом, пошѐл мыть руки и заигрался с бахромой
полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких
сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы
всѐ необходимое ребѐнок делал без дополнительного напоминания, ни на
что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня.
Специальные исследования, проведѐнные в начальных классах, показали: у
тех, кто хорошо учится, есть твѐрдо установленное время для приготовления
уроков, и они его твѐрдо придерживаются. Ребята признались, что когда
приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм,
не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно
отведѐнного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к
систематической работе начинается с установления твѐрдого режима
занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учѐбе. Режим дня не
должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что
интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
Затем родители составляют примерный режим дня школьника в выходной
день. Педагог затем открывает написанный на доске режим дня и
комментирует его.
Ребѐнок должен садиться за уроки не только в одно и тоже время, но и на
постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не
позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную
полку, то всѐ равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы
он мог там держать свои книги и тетради. Если же ребѐнок занимается за
общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий. Почему
же у ребѐнка должно быть не просто удобное место для занятий, а
постоянное?
Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности,
вырабатывается установка не только на определѐнное время, но и на
определѐнное место работы. Когда такая установка у ребѐнка сформируется,
то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой
приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Помогите своей дочери или сыну строго выполнять такое правило: до начала
занятий со стола должно быть убрано всѐ, что не имеет отношения к ним.
Хорошо бы установить чѐткий и постоянный порядок расположения
предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все
вспомогательные веши, которыми придѐтся пользоваться (линейка, резинка,
карандаш), класть слева от себя, учебники, тетради, дневник – справа. Всѐ,
что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое
определѐнное место.
Полезно вместе с ребѐнком составить памятку 2Садимся за уроки». Начав с
сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через
некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него
привычными.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения, каких заданий
необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лѐгких, с
интересных или скучных?
Лучше всего научить ребѐнка самому оценивать трудности выполняемой
работы и путѐм сравнения сложности заданий, выполненных ранее и
выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы:
какие из изучаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание
выполнять первым – трудное или лѐгкое.
С самого начала ребѐнок должен осознавать, что в приготовлении уроков
может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием
материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные
упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое
были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности
действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика.
Когда у ребѐнка накопится собственный опыт выполнения домашних
заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность
выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности
своей работоспособности. Если ученик знает, что он включается в работу
сразу, работает с подъѐмом именно в самом начале, а не в конце, ему
целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно
переходить к более лѐгким, требующим меньшего умственного напряжения.
Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно
работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если
усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более лѐгких
или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно
переходить к трудным. Самую трудную, « неинтересную» работу следует
отнести на середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что
именно на это время приходится наивысший подъѐм продуктивной
умственной работы.
4 этап. « Полезные советы»
« Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать бельѐ или связать красивые
и тѐплые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своѐм деле
проверенным полезным советам. Такие советы очень нужны и для трудового
воспитания наших детей, поэтому предлагаю участникам собрания
поделиться ими друг с другом.
Педагог прикрепляет лист-табличку «Полезные советы» на изображение
дерева и записывает на доске предлагаемые родителям советы. А затем
педагог дополняет составленный перечень советами, подготовленными
педагогом до родительского собрания. Советы могут быть такие:
– Будьте последовательны в своих требованиях.
– учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
– Прежде чем поручить что-либо ребѐнку, покажите образец правильного
выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз
выполните поручение совместными усилиями.
– Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
– Учите ребѐнка уважать труд других людей, бережно относиться к
результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе
и работе своих друзей.
– Тактично оценивайте результаты труда ребѐнка.
Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их
выполнять.
5 этап « Удивительный плод».
Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового
воспитания детей в семье словами К.Д. Ушинского: « Лучшая форма
наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни
деньги, ни вещи, ни даже образование, – это трудолюбие» И тогда наше
дерево будет плодоносить
( Педагог помещает на изображение дерева листки бумаги в форме яблок с
иллюстрациями участия детей в различных видах трудовой деятельности.)
Решение собрания:
1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в
семье индивидуальные трудовые поручения.
2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия
советы педагогов и предложения родителей, высказанные на собрании.
3. Родителям совместно со своим ребѐнком выработать наиболее
рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его
выполнению.
4. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать
развитию их познавательной активности.__
Источник
Родительское собрание в 7 классе
Тема: «Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика»
Цель: обратить внимание родителейна роль семьи в развитии работоспособности школьника.
Задачи:
определить значение трудового воспитания в развитии личности подростка;
обозначить проблемы развития работоспособности ученика;
наметить способы развития работоспособности ученика.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя.
Трудовое воспитание в школе рассматривается с двух позиций. С начала обучения ребенка в школе мы говорим о работоспособности ученика на уроке и дома во время приготовления домашних заданий. В более старшем возрасте трудовое воспитание рассматривается как профильное образование. Рассматривая же труд в первоначальном его понятии, необходимо говорить об общественно полезном труде или труде по самообслуживанию.
Обсуждение вопросов по теме.
Вам известно, что планомерный ежедневный труд, систематические занятия способствуют получению глубоких знаний. Но не всегда удается правильно планировать свое время, предстоящую работу. В течение школьной недели нагрузка каждый день может быть разной – бывают легкие дни, почти без домашних заданий и дополнительных занятий, и наоборот. Необходимо рационально планировать нагрузку.
Ученые установили уровень работоспособности в недельном цикле. Наиболее высокая работоспособность наблюдается во вторник и среду, в четверг она снижается и становится минимальной в пятницу. В субботу она немного повышается в предвкушении выходного дня. Исходя из этого следует наиболее трудные умственные занятия выполнять во вторник и среду, а в понедельник, четверг, пятницу, субботу – то, что требует меньшего умственного напряжения, но более длительной затраты времени.
Полезно знать и общие сведения о степени трудности разных предметов. Для учащихся 7-8 классов наибольшую трудность представляют математика, русский и иностранный языки. Гигиенисты считают, что при правильной, четкой организации выполнения домашних заданий учащиеся 7-х классов должны затрачивать в день примерно 2,5 – 3 часа.
Во время занятий следует исключить внешние раздражители, так называемые помехи: телефон, музыку. Следует избегать и внутренних помех. Скажем, готовя сложный предмет, во время перерыва нежелательно смотреть телепередачи иди играть в компьютерную игру. Вхождение в продолжение работы занимает много времени, сюжет игры может надолго оставить след в сознании.
При умственной работе имеют значение и многие другие факторы. Например, оптимальная температура воздуха в помещении 18-20 С. Работоспособность резко снижается, если количество углекислоты в воздухе повышается до 0,1 %. Поэтому важно регулярно проветривать помещение.
В рациональный режим занятий входит не только процесс труда, но и разумный полноценный отдых. Умение работать и умение отдыхать одинаково важны. Самое разумное больше двигаться, заниматься спортом, отдыхать в парке или за городом.
Общественно полезный труд и воспитание трудолюбия.
Труд школьника ни в коем случае не ограничивается только умственной деятельностью, столь же важно участие в общественно полезном производительном труде.
Трудовая подготовка на всех этапах школьного обучения и строится с учетом психического развития и социального статуса. Она призвана формировать такие нравственные черты, как справедливость, коллективизм, честность, скромность, гражданственность.
Справедливость – объективная сторона личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность.
Коллективизм – это такая организация труда, посредством которой соединяются индивидуальные, групповые и общественные интересы. Умение работать в коллективе предполагает стремление работать сообща, готовность прийти на помощь товарищам, дисциплинированность, чувство ответственности за общее дело, высокая требовательность к себе, чувство личной ответственности за результат своего труда.
Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности, самоотдачи в работе, умение говорить правду в глаза, требовательность к себе и к другим.
Скромность – исполнительность, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам.
Гражданственность – личная ответственность перед обществом, людьми. Формирование осознанного, творческого отношения к труду, стремления и умения постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Воспитание трудолюбия – одна из важнейших задач в системе формирования личности. Учебный труд включает изучение трудовой деятельности людей и их отношения в процессе труда.
Трудолюбие – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными нравственными чертами трудолюбия являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.
Трудолюбие, добросовестное отношение к труду, радость творческого труда выступают источниками самоутверждения личности. Признание высокой общественной значимости труда возвышает человека. А.С. Макаренко считал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. Профессор, доктор педагогических наук В.В. Макеев в своей работе «Педагогика для передовиков» говорит о том, что «свободный творческий труд есть необходимое условие всестороннего развития личности и ее самоутверждения».
Трудолюбие – результат трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации, личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно – мотивационной сферой, глубоким пониманием воспитательной силы труда, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
По И.Ф. Харламову, трудолюбие включает в себя следующие структурные нравственные компоненты:
а) потребность в созидательно- трудовой деятельности
б) понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности
в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование
г) достаточно сильную волю личности.
Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:
Труд учащихся должен быть общественно полезным.
Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Подросток должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда.
Труд школьника должен быть коллективным.
Труд школьника должен быть инициативным.
В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности.
Труд должен быть посильным, иначе он угнетающе действует на психику, и ученик может потерять веру в себя.
По возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью, важна взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников.
Совершенно недопустимо наказание трудом.
Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
Роль семь в воспитании трудолюбия.
В воспитании у детей привычки к труду особенно велика роль семьи. Умелая дальновидная мать заботится о том, чтобы дочка с раннего детства помогала ей по-настоящему: накрывала на стол, мыла посуду. Постепенно ее обязанности усложняются – она учится пеленать брата, покупать продукты, убирать квартиру, готовить, вязать, шить. Если получилось плохо, мама попросит переделать и помогает при этом, если хорошо – не поскупится на похвалу. Научившись работать, дети начинают с уважением относиться к труду окружающих. Сыновья видят, как отец с удовольствием выполняет работу по дому. Его пример очень важен для детей. Сыновья без принуждения делают любую работу, если и для отца она стала привычной, помогают ему. Сын относит в ремонт обувь, вещи – в химчистку. Отец может научить сыновей пользоваться инструментами, пилить, строгать.
Необходимо, чтобы у школьника было любимое дело.
Особой примечательностью для подростков обладает труд связанный с техническим творчеством.
Большую воспитательную роль играют коллективные трудовые дни семьи. Труд со взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной ориентации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правила текхники безопасности.
Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала.
Не менее важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы.
Если подростка правильно стимулировать, поощрять хорошо, добросовестно выполненную работу, а в случае необходимости вовремя высказывать недовольство, у него сформируется сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.
Источник