Родительское собрание роль игры в развитии и воспитании ребенка

Родительское собрание роль игры в развитии и воспитании ребенка thumbnail

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»

Цели: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций.

Форма проведения: круглый стол.

План:

1. Вступительное слово.

2. Обсуждение проблемного вопроса «В какие игры играют дети?».

3. Сообщение «Психологический аспект игры».

4. Диспут на тему «Значение игры».

5. Сообщение «Условия и средства для полноценных игр» и демонстрация дидактических пособий.

6. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?».

7. Заключение: принятие решения.

Подготовительный период:

1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью тестирования родителей:

– Любит ли ваш ребенок играть?

– Какие игры любит больше всего?

– Любимая игрушка вашего ребенка?

– В какие игры ребенок любит играть с вами, с братьями и сестрами?

– Какие игрушки вы покупаете ребенку?

– Нужно ли играть с ребенком и почему?

2. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).

Ход собрания

I. Вступительная часть.

Вступительное слово воспитателя. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

II. Основная часть.

1. В какие игры играют дети?

Обсуждение проблемного вопроса.

Воспитатель. Так в какие игры играют наши дети? Предлагаю каждому высказаться на эту тему.

Выслушиваются мнения родителей.

Воспитатель (обобщает). Не секрет, что многие современные родители зачастую предпочитают играм с ребенком просмотр телевизора, компьютерные игры. А между тем это не заменит полноценную игру.

2. Психологический аспект игры (сообщение).

Воспитатель. Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от психики и мышления взрослого человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно создает какие-то ситуации, малыш постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например сложить один и два. Игра в этом – главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть.

Ребенок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Малыш видит, как кто-то поцеловался, кто-то поругался, кто-то улыбнулся, кто-то пошел на работу. Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и никак от него не зависящих.

Когда малыш играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти подходящие решения.

Помните, что для развития ребенка 3–7 лет игра более полезна, чем занятия. Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для свободных игр. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия.

Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным – пусть ребенок проявит фантазию.

3. Значение игры (диспут).

Воспитатель. О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопросы родителям:

 В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?

 Как вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?

Выслушиваются ответы родителей. после высказываний родителей воспитатель обобщает ответы.

Воспитатель. В игре ребенок обучается:

– эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей;

– переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;

– осознавать своё реальное место среди других людей;

– уважать себя и верить в себя.

Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявить положительное отношение к его игровой деятельности.

В игре ребенок приобретает умение надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

Свободно выражать свои чувства – этому тоже учится ребенок в игре. Ребенок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

В игре ребенок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Вопросы родителям:

 Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти взаимоотношения, несут гнев, тревогу, беспокойство. Это так называемые «вредные игрушки». Как вы думаете, о чем идет речь?

 Ваше отношение к игрушкам-монстрам (человек-паук, робот-трансформер, бэтмен, бакуган)?

По каждому вопросу выслушиваются мнения родителей.

Воспитатель (обобщает). игрушки-монстры способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, негативно влияют на поведение ребенка, ведь нередко эти игрушки родом из таких же агрессивных мультфильмов. Нужно стараться ограничить общение ребенка с такими играми.

Вопрос родителям:

 Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?

Выслушиваются мнения родителей.

Воспитатель. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» – он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину – на носорога, потом заводит мотоциклиста и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

К 4–5 годам особое значение для детей приобретают предметы, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки, бинокли и другое. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.

Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например, опрокинутое кресло может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материалов, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков. Как показывает опыт, ребенок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом.

4. Условия и средства для полноценных игр (сообщение).

Воспитатель. Для игр ребенку необходимо время и игровое пространство. Дома – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

В условиях детского сада мы стараемся с вашей помощью создать среду для полноценных игр детей. Психологи и педагоги выделяют ряд «игрушечных групп»:

1. Игрушки из реальной жизни. Это – кукольное семейство, игрушечный домик и утварь.

2. Игрушки для выплеска агрессии. Это – солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья.

3. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения – это конструкторы, кубики, настольные игры, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.

4. Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и др.

5. Крупные движущиеся игрушки.

6. Для развития эстетического воспитания, развития речи, воображения служат театральные игрушки.

7. К 4–5 годам особое значение имеют предметы, дополняющие игру. В этом возрасте развитие игры уже идет не от игрушки, а от мысли.

8. Технические игрушки – транспорт, конструкторы, они развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

9. Спортивно-моторные игры способствуют двигательной активности, развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

10. Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы и др.).

11. Дидактические игры. Им принадлежит особое место. С помощью них дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. – к ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Дидактические игры воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.

демонстрация дидактических пособий.

5. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?».

Воспитатель (обобщает). Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу нельзя. Играйте с ними на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнера по игре вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Поэтому надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребенка к новым действиям.

Вопрос родителям:

 Что такое хорошая игрушка?

Обсуждение.

Воспитатель (обобщает). Хорошая игрушка, прежде всего, это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребенка. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малыша. Но разнообразие не означает их изобилие.

Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90 % игры приходится на долю ребенка и только 10 % на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблем, и домом, и самолетом. Такая игрушка стимулирует и фантазию, и воображение. Ее можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – «окна», разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда, – желтого, никогда, – синего.

 Поступаете ли вы так:

– Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.

– Если сломалась игрушка, ремонтируем вместе с ребенком.

– Купив ребенку игрушку, обязательно показываю разные варианты, как с ней играть.

– Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.

– Не наказываю ребенка игрой (игрушкой), то есть не лишаю его на время игры (игрушки).

– Часто дарю ребенку игру (игрушку).

Воспитатель (обобщает). Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребенком на равных. Ваш ребенок активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.

Рассказывают родители из личного опыта семейного воспитания на темы: «Игры семьей в семье», «Досуг в семье».

III. Заключительная часть: принятие решения.

Воспитатель.В начале нашей беседы я задала вопрос: «В какие игры играют наши дети?». Думаю, всем будет интересно послушать ответы наших детей и сделать для себя выводы, в ногу ли вы шагаете с вашим ребенком, знаете ли вы все о нем…

Рассказы детей.

Воспитатель (обобщает). Мы хотели вас убедить в том, что ребенку 4–6 лет необходима игра, что она доставляет ему массу положительных эмоций и он очень любит играть. Не лишайте его этой радости, помните, что и вы были детьми!

Рефлексия.

Родители высказывают свое мнение, пожелания – что понравилось, что нет и почему.

Вопросы родителям:

 Оправдались ли ваши ожидания?

 С каким настроением вы уходите с родительского собрания?

Воспитатель. Перед вами на столах лежат сигнальные фишки. Поднимите зеленую фишку те, кто последует нашим советам, у кого после нашей встречи улучшилось настроение. Поднимите желтую фишку те, кто частично будет следовать нашим советам. И поднимите красную фишку те, кто не будет следовать нашим советам и считает, что зря потратил время на это собрание.

Надеемся, что после сегодняшней нашей встречи вы по-другому взглянете друг на друга. Будем рады, если отношения в вашей семье изменятся в лучшую сторону, а у кого-то они станут еще лучше. Играйте вместе с детьми!

Вариант решения родительского собрания:

1) Познакомить детей с играми своего детства. Поиграть в них всей семьей и с друзьями ребенка.

2) Принести фотоснимки для оформления фотоальбома «Игры наших детей дома».

3) В выходные дни придерживаться двигательного режима.

4) Принимать активное участие в изготовлении предметов для игр и их ремонте.

Источник

Родительское собрание

Тема: «Роль игровой деятельности в воспитании и развитии дошкольников»

Воспитатель: Вавилкина Е.Е.

Форма проведения: круглый стол.

Цель:  повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

Формирование у родителей представлений о значении игры в развитии  и воспитании ребёнка.

Развитие навыков общения родителей со своим ребёнком в процессе игры.

Заинтересованность проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада.

Обсуждение вопроса об организации игровой среды в условиях семьи.

Участники: родители, воспитатели.

План:

Вступление.

Основная часть (дискуссия).

Заключительная часть.

Ход

  1. Вступительное слово

Звучит песня «Куда уходит детство».

Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.

– Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, об их влиянии на развитие наших детей

Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам настроиться, немного поиграть.

Игра – приветствие «Цветные ладони»

Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально – положительный настрой.

Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”.

А теперь улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

  1. Сообщение воспитателя. Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других  видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.  Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

  1. Анализ результатов анкетирования 
  2. «А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)
  3. Практическая часть. 
  1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения  знаний  и для развития  наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
  2. Подвижные игры – разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
  3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

4.  Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры, больницу, дочки-матери, магазин, парикмахерская. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

5. Театральные игры – пальчиковый театр, настольный театр, игры-драматизации.

Эти игры развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

«Давайте  вместе поиграем» – практическая часть.

Упражнение    «Я начну, а вы продолжите» – «Игра – это…»

Игра – это  (весело, интересно, увлекательно …).

Для того  чтобы игра была интересной, развивающей и т.д

 Любая игрушка должна быть какой?(ответы  родителей)

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала);

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

 Игры на кухне

– А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили  вопросы. (В вазе находятся  листочки с вопросами.)

– Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки – бусы и браслеты.

Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок»

Заключительная часть

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.

Игра – помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.

Взаимодействие в игре

Поможет понимать друг друга,

Нам стать внимательней, добрей,

И разрешить вопрос досуга.

Играйте с нами! Придумывайте сами!

Играйте с друзьями! Удача за вами!

Источник