Родительское собрание речевое развитие ребенка в 4 года

Родительское собрание на тему:

 «Развитие речи детей 4-5 лет в условиях семьи и детского сада» 

Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в

современных условиях.

Задачи:

1. Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;

2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;

3. Побуждать родителей помогать ребѐнку в овладении нормами и правилами родного языка.

Ведущий: Добрый вечер!

    Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям)

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Словарная работа.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Обучение рассказыванию – связная речь.

 «Острое блюдо» по Метеновой Н.М.

(Ведущий,  передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

Вопросы:

1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

         3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Ведущий:  Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

(Высказывания родителей)

Ведущий: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

Ведущий: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

Ведущий: 

Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Ведущий: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Ведущий: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Ведущий:  Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

Ведущий: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева листок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.

Проблемная ситуация.

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем,  хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали  к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

Читайте также:  Индивидуальная работа с ребенком по развитию речи во второй младшей группе

Вопросы:

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

Ведущий:  Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).

Ведущий: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

Ведущий: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

Ведущий: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим  в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Ведущий:  Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации к проведению упражнений:

–  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

–  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

– Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

–  Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.

–  К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

– В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.

 Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

1.       «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.

2.       «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.

3.       Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

5.       «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.

6.       «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

7.       «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

Читайте также:  Поиск развитие ребенка 5 лет

9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.

Источник

Кабанова Ольга
Конспект родительского собрания по теме «Развитие речи детей 3–4 лет»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №2

Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет»

Цель собрания:

– раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.

-создать единое педагогическое пространство воспитателей, родителей и детей для сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности по развитию речи детей четвертого года жизни.

-предложить родителям использовать дома,в повседневной жизни разнообразные игры по развитию речи детей.

Задачи :

1. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития

2. Познакомить родителей с играми для развития речи,в которые полезно играть дома.

3. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой для детей

4. Продолжать вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Предварительная работа:

1. Оформление стенда для родителей «Развитие речи детей 3-4 года жизни»

2. Изготовление папки «Артикуляционная гимнастика»

3. Изготовление игр для развития речи.

4. Изготовление папки для родителей «Речевые игры», «Как разучивать стихотворения с детьми»

1. Вступительная часть

С вступительным словом выступила воспитатель группы Кабанова О. В.

Добрый вечер, уважаемые родители! Рады приветствовать всех вас на нашем собрании. Собраниенацелено на актуальнейшую тему : «Развитие речи детей 3-4 лет»

Во время пребывания ребенка в детском саду,мы с вами составляем своеобразный треугольник :воспитатели- ребенок-родители. Задача ребенка- познавать что-то новое,открывать самого себя: что я могу, что я умею,на что я способен. Именно ребенок является вершиной нашего треугольника. А наша с вами задача, задача взрослых- помогать ребенку в этом нелегком деле.

Если не будет взаимодействия родители-воспитатели,то все наши усилия не найдут нужного отклика. А наша задача,чтобы ребенок всесторонне развивался. Только вместе мы сможем решить любые проблемы в воспитании и развитии детей.

Сегодня мы поговорит об одном из важнейших познавательных процессов человека – речи.

2. Выступление воспитателя Кисляковой А. В. по вопросу «Особенности развития речи ребенка младшего дошкольного возраста».

Речь –основная форма общения. В дошкольном возрасте она развиваетсяпо двум взаимосвязанным направлениям :

– речь развивается и совершенствуется в процессе общения со сверстниками

и взрослыми

– речь становится орудием мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

1. Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста

2. Развитие коммуникативных способностей,то есть способности общаться.

Основу речевого развития ребенок получает в семье,в самые первые годы своей жизни. Ребенок овладевает речью только лишь в процессе общения со взрослыми. Всем известны печальные примеры детей- Маугли,для которых отсутствие общения с людьми,отсутствие речи в их жизни,привело к тому, что эти дети не разговаривали. они могла только лишь издавать отдельные звуки. Это лишнее подтверждение важности для ребенка слышать речь,обучаться речи.

Хорошо развитая речь ребенка способствует его успешному обучению в школе. А нарушения речи отражается и на формировании характера ребенка, так же как не исправленный вовремя дефект речи делает ребенка замкнутым в себе, не уверенным,раздражительным.

Дети с самого раннего детства проявляют большой интерес к речи: они создают новые слова,могут даже сочинять стихи. Но это все возможно именно при целенаправленном обучении, чтобы создать у детей интерес к родному языку.

Развитие речи влияет на развитие мышления. Высказывание ребенка показывают нам его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития,а так же свидетельствует о овладении богатством родного языка,его грамматическим строем.

С помощью речи взрослые объясняют детям,как они должны себя вести. то есть устанавливают для детей нормы общественного поведения,что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

К 4-м годам :

• Ребенок правильно произносит отдельные звуки,умеет интонацией передать вопрос,просьбу,восклицание.

• Накапливает определенный запас слов (пассивная речь) ,который содержит все части речи. Активно начинают употреблять прилагательные и местоимения (я, она,он)

• Через слово начинают овладевать основными грамматическими формами речи :появляется множественное число,винительный и родительный падежи,уменьшительно –ласкательные суффиксы ек –ик)

• Выражает свои мысли простыми предложениями,может ответить на поставленный вопрос.

Но в речи детейданного возраста отмечаются некоторые особенности :

-дети не верно произносят или совсем не произносят шипящие : «ш», «ж», «ч», «щ», сонорные «р», «рь», «л», «ль», звуки,а некоторые из них пропускают.

-дети еще не способны выделить существенные признаки предметов,например, они затрудняются назвать части тела, части предмета

– еще не совершенна интонационная сторона речи.

– необходима работа над развитием артикуляционного аппарата,над дикцией,темпом,звуковой культурой речи.

-не всегда дети могут согласовывать слова в роде,числе и падеже : он пошла, она –взял

-при построении предложений пропускают отдельные члены предложений.

– дети часть отвлекаются от содержания вопроса.

Мы познакомились с требованиями к речи ребенка 4-летнего возраста. Вы все слышите речь своих детей,поэтому ясно и понятно,что проблемы в данном вопросе есть практически у всех воспитанников нашей группы.

3. Выступление воспитателя Кабановой О. В. по вопросу «Игры для речевого развития детей». «Артикуляционная гимнастика»

На каждом возрастном этапе есть свои задачи,свои методы обучения. Работа по развитию речив детском саду осуществляется при разных видах деятельности :на специальных занятиях по развитию речи,а также на всех других занятиях и вне занятий- в игровой форме, в процессе наблюдения за природой,в ходе общения с детьми.

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка симферополь

Дети дошкольного возраста очень общительны. Они очень эмоциональны. Давайте вместе с вами будем больше общаться с нашими детьми,обогащая и развивая их речь во время этого общения.

Отправляясь на прогулку,мы можем :

1. поговорить о том. какая сегодня погода,какое небо. что есть на небе,есть ли ветер и в какую сторону он дует,теплый он или холодный, в какую одежду одеты люди. почему и с чем это связано.

2. подкормить птиц, побеседуя о их внешнем виде и повадках

3. посмотреть вокруг себя,обратить внимания на прекрасный растительный мир.

4. загадать загадку и найти отгадку

5. поискать приметы времени года

6. вспомнить стихотворение,песенку

7. поиграть «С какого дерева лист» «Раз,два,три,к дереву- беги!», «Когда это бывает»

Можно даже на примере одной прогулке заметить,сколько нового и полезного можно привнести в жизнь ребенка. Для этого необходимо просто видеть окружающий мир и научить своего ребенка замечать,наблюдать и восхищаться всем, что нас окружает, любить и беречь все живое.

При общении с ребенком,учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи,об отдыхе, о любимых друзьях. об интересных событиях в жизни ребенка.

Читайте детям книги,особенно сказки. Сказкой можно успокоить,поднять настроение,она близка и понятна ребенку в любом возрасте. После прочтения книг,задавайте детям вопросы,обсуждайте поступки героев,объясняйте значения слов.

Существует множество игр для речевого развития.

Хочу познакомить вас с некоторыми из них.

1.игры на активизацию словаря :

«Кто или что может это делать!». Взрослый называет действие,находит необходимые предметы.Например : загадываем слово идет.Ребенок говорит :девочка идет,снег идет,кошка идет…подберите слова к глаголам : ползет, летит,бежит, моет,спит и т. д.

2. «Отгадай, что это?»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам :

Растут на грядке в огороде,употребляются в пищу. (овощи)

Движется по дороге,по воде,по воздуху.

3. «Что для чего?»

Взрослый предлагает вспомнить,где хранятся называемые предметы :

-хлеб – в хлебнице,Сахар –в сахарнице,Конфеты – в конфетнице,Мыло –в мыльнице и так далее

4. «Угощаю»

Предложить вспомнить вкусные слова и угостить друг -друга. Можно поиграть в «Кислые», «Соленые «, «Горькие слова «.

5.«Ищем слова»

Предложить вынуть слова из борща,винегрета,кухонного шкафа и т. д

Игры на речевое обобщение

1. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать лишнее слово

-среди имен существительных :ведерко,кукла,паровоз,автомобиль,стул,синий, зайчик, платье и т. д.

2. «Найди дерево»

Выделение признаков деревьев (общая форма,расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Игры на развитиезвукового анализа и синтеза :

1. «Цепочка слов»

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка-автобус- стена –автомобиль

2. «Придумай слова»

Ребенок должен придумать слова на заданный звук. Например, на звук «ж»

Жук –жаба – джинсы и т. д

Игры на развитие грамматического строя речи.

1. «Подружи слова»

Листья падают – листопад, снег падает –снегопад,сам летает –самолет

2. «Все сделал (а)»

Предложить детям сказать о чем- либо,как будто это уже сделано : поливает –полил,надевает –надел, кушает –покушал, строит –построил и т. д.

3. «Один – много»

4. «Приготовим сок»

Из яблок сок какой?- яблочный, из груш –грушевый, апельсиновый сок из чего? Из апельсинов.

Игры на развитие связной речи

1. «Что на что похоже»

Подобрать похожие слова

-Белый снег похож на что?

-Синий лед похож на что?

-Частый дождь похож на что?

Это небольшой перечень игр для речевого развития ребенка. Для развития речи детей необходимо постоянно беседовать с ребенком,задавать вопросы и спрашивать ответы на них у ребенка.

Для того, чтобы научить ребенка правильной качественной речи, качественному произношению,родителям может помочь артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика –это комплекс упражнений для тренировки языка,губ,щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое правильное произношение звуков.

Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики у детей формируется правильное «автоматическое» произношение.

Кроме того,детям очень интересно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Каждый день в своей работе мы используем упражнения артикуляционной гимнастики.

Предлагаю Вам ознакомиться с правилами выполнения этих упражнений.

Комплекс артикуляционной гимнастики стоит выполнять :

– не чаще 2-3 раз в день

– длительность комплекса 10 -15 минут

-в одном занятии должно быть 3-4 знакомых упражнения и одно новое.

-для самых первых занятий нужно использовать 2-3 упражнения

-взрослому нужно находиться либо позади ребенка с зеркалом или находиться перед малышом

-упражнение сначала выполняет взрослый,потом ребенок

Можно ознакомиться с примерными комплексами упражнений,который находится в родительском уголке.

Как видите, для того, чтобы развивать речь детей,существует множество интересных занятий и игр. Главное –иметь желание и немного времени.

Благодарю всех за внимание. Если у кого -то возникли вопросы, пожалуйста, спрашивайте.

4. Слушали отчет родительского комитета о проделанной работе.

5. Отвечали на интересующие родителей вопросы.

ПРИНЯТЫ РЕШЕНИЯ:

1. Воспитателям совместно с родителями уделять должное внимание развитию речи ребенка. Больше общаться с детьми. читать сказки, стихи,потешки,загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой, рисованием, конструированием, играми с мозаикой. Оснастить группу необходимым количеством карандашей, фломастеров,красок,разными видами конструктора.

3. Оказывать родителям всестороннюю помощь и консультации.

4. Посоветовать родителям посетить с ребенком зоопарк,театр,цирк,выставку.

5. Больше бывать на природе,знакомить детей с ее красотой и многообразием.

6. Обращать внимание на консультации и разработки,которые находятся в родительском уголке.

7. Предложить родителям участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.

8. Принимать активное участие в жизни детского сада и группы.

Источник