Родительское собрание общие проблемы физиологического развития ребенка

Родительское собрание

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка»

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших, и маячок взаимоотношений для каждого.

Цель: ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей;

наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.

Повестка дня.

  1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
  2. Устав школы, Правила поведения для учащихся.
  3. Педагогические ситуации.

3.Пути воздействия на личностные качества ребенка.

  1. Орг. момент.
  2. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
  1. Целеполагание.

Вот и подросли наши дети. Изменились они не только внешне, но и изменилось их поведение.

Что мы знаем о физиологических особенностях ребенка 10-11 лет?

Ребенок отличается от взрослого не только ростом, весом, но и особенностями строения организма.

Костно-мышечный аппарат.

Процесс окостенения еще не завершен, отличается гибкостью и податливостью. В костях ребенка имеется большое количество хрящевой ткани. В возрасте 10-11 лет у детей заканчивается окостенение костей запястья, пястья, фаланг пальцев. В силу этих особенностей при неправильной посадке может возникнуть искривление позвоночника.

5 человек сидят, поджав голову.

Для правильного протекания процесса окостенения ребенку необходимо полноценное питание и привлечение его к посильному труду.

В этом возрасте происходит и нарастание мышечной массы.

Большое внимание заслуживает нервная система. В коре головного мозга непрерывно происходит процесс торможения и возбуждения нервных клеток. Если в 7-8 лет преобладает возбуждение, то в 9-10 лет деятельность кгм становится более совершенной.

Условные рефлексы образуются быстрее и закрепляются точнее. Меньшую роль начинает играть эмоциональный фактор, а больше информационный. Начинает преобладать процесс торможения.

Внимание становится более устойчивым и его объем начинает возрастать. Память наглядно-образная. Нужно развивать логическое мышление, способность критически относиться к своей работе.

Если в 1-2 классе дети оценивали свой учебный труд как затраченное время на познание, то в 3-4 классах наряду с этими критериями выдвигаются и другие: добросовестность, старательность, усидчивость и др.

Очень хорошо, что дети готовятся к урокам математики…

Мышление развивается вместе с речью, поэтому важно следить за чистотой и правильностью речи.

Тест-игра «Правильны ли ваши представления о девочках и мальчиках».

Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые предрассудки взросления в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель может проверить с помощью этого теста, насколько верны его представления об психологических особенностях мальчиков и девочек. 20 утверждений. Отвечать «да» или «нет»

1.Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к слабым и больным людям, животным, растениям.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4. Мальчики испытывают большое желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек – слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большей компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче попадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Мнение психолога:

  1. В раннем возрасте девочки действительно более послушны.
  2. Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых.
  3. Это не так. Девочки могут решать сложные проблемы не хуже мальчиков.
  4. Девочки развиваются быстрее, стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позже это теряется.
  5. Девочки и мальчики одарены одинаково.
  6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки. Они более чувствительны к боли, страданию Они делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.
  7. Девочки высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
  8. Способности одинаковы, если есть разница, то только индивидуальная.
  9. До наступления половой зрелости разницы нет, после – мальчики ориентируются в пространстве лучше, с годами разница усиливается.
  10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте 3-4 года.
  11. Не установлена разница в активности девочек и мальчиков.
  12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию Мальчики собираются в более крупные компании.
  13. Мальчики тоже требуют ласкового общения.
  14. Мальчики склонны принимать «на веру» мнение компании. Девочки придерживаются своего мнения.
  15. Нет особой разницы.
  16. Девочки не так трусливы на самом деле, они могут быть намного решительнее.
  17. Не больше мальчиков Д. умеют быстрее приспосабливаться, более самостоятельны.
  18. В этом ни у кого нет преимущества.
  19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компании сверстников, девочки же стоят на своем.
  20. В этом нет разницы.
Читайте также:  Моторное развитие ребенка до года воз

В этом возрасте личность не только формируется, но и утверждается: в хороших отметках, отношении с учителем, одноклассниками, в поведении. Т. к. детей этого возраста характеризует восприимчивость, внушительность, поэтому эти возрастные особенности могут провоцировать риск раннего приобщения к курению.

Решение педагогических ситуаций.

1.Что делать, если вы узнали, что ваш ребенок пробовал курить?

( выяснить причину. Здесь удастся выяснить взаимоотношения с сыном или дочерью. Только следует помнить – ребенок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение, зачастую он сам себе не дает отчета, зачем он это сделал. Здесь очень важна доверительная обстановка

Причины: досуг, любопытство, неумение отказаться, влияние друга. Ребенок должен знать, что это явление его очень расстроило вас. Попросите его успокоить вас6 пообещать, что больше этого не произойдет).

2.Причины нарушений в поведении.

  1. Борьба за внимание.
  2. Борьба за самоутверждение. Объявляет войну бесконечным указания, замечаниям и опасения.
  3. желание мщения. За:

-сравнение его не в пользу братьев, сестер

– унижение друг друга членами семьи

– несправедливость и невыполнение обещания

чрезмерное проявление любви взрослых

3. Пути воздействия на личностные качества ребенка.

Законы, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

  1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
  2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
  3. Запреты и требования должны быть едиными со стороны родителей и школы.
  4. Запреты и требования должны разъясняться.
  5. Отсутствие в речи взрослых ярлыков.
  6. Поддержка начинаний ребенка, проявления им собственной инициативы.
  7. Учет интересов ребенка, право выбора.

Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем, интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами наблюдается скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.

Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

И мы можем оказать существенную помощь в реализации потенциальных возможностей детей этого возраста.

Источник

Родительское собрание

Тема: «Физическое развитие школьника и пути его

совершенствования»

Задачи собрания:

  1. Показать родителям огромное значение занятий физкультурой и спортом.
  2. Формировать у родителей потребность вовлечения детей в

    занятия физкультурой и спортом.

  3. Продолжить совместную деятельность родителей и учащихся по формированию здорового образа жизни
  4. Профилактика и укрепление здоровья учащихся

Хорошее здоровье, ощущение полноты

неистощимости физических сил – важнейший источникжизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовностипреодолеть любые трудности. Больной, предрасположенный к заболеваниям ребенок – источник многочисленных невзгод

В.А.Сухомлинский

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать…

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики, минутки отдыха для души и тела ребёнка,,,’

По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.

Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребёнку: «Будешь плохо кушать, – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. но практически очень мало в семье говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д.

Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведенного в 8-11 классах (всего опрошено 200 учащихся) здоровье как жизненная ценность становится лишь на девятое место.

Научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребенок и подавно. За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической зарядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться», А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два – три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стана очень низкой, спорт и физическая культура перестают быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; ученик – шестиклассник – 3 – 4 часа, старшеклассник – 6 и более часов. А ведь нужно ещё добавить к этому и школьные уроки…

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться: по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным. Родители начинают бить тревогу и искать пути выхода из кризисной ситуации, совсем не думая о том, что выход находится рядом, стоит только внимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и предложить ему решать назревшую проблему совместно.

Цифры, связанные с проблемой здоровья, говорят сами за себя. Родители зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их несерьезными и мелкими, недостойными их участия в разрешении, объясняя, что в жизни есть более важные проблемы.

Еще страшнее, если родители пытаются разрешить проблему, но при этом они загоняют ее еще глубже. «Неважно, что ты полненькая, гораздо важнее, что ты лучше всех учишься» – такие или похожие фразы слышат дети-подростки, но легче им от этого не становится, они страдают не только от самой сложившейся ситуации, но и от отношения родителей к данной проблеме.

Проблема разрастается, она захватывает ребенка целиком, не дает ему жить полноценной жизнью, лишает его общения, привязанностей к друзьям и может привести к трагическому исходу. В такой ситуации родители никак не хотят понимать, что они могут сделать почти не возможное, поддержав своего ребенка личным примером. Но зачастую они идут по другому пути: покупают ребенку игрушки, вещи, делают дорогие подарки и т.д. Проблема не решается, на какое-то время она «засыпает», но, проснувшись, она превращается в лаву, которую просто невозможно остановить.

Для того, чтобы ребенка заинтересовать хоть чем-нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожеланиям, в квартире появляется чудо современной техники – компьютер, за которым ребенок проводит еще дополнительно в день 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми. Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь сидит дома, находится, как говорят, все время «на глазах», но он опять сидит часами, уже у компьютера.

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей.

В достаточной мере этому помогает и телевидение. Сегодняшний теледень среднестатистического ребенка – 2-3 часа неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т.д. а если ко всему вышесказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и дома, сотовые телефоны – это приводит к опасным различным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются и стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.

У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Факторы, говорящие сами за себя:

  • Минимальная норма количества шагов за день для человека – 10,000

    шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.

  • В 13 лет повышение давления до 130/80 – распространенное явление.
  • Если родители имеют избыточный вес, 60-80% детей имеют его тоже.
  • Для того, чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник

    должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов.

  • Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.
  • По данным российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице

    по возвращению из школы

  • 73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением

    уроков

  • 30-40% детей имеют избыточный вес
  • по мнению медиков – специалистов, возраст от одного года до 15 лет

    гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60

  • у людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это

    приводит к быстрому изнашиванию сердца

  • по статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением

    времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью

  • Как ж помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок.

Ребенок – школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом. Он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело – привычка.

Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.

Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А главный аргумент – отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за всё нужно платить.

Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций – результат успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.

Готовясь к собранию, необходимо провели анкетирование учащихся.

  1. Занимаешься ли ты спортом?

да – иногда – нет –

2. Нравится ли тебе заниматься спортом?

Да – отчасти – нет –

3. Ты занимаешься один или вместе с родителями?

Один – иногда вместе –

4. Делаешь ли ты зарядку?

Да – нет – не всегда –

  1. Какие виды спорта тебе нравятся более всего?

Волейбол, баскетбол, футбол, плавание, велосипед.

  1. Хотел (а) бы ты достичь успехов в занятиях спортом?

Да – нет – отчасти –

  1. Считаешь ли ты уроки физической культуры важными и нужными уроками в школьном расписании?

Да – нет – иногда –

  1. Поддерживают ли твои спортивные увлечения родители?

Да – нет – иногда –

  1. Посещают ли родители спортивные мероприятия, в которых ты участвуешь?

Да – нет – иногда –

  1. Какие спортивные традиции существуют в вашей семье?

Никаких – бег, футбол, плавание.

Памятка для родителей.

Уважаемые папы и мамы! Помните:

  1. Уроки физкультуры не менее важны, чем все остальные предметы

    школьного расписания

  2. Интересуйтесь успехами своего ребенка по физкультуре

5. Не оставайтесь равнодушными к пропускам уроков физкультуры, контролируйте наличие спортивной формы на уроках физкультуры

  1. Поощряйте занятия спортом вашего ребенка, постарайтесь иметь дома

    спортивный инвентарь для занятий спортом

  2. Поощряйте своего ребенка морально за спортивные достижения и

    учебные результаты по физкультуре

  3. Контактируйте с учителем физкультуры, если у вас возникли вопросы и

    проблемы, связанные с его уроками или со здоровьем ребенка

7. Посещайте со своим ребенком спортивные мероприятия в школе и вне школы, в которых он участвует

  1. Рассказывайте ребенку о своих спортивных достижениях, показывайте

    свои награды

  2. Не высказывайтесь пренебрежительно о занятиях физкультурой и

    спортом

10.Будьте сами примером своему ребенку, пусть занятия физкультурой и спортом станут хорошей традицией вашего дома!

Источник

Читайте также:  Пройти тест на развитие ребенка до года