Родительское собрание на тему роль родителей в развитии речи ребенка

Управление образования администрации муниципального образования «Плесецкий район»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Воспитатели: Клюшина О. В.

Цели: создание необходимых условий для развития речи малышей в дошкольном учреждении и в семье, а так же формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи малышей, привлечь их к обмену опытом речевого развития в семье, обратить внимание на развитие речи детей через театрализованные игры, познакомить родителей с играми, направленными на развитие грамматического строя речи.

Форма проведения: круглый стол с элементами практикума.

Участники: родители, воспитатели, логопед.

План проведения собрания:

1. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей 3 – 4 х лет»

2. Выступление воспитателя по теме «Единство требований дошкольного учреждения и семьи в развитии речи детей»

3. Консультация педагога «Для чего нужно детям учить стихи?» 4. Выступление детей. Чтение любимых стихов. 5. Стендовый доклад «Развитие детей в театральной деятельности»

6. Обсуждение с родителями условий необходимых для успешного речевого развития детей данного возраста.

Подготовительный этап.

1. Оформление выставки художественной литературы для чтения малышам, дидактических и театрализованных игр, показ настольного театра по сказке «Курочка Ряба», сделанного руками родителей из конусов, разучивание с детьми стихов, мониторинг речевого развития детей.

Ход собрания.

1. Характеристика речи детей 3 – 4 х лет.

Четвёртый год жизни ребёнка отмечается новыми достижениями в развитии ребёнка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. Однако в процессе общего и речевого развития ребёнка могут быть резкие индивидуальные различия: один ребёнок в три года хорошо владеет речью, а речь других детей далека от совершенства.

На четвёртом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и посторонними людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка. Ребёнок всё чаще обращается с вопросами к взрослым, у ребёнка появляется стремление расширить свои знания. Отсюда и постоянные вопросы, которые ребёнок задаёт взрослым. Однако следует помнить, что у детей четвёртого года жизни ещё недостаточно устойчивое внимание, поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

К концу четвёртого года жизни словарный запас ребёнка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей кроме существительных и глаголов встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные (один, два, три ), прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов (холодный, горячий, твёрдый, плохой). Ребёнок начинает шире пользоваться предлогами и союзами. К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой ), притяжательные прилагательные ( папин стул, мамина чашка ). Однако и теперь в самостоятельной речи ребёнок ещё не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.

Активный словарный запас, которым располагает ребёнок, даёт возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо пересказать сказку, рассказ или событие, участником которого он был сам.

Одновременно с обогащением словаря ребёнок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он отвечает развёрнутыми фразами, состоящими из четырёх и более слов. В предложениях появляются однородные члены ( Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе (Чашки стоят на столе).

Повышенный интерес ребёнка к звуковой культуре речи помогает ребёнку изменять слова по аналогии с другими. Ребёнок часто допускает ошибки например («Мама моет окны»), ( «Много ручков»), (« У меня на пальте оторвалась пуговица»).

В этом возрасте ребёнок ещё не способен последовательно, логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки или рассказа. Речь ребёнка данного возраста всё ещё носит ситуативный характер. Понять высказывания ребёнка без дополнительных вопросов не всегда можно. Ребёнок четвёртого года жизни не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы или действия. Имея хорошую память, ребёнок способен запомнить и воспроизвести небольшие по объёму стихотворения.

На четвёртом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мыщц, принимающих участие в образовании звуков ( языка, губ, нижней челюсти). Ребёнок начинает произносить правильно, без смягчения твёрдые согласные, не сянки, а санки. Некоторые дети начинают подмечать ошибки в речи сверстников.

У ребёнка появляются многие звуки, которых не было в речи. Это такие звуки: ы, э, х. Появляется звук «Ц». У многих детей в речи появляются шипящие звуки (ш, .ж, ч). Сонорные звуки (р,рь,л) ребёнок заменяет на й или ль. Например слово река произносит «лека», не лодка, а «йодка»).

В этом возрасте ребёнок не всегда управляет своим голосовым аппаратом. Не умеет менять громкость, высоту голоса, темп речи. Совершенствуется речевой слух. У четырёх летних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи У одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, а у других детей речь не достаточно ясная с неправильным произношением большинства звуков. Поэтому и воспитателям и родителям следует особое внимание обращать на таких детей, выявлять причину отставания в развитии речи. И совместно с родителями принимать участие в устранении ошибок.

2. Консультация: « Единство требований дошкольного учреждения и семьи в развитии речи ребёнка младшего возраста». Ведущая роль в развитии ребёнка остаётся за детским садом, хотя бы потому, что большую часть времени ребёнок проводит здесь. Но на семью, так же ложится большая ответственность за воспитание и развитие ребёнка. И наиболее лучшего результата можно достигнуть лишь тогда, когда между садом и семьёй есть взаимопонимание и тесная связь.

Иногда умственно и нормально развивающие дети испытывают трудности в овладении речью. А каждая мама и папа мечтает, чтобы ребёнок говорил чисто, красиво читал стихи, и, в конечном счёте, шёл в школу хорошо подготовленным. Для усвоения школьной программы, для нормального общения с взрослыми и сверстниками речь ребёнка должна быть сформированной и понятной.

В детском саду проводятся специальные занятия по развитию речи, в повседневной жизни воспитатель упражняет детей в чётком и правильном произношении слов, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако ребёнок находится и много времени вне детского сада. В общении с окружающими так же развивается речь детей.

В помощь родителям можно порекомендовать для заучивания детьми дома: загадок, пословиц, поговорок, стихов, считалок. Всё это формирует речь ребёнка. Можно взять за правило читать сказку на ночь, и не обязательно сразу всю, а растянуть на несколько дней, это в свою очередь заинтересовывает ребёнка и он ждёт следующей встречи со сказкой.

Не забывайте покупать и читать ребёнку книги, можно делиться книгами с другими семьями. Кроме того можно выписывать на почте или покупать ежемесячные газеты и журналы для детей любого дошкольного возраста. Это газета «Учимся играя», «Солнечный зайчик», «Любопытка», «Смекалочка» и другие.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Чтобы предупредить дефекты в речи надо вовремя обращаться к стоматологу. Чтобы чётко произносить звуки и слова ребёнок должен их слышать. Слуху принадлежит важная роль в развитии речи. Нужно оберегать ухо ребёнка от сильных звуковых воздействий (включённые радио, магнитофон, телевизор на полную громкость). Важно научить ребёнка отличать близкие по звучанию слова: мал – мял ,рак – лак, том – дом.

Чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно заставлять заучивать сложные по форме и содержанию стихотворения, читать художественные произведения для школьного возраста. Всё это может привести к заиканию.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому важно, чтобы взрослые в общении с ребёнком следили за своим звукопроизношением.

Говорить нужно, не спеша, спокойным приветливым тоном. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребёнком неправильной речи взрослого или сверстника. Нельзя «подделываться» под речь маленького ребёнка, часто употреблять слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами (ножка, ручка, супчик, вилочка). Если ребёнок неправильно произносит звуки нельзя смеяться, передразнивать его, а стремиться исправить. А если ребёнок начал произносить звук правильно воспринимать это как должное, а не умиляться и восхвалять.

В нашем детском саду существует логопедическая группа, в которую принимают детей старшего дошкольного возраста 5 лет. Там занятия по воспитанию правильной речи проводит специалист – логопед.

Но некоторые недостатки произношения звуков, неточности в употреблении слов легко устранить не только воспитателю, но и родителям. Родителям важно помнить , что к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно произнёс трудное для ребёнка слово. Часто это приводит к тому, что ребёнок перестаёт употреблять трудное слово. Исправлять ошибки надо тактично и доброжелательно. Не надо повторять не правильно произнесённое слово, а лучше дать правильный образец.

Необходимо учить ребёнка соблюдать нормы литературного произношения слов. А для этого мы должны сами говорить правильно. Давайте поупражняемся (кладу или ложу, как правильно поставить ударение в слове жалюзи, звонит, творог, тефтели и так далее).

Чаще рассматривайте с детьми иллюстрации, попросите пересказать прочитанное, но если ребёнок во время пересказа говорит не правильно, не спешите перебивать его, а дождитесь конца пересказа и тактично исправьте ребёнка. И всегда давайте образец правильного произношения.

Никогда не игнорируйте вопросы ребёнка, а если не знаете ответ, обязательно разузнайте, сейчас можно войти в интернет и найти ответ на любой вопрос ребёнка. Не отмахивайтесь от ребёнка, чтобы потом он не отвернулся от вас. Найдите время, чтобы спросить у ребёнка, чем он занимался в детском саду, с кем играл, что ел вопросов, может быть множество.

В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы ребёнку было интересно общаться со взрослыми, старшими детьми. Ребёнок научится получать новые знания, обогатит свой словарный запас, научится правильно строить предложения, чётко произносить звуки и слова.

3. Консультация: «Для чего детям нужно учить стихи?»

Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребёнка силой и обаянием ритма. Хорошее стихотворение – это та же музыка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. На первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки. Другой источник – это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались им наизусть .Лучшие произведения прочитываются повторно, несколько раз. Память на рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворение легко и быстро.

Стихи позволяют развивать память детей. Заучивание стихов расширяет детский кругозор, развивает речь, способствует формированию восприятия культуры и поэзии. Если родители хотят, чтобы у ребёнка была хорошая память, то необходимо разучивать стихи, не смотря на свою занятость и усталость.

Можно подобрать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Каждое новое стихотворение, впервые преподносимое детям, должно быть прочитано выразительно с эмоциями. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей. Если ребёнок не хочет учить стихи, заставлять и настаивать не надо. Лучше всего учить стихи в виде игры. Например, чтобы включилась волшебная шкатулка, надо повторить слова. А словами могут быть небольшие стихи. Ребёнку будет интересно выучить стишок на день рождения бабушке или другу. Думайте, фантазируйте, пробуйте не будьте безразличны к ребёнку и у вас всё получится.

4. Чтение стихотворений, приготовленных к конкурсу чтецов « Времена года».

«Кто в чём» В. Орлов – Степан. Л «Детство» И. Суриков – Вероника. Ш. «Воробей» Н. Мигунова – Анастасия. Л

5. Стендовый доклад « Развитие детей в театральной деятельности».

( До собрания родители имели возможность познакомиться с данным материалом и обсудить его).

Воспитатель обратила внимание на то, что в группе большое внимание уделяется развитию речи через театрализованные игры и представления. В группе проводится кружок «Развитие речи детей через театрализованные игры», а кроме того на клубе выходного дня «Сказка» дети готовят театрализованные представления. В планах поставить новую сказку Колобок, для её постановки нужно изготовить 8 объёмных масок. Родители распределили между собой, кто какие маски сделает.

6. Практикум. Обсуждение факторов успешного речевого развития.

Родителям заранее были предложены 7 факторов наиболее значимых для речевого развития ребёнка. Каждый из 7 родителей доказывает, почему именно его фактор наиболее значим.

1. Речь взрослых – образец.

2. Развитие мелкой моторики руки. 3. Чтение детям художественной литературы. 4. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками. 5. Строение артикуляционного аппарата.

6. Общение ребёнка со сверстниками. 7. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Заключительная часть.

Воспитатель проводит игры с родителями, направленными на развитие речи. Из книги О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития».

Перечень игр: «Угадай, что звучит?», упражнения на отработку дикции, «Чей это голос?» и так далее.

Выступление логопеда. Рассказала о том, какие проблемы есть в развитии речи детей, на основе диагностики и пригласила родителей на индивидуальные консультации.

Подведение итогов родительского собрания. Принятие решений.

Литература:

1. А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребёнок» М. Просвещение 1982 г.

2. Е. И. Тихеева «Развитие речи детей» М. Просвещение 1981 г.

3. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» М. Педагогический университет «Первое сентября» 2010 год. Игры и упражнения для решения речевых задач.

4. С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» М. «ВАКО» 2009 год.

Источник

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка.»

ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии личности ребенка; расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение культуры родителей.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка среднего дошкольного возраста и с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
  2. Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома
  3. Активизировать работу родителей по развитию речи детей.
  4. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)

Участники: родители, воспитатель

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А это значит, что развитие и воспитание ваших детей в детском саду вам не безразлично. Сегодня я предлагаю вам поработать по следующему плану:

  1. Развитие речи детей 5 года жизни, роль семьи в развитии речи детей
  2. Знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома
  3. Выбор представителей в родительский совет МБДОУ детский сад «Березка»
  4. Выбор секретаря родительских собраний на 2015-16 учебный год
  5. Текущие вопросы

Итак, сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Представьте, что вы дети, у нас занятие по развитию речи. Сейчас вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие. Для начала:

Вы все за руки возьмитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Мы сегодня с вами отправляемся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

воспитатель демонстрирует волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка

(любая из сказки репка)- кошка

Посмотрите- ка, что это? (родители отвечают) Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать вам, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

родители ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри

Правильно, это кошка, она прибежала к нам из сказки. А как вы догадалась, что в мешочке спряталась кошка?

ответы родителей: пушистая, хвост, мягкая и т. д.

А теперь, попытаемся описать нашу гостью.

родители описывают кошку (шерсть у кошки мягкая, пушистая, рыжая.)

Молодцы, Кошка прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали кошку?

родители перечисляют сказки, где встречается кошка или кот –

«Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Репка» и т. д.

Ой , какие вы молодцы! Но вы наверное устали. Я предлагаю вам встать со своих стульчиков и немножечко размяться:

Мы стоим на огороде,

удивляемся природе

Тут салат, а тут укроп,

Там морковь у нас растет

Поработаем с тобой, сорнякам объявим бой

Будем с корнем выдирать,

Да пониже приседать

А теперь я предлагаю вашему вниманию загадки «Кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать»

Загадка 1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые, как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

Загадка 2. Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь?

Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу и правда помощь нужна!

Загадка 3. Так и знал, что всё бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый.

Столько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, чтобы кто – нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали. Влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

Загадка 4. Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком я и разбилось!

Загадка 5. Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из – за этого с ней происходят всякие неприятности.

Можно предложить и еще один вариант загадок для детей:

  • Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков – Дом хранить от чужаков. (Собака)
  • Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки. (кошка)
  • Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь).
  • Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это?. (Репка)

А теперь посмотрите, каких животных мы с вами угадали, герои какой сказки они и кого здесь не хватает. (бабки с дедом)

Вот, так примерно мы ежедневно работаем с вашими детьми по развитию речи. Далее я предлагаю вашему вниманию значение развития речи детей и содержание работы по развитию речи детей-дошкольников в детском саду.

Далее воспитатель использует в своей работе презентацию по данной теме

Развитие речи детей пятого года жизни – одна из важнеших и актуальных задач воспитания детей-дошкольников. Речь – форма общения. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить, надо говорить.

Основными задачами речевого развития детей являются:

  1. Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
  2. Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Работа по развитию речи детей-дошкольников ведется по следующим направлениям:

  • формирование звуковой культуры речи – звукопроизношение;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи.

Что такое активный и пассивный словарь? Пассивный словарь – это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно намного больше активного. Вы можете дома протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализируйте: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

Грамматический строй речи. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского – это логика языка. Она помогает облегать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй- это зеркало интеллектуального развития ребенка. Примером формирования грамматического строя дошкольников могут быть такие игры и задания:

«Назови ласково»

«Один-много»

«Какой, какая, какое»

Звуковая культура речи – это понятие довольно широкое о объемное. Прежде всего – это:

  • правильное звукопроизношение и словопроизношение. Для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
  • формирование выразительности речи.

Владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

  • выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
  • воспитание культуры речевого общения как части этикета.
  • воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.

Воспитание звуковой культуры- одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.

Существует множество методов и приемов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для развития речи детей – дошкольников:

  • дидактические, развивающие, настольные игры;
  • подвижные игры с текстом;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • драматизация сказок;
  • игровые упражнения;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказывание сказок с участием детей;
  • заучивание стихотворений;
  • беседы после рассматривания картин, иллюстраций

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего?

Факторы успешного развития речи ребёнка-

  • От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  • От общения ребёнка со сверстниками
  • От строения артикуляционного аппарата
  • От речи взрослых (как образец для детей)
  • От развития мелкой моторики
  • От чтения детям художественной литературы
  • От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка

  • Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых ( и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок – привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно , расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Большое значение для развития речи среднего дошкольного возраста имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем:

– поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

– в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;

– посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

– загадать загадку и найти отгадку;

– поискать приметы времени года;

– познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

– прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

– поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например:

« С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?» и т.д.

  • Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении – основа многих школьных трудностей (на письме). Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.
  • Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация )

Итак, ведущая роль в развитии речи ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник. Который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром. Даёт ребёнку первые знания и умения.

Во время пребывания ребёнка в детском саду можно составить некую пирамиду. Главной вершиной пирамиды, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом. Если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию речевые игры, в которые полезно играть с ребенком дома.

Игра “Я заметил”. Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.

Игра “Доскажи словечко”. Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: ” Ворона каркает, а воробей… .Сова летает, а заяц..”

Игра “Давай искать слова на кухне”. Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: “Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова есть в кухонном шкафу?

Игра «Наоборот» Взрослый начинает фразу, а дети должны продолжить. Например:» веселый праздник – … Большой подарок – …. Чистое платье – … Теплая погода – …»

Игра «Где Петрушка?» Взрослый ставит игрушку на стул, за стул, под стул и тд. Ребенок должен сказать где находится игрушка полным предолжением

можно предложить родителям посмотреть после собрания

картотеку речевых игр

Это только та небольшая толика речевых игр, которую я предложила вашему вниманию. Вы сами можете придумать много таких игр. На последок еще один пример: «Здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое».

Итог собрания. Рефлексия «Самолетик»

Наша встреча подошла к концу. Я вам предлагаю два самолетика. Коричневый и белый. Если вам понравилась наша сегодняшняя встреча, то запустите вверх белый самолетик, если нет, то коричневый.

ПРОТОКОЛ № 1

родительского собрания группы «РОМАШКИ»

от «___»______________2015г.

Тема: «Развитие речи детей 5 года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка»

Присутствовало: _____человек

ПОВЕСТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

1. Практикум «Игра-занятие по развитию речи»

2. Развитие речи детей 5 года жизни. Роль семьи в развитии речи детей

3. Знакомство с речевыми играми

4. Выбор представителей в родительский совет МБДОУ детский сад «Березка»

5. Выбор секретаря родительских собраний на 2015-16 учебный год

6. Текущие вопросы

СЛУШАЛИ:

  1. Родителям был показан пример проведения занятий по развитию речи. Родители выступали в роли детей.
  1. По второму вопросу слушали воспитателя группы Колесникову Л.А., которая познакомила с основными задачами речевого развития детей, познакомила с направлениями работы детского сада по развитию речи детей, рассказала о роли семьи в развитии речи детей, дала некоторые рекомендации для успешного развития речи детей

5 года жизни.

  1. По третьему вопросу слушали воспитателя группы Колесникову Л.А. Она предложила картотеку речевых игр, в которые было бы полезно поиграть с ребенком дома.
  1. Путём голосования (__ голосов «за», ___голосов «против») выбирали представителей родительского совета группы «Ромашки».
  1. Путём голосования (__ голосов «за», ___голосов «против») выбирали секретаря родительских собраний на 2015 -16 учебный год.
  2. Решали вопрос о приобретении спортивной формы для физического развития, о пополнении предметно-развивающей среды в группе.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Принять к сведению информацию об особенностях развитии речи детей 5 года жизни, о роли семьи в развитии речи детей.
  1. Принять к сведению информацию по ознакомлению с речевыми играми, по мере возможности использовать предложенные игры, используя их в игре с детьми дома.
  1. Утвердить представителей родительского комитета группы в следующем составе:

________________________________________ – председатель родительского комитета

Члены родительского комитета: ____________________________________________

  1. Утвердить секретаря родительских собраний на 2015-16 учебный год

____________________________________________________________________

  1. Приобрести спортивную форму для физического развития детей, пополнить предметно-развивающую среду необходимым материалом для данного возраста по мере возможности

Председатель: ______________ Колесникова Л.А.

Секретарь: _____________ Гусева Л.

Лист регистрации

«___» ___________2015 г.

Источник