Родительское собрание на тему индивидуальное развитие ребенка

Родительское собрание на тему индивидуальное развитие ребенка thumbnail

Добрый вечер, уважаемые родители!

Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание.

  1. Упражнение «Нетрадиционное знакомство»

Предлагаю Вам начать нашу встречу с упражнения, которое поможет создать более тесную и благоприятную обстановку.  Прошу организовать круг. Каждый из вас сейчас назовет свое имя и сопроводит его каким-либо движением, а мы повторим.

  1. Вступление.

Тема нашего собрания: «Каждый ребёнок и взрослый индивидуальность». Предлагаю послушать краткую информацию.

Индивидуальность – единичность, неповторимость,   непохожесть одного человека на другого. Выражается она в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем и в словах «Я сам». И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное «Я сам!» – ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать ее. 

Индивидуальность начинает формироваться ещё в детстве  в семье.

  1. Метафора «Река и берега»

Ребенка можно сравнить с рекой – веселой, стремительной и бурной или глубокой и медленной. Она плывет себе куда ей вздумается, движется свободно и непринужденно. И каждое движение реки определяет ее русло, берега, которые мы называем родителями. Они всегда будто впереди, определяют основное направление ее движения. Если родители имеют свои устойчивые ценностные установки, знают как воспитывать ребенка, понимают, что важно для него, – это берега прочные и надежные. Тогда и река чувствует себя защищенной и более уверенной.

Где вы видели такие берега, которые давили на реку или заставляли ее течь в другую сторону? Она протекает свободно, в соответствии со своей природой, а берега лишь несколько направляют ее движение. Река, не имеющая берегов, растекается, постепенно превращается в болото. Так и ребенок, который не чувствует поддержки, разумного контроля со стороны родителей, не имеет жизненных ориентиров, четкого самосознания своих истинных желаний и потребностей, из-за чего попадает под чужое влияние или давление окружения.

(Предлагаю родителям встать в две шеренги – это берега реки. Посредине из ткани речка – это ребёнок. Давайте поразмышляем, какой вред родители-берега могут нанести реке-ребёнку с помощью негативного воспитания. (ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ из собственных ситуаций). А теперь какую пользу окажут родители-берега если применят позитивное воспитание.

Дети подражают своим родителям. Они как бы отражают их поведение, манеру общения, усваивают именно те ценности, те главные жизненные принципы, которые исповедует их семья. Поэтому ошибаются те родители, которые уверены, что ребенок будет делать так, «как я говорю». На самом деле дети будут делать так, «как  делают родители». Поэтому родителям важно быть последовательными в мыслях, убеждениях и действиях.                                 

Легко и комфортно быть берегом, когда ребенок послушный, «удобный», понимает сказанное с полуслова, скажете вы. А если ребенок все же доставляет хлопоты, заставляет волноваться и плакать, а то и просто отравляет жизнь своими выходками? Как быть, если на него все жалуются: воспитатели, родственники, соседи?  А что делать с угрюмыми, неконтактными, неразговорчивыми детьми, которые на десять вопросов отвечают одним непонятным бормотанием или возгласом, пряча от вас глаза?

Взрослые думают над различными вопросами, не ставя перед собой главного: «А люблю ли я своего ребенка?»

  1. Упражнение «Снежинка»

Сложите лист бумаги пополам. Оторвите правый верхний уголок.

Снова сложите пополам. Оторвите левый верхний уголок. Сложите ещё раз и оторвите правый нижний уголок. И ещё раз сложите. Оторвите левый нижний уголок. Раскройте лист. Посмотрите. У всех получились из одного и того же листа разные снежинки. Нет одинаковых, как и нет одинаковых людей.

Воспитание личности ребенка – очень сложный и трудоёмкий процесс. Для кого-то это просто дисциплина и послушание, для других воспитание равно наказанию, для некоторых это активное развитие способностей ребенка. Вся проблема заключается в том, что мы чрезмерно часто не придаем значение тому, что воспитание личности просто не может быть сегодня, завтра, сейчас или через время, поскольку воспитание происходит постоянно и непрерывно, все время. В связи с этим следует задуматься, как мы ведём себя, будучи рядом со своим чадом, какие ценности прививаем. Всё идёт из семьи, и это действительно так. Школа, общество, друзья, естественно, накладывают отпечаток, но базис, модель поведения, манеру общения все берётся из семьи. Что в детстве видит и слышит ребёнок- то для него и будет нормой и эталоном поведения. Поскольку правила поведения в обществе ему пока не известны, его эталон – это родители и остальные члены семьи, собственно, именно их модель поведения он и копирует, о чем напоминает воспитание личности ребенка. Чем старше малыш становится тем больше у него возникает схожих с родителями черт характера и поведения.

  1. «Упражнение, что я ожидаю от своего ребёнка»

Родители рисуют силуэт своего ребёнка, и пишут на нем каким они хотят видеть своего ребёнка.

Какие мысли у вас возникли при выполнении этой задачи?

Задумывались ли вы над путями достижения того, что вы хотите?

Как вы думаете, что такое безусловная любовь, безусловное принятие?

Очень часто так случается, что родители хотят от ребенка того, чего не смогли достичь сами, пытаются самореализоваться за счет ребенка.

  1. «Знаете ли вы своего ребёнка» – мини экзамен.

Вопросы для родителей:

  1. Какое занятие больше всего любит ваш ребёнок в детском саду?
  2. В какую игру чаще всего ребёнок играет в группе?
  3. Кто в группе лучший друг?
  4. Какое блюдо самое любимое у ребёнка в саду?
  5. Какая картинка на шкафчике?
  6. Место ребёнка за столом.
  7. Какая образовательная область основной программы ДОУ трудно дается вашему ребенку.

Чтобы понимать ребёнка надо самому часто вставать на его место.

  1. «Погружение в детство»

Придумайте веселые шуточные названия для следующих предметов:

– будильник (будилка, шумилка);

– молоток;

– кастрюля;

– вилка;

– газета;

– мяч;

  1. Информационное сообщение «Стили воспитания».

 В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми – очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.

В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Именно эти вечерние часы, когда никто никуда не спешит, создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается короткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже в третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?

Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 25-35 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная, что в свою очередь, порождает определенный стиль общения в семье.

«Родители-друзья, партнеры, помощники»

Родители положительно воспринимают собственного ребенка, несмотря на его сегодняшние успехи. Они спокойно относятся к его неудачам, поддерживают и радуются в моменты успеха. Хорошо знают своих детей, их недостатки и достоинства, слабые и сильные стороны. Никогда не прибегают к тотальной критике ребенка. Разговор об определенных недостатках в поведении строится с позиций оптимистической оценки личности ребенка в целом, поощрения его к самостоятельному анализу и выработке позиции. Демонстрируют уважение и доверие к детям, видя в них равноправных партнеров, которые могут иметь свое мнение на то или иное явление.

Постоянно заботятся о поддержании уважительного отношения ребенка к себе благодаря содействию в достижении им положительных результатов в деятельности и общении, одобряют любые попытки проявить самостоятельность, исполнительность, требовательное отношение к себе. В воспитании своих детей ориентированы на ценности, которые являются значимыми не только на короткий промежуток, а на всю жизнь: самостоятельность, исполнительность, высокие моральные качества.

  1. «Тучка»
Читайте также:  Роль логического мышления в интеллектуальном развитии ребенка

Родители на бумажной тучке пишут те черты характера ребёнка, которые мешают их бесконфликтному общению.

  1.  «Солнышко»

Родители пишут на лучиках солнца лучшие качества ребёнка.

Источник

Родительское собрание.

Тема:  «Ребята и зверята»

Цель: осознание и принятие индивидуальных психологических особенностей ребенка.

Задачи:

– повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру их  ребенка;

– способствовать принятию родителями типологических особенностей характера их детей;

– предложить практические рекомендации по воспитанию ребенка в семье.

Форма проведения: тренинг.

Участники: родители первоклассников.

Подготовительная работа: бланки анкеты на каждого родителя (приложение 1), видеозапись мультфильма «Завтра будет завтра» по сказке

Г. Остера, рекомендации (четырех типов) для родителей (приложение 2).

Материалы: мягкие игрушки (до 30 штук), музыка, ручки, портреты героев мультфильма «Завтра будет завтра», черный цветок «Неприятие», красный цветок «Принятие»; мультимедийная презентация.

ХОД СОБРАНИЯ

Столы расставлены в форме круга, на столах анкеты и ручки. У входа в кабинет – стол, на котором множество мягких игрушек. Психолог – педагог, встречая родителей, предлагает каждому родителю на свой вкус выбрать игрушку и занять место за столом.

Вступление.

(слайд 1, 2)

        Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о характере ребенка. Каждый из вас выбрал игрушку, поэтому я сейчас попрошу всех желающих по кругу рассказать о своем ребенке с позиции: «Я выбрал (а) эту игрушку, потому что она мне понравилась тем…»; «А мой ребенок похож (не похож) на неё, потому что…».

…. Спасибо всем!

(слайды: 3, 4, 5, 6, 7, 8)

            Все маленькие одинаковые. Ну ладно, не совсем одинаковые. У некоторых из них нет шёрстки. Но в остальном малыши очень похожи. Да вы и сами можете в этом убедиться

Основная часть.

        С первых дней жизни дети отличаются друг от друга не только внешними данными, но и индивидуальными психологическими особенностями. Именно сейчас есть смысл вернуться в прошлое и вспомнить, как развивался ребенок в первые три года жизни.

Перед вами лежат анкеты. Заполните их, пожалуйста (каждый родитель заполняет анкету). (Приложение 1)

        А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось (интерпретация результатов анкеты).

(Видеозапись мультфильма Г. Остера «Завтра будет завтра»)

Наверное, каждый из вас смотрел мультфильм по сказке Г. Остера «Завтра будет завтра», где главными героями являются попугай, мартышка, слоненок и удав. Сейчас я предлагаю вам ещё раз посмотреть видеозапись мультфильма и внимательно понаблюдать за его героями. Среди них – ваши дети. (Просмотр мультфильма).

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

Слайд 9.

Рассмотрим психологические особенности детей, соотнесём их с героями мультфильма.

Слайд10.

«ПОПУГАЙ» (I) отличается преобладанием спокойного поведения и положительных эмоций. Такой ребенок, если его правильно воспитывают, спокоен, весел, плачет редко и только по существу. Сон у таких детей глубокий, нечувствительный к шуму, засыпают они быстро. Безболезненно привыкают к режиму дня, легко вступают в контакт со сверстниками, что способствует формированию их общительности.

        Могут подолгу и сосредоточенно заниматься делами, требующими усидчивости,  и с не меньшим желанием играть в подвижные игры. Взрослым, как правило, легко с такими детьми. Но если дома нарушаются основные правила воспитания (режим сна и питания, общение с ребенком), ребенок, по природе уравновешенный, может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.

        Итак, главные черты нашего «попугайчика» – оптимизм, общительность и быстрота. За ним можно и не поспеть, он – заводила, живчик, но в нем все очень гармонично, он все успевает и на все реагирует.

Слайд 11.

        «МАРТЫШКА» (II) очень активна, подвижна, живо реагирует на все окружающее. Природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения и быстроты. Поэтому у такого ребенка надо с самого начала воспитывать умение сосредоточенно и спокойно заниматься делом, наблюдать за окружающим.

        Однако и навязывать свое желание такому ребенку не удается – это приводит к отказу от предлагаемого занятия. Если же с «мартышками» специально не заниматься и не заботиться о развитии у них усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность и отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний.

        Эмоции такого ребенка очень ярки. Если он сердится, то с гневом, и его трудно утихомирить. С ним нелегко в обыденной жизни, и родители уже вздыхают: «Характер!»

Слайд 12.

        «СЛОНЕНОК» (III) отличается спокойным поведением без бурного выражения эмоций. Смех он заменяет улыбкой. Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению обычно не доставляют хлопот. Напротив, их медлительность может раздражать родителей. От взрослых здесь требуется изрядное терпение.

        «Слонята» отдают предпочтение обыкновенным занятиям, настольным играм, любят рассматривать картинки. Они часто равнодушны к подвижным играм. Если специально не позаботиться о том, чтобы помочь ребенку стать более активным, он может расти безынициативным, необщительным, односторонне развитым. При всем этом, он все-таки из тех, кто «тихо едет, но дальше будет».

Слайд 13.

        «УДАВ» (IV) очень чувствителен ко всему происходящему вокруг. Он чутко реагирует на настроение окружающих, самые малозаметные причины могут огорчить его и вызвать плач.

        Если такого ребенка ничего не беспокоит, он приветлив и выражает радость. Если недоволен чем-то, хнычет, чтобы привлечь внимание взрослых.

        «Удавчики» остро переживают обиды. Они быстрее, чем другие дети, устают, поэтому им не всегда подходит режим, рекомендуемый для других детей этого возраста.

        В обществе сверстников они могут чувствовать себя неуютно и беззащитно, постоянно переживая обиды, огорчаясь, плача, стараясь уединиться. Свойственная этим детям повышенная восприимчивость способствует развитию у них чуткости, деликатности и отзывчивости.

Работа в группах.        

        А сейчас я предлагаю вам объединиться по полученным результатам анкетирования в четыре группы и поработать сообща (на стол каждой группе ставится картинка – психотип (попугай, мартышка, слоненок, удав)). На столе у каждой группы – лист с рекомендациями по воспитанию детей каждого типа. (Приложение 2)

Зачитайте «советы» и выразите к ним свое личное отношение, расскажите о том, как удается каждому в своей семье решать те или иные проблемы в воспитании ребенка.

Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем выбирают выступающего, который высказывает  мнение группы относительно данных рекомендаций.

Спасибо всем за участие!

Заключительная часть. (слайд 14)

        Иногда, что греха таить, родителей «не устраивает» характер ребенка, данный ему природой, и они пробуют его изменить, «улучшить». Прежде всего, и часто неосознанно, характер ребенка подавляется личным отношением родителей. В чем это проявляется? (Родителям представляется черный цветок «Неприятие».)

        В таком отношении к ребенку – причины детской нервности или трудностей в поведении, и одно из звеньев формирования неврозов. Как же быть?

        Если родителям удастся вовремя всмотреться в ребенка и в себя, задуматься и принять меры по устранению отклонений, значит, им удастся и предупредить детские проблемы. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок был несчастливым. В каждом ребенке есть некая изюминка, которую родители обязаны найти, сохранив у ребенка чувство достоинства и радость жизни. (Предъявляется красный цветок «Принятие» и заполняется с помощью родителей. Варианты: желанный; похожий; такой, какой есть; любимый; интересный и т.д.)

        Я благодарю всех присутствующих за совместную работу, которая, надеюсь, внесет новизну в вашу воспитательную деятельность.

        Проводится рефлексия. 

(слайд 15)

Источник

Тема: Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

Цели:

–     познакомить родителей с понятием «темперамент»;

–     показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;

–     рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;

–     дать рекомендации по выработке стиля поведения и общения взрослого с ребёнком каждого типа темперамента.

Участники: классный руководитель, родители учащихся первых-вторых классов, школьный психолог.

Подготовительная работа:

1.    Изучение литературы по теме собрания.

2.    Подбор текстов с описанием каждого типа темперамента совместно со школьным психологом.

Читайте также:  Упражнения для развитие моторик у ребенка

3.    Анкетирование родителей.

Родители заполняют анкету дома и передают заполненный бланк учителю за две недели до начала собрания.

Вопросы, на которые предлагается ответить родителям:

1)    Считаете ли вы своего ребёнка очень подвижным или нет? Был ли он таким в раннем возрасте?

2)    Легко ли ребёнок в раннем возрасте входил в режим? Как реагировал на нарушение привычного режима (запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования)? Каковы эти особенности в данное время?

3)    Как реагировал ваш ребёнок в раннем возрасте и как реагирует сейчас на новые условия, незнакомых людей? Как он ведёт себя в гостях, при посещении театра?

4)    Каким вы считаете своего ребёнка (спокойным, малоэмоциональным или очень эмоциональным)? Как он выражает своё отношение к близким?

5)    В каком настроении обычно находится ваш ребёнок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).

6)    Отвлекается ли ребёнок, если он выполняет какое-либо поручение? Легко ли его отвлечь? Что его может отвлечь? В течение какого времени ребёнок может заниматься одним делом, несмотря на отвлекающие факторы?

7)    Какие черты характера ребёнка вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нём? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

Анализируя ответы родителей, учитель делает выводы об индивидуальных особенностях поведения и деятельности детей.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1)    в классе организуются четыре места работы для микрогрупп родителей. Эти места помечаются квадратами красного, зелёного, жёлтого и синего цветов;

2)    памятки-советы для родителей;

3)    запись на доске темы собрания;

4)    тест «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?»;

5)    четыре листа с описанием каждого типа темперамента.

Необходимо оставить место для записей ответов четырёх родительских микрогрупп.

Ход собрания

I.              Организационнаячасть.

При входе в класс каждый родитель берёт на столе в соответствии со своим желанием индивидуальный жетон, квадратик красного, зелёного, жёлтого или синего цвета, и занимает согласно избранному цвету место в одной из четырёх родительских групп.

Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет его тему и знакомит с порядком работы.

Избирается рабочая группа. В её состав входят пять-шесть родителей и школьный психолог.

II.            Сообщение классного руководителя по теме «Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника».

Ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста и веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека.

Каковы же анатомо-физиологические и психические особенности ребёнка семи-одиннадцати лет?

Рассмотрим лишь некоторые из них.

Костно-связочный аппарат ребёнка 7-11 лет отличается сравнительно большей, чем у взрослого, гибкостью и податливостью к различным воздействиям. В костях ребёнка имеется большое количество хрящевой ткани, процесс окостенения ещё не закончен. Только в возрасте 9-11 лет у детей заканчивается окостенение костей запястья, пясти и фаланги пальцев руки.

В силу этих особенностей при неправильной посадке учащегося во время работы, при использовании мебели, не соответствующей его росту, при физической нагрузке, превышающей возможности ребёнка, у него может возникнуть искривление позвоночника.

Для правильного протекания процесса окостенения ткани ребёнку необходимо обеспечить полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, привлекать его к посильному физическому труду.

Мышечная система развивается вместе с костной, они совместно участвуют в движении. Движение в свою очередь влияет на все важнейшие физиологические процессы – кровообращение, обмен веществ, а также и на развитие психики ребёнка.

При организации физических упражнений (спортивных занятий, физического труда) следует считаться с возрастными возможностями ребёнка. Чрезмерно большое мышечное напряжение вредно отражается на жизнедеятельности всего организма, недостаточная работа отдельных мышечных групп ведёт к нарушению условий нормального физического развития.

Большую роль в обеспечении жизненных функций организма имеют органы дыхания. Глубокое дыхание обеспечивается при хорошо развитой мускулатуре грудной клетки. Поэтому гимнастика, физический труд – необходимые условия для правильного развития ребёнка.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы, её несовершенство, несоответствие в развитии сердца и сосудистой системы опять-таки требуют практиковать физический труд, подвижные игры на свежем воздухе.

Большого внимания родителей и воспитателей заслуживает нервная система. Она регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший отдел центральной нервной системы – головной мозг.

Большие полушария головного мозга, и особенно кора больших полушарий, являются основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления.

В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Возбуждение и торможением у детей очень легко распространяются по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.

У каждого человека, в том числе и у каждого ребёнка, имеются индивидуальные различия в протекании процессов возбуждения и торможения (по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов). Вот почему мы говорим о необходимости индивидуального подхода к детям в учебной и воспитательной работе.

В процессе усвоения учебного материала у ребёнка обогащается и совершенствуется память. В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая, они лучше запоминают конкретный материал. Ребёнку самому трудно оценить, насколько хорошо он приготовил урок. Поэтому особое внимание надо уделять развитию логического мышления и памяти, способности критически относиться к своей работе.

Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны.

Мир чувств младшего школьника значительно богаче, чем дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов, природы, человеческих отношений. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьёй, классом, товарищем. Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.

Мозг ребёнка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие начинающегося истощения – снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма – ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха.

III.         Тест-игра для родителей «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?».

ТЕСТ

Школьный психолог. Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые предрассудки взрослых в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель с помощью этого теста может проверить, насколько верны его представления об их психологических особенностях.

Предлагаем 20 утверждений психолога, на которые нужно ответить «да» (если вы согласны с этим утверждением) или «нет» (если придерживаетесь другого мнения).

1.    Девочки более послушны, чем мальчики.

2.    Девочки лучше относятся к слабым и больным людям, животным, растениям.

3.    Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4.    Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5.    Мальчики больше одарены в математике.

6.    Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7.    Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8.    У мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек – слуховая.

9.    Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10.Мальчики агрессивнее.

11.Девочки менее активны.

12.Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13.Девочки более ласковы.

14.Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15.Мальчики более предприимчивы.

16.Девочки более трусливы.

17.Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18.Девочки реже соперничают между собой.

19.Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20.У мальчиков больше склонностей к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Мнение психолога:

1.    В раннем возрасте девочки действительно более послушны.

2.    Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых. Разве что в возрасте 6-9 лет.

3.    Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4.    До 10-12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

Читайте также:  Борисенко лукина диагностика развития ребенка по фгос

5.    Девочки и мальчики одарены одинаково, всё зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляются лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6.    Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.

7.    До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более чётко, чем мальчики.

8.    Исследования показали, что на протяжении всей жизни эти способности у мальчиков и девочек одинаковы. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9.    До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.

10.Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинает формироваться их личность.

11.Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют её более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12.Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают.

13.До определённого возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики в определённый период тоже требуют ласкового обращения.

14.Напротив, мальчики скорее склонны принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15.В этом качестве до определённого возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16.Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17.Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18.В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Всё зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики и девочки.

19.Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своём. Они более самоуверенны.

20.В этом нет разницы между мальчиками и девочками, у кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

С помощью этого теста вы определите, насколько ваши представления о мальчиках и девочках совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убеждён, что прав именно он. Но учтите то, что у психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить детей.

IV.         Работа в микрогруппах.

Школьный психолог. Ребёнок любого возраста любит ласковое, доброе к нему отношение, он любит, когда взрослые считаются с ним, с его мнением, уважают его личность и достоинство.

Кроме возрастных особенностей, педагогическая наука рекомендует учитывать в воспитании и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обусловливаются типом нервной системы. И.П.Павлов по тому, какова реакция организма на внешние раздражители, выделил четыре основных типа нервной системы: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.

Каждая микрогруппа родителей получает один из четырёх листов с описанием одного типа темперамента для коллективного изучения и ответа на вопрос: «Каковы правила общения с детьми этого типа темперамента?»

1-я группа – текст «Флегматик»;

2-я группа – текст «Сангвиник»;

3-я группа – текст «Холерик»;

4-я группа – текст «Меланхолик».

В течение пяти-десяти минут микрогруппа проводит коллективное чтение предложенного текста, вырабатывает групповой ответ на заданный вопрос, записывает его на специально отведённом месте, а затем передаёт лист другой группе родителей. Когда родительские группы напишут свои ответы на всех листах, эти листы передаются в рабочую группу под руководством психолога.

Тексты с описанием типов нервной системы:

Флегматик

Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлителен и в работе, и в разговоре с другими людьми. Эмоционально возбудим слабо, но чувства глубокие, постоянные.

Воспитание ребёнка с данным типом нервной системы должно быть направлено на закрепление положительных черт его характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же родители будут постоянно попрекать ребёнка за медлительность, он может замкнуться, начать проявлять равнодушие, а иногда и грубость.

В работе с детьми этого типа нервной системы надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей надо за проявление активности, быстроты в движениях.

Сангвиник

Сильный, уравновешенный, подвижный тип; характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребёнок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребёнка этого типа нервной системы нужно поддерживать в нём такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребёнок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.

Холерик

Сильный, но неуравновешенный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над торможением. Такой ученик не всегда умеет сдержать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки, напористы.

Воспитание такого ребёнка должно быть направлено на выработку выдержки, умения обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребёнка развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.

Меланхолик

Слабый тип нервной системы. Ребёнок с этим типом нервной системы быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривание во время работы, поощрение добрым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взысканий. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

Дети этого типа нервной системы больно реагируют на резкий, крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжёлому состоянию угнетенности и подавленности.

Рабочая группа анализирует мнения микрогрупп, делает обобщающие выводы и готовит своё выступление.

V.            Тест для родителей «Какой у вас психологический тип?»

Школьный психолог. В книге известного западного психолога Г.Юнга «Психологические типы» говорится об экстравертах («обращённых наружу») и интровертах («обращённых внутрь»). По мнению автора, есть два варианта приспособиться к окружающему миру. Один их них экспансия: постоянно общаться, расширять контакты, деловые связи, брать всё, что даёт жизнь. Таков экстраверт… Интроверты, наоборот, ограничивают свои контакты, замыкаются в себе, как бы прячась в скорлупу. Попытайтесь узнать, к какому типу вы относитесь, ответив «да» или «нет» на пункты предлагаемой вам анкеты.

Вы относитесь к экстравертам, если:

1.    В один и тот же день вы можете посмотреть два фильма, спектакль, читать в транспорте, назначить несколько встреч, успев только на одну-две из них.

2.    Вы в ?