Родителям ребенка с отклонениями в развитии

Родителям ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Программа по организации психологической поддержки родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии

  1. Пояснительная записка.

    1. Кому адресована программа.

Данная программа адресована психологам и родителям.

  1. Описание участников программы.

Участниками программы являются психологи, дети с отклонениями в развитии (некоторые занятия) и их родители.

  1. Теоретическое обоснование содержания программы.

Влияние семьи на ребенка имеет большое значение, особенно важным оно является для детей, имеющих отклонения в развитии. Особенности взаимодействия ребенка с родителями обуславливают его эмоциональное благополучие и возможности адаптации к социальной среде.

Проведение данной программы особенно важно, так как такой ребенок часто вызывает сильные переживания у родителей, которые не имеют необходимых навыков общения с ним. Стресс также вызывают оценка их семьи обществом, которое зачастую ставит на таких детях клеймо социальной непригодности. Кроме того, диагностические методы работы с родителями могут выявить у них неадекватный стиль воспитания, эмоциональное отвержение ребенка, чувство беспомощности.

Таким образом, мы видим необходимость работы с такими семьями для гармонизации детско-родительских отношений, прививания необходимых в данной ситуации навыков.

  1. Основная цель программы.

Основной целью программы является психологическое содействие родителям, имеющих детей с отклонениями в развитии.

  1. Методическое обеспечение и содержание программы.

1.5.1. Формы (средства, приемы) работы.

  • Информационная (лекции, семинары, родительские собрания, стенды, информационные уголки для родителей);

  • Практические занятия для родителей (ролевые игры, тренинги).

1.5.2. Диагностическое сопровождение программы.

  • Методика «16 – ФЛО – 105 – С» (16-факторный личностный опросник, 105 вопросов, форма «С») Р. Б. Кеттелла (интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные особенности);

  • Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева);

  • Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП);

  • Социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева);

  • Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер);

  • Тест-опросник родительского отношения – ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);

  • Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл);

  • Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева);

  • Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В. В. Ткачева).

1.5.3. Тематический план.

Программа включает в себя следующие занятия:

  • Знакомство. Особенности развития детей: требования к ребенку и его возможности.

  • Общение в семье: конфликты. Убеждение и аргументация.

  • Общение в семье: невербальное поведение.

  • Эмоции – это важно! Навыки саморегуляции эмоциональных состояний.

  • Я думаю, что это так. Стереотипы и стили семейного воспитания.

Программа состоит из двух основных блоков:

  1. Диагностический блок (определение особенностей детско-родительских отношений, состояния и особенностей родителей);

  2. Консультативно-коррекционный блок (информирование, поиск адекватных форм взаимодействия с ребенком, гармонизация внутрисемейной атмосферы, формирование эмоционально-теплых детско-родительских отношений, адекватных поведенческих навыков и установок по отношению к ребенку).

Задачи диагностического блока:

Наблюдение

  • характера взаимодействия с ребенком;

  • особенностей коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком;

  • особенностей применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

  • особенностей форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

Опросы и тестирование

  • исследование личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и определение психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный психологические типы);

  • оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу;

  • установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений;

  • определение модели семейного воспитания;

  • изучение ценностных ориентаций родителей в отношении ребенка.

Задачи консультативно-коррекционного блока:

  • информирование родителей об особенностях ребенка;

  • ознакомление родителей с адекватными и развивающими формами организации досуга.

  • коррекция аффективной сферы, формирование положительных эмоциональных реакций и установок;

  • формирование навыков регуляции эмоционального состояния;

  • формирование коммуникативных навыков.

Таким образом, основными направлениями работы являются психологическая диагностика и коррекционно-развивающая работа с родителями.

1.5.4. Эффективность работы по программе.

Результатом данной программы будет являться повышение уровня компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка, снижение психоэмоционального дискомфорта, приобретение навыков общения с ребенком и разрешения основных конфликтных ситуаций.

III. Примерный конспект занятий.

Описание занятия.

  1. Определение содержания занятия.

    1. Тема занятия: Невербальное общение семьи

    2. Цель занятия: развитие навыка успешного невербального поведения

    3. Задачи занятия: коррекционные

    4. Дидактический материал, оборудование: наглядные пособия, брошюры-памятки, бумага, фломастеры

Теоретическая часть (информирование о значимости невербального общения, раздаточные памятки)

Упражнение «Молекулы» (разбить группу на несколько подгрупп)

Моделирование типичной ситуации общения с ребенком в подгруппах

Обсуждение успешных и неудачных решений

2

Основная часть

Расширение знаний по данной теме, формирование навыка

  1. Упражнение «Побег из тюрьмы»

  2. Игра «Леопольд»

  3. Обсуждение эффективности поведения в упражнениях

3

Перерыв

15 минут

В это время участники могут выпить кофе и отдохнуть

4

Основная часть (продолжение)

  1. Упражнение «Автобус»

  2. Упражнение «Картина»

  3. Беседа

  4. Рассказ тренера об интонациях

  5. Упражнение «Большие паузы»

5

Аутотренинг

Релаксация, расслабление участников

  1. Мышечная релаксация по Джекобсону

  2. Прослушивание успокаивающей музыки

6

Заключительная часть, подведение итогов

Формирование выводов занятия, обратная связь участников

  1. Упражнение «Метафора»

  2. Резюмирование тренером событий и знаний, полученных на занятии

  3. Сбор обратной связи участников по кругу

IV. Литература.

  1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

  2. Ткачева. В. В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Коррекционная педагогика, № 5-6 (11-12), 2006.

  3. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. / Дефектология, № 1, 2005, с. 3

  4. Коммуникативные упражнения https://azps.ru/training/communication

V. Использованные упражнения.

Упражнение «Метафора»

Инструкция. Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение команды как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ.

Коммуникативное упражнение “Большие паузы”

Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие ораторских способностей. Участники изучают иллюстративные возможности больших пауз (или гросс-пауз).

Ведущий рассказывает про гросс-паузы (большие паузы) – один из инструментов ораторов. Заключается в том, что оратор смолкает на довольно длинный промежуток времени: от 15 секунд до минуты.

Ведущий изображает из себя такого оратора. Далее ведущий спрашивает,

есть ли доброволец, который в подобной же манере может произнести свою речь.

Упражнение «Автобус»

Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения

Участники разбиваются на парочки. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Упражнение «Картина»

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к стене (столу), где прикреплен лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает, какой предмет необходимо изобразить (остальные не слышат задания), далее первый рисует один из элементов.

Приглашается второй игрок. Первый объясняет мимикой и жестами, что необходимо изобразить и встает в другую линию. И т.д, пока все не примут участия в рисовании картины.

Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? Не было ли желания использовать еще и речь?

Упражнение «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: “Первая шеренга будет играть преступников, вторая – их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны “рассказать” преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый “сообщник” спасает одного “преступника”)”. После окончания игры “преступники” рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Упражнение «Леопольд»

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Источник

Поведение родителей при воспитании ребенка с отклонениями в развитии

1.Одним из основных источников и эталонов человеческого поведения является семья. Образцы поведения родителей копируются ребенком с раннего детства, и решение сначала детских, а потом взрослых проблем взаимодействия осуществляется часто на основе подражания семейному варианту их решения (А.А. Аркин, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец и др.).

Цель воспитания ребенка – это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая “особого” ребенка, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания.

Рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления.

Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986 г. выделил пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Рождение ребенка – получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.

Школьный возраст – становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение), хлопоты по устройству, переживание реакций сверстников, заботы по внешкольной деятельности ребенка.

Подростковый возраст – привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвержением, планирование будущей занятости ребенка.

Период “выпуска” – признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей его социализации.

Постродительский период – перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Столкнувшись с фактом рождения ребенка с проблемами в развитии и необходимостью его воспитания, родители не всегда способны адекватно воспринимать ситуацию и вести себя в ней.

Ряд специфических особенностей родительского поведения:

1. Нежелание родителей принимать медицинские диагнозы, избегание специалистов, констатирующих реальную ситуацию происходящего с ребенком.

2. Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи. В одних случаях родители категорически отказываются от медицинских мероприятий, необходимых для активизации нервно-психической и физиологической деятельности детей с проблемами в развитии. Или же они стараются их минимизировать (т.е. по возможность избежать) и отдают приоритет только педагогической коррекции. В других случаях родители преувеличивают роль медицинского влияния на развитие ребенка, рассматривая психолого-педагогическую помощь как второстепенную и малоэффективную.

Склонность родителей скрывать факты проблемного развития ребенка в общении с окружающими, особенно в беседах на тему успехов и достижений ребенка (со знакомыми, специалистами и др.). Это проявляется в настороженном или агрессивном поведении, стремлении преувеличивать способности ребенка. Часто результатом такого поведения родителей является предъявление ребенку неадекватных его психофизическим возможностям требований.

К сожалению, далеко не все мамы и папы детей с проблемами в развитии способны самостоятельно преодолеть тяжелый кризис вхождения в статус семьи с “особым” ребенком. С каждым днем по мере роста и развития ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Казалось бы, друзья и родственники должны помочь родителям, однако, узнав о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходится задуматься об отношении к ребенку, к его родителям. Не зная как помочь, и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблему, что еще больше затрудняет положение семьи “особого” ребенка. Нередки случаи, когда бабушки и дедушки из-за стыда отказываются признать внука или внучку с инвалидностью.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом и неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, особенно, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за его будущее, растерянность, незнание особенностей воспитания приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку, или определяют ребенка в интернат.

Конструктивная и динамическая помощь таким семьям является необходимой на всех этапах жизни ребенка. Специалистам необходимо создать благоприятные условия для реабилитации всей семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии. Суть реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса.

Решение этой проблемы предусматривает:

  • психологическое изучение состояния членов семьи, в первую очередь матери;

  • составление программы реабилитационных мероприятий семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспектах;

  • проведение реабилитационных мероприятий, в соответствии с программой, конкретно для каждой семьи;

  • организацию групп взаимоподдержки;

  • патронирование семьи после проведенных реабилитационных мероприятий.

Для обеспечения эффективной работы с родителями “особых” детей специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Педагогам приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей проблемного ребенка. Специалистам важно знать, насколько члены “особой” семьи готовы говорить о своей семейной проблеме с другими взрослыми, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с медико-психолого-педагогическим персоналом образовательного учреждения.

Помогая ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, родителям важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений – между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.

Модель организации помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка, должна иметь три этапа своего развития:

Первый этап направлен на привлечение родных к учебно-образовательному процессу ребенка. Педагог должен убедить членов семьи в том, что именно в них очень нуждается их малыш, что, кроме них, этим процессом заняться некому, что ни одна, даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

На втором этапе предполагается формирование увлечения родителей процессом развития ребенка. Главной задачей работы становится формирование у них активной позиции в воспитании малыша. Педагог показывает родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений. Члены семьи обучаются эталонным моделям работы с ребенком, включающим отработку заданий педагога.

Третий этап характеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению малыша и личного участия в исследовании его возможностей. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения.

Представления и ожидания, связанные с развитием ребенка, восприятие самого ребенка составляют основу “родительских установок” и являются источником для воспитательных стратегий. В процессе работы повышается родительская компетенция, родители “особых” детей постепенно берут на себя не только поддерживающие и закрепляющие, но и самостоятельно развивающие функции развивающего взаимодействия с ребенком.

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

4. Методы работы:

– демонстрация матери ребенка с отклонениями в развитии в развитии методических приемов работы, направленных на коррекцию нарушений его развития, формирование навыков адекватного поведения, формирование гармоничной личности;

– конспектирование матерью занятии, проводимых психологом;

– самостоятельное проведение отдельных занятий или части занятия под контролем психолога;

– выполнение домашних заданий со своим ребенком;

– изготовление наглядных пособий для проведения занятий с ребенком;

– чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.

Корригируя взаимоотношения между матерью и ребенком, психолог использует следующие психокоррекционные техники и методы: холдинг-терапию, арттсрапию, вокалотерапию, музыкотерпию, хореотерпию, эстетотерапию, библиотерапию, сказкотерапию, туротстерапию, трудотерапию и терапию любовью.

Холдинг-терапия, сказка-, библио- и музыкотерапия могут использоваться одновременно, когда мать привлекает ребенка к себе на колени или сажает рядом, прижав к себе (телесный контакт обязателен), и рассказывает или читает ему сказку, поет песенку. Важно, чтобы в этот момент у ребенка и его матери рождались добрые чувства, потребность друг в друге.

Вокалотератт (совместное пение) обладает колоссальным коррекционным эффектом. Вокалотсрапия показана при нарушениях темпо-ритмической структуры речи, звукопроизношения, заикания. В процессе совместного пения (вокалотерапии) устанавливаются доверительные отношения между ребенком и его матерью. Совместный танец с ребенком (хореотерапия) не только формирует у него правильные движения под музыку, но и с помощью активизации двигательной сферы снимает агрессивные или депрессивные состояния. Хореотерпия создает возможность устанавливать невербальный контакт между ребенком и его матерью, чувствовать удовлетворение от совместного осуществления танцевальных движений.

Эстетотерапия реализуется в процессе знакомства ребенка с миром прекрасного, наследием человеческой культуры. Посещение музеев, театров, художественных

и других выставок позволяет не только сформировать у ребенка определенные представления в этой области, но и развить чувство прекрасного, создать потребность в познании этой области человеческой культуры. Одновременно у ребенка формируются адекватные поведенческие навыки, модели взаимодействия в соответствующих ситуациях в социуме.

Арттерапия в виде совместного рисования, лепки, вышивания, бисеро- и кружсвоплетения, шитья направлена на установление адекватного взаимодействия между матерью и ребенком в процессе совместного творчества.

Туротерапия – это терапия с помощью экскурсий, походов, поездок к морю, в санаторий, на базу отдыха и др. У детей в процессе этого вида терапии формируется двигательная активность и умелость, развивается чувство общности с другими людьми, возникают новые контакты и связи, расширяются знания об окружающем мире.

Трудотерапия позволяет сформировать у ребенка потребность к выполнению посильных заданий дома (уборка помещения, приготовление пищи, стирка, покупка продуктов и др.). Мальчики в рамках трудотерапии с помощью отцов могут овладеть элементарными навыками столярного и слесарного дела, а девочки под руководством матерей – навыками ведения домашнего хозяйства.

Терапия любовью – это терапия, которая позволяет с помощью самого высокого чувства, которым наградила человека природа, преодолевать проблемы ребенка.

Этапы работы в психолого-педагогическом направлении

В работе психолога с матерями можно выделить четыре этапа:

– привлечение матери к учебно-образовательному процессу; психолог убеждает мать ребенка в том, что именно в ней нуждается се ребенок, что именно она может оказать ему самую необходимую помощь;

– формирование у матери интереса к процессу развития ребенка, демонстрация ей возможностей существования «маленьких», но очень важных для ее ребенка достижений; мать должна научиться отрабатывать дома с ребенком тс задания, которые дает психолог;

– развитие у матери чувства успешности и психолого-педагогичсской компетентности в работе с ребенком;

– раскрытие перед матерью возможностей личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ребенка.

Источник