Родителям о развитии речи ребенка дошкольного возраста

Лариса Анатольевна Воронова
Консультация «Родителям — о развитии речи дошкольника»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Паутовский детский сад «Солнышко»

Консультация:

Родителям – о развитии речи

дошкольника.

Подготовила: воспитатель Воронова Л. А.

с. Паутово 2016 год

Одним из основных показателей уровня развития ребенка является богатство его речи. И от этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешная учеба в школе. Вот поэтому основное внимание в детском саду уделяется этому направлению.

Умение общаться, познавать мир – все это начинается с развития речи. И чем раньше начать развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, тем успешнее будет работа.

Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок был самым успешным, здоровым, учился с желанием, радостью. Но, достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении школьной программы.

Если ребенок много болеет, редко посещает детский сад, с такими детьми требуется индивидуальная работа. Такую помощь детям могут оказать сами родители, организовав занятия дома с ребенком. Некоторые дефекты речи детей возможно устранить только при помощи логопеда, специалистов, предварительно получив консультацию от них.

Недостатки произношения могут быть в результате нарушения в строении артикуляционного аппарата. Чтобы предупредить дефекты речи, нужно следить за состоянием зубочелюстной системы, вовремя лечить зубы, устранять дефекты.

Особое внимание нужно обратить на слух. Слух принадлежит большая роль во владении ребенком речью. Слыша речь, звуки, ребенок начинает их повторять. При снижении слуха ребенок лишается возможности нормально воспринимать речь. Слух ребенка необходимо оберегать от разных сильных звуковых воздействий (радио, телевизор, громкая музыка).

К подготовительной группе у ребенка должно быть развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Он должен на слух отличать звонкие от глухих, твердые от мягких звуков, иначе это в школе проявится при письме.

Для развития фонематического слуха можно поиграть в игру «Молчанку». Закрыть глаза и послушать звуки квартиры (улицы, природы, затем открыть глаза и рассказать что слышали. А можно усложнить, в одинаковые баночки насыпать горох, фасоль, гречку, манку и т. д. Манку услышать труднее всего. Если ребенок ее не слышат, значит слух его понижен.

Очень важно взрослым следить за своей речью, за своим произношением, говорить спокойно, четко произносить звуки и слова.

Нельзя ругать ребенка за плохую речь, неправильное звукопроизношение или требовать, чтобы он верно повторял трудное для него слово. Ненавязчиво исправлять неправильные звуки.

Родители сами должны научиться выполнять и показывать простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Упражнения должны быть ежедневными.

Важно, что звучит вокруг ребенка, какие слова произносят, каким голосом. Как общаются взрослые не только с ребенком, но и между собой – ведь их речь воспринимается как норма.

Дома чаще читайте.У детей должна быть детская библиотека: К. Чуковский, С. Я. Маршак, Н. Носов, Пришвин, Чарушин «О животных» и стихи Агнии Барто.

На прогулке наблюдайте за явлениями природы, деревьями, птицами, обсуждайте увиденное.

Налаживайте речевой эмоциональной контакт.

Источник

• Вашему малышу доступны различные формы общения: диалогическая и монологическая речь, контекстная и ситуативная.

• Общайтесь с малышом ежедневно, обсуждайте его жизнь дома и в детском саду.

• Разучивайте с крохой небольшие стихотворения, читайте сказки и короткие рассказы, обсуждайте прочитанное.

• К шести годам процесс фонемообразования у ребенка заканчивается, и он правильно произносит все звуки родного языка.

4 года

К четырем годам в словаре у вашего ребенка должно быть около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ц], [ч], [р], [р’], [л], [л’], а вот звуки [с], [з], [с’], [з’] ребенок уже произносит правильно и чисто говорит: «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т. п. Малышу доступны различные формы общения (диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, а рассматривая знакомые книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали. Вы, конечно же, продолжаете много общаться с ребенком, играете с ним, смотрите и обсуждаете мультфильмы, ходите в театр на детские спектакли. Если у ребенка появилось желание познакомиться с буквами, начинайте работу по подготовке малыша к обучению грамоте. Только не спешите, выберите методику, которой будете пользоваться, хорошо изучите ее и лишь тогда начинайте занятия с малышом. Для занятий вам потребуются карточки и кубики с буквами, азбука или букварь для дошкольников, яркие предметные картинки, палочки и шнурочки для выкладывания и пластилин для лепки букв. Хорошо приобрести магнитную доску с набором букв. Вы учите своего ребенка быть вежливым, здороваться и прощаться с окружающими, говорить «волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста». Вы следите за своей речью и не допускаете использования близкими в присутствии ребенка бранных и сорных слов. Помните: речь вашего ребенка будет отражением вашей речи.

5 лет

К пяти годам уже и звуки [ш], [ж], [щ] произносятся правильно. Ваш сын или ваша дочь уже абсолютно чисто произносят слова «шуба», «мышка», «жук», «кожа», «щетка» и т. п., не путают звуки [с] — [ш] и [з] — [ж] в речи. Например, пятилетний ребенок легко повторит вслед за вами следующие пары слов:

• миска — Мишка;

• маска — Машка;

• каска — кашка;

• соска — шашка;

         • пасу — пишу;

• коза — кожа;

• роза — рожа;

• лизать — лежать.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий. Ребенок не путает падежи имен существительных и не говорит: «Я рисую карандашом и ручком». Он скажет верно: «Я рисую карандашом и ручкой». Он не скажет: «Пять карандашов», а употребит верную форму: «Пять карандашей». Он уже умеет правильно использовать предлоги и не говорит: «Чашка упала от стола», а правильно скажет: «Чашка упала со стола». Ребенок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок.

Находка

Наступила зима. Выпало много снега. Дети тепло оделись и пошли гулять. Девочка катала на санках мишку. Мальчик катался с горки на лыжах.

Читайте также:  Развитие ребенка в три года занятия

Вот мальчик съехал с горки и увидел на снегу мишку. А девочка везла пустые санки.

Мальчик догнал девочку и протянул ей мишку. Девочка обрадовалась и сказала: «Спасибо!»

Так же легко он перескажет содержание просмотренного мультфильма или спектакля, прочитанного воспитателем в детском саду рассказа. Он уже знает и помнит много стихов, умеет отгадывать загадки и, главное, объясняет, что помогло ему отгадать загадку. Например, ребенок легко отгадает загадку:

Пробежала кочка

Около пенечка.

А у кочки черный нос

И в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки.

Малыш, конечно же, скажет, что это еж, и легко объяснит, что ежик действительно похож на кочку, у него спинка в колючках и он таскает на колючках листья.

Если у ребенка возникают сложности при отгадывании загадок, сначала используйте загадки — упражнения типа «Подскажи словечко»:

Полосатой рыжей спинкой,

Ластясь, трется о ботинки,

Машет кончиком хвоста.

Говорю я про… (кота).

Пятачок и хвост крючком.

Ты, конечно, с ним знаком.

Он — большой свиньи ребенок,

А зовется — … (поросенок).

Резво скачет по лужайке.

Кто он? Быстро угадай-ка.

Ножки тонкие, и грива

Развивается игриво.

На конюшне без пеленок

Вырос рыжий… (жеребенок).

На мостке, упершись лбами,

Час стоят, на горе маме.

Вот упрямые ребята!

Как же их зовут?

(Козлята.)

Учите ребенка объяснять, как он отгадал загадку, что помогло ему найти отгадку. Это развивает не только речь, но и мышление ребенка.

6 лет

К шести годам процесс фонемообразования у нормального развивающегося ребенка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке. Но в любом случае накануне поступления в школу ребенка необходимо показать логопеду. История типа «Сам себе логопед» сродни истории «Сам себе хирург». К сожалению, родители не всегда слышат дефектное произношение у своего ребенка. Проверьте себя и состояние звукопроизношения ребенка самостоятельно, предложите повторить вслед за вами следующие цепочки слов и предложения.

• Сова, коса, пес. На суку сова. Под скамейкой собака.

• Сено, осень, лось. Осенью краснеют листья.

• Зонт, коза, заноза. У Зои новый зонт.

• Зима, корзина, резина. У Зины в корзине земляника.

• Цепи, овца, палец. У цапли куцый хвост.

• Шапка, кошка, малыш. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

• Жук, ножи. Жук жужжит. Жаба в луже.

• Щенок, вещи, лещ. Щенок тащит щетку.

• Чай, бочка, ночь. Бочка у печки. Печка из кирпича.

• Яма, майка, лай. У Майки новая лейка.

• Лапа, колобок, пол. На полу лужа. У Володи лопата.

• Лес, поляна, соль. В лесу лиса. Лена ела малину.

• Рыба, марка, забор. Рома красит забор. У забора помидоры.

• Река, моряк, букварь. У Ирины мандарины. Гриша соберет под березой грибы.

Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может стать препятствием для овладения ребенком чтением и грамотным письмом.

К шести годам ребенок должен овладеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. Например, он легко составит рассказ по картине, особенно если вы предварительно зададите ему вопросы:

• Кого ты видишь на картине?

• Куда вышли дети с воспитателем?

• Кого они увидели на рябине?

• Какими были снегири?

• Как смотрели на них дети?

Выбегай поскорей посмотреть на снегирей

На картине изображен морозный зимний день. Все вокруг покрыто снегом. Снег кажется голубым.

Воспитатель вывела детей на прогулку на участок детского сада. Видно, что они уже давно гуляют. У них раскраснелись щеки, одежда в снегу. Наверное, они уже катались с горки, возили друг друга на санках, расчищали дорожки от снега. В руках у детей мы видим лопатки. Девочка в красной куртке держит за веревку санки.

Воспитатель — молодая и красивая женщина. Она в сером пальто, белых берете и шапке. У нее тоже розовые щеки. Она обратила внимание детей на стаю снегирей и вместе с ними наблюдает за тем, как птицы лакомятся ягодами.

Дети замерли, увидев стаю красивых птиц. Снегири красногрудые, яркие. Они распушили перышки и клюют рябину.

Вечером дети будут рассказывать мамам и папам, какое чудо они увидели на прогулке.

В этом возрасте ваш сын или ваша дочь знает много стихов и рассказывает их выразительно, правильно и четко произнося все звуки и слова. Теперь это уже не только стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, но и произведения русских классиков.

Предложите ребенку послушать, а потом выучить с вашей помощью несколько стихотворений. Покажите, как следует выразительно читать стихи.

Зимнее утро

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин

На лугу

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

И. Суриков

Источник

Консультация для родителей

в старшей группе

 «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.

Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка. 

Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами. 

Читайте также:  Домашний центр развития ребенка

У детей изначально существуют все возможности для освоения речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того детей очень интересует языковая деятельность. Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражён правильный смысл. Например, ручей – «журчей, говорящий правду – правдун, притонуть — утонуть, но не до конца. На основании этих слов в дальнейшем происходит формирование общеупотребительных слов.

Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребёнка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребёнка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребёнка интерес к языку и побуждает его к творчеству.

Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определённые трудности в работе с текстом. 

Существуют определённые особенности развития речи в каждый возрастной период, кратко их охарактеризуем:

В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно – мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты. 

К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми. 

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) .

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) .

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).

Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) .

Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.

В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.

В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет?

Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?

К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет.

В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

Читайте также:  Основные критерии развития ребенка дошкольного возраста

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо – произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих – шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

Особенности развития речи детей 6-7 лет (подготовительная группа) .

У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок) ; С-Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования) ; Т-Ц. С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, р-Л (отличаются способом образования).

Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово.

Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече – двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем).

Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона» (М. М. Кольцова) «Представление, что при любом двигательном тренинге…. Укрепляются не руки, а мозг, вначале казались парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн).

Все перечисленные особенности развития речи детей дошкольного возраста, характерны для развития ребёнка без отклонений от нормы.

У вас есть основания для беспокойства за речь ребенка, если:

– он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы;

– ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать;

– искажает слоговую структуру слов (например, вместо поросенок говорит посек, вместо велосипед –выписед);

– неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах (корова – коова);

– не может связно рассказать о происходящих событиях;

– у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих);

– ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом (например, овощи, одежда);

– затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним;

– у него носовой оттенок голоса, заикание или смазанная нечеткая речь (говорит, как будто каша во рту).

Для нормального становления речевой деятельности необходимы:

– определенная степень зрелости различных структур головного мозга;

– координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

– развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;

– формирование потребности в общении.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1. следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

2. если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

3. нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.

Источник