Родителей ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии

Уже много лет в России идет работа в сфере улучшения образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Но до не давнего времени была категория детей, которые считались необучаемыми – это дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), многим из таких детей невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи.

03 февраля 2015 г. в Минюсте РФ был зарегистрирован Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”. На его основе был разработан АООП (адаптированные основные общеобразовательные программы) – 1 вариант для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) и 2 вариант, для детей с ТМНР.

К тяжелым и множественным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития, ДЦП, аутизм (РАС), синдром Дауна и так далее) у одного ребенка.

В зависимости от структуры нарушения дети с тяжелыми и множественными нарушениями разделяются на три основные группы.

В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития.

Во вторую — имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка. К множественным дефектам, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект. Например, при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.

Если с детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сталкивались практически все педагоги, так как инклюзия в России идет уже не один год, то категория детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития представляет собой абсолютно новую группу с особыми нарушениями и совершенно другим подходом в обучении.

80% детей с ТМНР не говорят, не понимают обращенную к ним речь, не взаимодействуют с окружающими их людьми, не играют, у них не развиты навыки самообслуживания, наблюдается агрессия и самоагрессии. Неприемлемое поведение, как правило, выступает в качестве просьбы, ведь ребенок не может говорить, выражать свои эмоции как это делают нейротипичные дети.

Можно ли помочь такому ребенку? И как это сделать?

Я в своей работе использую методики прикладного анализа поведения, и это работает. Дело в том, что всегда есть мотивационные стимулы, на которые реагирует абсолютно любой человек и дети с ТМНР не исключение. Просто если с ребенком в норме мы можем договориться, например, он делает определенный список заданий, и тогда вечером сможет поиграть в планшете, то с ребенком ТМНР мы будем в самом начале подкреплять каждую реакцию, тем самым мотивирую его.

Мы находим значимые для ребенка подкрепления, за которые он готов работать. Как только ребенок начинает приобретать формируемый у него навык, мы постепенно уходим от подкреплений.

С помощью мотивационных стимулов (подкрепляя) мы учим ребенка обращать на нас внимание, выполнять простые инструкции (дай, встань, сядь, подойди, возьми, покажи и т.д.). Развиваем имитативные навыки (невербальная имитация), учим сотрудничеству с окружающими людьми, Учим просить жестом, с помощью карточек. Учим играть. Развиваем навыки самообслуживания и простые бытовые навыки.

Нашей задачей будет не добиться от ребенка академических навыков, а развить его жизненные компетенции.

Это долгий и сразу скажу монотонный процесс. К сожалению весело и разнообразно тут не будет, это не дети с легкой умственной отсталостью, не с задержкой психического развития и не с речевой задержкой при сохранном интеллекте.

Но помочь можно абсолютно любому ребенку с ТМНР.

ПРИМЕР. У ребенка отсутствует указательный жест. Естественно ребенок не говорит, и просить не умеет. Что мы делаем? Мы формируем указательный жест и учим таким образом ребенка просить.

Напротив ребенка ставятся его любимые лакомства и предметы (например, пузыри, мармеладки, маршмеллоу, игрушки). Ребенок тянется, пытается схватить, за ее спиной «Фея» (взрослый), тут же берет ее руку и физически формирует указательный жест, направляет на объект, который ребенок пытался взять. Второй взрослый тут же дает то, что ребенок хотел. Когда ребенок начинает самостоятельно показывать, мы уходим из-за стола и начинаем работать в естественной среде. Ребенок видит интересующие его предметы, но сам взять не может. Делаем подсказку, показываем ребенку указательный жест, напоминая, или помогаем физически. Важно, предоставлять сразу интересующий предмет ребенку, как только он на него указал, ну а подкреплением естественно будет то, что он просил.

Книги, которые будут полезны и помогут как родителям, так и специалистам в работе с ребенком с ТМНР

Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман; –– М.: Теревинф, 2000 г.

Аннотация к книге

Важная книга для всех родителей детей с аутизмом и другими нарушениями развития, ведь один из главных залогов успеха при подобном диагнозе — это развитие навыков для самообслуживания и независимой жизни. В книге авторы описывают трудности, с которыми сталкиваются в повседневной жизни дети с особыми потребностями, а также предлагают методы их преодоления, рассказывают, как передать ребенку те умения и навыки, которые будут необходимы ему для самостоятельной и полноценной жизни в обществе. Книга написана доступным языком и предлагает конкретные шаги для обучения ребенка навыкам. (Книгу можно найти в интернете в электронной версии) Если не можете найти в интернете, оставьте комментария, и я отправлю ее вам.

Идёт работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме / Рон Лиф, Джон Макэкен; переводчик: Лев Толкачев, — ИП Толкачев, 2016 г.

Аннотация к книге

Книга будет интересна тем родителям, которые захотят подробнее разобраться, как строятся занятия с ребенком на основе прикладного анализа поведения. Руководство разработано и написано руководителями международной компании Autism Partnership, одной из старейших научных и экспериментальных групп, внедрявших прикладной анализ поведения для помощи детям и подросткам с аутизмом и создания учебных программ для их развития. Первая часть книги посвящена построению интенсивной поведенческой терапии, с предложением программ по преодолению неприемлемого поведения: истерик, аутостимуляций, проблем сна, нарушений пищевого поведения, гигиенических проблем, а также с описанием принципов и примеров обучения игре и социальным навыкам. Во второй части содержится описание метода обучения отдельными блоками (DTT) и 57 учебных программ с примерами, начиная от построения сотрудничества и невербальной имитации и до обучения гигиеническим навыкам, навыкам самопомощи и начальным академическим навыкам.

Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов. / автор: Мартин Зиглинда, Издательство: Рама Паблишинг, 2015 г.

Аннотация к книге

Каждый ребенок с ДЦП имеет возможность улучшить свои двигательные навыки. И хотя помощь физиотерапевта безусловно важна, определяющая роль в улучшении моторных навыков ребенка принадлежит его родителям. Зиглинда Мартин объясняет, почему важно как можно раньше организовать занятия с ребенком, как помочь ему постепенно осваивать все более сложные навыки: сидеть, ползти, вставать на четвереньки, стоять и ходить. Упражнения на растяжку, укрепление мышц, освоение разных положений тела не только приведут к ощутимому результату, но и создадут новые возможности для общения ребенка и взрослого.

Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Серия: Особый ребенок; автор: Янушко Е. А. -Издательство: Теревинф, 2017 г.

Аннотация к книге

Книга посвящена раннему детскому аутизму. В ней описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия. Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют как оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Рекомендации педагогам и психологам, которые работают с аутичными детьми, предлагают варианты действий в сложных ситуациях. Также намечены пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между специалистами и семьей аутичного ребенка. Наконец, в книге представлена информация об организациях, оказывающих помощь аутичным детям, и ресурсы Интернет, посвященные этой проблеме. В отличие от существующих изданий по этой теме, книга является не теоретическим изложением, а прикладным пособием. Материал намеренно изложен кратко и в популярной форме, снабжен множеством примеров из опыта работы. “Игры с аутичным ребенком” может стать настольной книгой, как для специалистов, так и для близких аутичного ребенка.

Источник

Психотерапевтическая роль учителя в работе с родителями, дети которых обучаются на дому. (1слайд)

С каждым годом количество детей, обучающихся на дому, увеличивается: если 3 года назад таких детей было…., то сейчас их уже 32 ребенка, что составляет 14% от общего количества учащихся. (2слайд)

Если посмотреть диагнозы этих детей, то это в основном дети с множественными и сочетанными нарушениями развития.

F70 50%

F71 25%

F72 21,8%

F73 3% (3слайд)

Наиболее часто встречаются такие сопутствующие заболевания как:

Эпилепсия 26% детей.

ДЦП приблизительно 19% детей

Гидроцефалия 19%

Остальные проценты разделили: аутизм, нарушения поведения. которое требует постоянного лечения.

Диагнозы и особенности поведения не позволяют учащимся посещать школу, каждый из них обучается по индивидуальной программе, которая составляется с учетом особенностей его развития.

У таких детей резко сужены контакты с окружающим миром, их Мир – это их семья! Поэтому так важно, что бы в семье царила спокойная, наполненная любовью и теплом обстановка, которая будет способствовать обучению и развитию ребенка. Но к сожалению, часто это совсем не так.

Статистика свидетельствует, что не менее половины таких семей распадаются, и воспитанием занимаются мамы, которые все свое время, внимание и силы отдают ребенку. Вот они-то и нуждаются в помощи в первую очередь, с ними и приходится заниматься педагогической психотерапией.

Рождение ребенка с особенностями развития влечет за собой психотравмирующую ситуацию для всех членов семьи, которую можно представить в 4 фазах. Слайд

  1. Шок. Характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Задаются вопросом: «Почему это случилось именно со мной?». Возникает чувство вины и собственной неполноценности.

2) Отрицание – выполняющее защитную функцию психики. Сюда можно отнести:

– отказ от медикаментозного лечения.

– недоверие к специалистам.

– всячески пытаются опровергнуть диагноз.

– неоправданно оптимистический взгляд на возможности развития ребенка.

3)Депрессия «хроническая боль» и постоянные переживания за родного человека.

4)Принятие когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию, готовы идти на контакт со специалистами. Готовы следовать их рекомендациям и советам. У родителей на этой фазе

  • Уменьшаются переживания;

  • усиливается интерес к окружающему миру;

  • появляется готовность активно решать проблему с ориентацией на будущее.

Чаще всего педагоги сталкиваются с родителями находящимися на стадии «отрицания» и стадии «депрессии».

В такой обстановке трудно систематически и упорно заниматься обучением и воспитанием сына или дочери.

Ни для кого не секрет, что психо-эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния матери. Так же не стоит забывать о том, что родители – это наши основные союзники в коррекционной работе с ребенком.

Следовательно, основное направление психолого-педагогической помощи –улучшение психоэмоционального состояния родителей детей-инвалидов. Лишь по достижении адекватного психологического состояния родителей можно предпринимать остальные меры педагогической помощи.

Строить работу с родителями необходимо очень деликатно и бережно. Первое правило, которому обязан следовать каждый учитель, — не оскорблять родительских чувств. Авторитарный стиль общения в работе с родителями неуместен. Это может вызвать чувство отчаяния, недоверие к педагогу и нежелание встречаться с ним.

Стиль общения родителей и учителей надомного обучения несколько отличается от общения родителей и педагогов в условиях школьного обучения. Педагог приходит непосредственно в семью и становится свидетелем личной жизни родителей и семейных взаимоотношений. По этому формальный стиль общения часто переходит в неформальный.

Учителю приходится решать не только проблемы обучения, но и корректировать процесс воспитания ребенка в семье. Родители консультируются с педагогом о

  • Возникающих трудностях в поведении ребенка, ищут совместные пути решения этих трудностей.

  • О проблемах подросткового возраста,

  • О развитии речи ребенка в домашних условиях,

  • Часто педагогу приходится решать конфликты между матерью и ребенком,

Часто матерям – одиночкам из-за изолированности не с кем поговорить и поделиться проблемами. Матери нередко доверяет учителю сугубо личные проблемы и переживания, ищут в глазах педагога помощь и поддержку.

Поддержка педагога может смягчить постоянный стресс и переживания родителей.

Таким образом для успешной работы учителю надомного обучения приходится решать не только образовательные и воспитательные задачи, но и проводить психотерапевтическую работу с родителями снижая тем самым стресс, агрессию, чувство тревоги и апатии, повышая уверенность в завтрашнем дне.

Психотерапевтическую работу следует начать с создания доверительных отношений с родителями. Беседуя с родителями, стоит выяснить взаимоотношения в семье, отношение родителей к ребенку и существующей проблеме. Узнать отношение к лечению, к специалистам. Выяснить, посещает ли ребенок дополнительные занятия с логопедом, дефектологом. Часто матери надеются на одного специалиста-учителя. В котором видят и педагога и дефектолога и логопеда и психолога.

На начальном этапе работы педагогу важно провести диагностику развития ребенка. Результаты обследования следует сообщить маме и рассказать о дальнейшем плане работы. Это позволит увидеть перспективы и снять завышенные ожидания успехов ребенка.

Важно вовлечь маму в процесс обучения, ведь именно она может помочь подобрать тот самый «ключик» к ребенку, который поможет дальнейшему положительному обучению. Присутствуя на уроках, наблюдая за работой учителя, мама учится приемам и методам работы со своим ребенком.

На данный момент я работаю в трех семьях.

  1. Была проведена психолого-педагогическая диагностика матерей и детей.

  2. Беседы с матерями на волнующие их темы.

  3. Снятие психо-эмоционального напряжения родителей и детей.

  4. Консультирование матерей.

  5. Обучение родителей (присутствие на уроках, рекомендация полезной литературы , организация общения матерей с такими же проблемами на различных форумах и интернет платформах).

  6. Рекомендации по совместному отдыху матери и ребенка, посещение кино, театра, цирка, зоопарка.

  7. Формирование положительных чувств к матери у ребенка: изготовление подарков на уроках труда, проведение бесед на тему помощи маме по хозяйству.

В начале работы с ними я столкнулась со следующими проблемами:

1) Отказ от традиционного метода лечения. Отказ от госпитализации ребенка в мед учреждение, гиперопека, симбиотические отношения матери и ребенка.

На второй год работы с этой семьей стали видны положительные результаты: ребенка стали пролечивать в стационаре и давать лекарства по назначению врача.
2. Негативное отношение к обучению, «зачем надо», «толку нет», негативное отношение к ребенку, все проблемы от него. Ссоры, скандалы на почве учебы. Нежелание выходить в люди с ребенком. 

На данный момент, родители видят положительные сдвиги в учебе ребенка, естественно поменялось отношение к обучению. В семье стало меньше ссор и конфликтов, Ребенок помогает матери. Выходят в кино, зоопарк. Мама замечает маленькие победы ребенка, хвалит. Ребенок стал спокойнее и охотнее учится.

3. Страхи ребенка, тревожность матери, подавленное состояние матери,. Невозможность радоваться мелочам, уделять себе время.

Здесь больше было необходимо общение и полное доверие к учителю, чтобы мама могла оставлять ребенка наедине с учителем и делать свои дела во время уроков. Тревожность матери и ребенка значительно уменьшилась.

Таким образом учителю надомного обучения приходится выполнять роль не только учителя, но и семейного психолога.

Источник

Особый ребёнок в семье

 РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ  ДЕТЕЙ  С  ОСОБЕННОСТЯМИ  В  РАЗВИТИИ

Предлагаем Вам некоторые рекомендации, которые определились в результате опыта работы с родителями, воспитывающими детей с особенностями в развитии. Надеемся, что эти советы помогут Вам преодолеть психологические трудности, обрести надежду и смысл в жизни.

Постарайтесь преодолеть страх и отчаяние

Рождение ребёнка с особенностями в развитии воспринимается родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребёнка не такого, как у всех, стал причиной сильного стресса, который Вы испытываете, в первую очередь, как РОДИТЕЛИ.

Откажитесь от обвинений в свой адрес и адрес супруга(и). Вам очень трудно сейчас. Вы столько времени ждали часа, когда родится ваш малыш. Вы надеялись вместе с ним строить его и вашу жизнь. А теперь, Вы полагаете, что все рухнуло. Жизнь кажется Вам наполненной не проходящей тоской и болью.

Не отчаивайтесь! Возьмите себя в руки! Вашему малышу, каким бы он ни был, нужна помощь, и эта помощь должна прийти именно от Вас. Вы ему нужны уверенными в себе и сильными, а не беспомощными и слабыми. Наберитесь терпения и помогите ему и себе. Преодолейте страх и отчаяние. Помните, что любовь к ребёнку и терпеливая постоянная работа с ним (именно так можно назвать повседневное выполнение заданий с ребёнком), позволит Вам добиться наибольших успехов. Успокойтесь и постарайтесь следовать нашим рекомендациям.

Необходима определённость

Постарайтесь объективно оценить сложившуюся ситуацию. Любая проблема может быть решена только в том случае, если ее четко себе представлять. Сейчас вам мешают неизвестность и неопределенность. Важно действовать, а не предаваться переживаниям. Но действовать нужно обдуманно.

Так как у Вашего ребенка имеются особенности в развитии, ему, а, возможно, и Вам требуются различные виды помощи, а именно: медицинская, педагогическая, психологическая.

Определите, какая помощь необходима Вашему ребенку (семье) в первую очередь

Скорее всего, Вы уже получили консультацию у врача. Тем не менее, мы уточним, что должен включать в себя каждый из видов помощи.

Медицинская помощь

Необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога, детского психоневролога или детского психиатра независимо от того, дал ли такую рекомендацию педиатр. Это можно сделать в детской поликлинике по месту жительства или в любом детском медицинском учреждении, в котором есть такие специалисты. Каким бы ни был поставленный Вашему ребенку диагноз, постарайтесь сохранять спокойствие. Ведь диагноз может еще уточняться в ходе первых лет жизни ребенка.

Однако нельзя терять время, необходимое для лечения ребенка, так как существуют заболевания, которые, в случае ранней диагностики,  оказываются практически излечимыми. Заболевания у детей раннего возраста могут быть различными. Особое внимание медицинским рекомендациям должны уделить родители тех детей, у которых выявлено раннее отставание в сроках психомоторного, психоречевого и психофизического развития.

Одновременно Ваш ребенок может иметь и другие проблемы (нарушения слуха, зрения, двигательные нарушения), которые могут быть диагностированы только специалистами (отоларингологом, офтальмологом и неврологом.). Необходимо обратиться к данным специалистам.

Отнеситесь внимательно ко всем рекомендациям врачей и старайтесь точно их выполнять. Врачи назначат медикаментозную терапию и подскажут план дальнейшей медицинской реабилитации Вашего ребенка.

Если встанет вопрос о рождении других детей в семье, обратитесь в генетическую консультацию. Уровень развития современной науки позволяет достаточно точно определить риск повторного рождения «особенного» ребенка.

Психолого – педагогическая помощь

Чтобы исправить выявленные у Вашего ребенка нарушения, одной медицинской помощи недостаточно. Необходимы психологическая и педагогическая коррекция. Если проблема четко определена и очерчена, она может быть разрешена.

Существуют специальные дошкольные и школьные учреждения, в которых обучаются дети с различными особенностями в развитии (неслышащие и слабослышащие, невидящие и слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые, с диагнозом «ранний детский аутизм»). В этих учреждениях используются специальные методы обучения, развития и адаптации детей к социальной среде.

Если ребенок дошкольного возраста имеет такие особенности развития, Вы можете обратиться в территориальную или краевую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), в Социальный Центр помощи семье и детям или Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции и т.д.

 Опытные специалисты (врачи, психологи, педагоги) окажут Вам квалифицированную помощь, уточнят диагноз и определят профиль учреждения, в котором Ваш ребенок сможет получить доступное ему образование.

Постарайтесь принять факт наличия проблемы развития у Вашего ребенка

Часто родители особенных детей много времени, сил и энергии тратят на процесс отрицания существующей у ребенка проблемы. 

Некоторые стараются как бы её не замечать, другие слишком много думают о ней, внутренне страдают и стараются доказать окружающим, что проблемы нет. Такая линия поведения непродуктивна и не принесёт пользы ни Вам, ни Вашему ребенку, ни окружающим.

Найдите в себе мужество признаться в том, что у Вашего ребенка есть особенности в развитии. В сущности, не столь важно, как называется заболевание или состояние, в котором находится Ваш ребенок. Это лишь термин, которым пользуются специалисты. Важнее знать, какие возможности преодоления этого состояния существуют. А в этом Вам помогут специалисты: врачи, психологи, педагоги.

Постарайтесь избегать агрессии, раздражения, подавленности и страха, которые, естественно, могут возникнуть, из-за волнения о здоровье ребенка.

Измените отношение к Вашему ребенку, не считайте его бесперспективным

Испытывая чувства отчаяния, горечи, многие родители склонны преувеличивать проблемы своего ребенка и рассматривают его будущее как бесперспективное. Все зависит от Вашей мудрости, терпения и усилий.

  • Но одновременно, будьте объективны, не ждите «чуда». Помните, что в Вашей власти сделать для ребёнка максимально много.
  • Не старайтесь быть также «скорой помощью» для Вашего ребенка. Не делайте за него то, что он может сделать сам. Постепенно приучайте его преодолевать посильные для него трудности. Только руководя этим процессом, Вы сможете ему помочь. В случае неповиновения ребенка, его непослушания, переходящего в истерику или упрямство, реагируйте спокойно – покажите ребенку как можно выйти из проблемной ситуации.
  • Не поддавайтесь унынию, ведь Вы только в начале жизненного пути Вашего ребенка. Этот путь, безусловно, сложнее, чем у большинства его сверстников. Но и ему улыбнутся радость, успех и счастье быть любимым, нужным Вам, Вашим близким и другим людям.

Примите Вашего ребенка таким, какой он есть

  • Постарайтесь строить отношения с ребенком как оптимальные. Ваш ребенок в любом возрасте, будь он младенец или уже подросток, все равно Ваш РЕБЕНОК. Он нуждается в заботе. Наличие у ребенка особенностей развития вовсе не означает, что Вы и он несчастны.
  • Любите своего ребенка. Не отвергайте его из-за физического или интеллектуального несовершенства. Поверьте, что через некоторое время недостатки для Вас перестанут быть значимыми. Думайте о том, что важно только то, что он есть, что он Вас любит, что ему нужны Ваши тепло, ласка и защита.

Вашему ребёнку нужна педагогическая помощь

Чем раньше Вы начнете специальную коррекционную работу с ребенком, тем большего успеха достигните.

Что значит специальная коррекционная работа? Она предполагает помощь специалистов, владеющих специальными методами коррекции особенностей развития, имеющихся у ребенка. Чтобы получить необходимые знания по этим вопросам, Вам необходимы консультации специалистов.

Вам следует обязательно пойти на прием к логопеду, который объяснит, как следует развивать речь ребенка. Если ребенок нуждается в занятиях с дефектологом, существуют детские учреждения, где оказывается помощь такими специалистами.

Советы для матери ребенка

  • Помогите себе, поменяйте отношение к себе

Не фиксируйте свое внимание на мрачном, не «застревайте» в печальных состояниях. Ваше сознание не должно постоянно вращаться вокруг проблем ребёнка. Если Вам очень плохо, а помочь некому, постарайтесь вспомнить какое-либо приятное событие из жизни, ощущения и чувства, которые Вы тогда испытывали. Постарайтесь задержаться на этих воспоминаниях, чтобы уравновесить настоящие ощущения. Для Вашего организма подобные воспоминания станут своеобразным психологическим «витамином», с помощью которого Вам удастся преодолеть психологический дискомфорт.

Одновременно научитесь управлять собой, своими ощущениями и чувствами, мыслями и действиями. В случае возникновения тревожного или депрессивного состояния научитесь говорить себе «СТОП».

Прогнозируйте любую ситуацию, участниками которой становится Ваш ребенок, Вы и окружающие. Если почувствовали недоброжелательное к себе или к ребенку отношение, не старайтесь изменить позицию другого человека, доказывая, что он не прав. Не тратьте силы на бессмысленный спор. Просто прервите общение с данным лицом. Ведите себя всегда корректно. Не повышайте голос и не кричите. Но умейте защитить себя и ребенка.

В случае возникновения неприятных ощущений, связанных с разглядыванием Вашего ребенка, сочувствующими взглядами, расспросами в транспорте, магазине или на улице, мысленно постройте защитную стенку (поместите ребенка и себя в невидимый футляр, броню), отделяющую Вас от любого неприятного и раздраженного субъекта.

Научитесь смягчать, нейтрализовывать любой конфликт доброжелательным отношением к окружающим. Старайтесь заряжать окружающих позитивным настроением, улыбкой, шуткой.

Если у Вас есть возможность оставлять ребенка с кем-либо из домашних, постарайтесь найти себе работу. У Вас появятся новые знакомства, новые отношения, новые обязательства. Работа поможет Вам почувствовать себя значимой и нужной другим людям.

Если Вам представится возможность работать в учреждении, где будет находиться Ваш ребенок, обязательно соглашайтесь.

Не отстраняйтесь от мира со своими проблемами. Постарайтесь найти среди ваших старых и новых знакомых тех, кто бы мог адекватно воспринимать Вас и ребенка. Поддерживайте отношения с теми, кто мог бы присмотреть за ребёнком некоторое время, в случае необходимости.

  • Измените отношение к отцу ребенка

Не обвиняйте мужа в том, что, возможно, из-за него ребенок родился с особенностями в развитии, ведь это Ваш общий ребенок. Старайтесь не утратить доверительность и искренность чувств. Поддерживайте с супругом интимные отношения.

Не демонстрируйте мужу свою усталость в виде истерик н скандалов. Лучше скажите ему, что Вы устали и попросите его помочь. Не устраивайте ссор по пустякам. Если Вы чувствуете, что муж не понимает проблем ребенка, и между Вами возникло отчуждение, не стремитесь решить все проблемы сгоряча, а попытайтесь наладить отношения. Обсуждайте с мужем проблемы семьи и проблемы ребенка. Обменивайтесь мнениями о его будущем. Даже в самой тяжелой ситуации научитесь прощать близких. Не обвиняйте их в том, что у Вас с ребенком так много проблем.

Для укрепления отношений между ребенком и его отцом, старайтесь привлекать мужа к заботам о малыше, давая различные поручения. Не обращайте внимания на его заявление о том, что он был на работе, устал, ему нужно отдохнуть. Даже самая ответственная работа не может помешать отцу заботиться о своем ребенке. Пробудите в муже интерес к развитию малыша, зажгите его Вашими идеями и маленькими совместными с ребенком успехами. Используйте выходные дни для проведения общего досуга.

Учите мужа на собственном примере общаться с малышом и любить его. Поощряйте любые попытки мужа проявить интерес к ребенку. Ведь чем ближе сердцем к ребенку, тем меньше замечаешь его физические и психические недостатки. Называйте это любовью и говорите мужу об этом.

Старайтесь не замечать недостатки мужа, постоянно подчеркивайте его достоинства – мужчины это ценят. Хвалите его в первую очередь за то, что он любит малыша. Приобщите к заботе о ребенке и близких родственников мужа.

Советы для отца ребенка

  • Измените отношение к матери Вашего ребенка

Ваша жена и мать ребенка находится в состоянии постоянного стресса. Факт того, что именно она родила больного ребенка, вызывает у нее самые противоречивые чувства, следствием которых являются слезы, истерики, непредсказуемый гнев, агрессия, бесконтрольная депрессия или апатия. Женщины очень тяжело переносят подобный удар судьбы, который, по оценкам ученых, равносилен смерти или потере самого близкого человека. Не всякий человек способен выдерживать удар такой силы, да еще и столь длительное время. Постарайтесь понять чувства и переживания Вашей жены. Не ставьте ей в укор то, что ребенок родился таким. Ведь ребенок общий Ваш и ее. Нет смысла выяснять, кто виноват. Виновных нет! Есть проблема, которую необходимо решать обоим.

Быть мужчиной – значит быть сильным. Постарайтесь передать хотя бы часть вашей силы и мужества жене. Она испытывает огромную потребность в этом. Поверьте, ей необходима именно Ваша поддержка. Многие мужчины считают, что их основная обязанность – материальное обеспечение семьи. Вы, конечно, правы. Но Вашей жене, женщине, которую Вы любите, нужна и другая поддержка – психологическая, точнее, просто человеческая, душевная. Поддержите жену, словом, своей позицией, Вашим отношением к ней и к ребенку. Пусть она почувствует, что рядом с ней действительно МУЖЧИНА (а это значит сила и мужество), который не оставил и НИКОГДА не оставит ее трудную минуту. Некоторые мужчины испытывают психологические трудности, связанные с проблемой вхождения в новую жизненную ситуацию, с проблемой привыкания к своему новому положению – отца больного ребенка. Им больно от мысли, что их ребенок, которому они хотели бы передать весь свой жизненный опыт, свое материальное имущество, свои неосуществленные мечты, оказался неспособным к принятию этого. Не спешите! Примите наш совет: не стремитесь уже сейчас решать эту проблему и решать за ребенка то, что он сможет или не сможет в будущем.

Последуйте нашим рекомендациям: старайтесь больше времени проводить с Вашим ребенком, научитесь помогать ему в том, что он еще пока не умеет (кормите его, одевайте, купайте). Старайтесь, в отдельных случаях, заменить мать малыша. Гуляйте с ребенком в свободное время, предоставив жене заниматься домашними делами. Не обращайте внимания на назойливые расспросы окружающих, вызывающие неприятные ощущения. Не срывайте свой гнев на ребенке, если он не справляется с каким-либо заданием или не умеет что-либо делать, покажите ему как это нужно сделать. Как можно его этому научить, посоветуйтесь с женой – у нее больше времени для ознакомления с рекомендациями специалистов.

  • Будьте активными в общении со своим ребенком

Матери ребенка необходимо знать, что в ранний период жизни (от рождения до трех лет), особенно в первые два года, основным фактором развития ребенка является ее общение с ним. В настоящее время доказано, что именно мать обладает специфическими и высокоэффективными возможностями стимуляции развития ребенка раннего возраста. Чем больше времени уделяет мать ребенку, тем успешнее будут преодолеваться особенности в его развитии. 

С первых дней жизни ребенка необходимо осуществлять разнообразную деятельность, направленную на развитие ребенка. Разговаривайте с ним, показывайте различные игрушки и предметы, привлекая к ним его внимание, делайте пассивные двигательные упражнения (двигайте ручками и ножками ребенка), предварительно ознакомившись с рекомендациями врача, а также стимулируйте ребенка к самостоятельным активным действиям.

Дети с особенностями в здоровье чаще пассивны. Они реагируют на мать позднее, позднее отвечают на ее ласки, ее обращение к ним. Именно поэтому матери необходимо быть активнее самой, больше уделять времени ребенку и не ограничивать свои контакты с ним удовлетворением лишь его биологических потребностей (кормлением, купанием, сменой подгузников). Но и вовремя этих каждодневных забот нужно тоже общаться с ребенком, разговаривать с ним, ласкать его, дав почувствовать ему Вашу любовь.

Очень важно, чтобы на этом этапе ребенок научился реагировать на Ваше лицо, улыбку, ваши действия. Следует вызвать у него положительные ответные реакции: улыбку, смех, голосовые вокализации, движения ручками или ножками. Для этого чаше разговаривайте с ребенком, стремитесь к тому, чтобы он научился реагировать на Ваш голос, который всегда должен звучать нежно и ласково. Поиграйте с ребенком в игру «Ищи меня. Где я?». Наклонитесь над ребенком так, чтобы он Вас видел. Затем немного переместитесь в сторону и позовите ребенка. Постарайтесь сделать так, чтобы его взгляд попал на Ваше лицо. Можете спрятаться за спинкой кроватки ребенка или под платком, накинув его на голову. Важно, чтобы Вы потом обязательно «нашлись», и чтобы ребенок радовался Вашему появлению.

Советы для бабушек и дедушек ребенка.

Не теряйте контакт с Вашим сыном, дочерью и внуками.

Эмоционально – личностное общение с ребенком осуществляют и другие взрослые: бабушки, дедушки, братья, сестры. Важно, чтобы это общение было не только наполнено теплом и лаской по отношению к ребенку, но и способствовал