Родитель ребенок педагог модели развития взаимоотношений

Подробное описание
Введение
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие – кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их желание не всегда осуществляется.
Пытаясь понять, что стало причиной неудачи, родители склонны видеть её в плохом влиянии сверстников, улицы, в том, что были с ребёнком недостаточно строги, мало наказывали и т. п. А иногда видимой причины вроде бы и вообще не было. Дело в том, что нравственное становление личности происходит под влиянием самых разных воздействий: и примера окружающих людей, и жизненных обстоятельств, и полученных впечатлений, и собственной практической деятельности человека, и много другого.
У ребёнка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор, поступать в соответствии с моральной нормой. Стержень этот – отношение к другим людям: когда переживание ребёнком острого чувства жалости при виде страданий другого побуждает его к оказанию помощи, а жгучее чувство стыда перед окружающими за совершённый им нечестный поступок заставляет раскаяться в нём, удерживает от повторения подобного поступка.
Для нормальной, благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы, сопереживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребёнку, их забота о нём вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребёнок окружён любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищённости, чувство эмоционального благополучия. В противном случае нередко растёт отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями.
Достаточно типичной является следующая ценность – собственного «Я». Всё это делает его открытым добру, положительным влияниям.
Современная семья утратила многие из старых добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Это относится, в первую очередь, к городской семье, живущей изолированно даже от близких родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого важного фактора воспитания, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями в играх и на праздниках не обеспечивает должной адаптации к социуму, не позволяет ребёнку накопить опыт социальных ролей.
Ситуация:
– Мама, почитай мне сказку, – просит больной малыш, лёжа в постели.
– Ты сам хорошо читаешь. Скоро шесть лет тебе исполнится.
– Тебе всегда некогда. Хорошо ребятам, у которых бабушки есть. Они не только книжки читают, но и сказки рассказывают.
Ребёнок расплакался ещё сильнее, расстроилась и мать. На следующий день она рассказала об этом случае коллегам. Оказалось, что они тоже не могли точно вспомнить, когда в последний раз читали своим детям книжки. А одна пожилая сотрудница задумчиво произнесла:
– А ведь детям ещё и колыбельные петь надо… (Батурина Г. Л.)
Сегодня родители нередко стремятся дать детям элитное воспитание и отдают в специальные учреждения на полную неделю. Но, как известно, это не может заменить ребёнку семейный уют, родительскую любовь, тепло домашнего очага. Нетрудно предсказать результаты такого воспитания: эгоизм, душевная чёрствость, искажённая система ценностей. При таком воспитании утрачивается «нить родства» и взаимопонимание. Дети и родители в этой ситуации становятся фактически чужими людьми, которых больше объединяют общие стены, чем родственные чувства.
Нередко молодая семья отказывается от помощи бабушек и дедушек. И напрасно! Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кощее, о трудолюбивой Золушке. Не забудутся малышу эти сказки, если нет-нет да и скажет бабушка: «Ты у меня такая же трудолюбивая, как Золушка, красивая, как Василиса». Заметив грязь на полу, бабушка скажет со вздохом «…не достанется тебе хорошего жениха, раз углы в комнате не метены – а это верная примета». И внучка уже бежит за веником. А если в доме много грязной посуды, то вновь от бабушки слышится… «Учти, муж будет рябой, если посуда долго лежит немытая». Глядишь – и нет грязной посуды. Вот и сняты проблемы, с которыми сталкиваются многие родители, безуспешно применяя различные методы наказания и поощрения. Конечно, многое зависит от отношений, которые складываются в семье. Они во многом определяют будущее ребёнка. Как бы ни велика была любовь бабушек и дедушек к своим внукам, они должны всегда помнить об обязательном приобщении ребёнка к посильному труду, необходимому для других и для себя самого, т. е. о включении ребёнка в реальную жизнь.
В последние годы оправдана направленность педагогики на возрождение интересов к глубинным истокам воспитания и народной культуры. При этом в основе лежит не повторение того, что сказал воспитатель, родители, а последовательное освоение секретов любого дела от «смотри, как это красиво и добротно сделано», через «помоги мне это сделать», «давай сделаем вместе», «у тебя хорошо получается»… Только такой подход к воспитанию и обучению, сложившийся исстари, помог сохранить секреты народной вышивки, росписи и др.
Эффективность действия средств народной педагогики в семье определяется следующими педагогическими условиями:
– каждая семья, независимо от структуры и состава, должна создавать и развивать свои традиции;
– семья не должна существовать изолированно. Для правильного воспитания детей нужно создавать специальный круг семейных знакомств по принципу дружбы семей и дружбы по интересам;
– дети в семье должны выполнять определенную посильную, но нужную для всех членов работу;
– в семье должна существовать система правил и норм: поведения, общения, деятельности каждого её члена;
– семья должна способствовать участию детей в общественных видах труда, в помощи другим семьям и детям;
– семья должна постоянно интересоваться успехами ребёнка, знать круг его общения, друзей;
– в семье нужно постоянно обращаться к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т. д.
Оказать помощь современной семье в правильной организации воспитания ребёнка – задача педагогов-профессионалов, воспитателей, психологов. Чем квалифицированнее будет помощь семье со стороны детского сада, тем теснее будет это содружество, эффективнее результат.
Содержание
Введение 3
И. А. Жёлтикова, педагог-психолог высшей квалиф. категории
«Творческие гостиные» – модель взаимодействия «родитель – ребенок – педагог» 7
Встреча первая «Мое солнышко» 13
Встреча вторая «В гостях у Ёжика» 16
Встреча третья «Зимняя сказка» 20
Встреча четвертая «Мои ручки» 23
Встреча пятая «В гости к нам пришли игрушки» 27
Встреча шестая «Моя мама лучше всех» 32
В. Е. Лампман
Народные праздники – средство формирования детско-взрослой нравственной общности 39
Совместные музыкально-театрализованные представления с участием педагогов, родителей и воспитанников ДОУ 56
В. Е. Лампман, Н. С. Иванова
Музыкально-театрализованное представление по русской народной сказке «Гуси-лебеди» 56
В. Е. Лампман, Н. С. Иванова
Музыкально-театрализованное представление по русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» 68
В. Е. Лампман, Н. С. Иванова
Музыкально-театрализованное представление-ярмарка «Делу время, потехе час!» 79
В. Е. Лампман, Н. С. Иванова
Музыкально-театрализованное представление по сказке «12 месяцев» 86
В. Е. Лампман
Музыкально-театрализованное представление по сказке «Снегурочка» 102
В. Е. Лампман
Консультация для родителей 110
Тема: Все начинается с колыбельных песен, потешек, сказок… 110
Встречи в семейном клубе 121
Тема: Роль игры в формировании личности ребенка 121
С. М. Бобровский
Тема: У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем 129
Литература 136
Источник
«Педагог – ребёнок – родитель» – эффективная модель взаимодействия
педагога и семьи
Фамилия, имя, отчество: Новичкова Маргарита Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Полное наименование образовательного учреждения, организации: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Почтовый адрес образовательного учреждения, организации: 446001, Самарская область, г. Сызрань, пер. Достоевского, 6
Телефон автора: 8-9277809634
e-mail автора: kfrjcnth111@yandex.ry
Воспитывает всё – люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С.Макаренко
Тема взаимодействия всех участников образовательного процесса, педагогов, родителей и их детей, актуальна на современном этапе работы дошкольного учреждения. Под действием прогресса, многие молодые семьи утрачивают добрые старые традиции, выполняющие воспитательные функции. Семьи с разными культурными обычаями и взглядами на жизнь, по-своему понимают место ребёнка в культурной и общественной жизни. Конечно же, каждый из родителей, желает своему ребёнку лучшее.
Наиболее значимым направлением в работе педагога с родителями является сотрудничество с семьёй воспитанников. Задача педагогического коллектива, в том числе и музыкального руководителя, помочь родителям в организации воспитания детей, заинтересовать и вовлечь их в общий воспитательно-образовательный процесс. Решать эту задачу нужно используя разнообразные формы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи.
Работа по привлечению родителей в процесс музыкального воспитания в дошкольном учреждении может проводиться в нескольких направлениях: это организационное, информационно-консультативное и встречи-практикумы.
Организационное направление.
В начале года целесообразно провести анкетирование родителей, чтобы выявить:
– уровень компетентности их в вопросах музыкального воспитания,
– запросы на музыкальное воспитание,
– особенности музыкально-художественных приоритетов в семье,
– готовность родителей к сотрудничеству.
Исходя из анализа анкет, следует наметить формы и методы участия родителей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения с учетом их личных способностей и умений.
Целесообразно проводить родительские собрания, на которых мамы и папы познакомятся с системой работы музыкального руководителя, требованиями программы.
Основной задачей педагога является: объяснить родителям, что музыка – один из ведущих видов деятельности дошкольников, что музыке надо обучаться всем и музыкальное воспитание в дошкольном учреждении активизирует не только музыкальные способности, но и всесторонне развивает детей. Важно донести, что родители и педагоги – партнёры в воспитании детей. Уважение, доверие и помощь ребёнку должны быть как со стороны педагога, так и со стороны родителей.
Информационное направление.
Это наглядные консультации для родителей, в которых мамы и папы информируются о проведении индивидуальной работы с детьми, тематике непосредственно образовательной деятельности, программных направлениях и требованиях в различных видах музыкальной деятельности.
Для этого выставляются папки-передвижки с материалом музыкального воспитания, тема которых может меняться каждые 2-3 недели. Например, в рубрике «Юные Моцарты», «Мы сочиняем музыку», «По секрету всему свету» родители могут узнать об успехах своих детей по музыкальному воспитанию. «Вопрос – ответ», «Мы хотели бы знать» – это почтовые ящики для вопросов родителей к музыкальному руководителю, личного характера по музыкальному воспитанию ребёнка.
На информационный стенд каждой группы вывешивается перечень музыкальных произведений по слушанию и пению. Заинтересовавшимся родителям нетрудно найти музыкальные произведения, особенно по слушанию классической музыки, через интернет, и ещё раз прослушать вместе с ребёнком. Здесь же можно помесить консультацию для родителей по теме недели воспитательно-образовательного процесса.
Консультативное направление
– это все формы консультаций (индивидуальные, групповые, практические);
– проведение тематических консультаций;
– организация круглых столов с целью распространения семейного опыта.
Тематика консультаций и бесед разнообразна, но возникает по инициативе одной из сторон. Цель педагога – оказание помощи родителям в вопросах музыкального воспитания ребёнка. Цель родителей – принять, использовать педагогическую помощь для домашнего музицирования с детьми. Консультации организуются как тематические, так и с целью ответить на вопросы, интересующие родителей.
Практико-ориентированное направление – это чаще всего практические пункты для молодых семей: «Музыкально-творческая гостиная», «Театральная студия», «Палитра музыки и красок», «Мозаика искусств». Беседы и занятия на них проводятся с использованием синтеза искусств: музыки и изобразительного искусства, музыки и детской литературы, музыки и театра. Музыкальное, литературное и изобразительное искусство воздействует на главные сферы личности ребёнка (чувства, мысли, представления), а так же является тремя способами освоения мира (чувствование, осмысление, преображение).
Ведущая роль на таких встречах отводится всё же игре на детских музыкальных инструментах, театрализованным играм, играм на развитие музыкально-ритмических движений, ритмического, тембрового и динамического слуха. Родитель, ребёнок и педагог одновременно участвуют в деятельности.
По моему мнению такая модель взаимодействия «педагог – ребёнок – родитель» является наиболее эффективной, так как итогом встречи становится творческая деятельность по совместному музицированию.
Такие встречи целесообразно проводить с раннего возраста ребёнка, где дети и родители вместе играют, поют, танцуют, создают совместные работы, объединяя их в коллекции. Творческое взаимодействие участников образовательного процесса помогает создавать оптимальные условия благополучной адаптации малыша к детскому коллективу, детскому саду. Последующее такие встречи способствуют становлению и развитию интегративных качеств детей, таких как эмоционально отзывчивый, любознательный, активный, владеющий средствами общения со взрослыми и сверстниками, способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способен решать интеллектуальные и личностные задачи, имеющий первичные представления об элементарном музицировании.
При этом повышается значимость детско-родительских отношений, гармонизируются межличностные отношения в семьях, формируются позиции «любящего взрослого».
Для проведения таких встреч с родителями и их детьми, стоит придерживаться определённых условий. Желательно, чтобы количество пар участников (ребёнок – родитель) было не менее 4 и не более 6. Занятия должны проводить два педагога: воспитатель и музыкальный руководитель или музыкальный руководитель и педагог по изобразительной деятельности. Площадь занимаемого помещения должна быть просторной, например, музыкальный зал или спортивный зал детского сада. Необходимо позаботится об уюте помещения и оборудовании: стулья (подушки) по числу участников, мягкие игрушки, проигрыватель дисков, столы для творческих работ, детские музыкальные инструменты. Не стоит загромождать лишними, ненужными предметами.
Основой таких встреч должны быть: музыкотерапия, игротерапия, элементы сказкотерапии. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Воспитание в раннем возрасте должно строиться с опорой на народные традиции, включающие фольклорный материал – потешки, пестушки, сказки, песенки. Необходимо внести и детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубны, погремушки, трещотки, маракасы, бубенцы для совместного элементарного музицирования. Очень нравятся детям и родителям музыкальные игры, игры с музыкальными инструментами, игры с пением и движениями. Изготовление и использование самодельных шумовых инструментов для озвучивания рассказа или детского стихотворения может послужить интересным завершением таких встреч. Продолжительность их не должна превышать 20 – 25 минут. Заинтересованные родители охотно перенимают музыкально-игровой опыт у педагогов.
Рекомендуемая структура встречи
Части встречи
Содержание частей встречи
Повторяемость
Длительность
1. Организационная
часть
Свободная игра детей под руководством педагога. Взаимодействие с музыкальными игрушками, игрушками кукольного театра, построение простых диалогов.
Усвоение конструктивных партнёрских отношений (игра с погремушками, игра на деревянных ложках в паре, передача бубна друг другу, катание мяча друг другу, кормление куклы и др.).
Каждую встречу
10 минут
2.Минутка приветствия
Приветствие в песенной или стихотворной форме.
Разучивается приветствие на одной из встреч и используется на протяжении месяца, далее можно заменить другим.
Удобное расположение участников – расположение по кругу. Педагог начинает приветствие, которое подхватывается остальными участниками встречи. Приветствие можно выполнить всем одновременно (тутти).
Каждую встречу
1 минута
3.Музыкально-ритмическая часть
Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общей моторики у детей раннего возраста.
Музыкально-ритмические упражнения: игры с ручками, ножками, имитационные игры, игры на коленях предполагают создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребёнка.
Музыкально-ритмический круг, подвижные игры – движения в соответствии с текстом потешки, прибаутки, стиха.
С помощью выразительных движений, жестов, мимики, эмоций малыши делают первые шаги в театрализованную деятельность.
Каждую встречу
5 минут
4. Творческая часть
Продуктивные виды деятельности:
рисование разными средствами (краски, мелки, гуашь);
лепка из глины и пластилина, аппликация из бумаги и ткани;
элементарное конструирование (изготовление шумовых музыкальных инструментов, кукол для пальчикового театра из бросового материала).
Такой вид деятельности знакомит со свойствами материалов, с их особенностями взаимодействия; развивает тактильную чувствительность и сенсорное восприятие. Продукт совместного творчества забирается домой в коллекцию для домашнего портфолио «Мои первые успехи».
На каждой встрече новый вид деятельности
10 минут
5.Минутка прощания
Прощание в краткой стихотворной форме на позитивной ноте.
Каждую встречу
1 минута
Литература:
1. Барсукова Н. Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия – Волгоград: Учитель, 2011
2. Лампман В. Е., Жёлтикова И. А. «Родитель – ребёнок – педагог»: модели развития взаимоотношений – Волгоград: Учитель, 2011
3. Матвеичева Л. А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду – Ярославль: Академия развития, 2009
4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду – Москва: ВАКО, 2010
Источник