Ритуалы у ребенка в 4 года
Семейные обычаи, привычные занятия и ритуалы помогают детям справляться с пока не очень понятным миром, дают чувство безопасности. Но что делать, когда ритуалов становится слишком много и они перестают работать? Психолог Анна Скавитина рассказывает, когда стоит обратить внимание на такое поведение.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Все по порядку
С самого раннего возраста дети участвуют в повседневной семейной жизни. Они хотят помогать взрослым печь праздничное печенье или требуют, чтобы каждую пятницу после детского сада вы обязательно заходили с ними в магазин, а каждую субботу водили на прогулку в парк. Даже маленькие дети хорошо ориентируются в ежедневных, еженедельных и годовых ритмах семейной жизни – и стремятся во всем участвовать. Естественный семейный распорядок и постоянные обычаи и ритуалы обеспечивают им предсказуемую структуру жизни, которая направляет и регулирует поведение, создает и поддерживает эмоциональный климат семьи, помогающий раннему развитию.
В возрасте двух-трех лет дети очень любят сами придумывать разные ритуалы. Часто эти ритуалы сопровождают особенно трудные для детей моменты перехода из одного состояния в другое. Например, важно сделать что-то определенное перед сном или перед выходом из дома на улицу, перед входом в здание детского сада или школы.
Некоторым детям перед сном обязательно нужно рассадить всех своих мишек, зайцев и кукол вдоль кровати или припарковать все машины в гараж, надеть какую-то особую пижаму или прочитать сказку. Если ритуал по каким-то причинам нарушается, ребенок может устроить серьёзную истерику, часто не понятную родителям, его приходится долго успокаивать, и только после того, как все сделано правильно, он сможет заснуть. Эти ритуалы – абсолютно нормальное явление, помогающее детям справляться с очень непонятным миром вокруг, эти последовательности действий показывают, что всё идёт по плану, всё будет в жизни хорошо.
Например, ванна, время для рассказов и объятия каждый вечер, другие ритуалы перед сном придают детям чувство безопасности. Они чувствуют себя спокойно; они знают, чего ожидать. Все как должно быть. Здесь ритуалы – это важная часть развития ребенка. И их можно поддерживать и даже помогать создавать. Старайтесь сложные вещи разбивать на последовательность более простых и понятных, чтобы их легче было освоить. Если ваш выход на прогулку с ребёнком или усаживание за домашнее задание всегда происходит по плану, ваша последовательность действий неизменна, то у детей будет намного меньше возражений, капризов и сопротивления.
Когда ритуалы не помогают
Но бывает, что ритуалов становится так много, и они настолько жесткие и обязательные, что уже невыполнение ритуалов вызывает очень сильную тревогу и панику, и нормальные ритуалы перестают быть нормальными, превращаясь в психическое расстройство с навязчивыми действиями: обсессивно-компульсивное расстройство.
Как получается, что что-то такое хорошее и полезное в одной ситуации причиняет много страданий в другой? Как правило, детей успокаивают и утешают придуманные и семейные ритуалы, тогда как ребенок, имеющий обсессивно-компульсивное расстройство, испытывает от этого лишь мимолетное спокойствие. Беспокойство и тревога возвращаются вновь и вновь, и он чувствует себя вынужденным совершать ритуал раз за разом.
Это отличительный признак ОКР: то чувство «незавершенности», которое заставляет страдающих им снова и снова выполнять ритуалы. Со временем первоначальных ритуалов становится как будто недостаточно, и необходимо разработать более сложные ритуалы. Это превращается в бесконечный порочный круг. Так, ребенок идет мыть руки: они оказываются недостаточно чистыми, и их нужно перемыть, а потом помыть само мыло или флакон с мылом, а потом постирать полотенце, которым вытер руки, чтобы окончательно убрать невидимую грязь, которая кажется может проникнуть внутрь – и от неё можно заболеть и даже умереть.
Я не помню!
У всех людей бывают моменты, похожие на такое расстройство: например, когда вы забываете, заперли ли вы дверь, и вынуждены возвращаться и проверять, точно ли заперли, а когда отходите от двери, то начинаете волноваться, что плохо проверили, закрыли вы ее на один замок или на два. А потом вдруг вы думаете, что могли оставить включённым утюг или плиту – и возвращаетесь, чтобы проверить, так ли это. Если такое случается с вами не часто, то всё в порядке. Возможно именно в этот день вы тревожитесь по какому-то поводу больше, чем обычно, и ваша голова занята этими размышлениями настолько, что замечать обычные автоматические действия вашего внимания не хватает, и сознание не фиксирует, сделали ли вы простые и понятные действия типа открыть/закрыть дверь.
Скорее всего, вы обеспокоены в эти моменты какими-то ситуациями, связанным с вашей недостаточной безопасностью, и ваша голова на всякий случай начинает дополнительно включать сигнальную систему проверки «Точно ли мир безопасный?» и направлять ее на всё вокруг.
Кстати, чтобы остановить беганье к двери и проверку замков, достаточно после того, как вы закрыли дверь квартиры или машины, сказать четко вслух: «Я закрыл (а) дверь!» Ваш голос станет фиксацией сознания на действии, которое обычно происходит автоматически без вашего участия.
Это важно знать
– Между обычными детскими ритуалами, наведением порядка в доме и обсессивно-компульсивным расстройством есть целый спектр различных состояний, которые расстройством не являются, и могут как помогать нам жить, так и мешать – типа проверки, закрыты ли двери. До тех пор, пока навязчивости не мешают вам или ребёнку жить, ничего особенного можно не делать.
– Часто родители детей с навязчивостями сами очень тревожные и имеют свои навязчивости, которые не всегда замечают. Они хотят быть очень хорошими родителями и всё сделать правильно, поэтому вырабатывают довольно четкие правила воспитания и ухода за ребенком, на основании усвоенных теорий и идей, порой игнорируя индивидуальность и желания самого ребенка.
– Дети тревожных родителей с одной стороны ощущают, что о них заботятся, что родители хотят для них лучшего, но одновременно и чувствуют, что они не могут делать то, что хотят, как будто предают самих себя.
– Детям кажется, что их мало хвалят, но много контролируют и наказывают, если они делают что-то своё, а не то, что хотят от него родители.
– Тревожные родители разрешают себе проявлять агрессию только в виде упрямства и жесткости, а дети перенимают эту модель у них. В семье часто делают вид, что агрессии нет, когда она на самом деле есть, что дезориентирует ребёнка, не позволяя доверять своим чувствам. Агрессия воспринимается как что-то запрещённое, и как только она появляется, ребенок пытается ее как бы «припрятать» за определенными действиями: если я буду перепрыгивать трещинки на асфальте, то мама на меня ругаться не будет.
Если вы задумываетесь, не страдает ли ваш ребенок обсессивно-компульсивным расстройством, вы можете отметить, успокаивают ли ритуалы его дольше, чем на несколько минут, или необходимо повторять ритуалы раз за разом. Кроме того, неплохо обратить внимание на количество времени, которое ребенок тратит на ритуалы, а также на то, насколько это мешает его повседневной жизни. Как правило, если тратить час или больше в день на выполнение особых ритуалов, это должно вызывать определенные вопросы.
– Диагностировать это расстройство у детей младшего возраста не всегда легко, так как оно может проявляться разными способами. В норме, когда ребёнок подрастает, он все меньше начинает заботиться об устройстве своих плюшевых друзей при засыпании. С другой стороны, бывает, что у дети, не имевших в раннем возрасте никаких особых игровых ритуалов, тоже может развиваться ОКР.
Мы, как родители, должны знать, что ОКР часто начинается в детстве. Я не могу сказать вам, сколько раз люди говорили мне: «Сколько я себя помню, у меня всегда были такие симптомы». Поэтому чем раньше будет диагностировано ОКР и назначена правильная терапия, тем меньше вероятность того, что расстройство выйдет из-под контроля. Если вы по какой-либо причине подозреваете, что ваш ребенок страдает обсессивно-компульсивным расстройством, я бы посоветовала проконсультироваться с психиатром, который проведет надлежащее обследование. И если ОКР нет, вы обретете душевное спокойствие, а если у ребенка действительно есть расстройство, ему поможет вовремя начатая терапия и психотерапия.
Читайте также:
Как распознать детскую депрессию?
Не такой как все? 10 признаков, которые могут указывать на аутизм
«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?
Фото: Ollyy, Sharomka, Leonid Ikan, Oksana Kuzmina/Shutterstock
Источник
Ритуал – точно и строго определенное в своей последовательности действие, имеющее конкретную цель и некую “магическую” подоплеку. Зачем ритуалы нашим детям? Откуда они возникают, и нужно ли их соблюдать?
Детские ритуалы играют роль заклинания и приручения реальности, внушая ребенку веру в то, что он властен над событиями и явлениями своей жизни – аналогично тому, как наши первобытные предки верили, что, потанцевав у костра под завывания шаманов, гарантируют себе удачную охоту и прекрасную погоду.
По мнению историков, магические ритуалы когда-то сыграли очень важную роль в человеческой эволюции: благодаря им люди обретали веру в свои способности и возможности обуздать природу в тот непростой период, когда сама природа ежедневно убеждала их в обратном. Прибегая в помощи ритуалов, дети убеждаются в том, что могут больше, чем кажется, что способны управлять своим окружением и особенно собой – в тот непростой период, когда всем в детской жизни заправляют родители и обстоятельства.
Психологи утверждают, что ритуалы помогают детям обрести уважение к себе, почувствовать самоценность и всемогущество, поэтому очень важно, чтобы “ритуальные” чувства и действия разделяли близкие ребенку люди, чтобы мама и папа не высмеивали “нелепые” привычки ребенка, а активно участвовали в них.
Фото – фотобанк Лори
Откуда возникают ритуалы?
Первые ритуалы изобретают не дети, а мамы – в процессе совместной деятельности: кормления, гигиенических процедур, гимнастики, игр. Мы сами, оказываясь в непривычной (или даже пока незнакомой для нас) ситуации «младенец в доме», стремимся организовать, упорядочить свой быт, привычки и даже мысли. Одним из способов становится придумывание ритуалов. Психологи и педагоги нередко советуют намеренно создавать ритуалы для сложных воспитательных ситуаций, например, укладывания непоседы спать (умывание – расстилание постели – чтение сказки – поцелуй на ночь – мама гасит свет и выходит из комнаты).
Еще толком не осознавая происходящее, ребенок запоминает, буквально «впитывает с молоком» ощущение предсказуемости, уверенности в каждом следующем действии и психологический комфорт. В дальнейшем, подрастая, малыш будет на каждом «непростом» этапе развития, будь то самостоятельный отход ко сну или прощание с мамой в раздевалке детского сада, прибегать к созданию ритуалов, чтобы напомнить себе, что он ценен, важен, и что именно он, а не «бабаки» из страшного сна или малознакомая воспитательница решает, что с ним будет происходить дальше.
Зачем ребенку нужны ритуалы?
Ритуал, в том числе детский, всегда имеет «магическую» составляющую: точное соблюдение определенной последовательности действий всегда приводит к предсказуемому, заранее известному и даже ожидаемому результату.
Какие бывают ритуалы?
«Классика жанра» – чтение одной и той же сказки каждый вечер, даже если ребенок ее давно знает наизусть; засыпание только с соской или только в обнимку с любимой игрушкой; просмотр одного и того же мультика. Многие классические ритуалы можно «расшифровать» следующим образом:
- повтор любимой сказки или истории – ребенок заранее знает, что с героем все будет в порядке, поэтому не испытывает эмоционального напряжения и страха, но получает удовольствие от успехов героя во время повествования. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает положительных эмоций;
- чтение сказки с мамой перед отходом ко сну – что бы ни случилось за день, какие бы события или неприятности ни произошли с малышом, и как бы он ни отреагировал, мама все равно сядет рядом и почитает. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает поддержки и одобрения;
- прощание с мамой через окно детского сада (помахать ручкой, послать воздушный поцелуй и т.п.) – сейчас мама уходит, но обязательно вернется. Вероятная причина ритуала: ребенку страшно оставаться одному или страшно, что мама не вернется;
- раскладывание вещей по строго определенным местам или в строго определенном порядке – противодействие внутреннему хаосу, попытка упорядочить мысли. Вероятная причина ритуала: родители многого ожидают и требуют от ребенка, устанавливают слишком высокую планку.
Существуют и не такие очевидные примеры:
- ребенок старается обходить трещины на тротуаре и не наступать на них;
- без конца расчесывает волосы, следя, чтобы ни один волосок не торчал;
- слишком часто моет руки.
Иногда ритуалы доставляют неудобства не только родителям, но и самим детям. Многим из нас знакома ситуация, когда малыш, потеряв любимую игрушку “для сна”, в отчаянии ходит по квартире, в двадцатый раз заглядывает под диван и отказывается ложиться, а все-таки приняв горизонтальное положение, ворочается и никак не может заснуть… Если у малыша есть “его” кружка или тарелка, из которой он ест дома, в гостях или в детском саду у него может “пропасть” аппетит.
Почему для некоторых детей ритуалы более важны, чем для других?
Ритуал отражает детское беспокойство по поводу каких-либо изменений или ситуаций в его жизни. Чем важнее для вашего малыша ритуалы, тем неувереннее он себя чувствует. Вероятно, сказывается наследственность (склонность к тревожности, возбудимость); черты характера и темперамента; строгость или гиперопека в семье; постоянные жизненные перемены или одно изменение, но серьезное и очень важное (например, развод родителей, смерть близкого человека или переезд).
Очень важно отличать ритуалы от капризов. Что может помочь? Наблюдение и анализ: обращайте внимание на то, что спровоцировало бурную реакцию – привычное конкретное действие, которое не удалось совершить, или нечто “стороннее” или абстрактное.
Можно попытаться помочь ребенку избавиться от ритуалов. Например, с малышом, который ставит игрушки в строго определенном порядке или настаивает, чтобы ложка перед едой лежала в 5 сантиметрах от тарелки (не больше – не меньше), психологи советуют время от времени играть в “разбросаем вещи” или “битву подушками”.
Ритуалы не вечны. Чем увереннее становится ребенок, тем меньше нуждается в них. Кроме того, даже самые беспокойные или консервативные дети начинают с возрастом испытывать любопытство по отношению к окружающему миру, а затем – исследовательский азарт, страсть ко всему новому, которые постепенно вытесняют из их сознания потребность в ритуалах и “ритуальные” привычки. Впрочем, если возникнет непростая ситуация (посещение детского сада), или ребенок будет тяжело переживать какое-либо детское потрясение (братик родился), или попадет в непривычную для себя среду (в больницу без мамы), попробуйте предложить ему создать новый ритуал – его тщательное соблюдение поможет ребенку вернуть душевный покой и уверенность в завтрашнем дне.
Если ритуалов становится слишком много, или ребенок слишком остро реагирует на их изменение или прерывание, то можно показаться психологу: “крайние” проявления обычно указывают на наличие у ребенка проблем, с которыми он не может в одиночку справиться.
***
Ирина Кузьмина, психолог, педагог, арт-терапевт:
«Точного соблюдения ритуалов обычно требуют дошкольники, и, в более гибком варианте, младшие школьники. Ритуалы можно условно разделить на две группы: связанные с началом действия (пробуждение, выход на прогулку, подготовка к занятию, подготовка к приему пищи и т.д.) и связанные с завершением действия (уход в садик-школу, с детской площадки, из гостей, отход ко сну и т.д.). Ритуалы бывают нужны детям, чтобы привыкнуть к «режимным» моментам – научиться мыть руки перед едой, накрывать на стол, убирать за собой тарелку после еды или быстро и спокойно самостоятельно заснуть. Особенно соблюдение ритуалов полезно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Впрочем, полезны только «осознанные» ритуалы, положительно влияющие на развитие ребенка. А такие ритуалы, как «зайдем домой мультики смотреть», «пойдем на занятие и шоколадку купим», «папа с работы придет – что-то принесет», «мимо магазина идем – без игрушки не выходим», «не спим, не едим без мультфильма» и т.д. – сомнительные, в дальнейшем приводят к непониманию родителями своих детей.
Одна мама привела ко мне ребенка на консультацию с проблемой «отсутствие мотивации к занятиям в детском саду». Она была сильно удивлена, когда выяснилось, что у ребенка закрепился ритуал «покупка» (после занятий ей покупали «киндер»), а так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра, то и ребенок погрузился не в игру «школа», а в игру «мне купят киндер». Ребенок знал: прошло занятие – получу «приз». Мотивации для самих занятий, для получения знаний не было. Когда успехов «в учебе» не наблюдалось, родители «киндеры» не покупали, и постепенно ребенок совсем прекратил заниматься. Стоит помнить, что действие, повторенное даже 2-3 раза, может стать для ребенка «ритуалом» – определенной моделью поведения».
Источник
Сегодня хочу поговорить об этиологии их возникновения. Благодаря этому вы поймёте, откуда ребёнок их берёт.
Они есть у всех и у каждого. Но часто детки себе придумывают своеобразные ритуальчики, которые выходят за рамки обычного (нюхать только определённую обувь при её снятии, поворачивать карточки только под определённым углом, заходить в кабинет только придуманным им способами и выходить тоже).
Как появляются такие ритуалы? Это здорово описал Лоренц в своей книге «Агрессия» (описывал на исследовании гусыни).
«В то время основным моим занятием было изучение молодой серой гусыни, которую я воспитывал, начиная с яйца… Мартина (гусыня) в самом раннем детстве приобрела одну твёрдую привычку. Когда в недельном возрасте она была уже вполне в состоянии взбираться по лестнице, я попробовал не нести её к себе в спальню на руках, как это бывало каждый вечер до того – а заманить, чтобы она шла сама…
В холле нашего альтенбергского дома справа от центральной двери начинается лестница, ведущая на верхний этаж. Напротив двери – очень большое окно. И вот, когда Мартина, послушно следуя за мной по пятам, вошла в это помещение, она испугалась непривычной обстановки и устремилась к свету, как это всегда делают испуганные птицы. Иными словами, она прямо от двери побежала к окну, мимо меня, а я уже стоял на первой ступеньке лестницы. У окна она задержалась на пару секунд, пока не успокоилась, а затем снова пошла следом – ко мне на лестницу и за мной наверх. То же повторилось и на следующий вечер, но на этот раз её путь к окну оказался несколько короче, и время, за которое она успокоилась, тоже заметно сократилось.
В последующие дни этот процесс продолжался: полностью исчезла задержка у окна, а также и впечатление, что гусыня вообще чего-то пугается. Проход к окну всё больше приобретал характер привычки, – и выглядело прямо-таки комично, когда Мартина решительным шагом подбегала к окну, там без задержки разворачивалась, так же решительно бежала назад к лестнице и принималась взбираться на неё.
Привычный проход к окну становился всё короче, а от поворота на 180° оставался поворот на всё меньший угол. Прошёл год – и от всего того пути остался лишь один прямой угол: вместо того чтобы прямо от двери подниматься на первую ступеньку лестницы у её правого края, Мартина проходила вдоль ступеньки до левого края и там, резко повернув вправо, начинала подъем…»
Думаете, только у животных, которых Лоренц описывал именно таким образом, возникают ритуалы? Вовсе нет. У людей точно так же. Особенно это заметно у тревожных деток.
Испуг проходит, и остаётся небольшой ритуал (который в состоянии испуга ребёнок придумывает себе сам).
Таким образом, ребёнок оказывается способен двигаться дальше, а не застревать в этой эмоции.
Как долго будет жить этот ритуал у малыша – зависит от него и от того, как быстро он проживёт стресс. И чем больше ребёнок будет знать об устройстве этого мира, тем меньше у него будет ритуалов.
У меня кстати тоже есть ритуал из детства. Я когда шла в школу и спотыкалась, то думала, что обязательно получу двойку, и чтобы минимизировать эту возможность, то ногой рисовала крестик на том месте, где споткнулась. В школу я давно не хожу, а вот крестик до сих пор рисую. И смешно и страшно одновременно, что инстинкты управляют человеком. Вот вроде я имею высшее образование, но если подумать – я такая же гусыня Мартина.
Какие ритуалы есть у вас?
Рекомендую к прочтению ???? Обезвоживание у ребёнка. С чем связано, симптомы и чем помочь на первых порах
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ => Логопед-дефектолог
Источник