Ритмическое воспитание в развитии ребенка

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Некрасова С.М.,

педагог дополнительного образования по ритмике.

Музыкально-ритмическое воспитание – одно из основополагающих направлений развития, как музыкальных способностей, так и общей культуры каждого ребенка. Оно имеет свою историю, свои традиции.

Основоположник ритмики, профессор Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак Далькроз (1865-1950), впервые создал институт ритма и разработал в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания, которая стала известна под названием «метода ритмической гимнастики» и положила начала ритмике как самостоятельной дисциплине.

Понимая, что ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека, Далькроз доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела. (1)

Цель ритмики Далькроз сформулировал так: «повести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей, их творческого воображения…» (1)

«С первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем мышечного чувства, что, по его словам, способствует более живой и успешной работе мозга». (2)

Эмиль Жак Далькроз обосновал влияние музыкального ритма на формирование психических процессов (внимания, воли, воображения и др.) и выдвинул идею всеобщего ритмического воспитания, которая приблизит человека к искусству, одухотворит, упорядочит его внутреннюю жизнь, откроет новые возможности для самовыражения, разовьет музыкальные и творческие способности.

«Совершенствуя тело и раскрепостив дух с помощью ритмического воспитания в каждом ребенке, по мысли Э.Ж.Далькроза, можно открыть различные творческие способности». (3)

Невозможно переоценить и творческий вклад знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан в развитие идей музыкально-ритмического воспитания. Она считала танец «естественным средством воспитания ребенка», а занятия физическими упражнениями и гимнастикой «мобилизующими все силы организма к его наиболее полному развитию». (3)

В России система музыкально-ритмического воспитания Далькроза и идеи Айседоры Дункан были подхвачены, разработаны, систематизированы и нашли свое воплощение в различных учебных заведениях: детских садах, школах, музыкальных школах, театральных училищах, институтах, учебных заведениях, консерваториях. Кроме того, развивающий и оздоровительный эффект данной дисциплины позволил ввести ее в лечебные заведения.

Учениками и последователями были открыты центры подготовки педагогов-ритмистов. Так, в Петербурге открыта школа ритмики О.Адамович, перешедшая затем ученице Э.Ж.Далькроза, Н.В. Романовой и составившая основу института ритма, открытого в 1920 году.

В Москве в 1914 году Н.А. Александрова (ученица Э.Ж.Далькроза) открыла курсы, которые органично влились в 1918 году в институт ритма.

Российские педагоги – ритмисты Н.Г.Александрова, М.А.Румер. В.А.Гринер, Е.В.Конорова, В.Е.Яновская, З.К.Шукшина, И.В.Заводина и другие обогатили своей плодотворной деятельностью музыкально-ритмический метод воспитания и развития детей и вывели его на качественно новый уровень. Российскими педагогами разработаны различные направления ритмики, к художественной основе привлечены высоко эстетические и духовные образцы народной, классической, современной, отечественной и зарубежной музыки.

В разработке системы и методики музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста и подбора музыкально-ритмического репертуара большой вклад внесли М.А.Румер, Г.С.Бабаджан, Н.А.Метлов, Ю.А.Двоскина, позднее – Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, С.Д.Руднева и другие. Искусством ритмики занимались К.С.Станиславский, в театральных учебных заведениях ритмика охвачена предметом сценическое движение.

Среди педагогов – музыкантов большую роль музыкально-ритмическому развитию отводил известный композитор и педагог Карл Орф. Он провел взаимосвязь между танцем, музыкальной игрой, восприятием музыки, театральным действием, речевым упражнением, игрой и импровизацией движений под музыку.

К.Орф пишет: «Элементарная музыка, элементарный инструмент, элементарные словесные формы и формы движений, элементарное по латыни elementarius, означает «относящийся к элемента, основам вещества, первозданный, изначальный». Элементарная музыка – это не музыка сама по себе, она связана с движением, танцем и словом: ее нужно самому создать, в нее нужно влиться и не как слушатель, а как участник… Движение, пение и игра образовали единое целое». (4). Система элементарного музицирования актуальна в музыкально-ритмическом образовании в России и за рубежом.

«Ритмика – это исполнительский вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основа ритмики – музыка. а движение используется как средство более глубокого ее восприятия и понимания» (Т.Ф.Коренева).(5)

Ценность метода ритмики в том, что через дифференцированное, осмысленное восприятие музыки, анализ средств музыкальной выразительности дети подходят к выражению музыки в движении, что в свою очередь способствует естественному гармоничному развитию ребенка.

Читайте также:  Развитие сердца у ребенка в утробе

Итак, ритмика способствует:

  1. Формированию всех психических процессов:
  • Осмысленному и дифференцированному восприятию, концентрации памяти, внимания, сосредоточенности, воли, образного и логического мышления, фантазии, творческого воображения;
  • Развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер.
  1. Развитию музыкальных способностей: музыкально-слуховых представлений (способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание), чувство ритма, ладовое чувство:
  2. Развитию двигательных качеств и умений:
  • Формированию красивой осанки, свободы и пластики движений, разнообразию и выразительности жестов;
  • Развитию ловкости, точности, координации движений, умению ориентироваться в пространстве;
  • Обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений;
  1. Развитию творческих способностей: способности к импровизации в движении, изобразительной деятельности, в слове.
  2. Формированию основ музыкальной культуры;
  3. Развитию нравственно – коммуникативных качеств личности:
  • Умению чувствовать и переживать характер, настроение музыки, умение выражать его в движении;
  • Умению сопереживать другим людям и животным:
  • воспитанию культуры общения с детьми и взрослыми.

Музыкально-ритмическая деятельность, несомненно, оставит след в душе и сознании ребенка, что, в свою очередь, сыграет большую роль в его общем музыкально-эстетическом становлении. Общение с лучшими образцами высокохудожественной музыки сформирует музыкальный вкус и навсегда разбудит в душе каждого ребенка любовь к музыке и огромное желание творить.

Список использованной литературы:

  1. Г.Франио, И.Лифиц. Методическое пособие по ритмике для 1-го класса музыкальной школы. Москва: «Музыка», 1995 г.
  2. Е. Жак – Далькроз. Ритм; его воспитательное значение для жизни и для искусства. – «Театр и искусство», 19922 г.
  3. Российская педагогическая энциклопедия. Том 1. Москва: Научное издательство БРЭ, 1993 г.
  4. О.В.Кацер. Роль движения в воспитательной системе К.Орфа/ Музыкальное движение вчера, сегодня, завтра. Спб.1998 г.
  5. Фольклор – музыка – театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. Под редакцией С.И. Мерзляковой. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.г.

Источник

Ритмика как средство гармонизации психического, духовного и физического развития дошкольников.

Задача музыкально-ритмического воспитания – развивать у детей чувство музыкального ритма, без которого невозможно осуществлять движения в соответствии с музыкой. Развитое чувство ритма позволяет ребенку активно проявить себя в музыкальной деятельности.

Психолог Теплов Б.М. определяет музыкально-ритмическое чувство как “способность активно переживать музыку и в следствии этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения”.

Двигаясь в соответствии с ходом музыки, ребенок одновременно воспринимает и звуковысотные движения, т.е. мелодию-тему в связи со всеми выразительными средствами. Следовательно, воспринимая выразительность музыкального ритма, ребенок целостно воспринимает музыкальное произведение и не может не реагировать на воздействие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступных для воспроизведения в движении.

Некоторые из этих средств могут быть особенно ярко переданы в движении. Например, различная скорость и изменение темпа музыки, естественно, вызывает желание изменить и темп движения. Отчетливо могут быть переданы и метроритмические изменения.

Изменение формы произведения (марш, пляска), его фраз, предложений и частей вызывает у детей желание внести аналогичные изменения и в движения.

В движении ребенок передает эмоциональный характер музыкального произведения. На эту особенность музыкально-ритмического воспитания указывал Эмиль Жак – Далькроз, видный швейцарский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания.

Советские ритмисты на основе принципов Далькроза разработали систему обучения движения под музыку в детском саду.

Музыкально-ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство. Поэтому в детском саду уделяется большое внимание музыкально-ритмическому воспитанию. Для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам.

Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. Современность и актуальность этой методики по сей день актуальна и широко используется многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию.

Заслуга Далькроза прежде всего в том, что он увидел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

В комплексе ритмичных упражнений основой является музыка, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением.

Читайте также:  Форма выписки из истории развития ребенка образец

Ритмика и хореография являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный слух и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитие чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности, пластики и т.д.

Вспомним музыкально-ритмические навыки и умения: уметь двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, ее динамикой, регистрами, ускорять и замедлять движение, отмечать в движении акценты, метр, несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами, самостоятельно начинать движение после вступления.

Музыкально-ритмические занятия – это проведение музыкальных игр, хороводов, плясок, двигательных упражнений.

Основным программным требованием является соответствие характера движения ребенка характеру музыки, ее эмоциональному содержанию.

С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и желание заниматься.

Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Невозможно, собрав ребят, переходить сразу к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятие простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения.

Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным.

На занятиях лучше использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся.

Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.

На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки детей.

С этой целью рекомендуются задания на различные пригибания и выгибания позвоночника. Полезные упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные игры и этюды.

Так, например, когда исполняется торжественный марш, дети ходят энергичным, четким шагом; когда звучит напевная народная мелодия – шаги становятся плавными, спокойными, при передаче игрового или сказочного образа дети двигаются эмоционально, выразительно.

В детских хороводах, играх, плясках преобладают такие движения, как ходьба, бег, прыжки, поскоки. Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей имеют образные имитационные движения. Впечатления, вызванные наблюдениями за окружающими явлениями, вызывают у детей потребность выразить их в игровой деятельности. Поэтому такой вид движений широко используется в музыкально-ритмическом воспитании детей. Используются и танцевальные движения, прежде всего народные пляски.

Актуальность:

Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек.

На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоций через движение. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем – и взрослым и детям, он интернационален.

В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. В следствии чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Порой дети не знают элементарного – героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше интересуют герои Диснея – роботы, чудовища, пауки и т.д.

Занятия ритмикой и хореографией позволяют нам смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей.

Цель:

Психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.

Задачи:

  1. Развитие музыкальности:

– чувствовать настроение музыки, ее характер и содержание,

– развитие музыкального слуха, чувства ритма,

– развитие музыкальной памяти.

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

– ловкость, точность, координация движений,

– гибкость и пластичность,

– правильная осанка, красивая походка,

– ориентировка в пространстве,

  1. Развитие творческих способностей:

– потребность самовыражения в движениях под музыку,

– коммуникативных качеств,

Читайте также:  Как совместить работу и развитие ребенка

– творческое воображение и фантазия,

– импровизация.

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

– умение выражать эмоции в мимике и пантомимике,

– воспитывать внимание, волю память, мышление.

Основные приемы и методы в обучении детей ритмике.

  • Метод показа.
  • Словесный метод.
  • Импровизационный метод.
  • Метод иллюстративной наглядности.
  • Игровой метод.
  • Концентрический метод.

Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса.

Данная система работы ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе. Поэтому предлагаемый репертуар, ритмические композиции используются не только на музыкальных занятиях, но и на утренней зарядке. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д.

Таким образом, каждый педагог может определить место использования данного репертуара. Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов – внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса.

Ритмика является эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения.

Например, на занятиях высокой умственной активности и малой подвижности следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток.

На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых различных вариантах; как вводную часть занятия, либо заключительную (игра), в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д. Главное – активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения.

Интересно включить в занятия ритмические композиции на классическую музыку. Естественно, что необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюстраций, рисование на эту тему, а также пластические этюды, импровизации детей и педагога под музыку. Такие композиции могут использоваться на праздничных утренниках, в играх-драматизациях, семейных праздниках, в повседневной работе с детьми.

Естественно, что на праздниках дети исполняют наиболее яркие и понравившиеся композиции. С целью более эффективного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов.

Система работы нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей.

Мы рассматриваем и оцениваем красоту, выразительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивидуальности образа, музыкальности, и, главное естественности самого движения.

Что такое правильная осанка, красивая походка? Скорей всего, это наиболее удобное и естественное положение тела при движении. Движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности; возможность выразить эмоции, реализовать свою энергию сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Музыка в ритмике занимает одно из центральных мест. Мы говорим, что следует научить детей красиво двигаться, но для того, чтобы это получилось, надо выбрать очень красивую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Например: И. Штрауса, П. Мориа, Клаудерман, Шуман, П.Чайковский, Петрова и т.д.

Музыка повышает качество исполнения движений- выразительность, ритмичность, координацию. Формирует у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях.

Организация совместной деятельности детей и педагога.

  • Одно из основных условий полноценного развития детей – это создание теплой, дружеской, непринужденной атмосферы общения ребенка и взрослого.
  • Необходимо организовать занятия так, чтобы они проходили без принуждения, муштры. Самое главное не столько результат деятельности, отточенность движений в пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий радость.
  • Действия педагога направлены на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в своих силах и побудить его к творческому
  • самовыражению под музыку.Педагог должен принять внутреннюю позицию “старшего товарища”, настроиться на совместную творческую деятельность.

Используемая литература: А.И.Буренина РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста

«Хореография, ребенок и природа», Г.Н. Давыдова, г.Волгоград, издательство «Учитель», 2011г. 2. «Наша Родина – Россия», Шорыгина Т.А., ООО «ТЦ Сфера», 2013г.

«Играем, рисуем и поем» М.Ю. Картушина (интегрированные занятия для детей 5 – 7 лет), г.Москва, 2010г.

Методическое пособие «Формирование этнокультурной осведомленности дошкольников посредством проектной деятельности», г.Ставрополь, 2015г.

Источник: https://stavsad164.ru/wp-content/uploads/sites/31/2016/05/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%A0%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf

Источник