Ритмическая гимнастика как средство развития движений ребенка

Ритмическая гимнастика как  средство физического развития

ребенка дошкольника.

Заболеваемость наших детей, начиная уже с рождения, растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины, уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата. В этом виноваты и мы , и наша цивилизация. Ребенок по несколько часов в день проводит в статическом положении, а ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение его особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Исследованиями физиологов и ведущих психологов доказано, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность. Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой и с природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности.

Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а так же совершенствование некоторых элементов их техники. Дети достигают значительных результатов в выполнении движений под музыку, способны совершать их в различном темпе и амплитуде. Ребята этого возраста овладевают различными движениями и упражняются в них уже осознанно.

Использование нетрадиционных методик, таких например как  ритмическая гимнастика, помогает увлечь ребенка заниматься физической культурой, сформировать потребность, а в последующем и привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Тем самым мы приучаем детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. С  помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки.

 Как мы уже знаем –   дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладываются и  формируются личностные качества ребенка, раскрываются способности. Использование ритмической гимнастики помогает решать ряд задач   в физическом и личностном развитии ребенка дошкольника. 

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

• развитие ловкости, точности, координации движений, пластичности, гибкости, умения ориентироваться в пространстве;

• формирование правильной осанки и походки;

• обогащение двигательного опыта разнообразными движениями.

2. развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма.

3. профилактика психоэмоционального напряжения ребенка  – раскрепощение его личности и поведения, ориентация на позитивное восприятие окружающего мира

4. развитие творческого самовыражение ребенка через движения, мимику и пантомимику.  Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку и оформленные танцевальными движениями. Основу составляют музыка и музыкально – ритмические движения из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмике классического танца, выражающие музыкальный образ.  Она направлена на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента, на развитие у детей музыкального слуха, чувства ритма,  двигательных навыков, творческих способностей. Обучение происходит путем постепенного усложнения, начиная от простого подражания педагогу к самостоятельному творчеству и импровизации. Надо отметить, что занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике. ( это часто зажимает детей особенно неуверенных в себе, слабых физически, снижает их самооценку, отбивает у них не только желание заниматься, но и вообще посещать детский сад) Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.

Источник

Ирина Макарова
Проект «Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников

Проектная работа

Вид проекта: творческий.

Цель проекта: создание условий для развития физических качеств и укрепления здоровья детей посредством занятий ритмической гимнастикой.

Задачи:

– разработать комплекс упражнений ритмической гимнастики для детей старшего дошкольного возраста;

– с помощью упражнений ритмической гимнастики способствовать развитию физических качеств, мышления, воображения, творческих способностей ребенка, укреплению здоровья;

– накопить и обогатить двигательный опыт детей;

– воспитывать у детей интерес и потребность в физических упражнениях;

– способствовать развитию морально-волевых качеств детской личности.

Предполагаемые результаты:

– формирование у детей интереса к занятиям ритмической гимнастикой;

– освоение детьми комплекса упражнений ритмической гимнастики;

– развитие координации и согласованности движений, активности и точности выполнения упражнений;

– развитие представлений детей о разных видах гимнастики;

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, руководитель физического воспитания.

Читайте также:  Развитие скелета и мышц ребенка

Актуальность.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средствафизического воспитания детей: фитбол-гимнастика, степ-аэробика, ритмическая гимнастика, восточная гимнастика, стретчинг и др. Ритмическая гимнастика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Задачи:

– определить цели и задачи, которые будут решаться с детьми;

– выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта;

– определить прогнозируемый результат;

– определить содержание деятельности всех участников проекта.

II этап – практической реализации проекта.

Задачи:

– определение методики проведения ритмической гимнастики;

– составление комплекса упражнений ритмической гимнастики, подбор музыкального сопровождения;

– определение и разработка прогнозируемого мероприятия;

– организация двигательной деятельности с детьми в рамках проекта.

III этап – заключительный.

Задачи:

– проведение итогового мероприятия – «Дня здоровья» (с включением в содержание ритмической гимнастики);

– презентация проекта.

Содержание работы над проектом.

I этап.

Проект посвящен актуальной цели укрепления здоровья дошкольников. Занятия ритмической гимнастикой призваны создавать положительный психологический настрой, повышать эмоциональный уровень, способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей. Исходя из целей,были определены следующие задачи:

II этап.

В процессе работы над проектом была определена методика проведения занятий ритмической гимнастикой и собственно выполнения упражнений.

Упражнения ритмической гимнастики могут быть использованы при проведении утренней гимнастики, в общеразвивающей части организованной образовательной деятельности по физическому развитию. А также комплексы могут быть включены в праздники и развлечения как показательные выступления.

Длительность занятий ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста 10 – 15 минут. Рекомендуется использование ритмической гимнастики со средней группы.

Комплекс ритмической гимнастикиусловно делится на три части: подготовительную, в которую включаются разогревающие упражнения, основную – куда входят интенсивные упражнения для всех частей тела, а также бег и прыжки, и заключительную, направленную на восстановление. Эти части комплекса различны по длительности и составляют приблизительно 20, 70 и 10% его времени. Например, в 15-ти минутном комплексе ритмической гимнастики 3 минуты отводится на подготовительную, 10 минут на основную и 2 минуты на заключительную части. Наиболее подходящая длительность каждого упражнения, в среднем, 25 секунд.

Упражнения каждой части комплекса отличаются друг от друга.

Подготовительная часть предназначена для разогревания организма, подготовки его к выполнению упражнений основной части. Движения должны выполняться в невысоком, постепенно нарастающем темпе.Сюда включаются упражнения общего воздействия: потягивания, разновидности ходьбы на месте и с продвижением, танцевальные шаги.

Основная часть комплекса ритмической гимнастики направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств.В нее включаются наиболее интенсивные упражнения в исходных положениях: стоя, сидя, а также дающие так называемые «пиковые нагрузки» (бег и прыжки). Последовательность упражнений связана с их направленностью на проработку мышечных групп. При составлении комплекса упражнений был использован принцип проработки «сверху – вниз». Сначала в работу включаются мышцы шеи, рук, плечевого пояса, затем туловища и ног.

В заключительную часть комплекса ритмической гимнастики входит несколько упражнений с малой интенсивностью. Это, в основном, упражнения на расслабление и дыхательные, поскольку самое важное после интенсивной нагрузки – продолжать двигаться, чтобы кровь могла циркулировать от ног к центральным сосудам. Упражнения этой части должны помочь организму восстановиться после напряженной физической работы.

Если все эти правила соблюдены, то частота сердечных сокращений должна плавно возрастать в подготовительной части, находится на заданном уровне в основной части и постепенно снижаться к концу занятия. Только в этом случае можно говорить о правильно построенном комплексе ритмической гимнастики.

Музыка – существенная часть программы занятия. Она не только создает радостное настроение и активизирует движения. Доказано,что музыка способна оказывать положительное стимулирующее воздействие на центральную нервную систему: частота сердечных сокращений и дыхания возрастает уже при прослушивании ритмичной музыки, которая вам нравится.

Темп музыкального произведения во многом диктует интенсивность выполнения упражнений ритмической гимнастики. Определить его может каждый. Для этого возьмите часы с секундной стрелкой, включите музыку и считайте количество акцентированных нот ритмической группы за 10 секунд. Затем умножьте полученную цифру на 6 – это и будет характеристика темпа музыкального произведения.

Наиболее подходящий темп музыки для подготовительной части комплекса 110 – 120 ритмических акцентов в минуту, для упражнений стоя основной части комплекса – 120 – 130 ритмических акцентов, бег и прыжки удобнее всего выполнять под музыку с темпом 150 – 170 ритмических акцентов, упражнения сидя и лежа – 100 – 120 ритмических акцентов, а заключительную часть – 90 ритмических акцентов в минуту и менее.

Комплекс ритмической гимнастики для детей 6 – 7 лет

Читайте также:  Показать развитие ребенка в утробе

1. Подготовительная часть

1) Энергичная ходьба друг за другом по кругу.

2) Чередование ходьбы на пятках и на носках (руки на поясе).

3) Обычный бег по залу.

4) Поскоки с высоким подниманием ног.

5) Бег с захлестыванием голени назад.

6) Боковой галоп «лицом в круг».

7) Боковой галоп «спиной в круг».

2. Основная часть

Упражнения для шеи

1) Наклоны головы. И. п. – о. с., руки опущены.

1 – наклон головы к правому плечу, 2 – и. п. ,

3 – наклон головы к левому плечу, 4 – и. п. ,

5 – наклон головы назад, 6 – и. п. ,

7 – наклон головы вперед, 8 – и. п.

2) Повороты головы. И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – поворот головы вправо, 2 – и. п.

3 – поворот головы влево, 4 – и. п. ,

5-6-7-8 – круговые движения головой.

Упражнения для рук и плечевого пояса

1) Подними плечи. И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – правое плечо вверх, 2 – и. п. ,

3 – правое плечо вверх, 4 – и. п. ,

5 – левое плечо вверх, 6 – и. п. ,

7 – левое плечо вверх, 8 – и. п.

1 – оба плеча вверх, 2 – и. п. ,

3 – оба плеча вверх, 4 – и. п.

2) Вращаем кисти рук. И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.

1-2-3-4 – кисть правой руки поднимается и опускается;

5-6-7-8 – то же кистью левой руки.

1-2-3-4 – то же обеими кистями рук;

5-6-7-8 – круговые движения кистями.

3) Руки скрестно. И. п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны.

1,3,5,7 – руки скрестить, кисти поднять вверх;

2,4,6,8 – и. п.

4) Приседания. И. п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – присесть, левая рука вверх, 2 – и. п. ;

3 – присесть, правая рука вверх, 4 – и. п. ;

5 – присесть, левая рука вверх, 6 – и. п. ;

7 – правая рука вверх, 8 – и. п.

1-3 – обе руки вверх, 2-4 – и. п.

5) Будь внимателен. И. п. – о. с., руки опущены.

1 – правая рука на пояс,

2 – левая рука на пояс,

3 – правая рука в сторону,

4 – левая рука в сторону,

5 – правая рука к плечу,

6 – левая рука к плечу,

7 – правая рука вверх,

8 – левая рука вверх,

1-8 – то же в обратном порядке.

Упражнения для туловища

1) Наклоны. И. п. – ноги врозь, руки «в замок» над головой.

1 – наклон назад,

2 – наклон вперед,

3 – наклон вправо,

4 – наклон влево.

2) Шаг в сторону. И. п. – о. с., руки опущены.

1 – шаг вправо, руки в стороны;

2 – наклон вперед;

3 – выпрямиться;

4 – и. п.

3) Повороты. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1 – присесть, поворот вправо;

2 – и. п. ;

3 – присесть, поворот влево;

4 – и. п. ;

5 – присесть, поворот направо, правая рука вперед;

6 – и. п. ;

7 – присесть, поворот налево, левая рука вперед;

8 – и. п.

Упражнения для ног

1) Вперед, вниз. И. п. – ноги врозь, руки на пояс.

1 – подняться на носки, вверх;

2 – и. п. ;

3 – встать на пятки, вниз;

4 – и. п.

2) Хлопки. И. п. – ноги вместе, руки в стороны.

Правую ногу поднять в сторону, руки вверх, хлопнуть над головой;

2 – и. п. ;

3 – то же левой ногой;

4 – и. п.

Бег, подскоки, ходьба,прыжки:

– подскоки, руки свободно;

– ходьба, поднятие рук по команде;

– прыжки на двух ногах на месте;

– прыжки ноги в стороны, «в крест»;

– прыжки, меняя положение ног вперед – назад;

– на приставных шагах выполняются различные упражнения: руки вперед – вниз, руки к плечам, руки вверх, вверху наклоны руками вправо – влево.

Упражнения сидя и лежа на полу

1) Наклоны. И. п. – сидя на коленях, руки вперед.

1-2 – наклониться назад, руки вперед;

3-4 – и. п.

2) Прямо, вверх. И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади, левая нога согнута, колено на полу, правая нога вперед.

1-3-5 – поднять правую ногу;

2-4-6 – и. п. ;

7 – поднять обе ноги вверх, врозь;

8 – согнуть правую ногу, колено на пол, левую вытянуть вперед.

1-8 – повторить упражнение с левой ноги.

3) Колени в стороны. И. п. – сидя, стопы вместе, колени развернуты в стороны, руки на коленях.

1 – наклон вправо;

2 – и. п. ;

3 – наклон влево;

4 – и. п. ;

Читайте также:  Чем занять ребенка в 3 года для развития речи

5 – наклон вперед;

6 – и. п. ;

7 – наклон вперед;

8 – и. п.

4) Согни в колене. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 – прижать к себе правое колено;

2 – прижать к себе левое колено;

3 – правую ногу выпрямить вверх;

4 – левую ногу выпрямить вверх4

5,7 – развести ступни в стороны;

6,8 – соединить ступни.

1 – прижать к себе правое колено;

2 – прижать к себе левое колено;

3 – правую ногу выпрямить вдоль пола;

4 – левую ногу выпрямить вдоль пола;

5,7 – развести в стороны ступни;

6,8 – соединить ступни.

5) На боку. И. п. – лежа на правом боку, обе ноги вытянуты.

1 – согнуть левую ногу в колене;

2 – выпрямить левую ногу вверх;

3 – согнуть левую ногу в колене;

4 – и. п.

Повторить упражнение, лежа на левом боку.

3. Заключительная часть

1) Наклоны. И. п. – сидя, ноги скрестно, колени в стороны, вдох.

1-4 – медленный наклон вперед, руки вперед, выдох;

5-8 – возвращаясь в и. п., вдох.

2) Расслабляем руки. И. п. – стоя, ноги врозь.

1-4 – полукруг руками вверх, вдох;

5-8 – и. п., выдох.

Лежа на спине, расслабление 1 минута.

Источник

Ритмическая гимнастика в ДОУ как средство привлечения детей к физической культуре

На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения – «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, а также эстетический вкус. Нынче большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика. Она относится к оздоровительным видам гимнастики. Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально. Ритмическая гимнастика уникальна: здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов, и веселая ритмическая музыка, и яркая одежда. Все это создает положительные эмоции. Не случайно ритмическая гимнастика получила такое массовое распространение во всем мире.

Значение ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста.

Ритмическая гимнастика – выполнение движений под музыку. Движения составляют основу детской деятельности. Ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение его особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой системой, дыхательной, нервной. Ученые, в результате медицинских исследований пришли к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается а здоровье детей, но и снижает умственную работоспособность.

Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности. Подбор музыкального сопровождения осуществляется путем отбора нескольких музыкальных жанров (магнитофонные записи с детскими песнями, современной популярной и классической музыки).

При выполнении ритмической гимнастики решается одна из основных задач – это укрепление здоровья дошкольников.

Использование нетрадиционной методики – ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка заниматься ребенка физической культурой, сформировать потребность. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. С помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. В наше время встречается очень много гипер активных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. Тренированное сердце при каждом сокращении выталкивает в аорту значительно большую часть крови. Чем нетренированное. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. Очень важно следить за дыханием на протяжении всего занятия. Глубокий вдох надо выполнять в той фазе упражнения, где грудная клетка расправлена, а выдох, когда грудная клетка сжимается.

Задачи ритмической гимнастики

Ритмическая гимнастика для дошкольников позволяет решать следующие задачи:

  • Формирование основ культуры движений
  • Развитие основных физических качеств
  • Выработка умений владеть телом, укрепление мышц
  • Совершенствование работы дыхательных органов и органов кровообращения
  • Повышение физической работоспособности
  • Формирование красивой осанки
  • Воспитание стойкого интереса и потребности к занятиям физической культурой
  • Совершенствование чувства ритма

Источник