Рисунок семьи в развитии и ребенка

Рисунок семьи в развитии и ребенка thumbnail

Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Оценка рисунка семьи

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Интерпретация рисунка семьи

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка направлено на

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Цвет в рисунке

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

Вероника, 19 лет

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

Читайте также:  Развитие ребенка к трем годам

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

Николай, 6 лет

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

Источник

Вы слышали о методике выявления особенностей внутрисемейных отношений «Рисунок семьи»? Он позволяет выявить отношение ребенка к членам своей семьи, понять, как он воспринимает себя внутри нее и какую роль отводит для себя. У детей свое восприятие мира, свои ценности, свои законы. В материалах этой статьи вы найдете информацию о методике тестирования детей от 3 до 10-11 лет, о порядке ее проведения, обработке и интерпретации результатов.

Суть методики

Метод рисования своей семьи применяется в том случае, когда нужно определить отношение человека к членам своей семьи. Ценность данной методики в том, что ребенок не всегда может выразить и правильно описать свои эмоции и переживания, а создавая рисунок, ему удается запечатлеть то, что есть в подсознании. Через определенные символы, размещение элементов рисунка можно легко считать важную информацию об отношениях, царящих в семье и место в ней ребенка.

Интерпретируя результаты методики «Рисунок семьи», следует помнить, что ребенок передает в данном случае отношения, которые существуют в ее семье, свое видение отношения родителей к детям, видение своего места в семье. Но при этом на рисунке не изображаются характеристики самого ребенка как индивида или кого-либо из его семьи. Для этого существуют другие специальные методики.

Порядок проведения диагностики

Для проведения теста «Рисунок семьи» ребенку дают чистый белый лист бумаги и цветные карандаши. При этом ему говорят: «Нарисуй здесь свою семью». Никаких дополнительных инструкций и вопросов ребенку не задают, а оставляют на некоторое время в покое. Время предоставляется ребенку неограниченное. В основном на это затрачивается не более 35-40 минут.

При создании ребенком рисунка исследователь проводит наблюдения за процессом рисования. В специальном протоколе или рабочей тетради стоит отметить последовательность изображения объектов, стирание изображений, эмоциональные реакции ребенка во время рисования отдельных элементов, спонтанные высказывания.

После завершения рисования можно задать уточняющие вопросы. Которые помогут в процессе интерпретации результатов теста.Методика «Рисунок семьи» для детей 3-10 лет.jpg

При опросе очень важно обратить внимание, кто из семьи вызывает у ребенка положительные эмоции, а кто отрицательные? Чувствует ли себя ребенок счастливым в семье? Особую тревогу вызывает момент, когда ребенок кого-то из членов семьи сознательно не хочет изображать на рисунке. Стоит спросить с помощью удаленных вопросов, в чем причина не желания ребенка видеть это лицо в кругу своей семьи. Однако делать это надо очень осторожно, избегая прямых вопросов, которые могут вызвать агрессию и желание «закрыться» в ребенка.

При проведении диагностики следует отметить возраст ребенка, особенности его психоэмоционального развития, количество членов семьи, их возраст.

Обработка и интерпретация результатов

При проведении анализа теста «Нарисуй семью» стоит обратить внимание на последовательность изображения членов семьи, соответствие их количества реальному наличию, эмоции, с которыми ребенок рисовал каждого, группировка членов семьи.

Структура рисунка семьи

Если ребенок проживает в полной благополучной семье и чувствует себя в ней счастливым, он нарисует всех членов семьи. Если ребенок не хочет кого-то изображать на рисунке — это выражение его подсознательного протеста против этого человека. А также невозможность изменить ситуацию в лучшую для себя сторону.

Читайте также:  Модель сопровождения развития ребенка

Если на рисунке ребенок не изобразил никого из своей семьи — это свидетельствует о глубокой психологической травме и переживании малыша, связанными с семьей, чувство ненужности. Часто такие рисунки создают дети, которые перешли в семью из детдома. В новой семье они еще не чувствуют полноценной защиты и комфорта, поэтому не хотят изображать свою семью.

Уменьшенное количество членов семьи на рисунке, по сравнению с реальным, присутствует тогда, когда ребенок чувствует с определенным лицом конфликт или эмоциональное напряжение. Изобразив семью без этого человека, ребенок как бы вычеркивает его из семейного круга, и вместе с тем хочет вывести отрицательные эмоции, связанные с ним.

Иногда дети на рисунке семьи не хотят рисовать своих сестер или братьев. Это объясняется ощущением конкуренции за родительское внимание, царящее в семье между детьми.

Изображения животных может свидетельствовать о желании ребенком отразить следующим образом свои братьев и сестер, уменьшив их роль в семье. Если ребенок изображает семью животных на рисунке, это свидетельствует о нехватке теплоты и доверия в семье.

Обработка и интерпретация результатов методики "Рисунок семьи"

Размещение членов семьи

Размещение членов семьи на рисунке имеет ключевое значение при диагностике семейных отношений между ее членами. Чем более отдаленными будут изображены на рисунке фигуры, тем большая психологическая удаленность между ними в реальной жизни.

Благополучным знаком является изображение семьи, в которой все держатся за руки. Так ребенок передает дружественность, сплоченность и взаимную поддержку, которую испытывает в семье. Так же хороший символ — изображение семьи, которая занимается одним общим делом — вместе отдыхают, готовят еду на пикнике, катаются на лыжах и тому подобное.

Размещение членов семьи маленькими группками на рисунке показывает на конфронтации в семье, микроструктуры. Если ребенок изображает себя отдельно от семьи — это верный признак его одиночества, непонимания, чувство отчужденности и ненужности в собственной семье. Изображение стен, заборов показывает наличие блокировки определенных связей или отношений в семье, препятствия для эмоционального единения.

Изображения, которые вызывают особую тревогу за ребенка — когда он рисует себя и обводит свое изображение или рисует себя на противоположной стороне листа бумаги. Это свидетельствует об ощущение социальной изоляции, которая может углубляться, если ребенку не оказать своевременную помощь.

Интерпретация изображения фигур

При изображении отдельных лиц следует обратить внимание на такие элементы рисунка:

  • изображение деталей строения тела — глаз, губ, волос, рук, ног и т.д.;
  • изображение украшений — прическа, бусы, корона, узоры на одежде и тому подобное;
  • использование при рисовании цветных карандашей и их количество.

Как правило, более подробно дети изображают лиц, которые вызывают у них любовь и симпатию. Если же человек является эмоционально отрицательным — его изображение достаточно схематично, часто одним цветом, или простым карандашом.

Человек, который вызывает у ребенка чувство агрессии или повышенную тревожность основном рисуется серым или черным карандашом и часто затирается. Анализ по размеру фигур — самыми большими изображаются те люди, которые олицетворяют силу и значимость для испытуемого.

Стоит обратить внимание на размеры, которыми изображает себя ребенок. Если он рисует себя больше родителей — это свидетельствует о эгоцентризме ребенка. Если же его изображение очень миниатюрное — ощущение комплексов и собственной ненужности.

Изображения отдельных частей тела людей тоже имеет особое значение. Изображение фигур без рук — безволие, а также невозможность повлиять на ситуацию, желание чрезмерного контроля. Изображение члена семьи без лица или без головы, или голова сильно зарисована — конфликты ребенка с этим человеком.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Анализ манеры рисования

При анализе манеры рисования тоже можно получить много важной информации. При этом главное внимание обращают на:

  • последовательность изображения фигур;
  • размещение фигур на листе;
  • затирки;
  • спонтанные высказывания во время рисования;
  • изображение деталей;
  • паузы;
  • возвращение к уже изображенным деталям.

Стоит помнить, что первым рисуют фигуру того человека, который является для ребенка наиболее значимым. А дальше — по убыванию. Поэтому очень часто можно наблюдать, как дети в большинстве случаев во время такого эксперимента сначала рисуют маму, потом себя, а потом уже отца и других членов семьи. Если же ребенок первым изображает себя — это уже ярко выраженный эгоцентризм.

Дети из неблагополучных семей часто изображают фоновые элементы рисунка — пейзаж, дом, а затем приступают к рисованию семьи. Это своеобразное оттягивание во времени неприятной для них задачи. Стирание отдельного человека свидетельствует о негативном отношении к нему.

Особое внимание стоит уделить спонтанным выражениям, сопровождающим прорисовывания наиболее эмоционально заряженных фигур. Поставив в этот момент ребенку правильные уточняющие вопросы, можно прояснить соответствующие моменты в анализе рисунке.

Источник