Рисунок ребенка 5 лет

Мастер класс «Рисование для самых маленьких».
Автор: Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области».
Данный мастер класс предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Мастер класс будет также интересен маленьким художникам от 4 лет и их родителям.
Назначение: данный мастер класс – это небольшой курс по рисованию для самых маленьких, в котором показаны способы рисования геометрическими фигурами.
Цель: создание условий для получения навыков рисования.
Задачи: научить ребёнка, как рисовать знакомые образы с помощью геометрических фигур;
прививать навыки аккуратно работать с красками и кисточкой;
развивать творческую фантазию и мелкую моторику руки.
На занятия в моё объединение приходят ребята совсем ещё маленькие, но им очень хочется рисовать. Из опыта работы с детьми я поняла, что им проще рисовать геометрическими фигурами. Рисуют дети по моему показу, поэтапно. Начиная занятие, я никогда не говорю детям, что мы сегодня будем рисовать. По опыту знаю, что им так интересней. В процессе они угадывают, кого рисуют, и им это доставляет много радости. А рисунки получаются у всех разные.
Мастер-класс по рисованию для детей «Улитка»
Приготовьте: альбомный лист А4, краски акварельные, кисти разных размеров, баночку для воды и салфетку.
Перед тем, как начать рисовать, я говорю детям, что краски спят и их надо разбудить, аккуратно поглаживая их кисточкой, первой разбудим жёлтую краску и начнём рисовать.
Рисуем в центре листа колобок, постепенно раскручивая кисть, а затем рисуем коричневой краской дугу.
Превращаем дугу в петельку.
Рисуем рожки и закрашиваем.
Украшаем домик улитки.
Рисуем глаза, рот улитки. Далее дети сами придумывают и украшают фон рисунка: где находится улитка?
Работы детей:
Мастер-класс по рисованию для детей «Черепашка».
Рисуем в центре листа жёлтой краской «колобок», коричневой краской рисуем 4 петельки.
Пятая петелька рисуется больше по размеру, все петельки закрашиваем.
Рисуем глаза-круги, с начала белой краской, затем чёрной.
Украшаем панцирь черепашки. Ребёнок может придумать свой узор.
Мастер-класс по рисованию для детей «Рыбка»
Рисуем жёлтой краской «колобок», рисуем дуги: сверху и снизу, получился как бы глаз.
Рисуем рыбке хвостик-треугольник. Затем украшаем рыбку с помощью красной краски. рисуем прикладывая кисть: ротик, плавники.
Рисуем чешуйки, украшаем хвостик.
“Печатаем” кисточкой: рисуем камушки и воду, проводим линии зелёной краской-водоросли.
Рисуем рыбке глаз чёрной краской. Чёрная краска любит пошалить, поэтому с ней мы особенно аккуратны.
«Зимняя полянка».
Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем колобки белой краской. Проводим линии, рисуем сугробы.
Коричневой краской рисуем ствол и веточки деревьев, руки, глаза, рот и метлу снеговику.
Украшаем рисунок снежинками. Украшаем снеговика: рисуем ведро на голове и шарфик. Дети дополняют рисунок, украшают.
По такому же принципу можно нарисовать осенний лес, только изначально колобки будут жёлтым, оранжевым и зелёным, а листопад, рисуем прикладывая кисточку, печатаем.Работы детей:
Мастер-класс по рисованию для детей «Ёжик».
Рисуем «колобок» коричневой краской.
Рисуем носик-треугольник.
Работа ребёнка.
Рисуем ёжику полянку, дети фантазируют.
Работа ребёнка:
Мастер-класс по рисованию для детей «Лягушка».
Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем в центре «колобок» зелёной краской.
Рисуем ещё один «колобок», а сверху два «мостика».
Рисуем лягушке лапки, обращаем внимание детей, что лапки у лягушки различаются своим строением, что помогает лягушке хорошо прыгать и удерживаться даже на самой скользкой поверхности.
Рисуем лягушке рот, глаза. Украшаем картину, предварительно побеседовав с детьми: где живёт лягушка?
Мастер-класс по рисованию для детей «Петушок».
Рисуем большой колобок-туловище, колобок поменьше – голову. Соединяем их плавными линиями, получается шея.
Рисуем петушку ноги-треугольники и хвост, линии-дуги.
Красной краской рисуем петушку гребешок (мостики), клюв и бородку, прикладываем кисть.
Рисуем петушку ноги.
Украшаем петушка оранжевой краской. Рисуем крыло, хвост. Дети дополняют, украшают петушка.
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по рисованию в средней группе. Снеговик
НОД по рисованию в средней группе
Как нарисовать ежика поэтапно с фото для детей 4-5 лет
Конспект НОД в детском саду в средней группе по ОО «Художественное творчество»
Источник
Я неоднократно уже писала как много значит рисунок в жизни ребенка, да что говорить весь мой блог именно об этом, а еще о том, как важно развивать фантазию и воображение. Я как мама-архитектор очень заинтересована именно в развитии правого полушария у моих детей. Много акцентов при воспитании делаю на пространственное и образное мышление, и безусловно всеми способами пытаюсь развивать у детей тягу к искусству, будь то музыка, архитектура или живопись. Мы много читаем, большое внимание уделяем конструированию. Конечно еще присутствуют занятия английским, спорт, игра на фортепиано и многое другое. И как отдача всего накопленного ребенком опыта и является его самостоятельный детский рисунок, который развивается своими темпами и в котором вы можете многое прочесть. Вот тут я подробно освещала стадии развития детского рисунка.
Рисунки я бережно храню и сдуваю с них пылинки. А иногда пересматриваю… Сколько чудесных мгновений проносится в моей памяти, ведь совсем недавно дочка была маленьким созданием, которое я носила на руках и целовала в маленький носик, а теперь она уже сама часто заботиться обо мне. Особенно конечно повзрослела дочка с появлением братика. И как же сильно благодарна я ей, за то, что она такая понимающая и порой не по возрасту проникновенная. Многое вспомнилось мною из рисунков дочки, ведь они -отражение ее переживаний и восторгов! Ну и конечно же по ним можно проследить развитие мышления ребенка.
Здесь представлены только работы, которые рисовались самостоятельно, инициатором была дочка и рисовала без моего участия, чаще находясь одна в комнате. Вообще у нас уже давно традиция – с утра дочка всегда встает и рисует, и уже встречает нас с кучей подарков) и всем своим друзьям она рисует и всем гостям. Конечно это пока детские рисунки, но они проникнуты огромным теплом и любовью. И честно признаюсь, часто мне жалко даже их дарить, хочется все сохранить и по прошествии времени рассматривать и переживать.
Покажу наиболее значимые рисунки с точки зрения эволюции)
Калерии 1г 7 мес Пока рисунок не наделен смыслом, это скорее проба материала, об этом свидетельствуют различные по направлению линии и точки. Но уже многие линии замыкаются в окружность.
А этот рисунок после отдыха в Дивноморске. Калерии 1год 10месяцев.
Очень эмоционально окрашен.
Обилие зеленых кругов. Более спокойный рисунок, выбран всего один цвет, линии идентичны друг другу. 1г.11мес.
Калерии 2года. Нарисованы лучики солнца и травка. Понятна идея – как травка тянется к солнышку. Рисунок наделен смыслом.
2г 5мес Плывет кораблик на волнах. Рисунок акварелью. Какой характерные гребень у волны!
А вот еще такие солнышки и сразу два! 2г 8мес
А вот и первые головоноги, и сразу с туловищем. Как то стадию именно головоногов мы выходит пропустили))) Калерии 3года
На рисунке папа мама и Калерия, которую можно узнать по сережкам в ушках) Видимо решалась их проколоть на тот момент, и не решилась до сих пор.
А вот это рисунок меня поражает.
Изображена ежедневная действительность) Мама на кухне моет посуду, Дочка за столом. Рисунок интересен именно своей многоплановостью. Для передачи разных эпизодов выбраны зеленый и коричневый фломастеры. Рисунок довольно детальный – изображена посуда, ручки у мебели. Человек нарисован в одежде. И что самое интересное – я стою в профиль.
Калерии 3г4мес.
А вот так мы рисовали домики.
Лере 3г4мес. Попытка передать материал фасада.
Ну а тут мы всей семьей и воздушные шарики. Рисовала по приезду с моря. Почему то папа грустный(
А вот и наша большая семья – папа, мама, бабушки, дедушки, тети, дяди – все “под замочком”, как говорила сама дочка. Светит солнышко и растут клубнички))
А вот Акула в море. Лере 3г 6мес.
И снова праздник) Так поглядеть рисунки – мы только праздновали и отдыхали)))
Рисунок акварелью.
А вот уже домик более детальный. Присутствует даже цоколь) Позади дома игровая площадка. И собака синяя охраняет дом.
А это мы путешествуем)
Рисунок на котором, запечатлено появление братика. Нарисовано задолго до его рождения. Люди в одежде, на папе брюки, я в платье и с волосами)))
Калерии 3г 7мес.
А вот и сама выписка из роддома. Лере 3г.11мес.
Этот рисунок характерен прорисовкой одежды.Изображены Лера с подружкой. Дочке 4 года.
Рисунков наподобие следующего очень много) В основном все сводятся к изображению радуги.
Тут уже элементы самостоятельной аппликации и послание людям вверху)
Очень много поделок такого плана. Кстати слово “МАМА” написано впервые. Калерии 4г2мес.
Это открытка, сделанная самостоятельно. На обороте много надписей) В основном слова МАМА и цифры 5+5, ну и остальное на неразборчивом детском)))
Рисунок “Мамочки с детками”
Очень мне нравится. Убаюкивающие движения рук мамочек переданы кривыми линиями.
Вот еще один домик и радуга.
Открытка маме) На обороте надпись “Я ТЕБЯ ЛЮБЛ-Ю!” Писала сама) Прекрасно помню этот эпизод) Я зашла в комнату, а подарочек лежал на полу))) Было очень мило и приятно!
Лере 4г4мес.
Такие изображения – редкость. Маска чудовища.
Праздник вокруг яблони) У всех чудесные прически!
Насыщенный рисунок вагончика, в котором все дружно едут путешествовать)
Калерии 4г4мес.
А эти рисунки созданы по мотивам мультика про Лунтика. Очень мы любили его смотреть. Все герои хорошо узнаваемы. Калерии 4г5мес.
Полностью самостоятельная бабочка.
Ну а тут огромная пчела сажает цветы))
На прогулке. Лера с длинными волосами.
Новый год! Почему то рисовать любила его летом)
Обратите внимание, как передана пушистость елки. Этому сложно научить, все интуитивно и основано на приобретенном опыте.
Принцесса
Прогулка под слепым дождем.
Дочке 4г8мес. Рисунок довольно конкретен, без лишних деталей. Такое ощущение, что действительно был дождь и это расстроило дочку.
Попытки рисовать лошадь. Дочке 4г8мес.
А это Мила из мультфильма про Лунтика.
Вот такие милые наброски акварелью)
А это способ дочка сама для себя изобрела. Рисовала точки, а потом их соединяла. На этот раз получился тюлень, который ест рыбку)
Калерии 4г.10мес.
Автопортрет на лужайке.
Танцующая девочка с зонтиком
Тема принцесс – главная в рисунках дочки
Ну а тут комментарии излишни. Калерии 4г.11мес.
Попытка изобразить повозку
Наш дом в разрезе. Рисовала у бабушки, подписала она. Очень много рисунков такого плана. Можно понять даже предназначение комнат.
Но больше всего дочка рисует себя.
Подарочки для мамы и для папы)
Вот еще из серии домиков в разрезе.
Кухня. Много шкафчиков))
И еще один любимый мультик Пеппа пиг)
Следующий рубеж от 5 до 6 лет опубликую в другом посте.
А на будущее, если вам интересно, постараюсь выкладывать рисунки раз в год. Ну и конечно же отдельным блоком пойдут рисунки сыночка.
Очень интересно увидеть рисунки ваших детишек! Выкладывайте в комментариях самые любимые!
Источник
Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» – решают родители, и не обращают внимания на их выводы.
Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?
У детей какого возраста можно анализировать рисунки
До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.
Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.
В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.
Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.
Анализируем рисунок семьи
Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.
Расположение фигур на рисунке
Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.
Кажется, в этой большой семье ближе всего ребенку собака…
И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.
Мама занята малышом и, кажется, у нее нет времени ни на папу, ни на старшего сына.
Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.
” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!
Изображение себя
Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».
Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?
Руки на этой картинке достались только психологу – очевидно, в семье есть проблемы, с которыми родители не в силах справиться.
Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.
Члены семьи так тесно прижались друг к другу, что слева свободны пол-листа. Детям под такой опекой буквально не шевельнуться.
Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!
Ребенок повис между небом и землей – у него нет символической опоры.
Страх и агрессия на детских рисунках
Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.
Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.
Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.
У счастливой семьи на прогулке четко прорисованы зрачки. Одежда дочки заштрихована мягко, а у родителей и брата – с нажимом.
Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.
Секс и детские рисунки
Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.
А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»
Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?
Детский рисунок и цвет
Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр – обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.
Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.
темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.
В счастливой семье головоногов есть красный ребенок с кулаками и без глаз.
Рекомендации родителям
Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.
Обратите внимание на следующие факторы.
Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.
Какие цвета использует ребенок.
Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.
Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).
Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.
Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!
Автор: Анна Первушина
Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников
Источник