Рисунок как средство диагностики развития ребенка
1.3 Рисование как средство диагностики интеллектуального развития ребенка
Отбор детей в специальные учреждения является весьма ответственным и вместе с тем очень трудным делом. Несмотря на усиленное внимание к этому вопросу со стороны дефектологов, а также представителей ряда других областей знаний, изучение детей в целях выявления умственной отсталости и предупреждения ошибок в диагностике остается одной из самых кардинальных проблем дефектологии. В связи с этим многие педагоги-дефектологи, психологи, клиницисты ведут активный поиск научно обоснованных методов отбора. К ним следует отнести и изобразительную деятельность, в частности рисование.
Рисунок легко поддается всестороннему анализу. Это обстоятельство давно привлекало многих специалистов, пытавшихся установить корреляцию (соотношение) между рисунком и состоянием интеллекта.
Г. Кершенштейнер еще в 1914г. показал, что между способностью к рисованию и умственным развитием наблюдается определенная зависимость. Высокий уровень графической деятельности невозможен без соответствующего уровня интеллектуального развития. Наличие более или менее отчетливых изображении говорит о том, что рисующий располагает определенными познавательными и графическими возможностями. Отсутствие же предметных изображений в рисунках ребенка школьного возраста позволяет предположить, что у него имеется некоторое отставание в общем развитии.
Таким образом, рисунок оказалось возможным и целесообразным использовать в диагностических целях.
Некоторые современные зарубежные специалисты используют в целях диагностики умственной отсталости метод тестов. Среди этих тестов немало графических. Особенно большое распространение получил тест, предложенный Ф. Гудинаф (США). Суть его заключается в том, что ребенку предлагается графическое задание (нарисовать фигуру человека), а затем проводится количественный подсчет элементов рисунка. На основе такого анализа изображения и математической обработки полученных данных определяется коэффициент интеллектуальной одаренности (JQ), который и служит решающим критерием при оценке умственных способностей ребенка.
Простота, доступность и удобство статистической обработки сведений, добытых этим методом, не позволяют, однако, говорить о его объективности и научной достоверности. Использование графических тестов не вскрывает особенности личности обследуемого, а лишь, отражает уровень его изобразительных навыков или констатирует недоразвитие*отдельных психических функций.
Известный психолог А.М. Шуберт указывала на приблизительный характер результатов тестовых испытаний и предостерегала исследователей от увлечения этим методом, так как он может привести к грубым ошибкам и нанести вред ребенку.
На необходимость и важность привлечения детских рисунков для психолого-педагогического изучения личности ребенка указывают Л.В. Занков, Н.П. Сакулина, В.Я. Василевская, О.В. Правдина, А.А. Венгер, Т.Н. Головина, С.Д. Забрамная и др.
Исследователи отмечают, что выполненные умственно-отсталыми рисунки, носят специфический характер. Указывается и на то, что общий уровень развития рисования у старшеклассников специальной школы ниже, чем у нормальных учеников младших классов.
Резкое различие наблюдается в рисунках аномальных детей, относящихся к разным клиническим группам. Видный советский ученый в области изобразительного творчества детей Н.П. Сакулина пишет: «Чем глубже задержка умственного развития, тем позже и с большим трудом осваивают дети предметное рисование. Среди детей глубоко умственно отсталых в возрасте 8—10 лет встречаются и такие, которые не в состоянии нарисовать ничего отчетливого»[3].
К аналогичным выводам приходят и другие исследователи. В частности, подчеркивается, что рисунки детей с легкой умственной недостаточностью имеют несравненно больше преимуществ, чем рисунки глубоко умственно отсталых детей (Б. Цражич). Используя это обстоятельство, Э. Шольц-Эрзам широко иллюстрирует рисунками детей разной степени умственной отсталости свою книгу «К психопатологии умственно отсталого ребенка».
По мнению таких авторов, как А.Бусс, О.Марзанд, Э. Шольц-Эрзам, К. Винтер, с помощью рисунка можно определить особенности восприятия, внимания, памяти ребенка. При этом подчеркивается важность сопоставления процесса, рисования кандидата в специальную школу с аналогичной деятельностью нормально развивающегося ребенка. В частности, авторы описывают ряд характерных признаков, обнаруживаемых у нормального и умственно отсталого ребенка 6—8 лет во время рисования по представлению и анализа готового изображения.
Рисование — лучший способ налаживания отношений с малоконтактными, молчаливыми или замкнутыми детьми. В связи с этим работники медико-педагогических комиссий и диагностических групп нередко начинают проводить обследование, предложив ребенку выполнить какой-либо рисунок: по выбору («Нарисуй, что хочешь, что умеешь, что любишь»); по замыслу («Что подарим маме»); на заданную тему («Нарисуем картинку к сказке “Колобок”»); по тексту-описанию («Два дома рядом — большой и маленький. У большого дома — два окна и дверь, у маленького — одно окно и дверь» и др.); по непосредственному наблюдению («Игрушка-грузовик» и др.).
Каждое из этих заданий направлено на развитие различных сторон деятельности ребенка. С их помощью в определенной мере можно установить запас имеющихся представлений о предметах и явлениях, степень подготовленности руки к выполнению графических действий, наличие умения передавать в рисунке изображение знакомых предметов и узнавать их. Предлагаемые задания помогают обнаружить наличие (или отсутствие) зрительной и зрительно-моторной памяти, способности воспринимать и анализировать форму, величину, цвет, строение предмета.
Об уровне сенсорного и интеллектуального развития ребенка нельзя судить по одному-единственному рисунку. В одних случаях, например, в работах по выбору, когда ребенок воспроизводит картинку-штамп (единственное, что может нарисовать), изображение может оказаться более или менее удовлетворительным, тогда как в других случаях в рисунке нельзя узнать ничего определенного.
Слабыей интеллектуальные возможности большинства из направляемых в специальную школу не позволяют им успешно выполнять изобразительные задачи. Умственно отсталые дети 7—8 лет часто не владеют предметным изображением, а самостоятельный рисунок нередко состоит из однообразных повторяющихся элементов (кругов, черточек, точек и т.п.), а иногда и просто каракулей, неопределенных образований. Изображения предметов, Которые узнаются, весьма примитивны, Если нормально развивающийся первоклассник может нарисовать фигуру человека, в которой основные части выражены достаточно определенно, то рисунки олигофренов в основном не отражают признаков человеческой фигуры и построены по типу «головонога», что в норме соответствует младшим дошкольникам.
Для сравнения приводим рисунки учащихся I класса общеобразовательной (рис. 1) и специальной (рис. 2) школ.
Рис. 1
Рис. 2
Большие различия обнаруживаются в рисунках нормальных и умственно отсталых детей, выполненных по непосредственному наблюдению. Несмотря на то, что имеется реальная возможность всесторонне рассмотреть предмет, умственно отсталый ребенок воспроизводит в рисунке, как правило, только основные части, опуская многие детали и характерные особенности. Во многих случаях наблюдается незавершенность, фрагментарность изображения.
В рисунках, поступающих в 1 класс нормальных детей также много неточностей, особенно в передаче пропорций, однако в, целом рисунок отличается законченностью, относительной полнотой, детализацией.
Предлагая то или иное графическое задание, важно проследить, как ребенок его принимает, адекватно ли действует, обучается ли. Если он отказывается рисовать, можно предположить, что имеется некоторое снижение уровня развития или нарушение эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев даже дети со сниженным интеллектом готовы приступить к работе независимо от степени ее трудности. Поэтому гораздо важнее установить, действует ли ребенок в соответствии с заданием.
Об отставании в развитии, умственной отсталости или наличии каких-либо других нарушений могут говорить бедность замысла, неумение выразить графически, даже самый простой сюжет, изображение объектов, не относящихся к предложенной теме или противоречащих ей, неадекватная передача окраски деталей объекта, грубое нарушение в рисунке, пространственных признаков и отношений, различного рода нелепости, наконец, отсутствие предметных изображений.
Некоторые элементы обучения, которые обычно сопутствуют изобразительной деятельности ребенка во время диагностического обследования (наводящие вопросы в связи с особенностями строения предмета, привлечение внимания к характерным деталям игрушки, показ изображения той или иной формы, демонстрация какого-либо приема и т.п.), способствуют выявлению умственного развития тех, кого предполагается направить в специальную школу. Отсутствие обучаемости, неумение воспроизвести простейший изобразительный элемент по подражанию, неадекватность действий после показа могут быть обусловлены снижением интеллекта. Эти моменты необходимо учитывать при составлении характеристики.
Поскольку рисунки детей с разными степенями умственной отсталости качественно отличаются друг от друга, то проведенный с учетом уровней изобразительной деятельности анализ работ может быть использован в целях дифференциальной диагностики. В этом случае, хотя и весьма условно, могут быть использованы некоторые ориентиры, предложенные А. Н. Лозовым:
I. Для «свободных» рисунков умственно отсталых детей в возрасте 8 — 10 лет с легкой интеллектуальной недостаточностью характерно следующее: самостоятельный выбор темы; относительно разнообразная тематика рисунков; отклонение в процессе рисования от первоначальной изобразительной задачи и дополнение рисунка новыми объектами; нелогичность смысловой стороны рисунка; плоскостное, примитивное и схематичное изображение предметов.
В отличие от других групп умственно отсталых эти дети проявляют некоторую критичность к своему рисунку. Изобразительная деятельность, как правило, сопровождается положительными эмоциями. Ориентировочное время работы над рисунком — до 20 минут.
2. Для рисунков детей с более глубокой степенью интеллектуальной недостаточности характерны: ограниченность тематики и значительная обусловленность выбранной темы предшествующей изобразительной деятельностью; крайняя примитивность изображения; отсутствие логической связи между изображаемыми объектами; преимущественное использование одного или двух цветов, контурная раскраска или ее полное отсутствие.
Детям этой категории свойственны, кроме того, повышенная отвлекаемость во время рисования и появление аффективных состояний, слабая критичность к результатам деятельности. Примерное время выполнения рисунка — 10 минут.
3. Для графической деятельности детей с глубокой степенью умственной отсталости характерны: неумение самостоятельно приступить к рисованию; ограниченное использование ранее усвоенных графических элементов; отсутствие предметного изображения; использование, как правило, одного, случайного цвета.
Эти дети обычно не принимают задание, начинают Манипулировать карандашом, перемещать лист бумаги по столу, у них нередки проявления аффективных реакций. Они не критичны к своей деятельности. Продолжительность работы над рисунком — менее 5 минут.
Повторим, что использование этих критериев для дифференциальной диагностики требует осторожности и творческого подхода.
Установить на основе рисунка достаточно точно уровень познавательных возможностей детей удается не всегда, так как диапазон «графической умелости» слишком велик и у разных людей проявляется по-разному. Вместе с тем наблюдения за испытуемым во время рисования, беседа с Ним по поводу нарисованного и сам рисунок дают ценный материал, который можно рационально использовать при обсуждении особенностей умственно отсталого ребенка.
Следует специально подчеркнуть, что в ряде случаев рисунки не Могут служить истинным показателем снижения интеллекта. Иногда в силу некоторых причин рисунок не отражает реальные умственные способности ребенка. Поэтому графическое изображение предметов и явлений окружающего мира не может выступать в качестве единственного критерия Оценки интеллектуального развития.
Изучение рисунков с целью установления диагноза должно проводиться в совокупности с анализом всех остальных данных психолого-педагогического обследования. При этом результаты наблюдения за процессом рисования существенно дополнят сведения, полученные о ребенке специалистами с помощью других методов, что позволит составить полную и объективную характеристику, сделать правильные выводы, дать соответствующие рекомендации.
Глава II. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 103702
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 17
… . Она привлекала и привлекает к себе внимание многих советских и зарубежных исследователей. 2. Методика
развития связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида 2.1. Современные задачи и содержание
уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида На уроках чтения в 7 – 9 классах продолжается формирование у школьников …
… 84 44 2 0 0 10 1 22 2 2 1 0 7 конт 67 39 2 0 0 6 1 11 3 4 1 0 Выводы. Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы: 1. В специальной коррекционной школе при обучении написанию изложений используется в некоторой мере видоизмененная традиционная методика. Изменения заключаются в аналитической работе, направленной главным образом на то, чтобы помочь учащимся …
… умений и навыков при работе с глиной и пластилином, особенностей обучения навыкам лепки нами были посещены занятия по ручному труду в 1-2 классах специальной коррекционной школы по разделу лепка. Занятия были проведены соответственно программе с использованием различных методов и приёмов обучения детей лепке. Проанализировав посещённые занятия во 2 “Б” и 2 “В” классах, можно прийти к выводу, …
… важно единство воспитательных воздействий школы и семьи. Для достижения этого единства проводится большая воспитательная работа школы с родителями, ведется пропаганда педагогических знаний, разъясняется структура дефекта и возможности развития глухих и слабослышащих. Знание особенностей развития детей с недостатками слуха помогает родителям найти правильный тон взаимоотношений со своими детьми, …
Источник
метки: Развитие, Психический, Ребенок, Рисунок, Детская, Диагностик, Пресс, Просвещение
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет дошкольного образования
Кафедра общей и детской психологии
Курсовая работа
ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Минск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6
1.1. Вопросы психического развития в трудах психологов и педагогов. 6
1.2. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста. 12
1.3. Использование детских рисунков как средства диагностики детей дошкольного возраста. 14
Выводы по первой главе. 25
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Определение особенностей развития психики старших дошкольников с помощью психологических тестов. 26
2.2. Диагностика психического развития детей старшего дошкольного возраста с помощью детских рисунков. 32
Выводы по второй главе. 37
Заключение 39
Библиографический список 42
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Первые шесть-семь лет жизни — наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. [3, с.332]
Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, — это превращением беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок. [35, с.5]
Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Также на протяжении всего дошкольного возраста преобладает и рисуночная деятельность.
Любой вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любого вида деятельности ребенка является его всестороннее развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются инструментами ее достижения.
2 стр., 541 слов
Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов …
… ведливости, взаимной ответственности. Цель работы: изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи работы: 1. … процесс дошкольника младшего возраста. Предмет исследования – развитие воображения как познавательного процесса в творческой игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Таким образом, интересные …
Коломинский Я.Л. утверждал, что психологические методы и есть средства, с помощью которых можно диагностировать психическое развитие ребёнка, добыть научные факты о его внутреннем мире. Особенно продуктивно для исследования психики детей используются рисуночные тесты. Таким образом, происходит непосредственное исследование всех психических процессов: воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, изображая её на листе бумаги.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребёнку и взрослому ощутить и понять внутренний мир, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и переживаний, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Достоинство рисования заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. [17, c.220]
Изучением проблемы диагностики психического развития ребенка с помощью рисуночного метода, занимались многие педагоги и психологи.
Ребенок, — подчеркивает В. С. Мухина — присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет.
Один из первых исследователей детского рисунка в России выдающийся психолог и психиатр В. М. Бехтерев, еще в начале XX в. обращая внимание своих коллег на детский рисунок, отмечал, что рисование «…представляет собой крайне поучительный предмет исследований».
Так, исследования Смирнова А.А. по вопросам детского рисунка, основанные на изучении рисунков детей, показали, что развитие детских рисунков проходит пять последовательных стадий, непосредственно связанных с хаpактеpными чертами детского интеллекта.
Известный психолог Выгодский Л.С. говорил, что рисунок должен рассматриваться как знак в системе социальной коммуникации, а овладение рисованием – как усвоение ребёнком одного из видов социальных знаков.
Панько Е.А., известный педагог в области детской деятельности, считала, что осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование дает ему возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.
Сейчас широко рассматривается проблема исследования психического развития личности. Каким образом детские рисунки отражают внутренний мир детей? Чем руководствуются психологи, интерпретируя детские рисунки? задумываются ли родители, психологи и педагоги нам тем, что рисунок — это не просто продукт детского творчества?
В своей работе хотелось бы отразить преимущество рисуночного метода диагностики психического развития перед другими методиками и как правильно его нужно выбирать и использовать.
Объект исследования: особенности психического развития детей дошкольного возраста.
4 стр., 1731 слов
Развитие психических функций в дошкольном возрасте
… становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми. Развитие психических функций в дошкольном возрасте Дошкольный возраст – период расцвета детской … познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от …
Предмет исследования: рисунок как средство диагностики психического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить преимущество рисуночных методов диагностики и описать роль детских рисунков в психическом развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме психического развития детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть методы диагностики детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать детский рисунок как средство диагностики психического развития детей.
4. Определить наиболее практичный метод диагностики психического развития детей в условиях детского сада и дома.
5. Выявить показатели некоторых областей психического развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы, беседа с родителями, анкетирование педагогов, наблюдение за детьми во время выполнения заданий, анализ продуктов деятельности, тестирование дошкольников с помощью психологических методик, для обработки данных использовался количественный и качественный анализ.
Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями.
База исследования: Исследования проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 553 г. Минска». В исследовании принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка используемой литературы (35 источников), приложения (18 наименований).
Общий объем работы без приложения составляет 42 страницы.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению психического развития детей.
1.1 Вопросы психического развития в трудах психологов и педагогов.
Психическое развитие — процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Существуют биологические и социальные факторы психического развития. [35, c. 354]…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы: психическое развитие — процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза. История диагностики психического развития детей с помощью рисунков берёт своё начало ещё в начале XX века. Выделяют 5 стадий в развитии детских рисунков, непосредственно связанных с хаpактеpными чертами детского интеллекта. I стадия — лишенных смысла штрихов, II стадия — бесформенных изображений, III стадия — схематических изображений, IV стадия — правдоподобных изображений, V стадия — правильных изображений. Рисование ребенка рассматривается как синтетическая деятельность, характеризующаяся проявлением разных сторон психического развития, использованием опыта, приобретенного в разных видах детской деятельности, усвоением разнородных элементов социального опыта, человеческой культуры. Это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Достоинство рисования заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
20 стр., 9582 слов
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
… законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного …
Проведённый анализ ряда результатов психологических тестов, не связанных с детскими рисунками, позволил определить уровни важных составляющих психического развития 20 человек. Так, выяснилось, что 60% детей в группе имеют средний уровень интеллектуального развития, 40% — высокий; 40% — адекватную самооценку, 30% — заниженную самооценку, завышенную — 20% и 10% — неадекватно завышенную самооценку; 60% детей имеют средний уровень креативности, а высокий – 40%; высокий уровень тревожности имеют 40% детей, средний – 25% и низкий 35%. Также выяснилось, что никто из воспитанников не имеет низкого уровня интеллектуального развития и креативности.
Проведенный тщательный анализ рисуночной деятельности (процесса выполнения и результата) дал возможность увидеть разнообразие психического развития детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. Качественно-количественный анализ рисуночной деятельности этих воспитанников позволил увидеть диапазон некоторых сторон психического развития и помог определить детей, у которых есть незначительные недостатки в личностном развитии. Проведение диагностического обследования позволило дополнить сведения о характерных особенностях изобразительной деятельности детей при выполнении конкретных диагностических методик, описать, проиллюстрировать эти особенности и составить психолого-педагогические характеристики детей. Результаты проведения рисуночных тестов совпали с результатами проведения других методик и, более того, раскрыли многие другие стороны личностного развития детей.
С родителями воспитанников была проведена просветительская работа в виде родительского собрания на тему «Психическое развитие детей», где им был дан ряд рекомендаций. С педагогами в дошкольном учреждении было проведено анкетирование, где педагоги показали свои предпочтения в выборе тестовых методик.
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что достоинство рисования — оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуночные тесты очень удобны для практической работы. Большинство психодиагностических методик основаны на использовании достаточно сложного тестового материала. Это бланки с распечатанными вопросами, стандартизированные картинки, плоскостные и объемные фигуры и т.п. За рубежом существует целая индустрия производства тестового материала. Причем настоятельно подчеркивается, что адекватных результатов можно достичь только при использовании стандартного материала; применение недостаточно совершенных копий снижает надежность испытания.
Использование рисуночного теста позволяет избежать проблем, связанных с приобретением необходимого инструментария. Достаточно иметь лист бумаги и карандаш, а это всегда под рукой и недорого стоит. Процедура тестирования сама по себе выгодно отличается от традиционной. Как уже отмечалось, графическая деятельность (рисование) для ребенка естественна, она ему близка и приятна и не требует от него предпринимать исключительных волевых и интеллектуальных усилий. Решая задачи какого-либо теста, ребенок, во-первых, как правило, осознает, что он поставлен в ситуацию проверки и оценки, и, во-вторых, сталкивается с вероятностью неправильного решения. Все это создает повышенное нервно-психическое напряжение. Что касается рисования, то оно носит для ребенка скорее игровой характер и не вызывает тревожных переживаний.
При выполнении большинства традиционных тестов отсутствие решения или неверное решение задачи (снижающее общую оценку интеллектуальных способностей) теоретически может быть объяснено тем, что тестируемый не понял или понял неправильно либо инструкцию теста, либо конкретный вопрос (задачу).
20 стр., 9582 слов
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
… законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста …
Это действительно иногда бывает. В данном случае такое затруднение возникнуть просто не может. Инструкция элементарна, понятна даже ребенку раннего возраста и не может быть искаженно истолкована.
Важной положительной особенностью рисуночного теста является практически полное отсутствие влияния уже упоминавшейся так называемой тестовой тренированности. То есть его повторное использование применительно к конкретному испытуемому не приводит к сколь-нибудь заметному изменению результатов. Поэтому оперируя результатами теста, можно быть уверенным, что они не искажены этим фактором.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства./ В.Н. Белкина – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. – 253с.
2. Богомолов, В. Тестирование детей / В. Богомолов Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -346 с.
3. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология./ Л.А. Венгер, В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 335с.
4. Венгер, Л.А. Психология развития/ Л.А. Венгер — М., 2005. – 175с.
5. Возрастные закономерности социализации личности / Сборник научных трудов / Министерство образования РБ, БГПУ, Мн. 2008 – 235с.
6. Волков, Б.С., Детская психология: от рождения до школы/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 4-е изд., переработанное — Спб.: Питер Пресс, 2009. – 240с.
7. Хоментаускас, Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Г.Т. Хоментаускас // Вопросы психологии №1, 1986, с.169
8. Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка, М., 2005.
9. Дилео, Дж. Детский рисунок: Диагностика и интерпритация/ Джон Дилео. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 262с.
10. Диагностика психического развития / министерство образования республики Беларусь, Учреждение образования «Барановический государственный университет»./ Л.И.Станисдавчик, Я.И. Березнева — Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – 380 с.
11. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника./ Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.:Просвещение,1966. – 351с.
12. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей/ Акад.пед.наук РСФСР, М. – 1959. -190 с.
13. Каменская, В.Г. Психодиагностика ребёнка / Каменская В.Г. — М.: 2011 – 399 c.
14. Коломинский, Я.Л., Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ Я.Л. Коломинский, — Мн. — 1997. — 237с.
15. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология/ Т.Д. Марцинковская –– М: Гардарики, — 2007. – 252 с.
16. Материалы Республиканской научно-практической конференции / формирование психолого-педагогической культуры специалиста дошкольного образования / Мн., БГПУ 2005 – 237 с.
17. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. / В.С. Мухина, М.: Просвещение, 1981 — 239 с.
4 стр., 1949 слов
Детские страхи у детей-дошкольников и пути их преодоления
… А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – Серия «Психология ребенка». – Спб.: СОЮЗ, 2003. – 448с. 16. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. – 112с. 17. … рекомендаций для родителей и воспита-телей ДОУ по профилактике детских страхов. Гипотеза исследования – проблема преодоление детских страхов детей дошкольного возраста может быть решена на уровне деятельности …
18. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина, М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
19. Мухина, В.С. Детская психология/ В.С. Мухина М.: Просвещение, 1999 – 252 с.
20. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов, М: 1998 – 630 с.
21. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Обухова Л.Ф. – Издание 3-е, стереотипное. – М.: Тривола, 1999. – 314 с.
22. Панько Е.А., Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. / Е.А. Панько, Я. Л. Коломинский – Спб.: Питер, 2004 – 480с.
23. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / В.А. Лукова. — М: Педагогика-Пресс: 1994. – 527 с.
24. Подьяков, Н., Парамонова, Л. Некоторые новые проблемы умственного воспитания / Н. Подьяков, Л. Парамонова / дошкольное воспитание, 1985 №2 с. 52-58
25. Потемкина С.Ф., Гpафические методы в психологической диагностике./ С. Ф. Потёмкина. — М.: Издательство «Дидакт», 1991 – 256 с.
26. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты./ Д.Я. Райгородский, Учебное пособие. – Самара, 2001 – 672 с.
27. Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей/ Д.Я. Райгородский – Самара: Барах-М, 2012. – 622с.
28. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии./ Е.С. Романова. — СПб. Речь, 2001 – 415с.
29. Сакулина, Н.П.. Рисование в дошкольном детстве/ Н.П. Сакулина. — М.: Просвещение, 1965. – 212с.
30. Силивон, В.А. Природа детского рисунка/ В.А. Силивон, — Мн., БГПУ — 2000 – 183с.
31. Смирнов, А.А. Психология ребёнка и подростка. — изд. 3, М.1929 – 214 с.
32. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста, — 3 изд. — М. Изд. центр «Академия» — 1996 – 95с.
33. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей/ Кэтрин Тэйлор. – 3 изд. — М.: Апрель-Пресс – 2008. — 208с.
34. Урунтаева, Г.А. Детская психология. / Урунтаева Г.А. – М.: Академия, 2010. – 365 с.
35. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – 3 изд. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 416 с.
Источник