Рисует ребенок 4 года

Рисует ребенок 4 года thumbnail

Частенько встречаю подобные жалобы в родительских сообществах. Более того: иногда родители сетуют на нежелание ребёнка работать с прописями (хотя какие могут быть прописи в таком возрасте?).

Принято считать: раз не рисует, не раскрашивает и не заполняет прописи, то и писать не сможет. Точнее, сможет, но не сразу, а лишь после долгих мучений. Да и почерк, вероятно, будет «куриный».

Кстати, много ли вы знаете людей, которые не умеют писать? Я знала двоих. Оба родились сто лет назад и не получили образования. А одна из моих бабушек окончила только три класса. Она писала нам подробные письма на 6-7 листов. Красивым почерком и довольно грамотно.

Чтобы ребёнок научился писать, не надо мучить его прописями с 3-4 лет. Да и навыков рисования для этого не требуется. Я совершенно не умею рисовать, но пишу ровно и разборчиво.

Для хорошего письма требуются чёткость и плавность линий, нажим, умение уверенно держать инструмент. Любые действия с карандашом, фломастером и ручкой будут развивать в этом направлении. То есть необязательно, чтобы ребёнок именно рисовал — достаточно, например, просто проводить линии.

Необходим также какой-никакой глазомер. Это само приходит со временем. Но и занятия творчеством тоже способствуют.

В общем, не следует зацикливаться на раскрасках и рисовании по теме. Нельзя заставлять — иначе отобьёшь охоту творить. Нужно нащупать те виды деятельности, которые по душе ребёнку, которые ему подходят. Пусть ими и занимается.

Я не говорю, что рисовать не надо. Ещё как надо. Это развивает глазомер, фантазию, креативность, изобразительные способности. Но если ребёнок отказывается рисовать традиционными способами — нужно предложить ему что-то другое.

***

Мой сын — ему скоро 4 года — тоже не фанат рисования и особенно раскрасок. Изредка соглашается посидеть с раскраской, но этого недостаточно для развития мелкой моторики, глазомера, навыка правильной работы с инструментом.

Но с карандашами и красками он возится очень часто. Просто у него есть свои любимые виды творчества. Расскажу о некоторых из них.

1. Закрашивание чистого листа краской

Я даю ребёнку лист, ёмкость с водой, краски и кисти. Предлагаю нарисовать что-нибудь. А он берёт — и закрашивает лист. Сначала меня это слегка обескураживало: ну что это за занятие? Взял, размазал краску и доволен. Чему он так научится? А потом я подумала: ну и пусть красит, раз ему нравится. Он учится правильно держать предмет и оттачивает движения рукой. Формируются усидчивость, старательность, стремление довести работу до конца. Чувство цвета, опять же, развивается. В общем, теперь я не против. Не хочет рисовать деревья, домики или помидоры, а хочет закрасить лист? Его право. (Впрочем, пейзажи и натюрморты тоже иногда рисует, не без этого).

Я даю дополнительные задания. Предлагаю, например, кусочек губки или щёточку — ими ребёнок создает фактуру или наносит добавочный цвет поверх основного.

Ждут своего часа…

Выкрашенные листы я, конечно, не выбрасываю. Это фоны. Позже мы используем их для создания аппликаций, рисования ладошками и др.

Вот выкрашенный ребёнком лист. Мы нарисовали “цветочки” связками ватных палочек. А потом приклеили бумажную бабочку и украсили её стразами.

2. Водные раскраски

Вот это ребёнку действительно нравится, в отличие от классических раскрасок. Да, работа незамысловатая — знай себе води мокрой кистью по картинке. Но это тоже развивает моторику и умение оперировать инструментом.

3. Линии

Я покупала ребенку раскраски (Кумон и другие). В основном мы работали в них восковыми мелками и карандашами.

Приходилось уговаривать и заговаривать. Ну не нравится ему раскрашивать картинки. Делает это без огонька, не старается и очень быстро теряет какой-либо интерес. Зато в одной из «кумоновских» раскрасок на обратной стороне каждой картинки имелось добавочное задание — надо было провести линию от точки до звёздочки. При этом требовалось обойти препятствия. Вот это сын оценил. Это его сразу привлекло.

Поэтому я приобрела пару «кумоновских» пособий с лабиринтами. Их мы «уделали» за месяц. Это замечательный тренажер для будущего обучения письму.

Линии сын проводит чем захочет: то фломастером, то мелком, то шариковой или гелевой ручкой. Считаю, что чем разнообразнее инструментарий — тем эффективнее занятия.

Покупать пособия накладно, учитывая высокий интерес ребенка. Поэтому теперь я просто распечатываю страницы из них. Когда мне нужно, чтобы ребенок посидел более-менее тихо и спокойно (если кто-то из домочадцев прилег вздремнуть), я даю ему эти листы и инструменты. И ребенка не остановить.

В общем, очень рекомендую эти пособия (они есть и в интернете):

  • Kumon. Простые линии. 2-3-4 года.
  • Kumon. Увлекательные лабиринты. 3-4-5 лет.
  • Kumon. Волшебные лабиринты. 4-5-6 лет.

4. Свободное малеванье в блокнотах

Точно не знаю, почему — но сыну нравится черкать именно в блокнотах, особенно в клеточку. Формат А5. Они у нас всегда в свободном доступе, как и фломастеры и гелевые ручки. Сын в любой момент может схватить блокнот и начать рисовать.

Читайте также:  Загадки про фрукты для ребенка 4 года

Может быть, ему по нраву, что там расчерчено — рисовать по линиям и клеточкам легче и удобнее. Я пока не постигла тайну сию. Альбомы он реже берет и быстрее бросает. А в блокнотах рисует часто и, бывает, подолгу. И даже раскрашивает свои рисунки.

Если ваш ребенок отказывается рисовать в альбомах — предложите ему блокноты в клеточку.

5. Рисование-игра

В одном из предыдущих постов я рассказывала об игре, помогающей закреплять счет. Мы рисуем монстриков — обычно на мольберте либо на LCD планшете. Кидаем игральный кубик и определяем, сколько у нашего монстрика будет глаз, ног, рук, ушей, рогов, хвостов, пупков и т.д. Вот тут сын согласен рисовать и глазки, и ручки, и ножки. Если я просто попрошу нарисовать человечка, то, скорее всего, откажется. А монстрика по игральному кубику — всегда пожалуйста.

Часто мы называем это чудище Бякой-Закалякой Кусачей. По Корнею нашему Чуковскому. Сын был совсем маленьким, когда я начала читать ему это стихотворение. В книге было и изображение Бяки-Закаляки. Видимо, это тоже способствовало интересу к рисованию странных существ с кучей ног, рогов, хвостов…

Ещё несколько моих постов о занятиях с ребёнком:

На чём рисовать малышу? Не альбомным листом единым…

Как помочь малышу быстро выучить стихотворение? Метод рисования строчек

Хэллоуин с маленьким ребёнком дома. У нас был День паука

Несколько наших покупных игр для мелкой моторики

Источник

/О детях/Воспитание и психология

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

  • У детей какого возраста можно анализировать рисунки
  • Анализируем рисунок семьи

    • Расположение фигур на рисунке
    • Изображение себя
    • Страх и агрессия на детских рисунках
  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» – решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Читайте также:  Каким спортом заняться ребенку в 4 года

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Детский рисунок и цвет

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр – обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

  • темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

  • красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;

  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

  • если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Рекомендации родителям

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

  1. Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

  2. Какие цвета использует ребенок.

  3. Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

  4. Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

  5. Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

22.03.2018

Читайте также:  Можно ли ребенку 4 года в парилку

Автор: Анна Первушина

Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

  

LK1

О, Боже!!! Гнать взашей таких “специалистов”! Нет слов…

Андрей Борисович (Гость)

Вы фанаты,LG)))Не заморачивайтесь.

Я психолог,по образованию

Пересыпание Валентина (Гость)

В 8 классе раньше люди в ПТУ шли учиться и на завод, а не рисовали будущие профессии… это 8-летки могут и то, для привлечения внимания

Даже если человек нарисует два совершенно разных рисунка результат будет одинаковым. Анализируется огромное количество деталей. Простому человеку не понять этого. Нужно образование, специалист должен быть высококвалифицированный.

Ребёнок 3 месяца рисует только эмблему LG и эти буквы на каждом листе в альбоме. Что это означает?

Здравствуйте, ребенок часто закрашивает лица ручкой, и свое в том числе. Ей 4 года, что это значит?

А у нас все нарисованы,всё хорошо,но у всех всегда очень длинные ноги ( .Что это значит?

Подскажите, пожалуйста, ребенка (только пошел в первый класс) попросили нарисовать маму и папу. Он нарисовал только пару и дом. Нарисовал голубым карандашом. Он ему нарисовал грудь. До 5,5 лет я его воспитывала одна, а уже 10 месяцев как вышла замуж. Но отношения с отчимом, как бы правильно сказать, никакие. Подскажите, что это рисунок может обозначать.

LK1
(04/09/2020)

У меня есть забавная история про психолога. Моему сыну было 3 года. Мы были молодые и довольно ответственные родители, что-то в его поведении его нас беспокоило (вот не помню, что именно. Вряд ли что-то страшное). Мы стали искать детского психолога для консультации. Интернет тогда был еще не распространен, найти было сложно. Нашли по рекомендации, именно детского. Правда, работала она со школьниками. Но мы решили, что если она детский психолог, то всяко особенности развития в определенном возрасте знать должна. Психолог знала заранее, что консультировать будет 3-хлетку.

Приходим.

На столе листы бумаги и цветные карандаши.

Психолог знакомится с ребенком, видит, что парень контактный. И спрашивает у него, какой карандаш ему больше нравится. Ребенок какой-то выбирает. Психолог убирает его. Потом снова… Как выяснилось, это был тест Люшера. На карандашах с бог знает какими оттенками. С 3-хлеткой, который не вполне понимает, чего от него хотят, и только видит, как исчезают именно те карандаши, которые ему нравятся….

Ну да ладно.

Потом карандаши возвращаются на базу, и ребенку предлагают нарисовать дом, дерево и себя. 3-хлетний парень выполняет задание.

Потом ребенка уводят из комнаты (тут ничего такого, с хорошо знакомым и любимым другом семьи). И мы начинаем слушать неутешительные вердикты.

Ребенок потерян, не осознает себя, не видит перспектив, одинок, близок к депресии, как-то так. И одним из определяющих критериев оказалось отсутствие 5 пальцев на руках в автопортрете))).

Может, я чего-то не понимаю, но 3-хлетка вряд ли должен уметь рисовать столь подробно. Да и до пяти он не факт, что умеет считать.

Правда, то, что мы услышали дальше, удивило еще сильнее. Психолог узнала, что ребенок спит в отдельной комнате. И очень настойчиво велела прекратить безобразие: ребенок должен спать с мамой! “А до какого возраста?” – спросила я. “Чем дольше, тем лучше. У моей знакомой мальчику 13 (13!!!!!!!) лет. Он до сих пор спит с мамой. И, знаете, очень хороший ребенок”

На мой вопрос о сексе в семейной паре при соблюдении таких обычаев, психолог почему-то нервно захихикала, а потом ответила что-то по смыслу “так вам секс или воспитание ребенка дороже”…

Вот так занимательно мы проконсультировались)))

Яна (Гость)

Значит вы не замечаете ребёнка в семье и ребенок считает себя не нужным

Лара.Ru писал(а):
Да, ребенок нарисовал себя в одном наряде, на следующем рисунке в другом! Он пробует, развивается.

А эту трактовку ведь психолог отправила как сопровождение с документами в школу. И грустно и смешно.


Бывает и так. Грустно.

А что если ребёнок нарисовал семью в виде животных? Лошади. Что это значит?

А если ребенок не ртсует себя вовсе?

Руслан (Гость) писал(а):
Не согласен с мнением, что психологи “вытягивают за уши” анализ состояния ребенка. Другое дело, что для полного анализа один метод никогда не используется. И ТОЛЬКО по рисунку конечно нельзя объективно определить, как ребенок себя в семье чувствует и ведет.


Полность согласна с этим высказыванием. Ребенок рисует под настроение. И через некоторый промежуток времени рисунок может быть совершенно противоположным первому.

Не согласен с мнением, что психологи “вытягивают за уши” анализ состояния ребенка. Другое дело, что для полного анализа один метод никогда не используется. И ТОЛЬКО по рисунку конечно нельзя объективно определить, как ребенок себя в семье чувствует и ведет.

Источник