Рисполепт ребенку 5 лет

Рисполепт ребенку 5 лет thumbnail

05.12.17


Риски и действие препарата, который часто назначается детям при аутизме

Рисполепт ребенку 5 лет

Рисперидон (Рисполепт) — это препарат, который часто применяется для лечения детей с агрессивным поведением или чрезмерной раздражительностью. Изначально этот препарат был одобрен для лечения психоза, но за последние двадцать лет его применение среди детей с аутизмом или СДВГ резко возросло. Это связано с тем, что Рисполепт часто позволяет «успокоить» детей с тяжелыми поведенческими проблемами, что, в свою очередь, помогает им функционировать в школе и в семье. В некоторых случаях единственная альтернатива — стационарное лечение ребенка в больнице.

Однако Рисполепт может вызывать серьезные побочные эффекты, и очень важно внимательно следить за здоровьем ребенка, который его принимает. Родители должны знать, что врач, назначивший Рисполепт, должен внимательно наблюдать за состоянием ребенка, чтобы гарантировать, что он получает наилучшее лечение.

Ниже приводится базовая информация о Рисполепте: зачем он нужен, каковы потенциальные побочные эффекты, и как следить за состоянием ребенка при приеме Рисполепта.

Действие Рисполепта

Рисполепт относится к нейролептикам нового поколения или атипичным нейролептикам. Это класс нейролептиков, который был одобрен в 1990-х годах для лечения симптомов психоза при шизофрении и биполярном аффективном расстройстве.

На настоящий момент его чаще используют для уменьшения агрессивности и повышенной раздражительности у пациентов с деменцией и у детей.

Детям с аутизмом Рисполепт могут назначить для уменьшения таких поведенческих проблем как агрессия и причинение себе вреда, и он был одобрен именно для этих целей. Также его могут назначать детям с другими расстройствами, например, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Как правило, Рисполепт и другие атипичные нейролептики нужны, только если поведение детей опасно для них самих или окружающих, или есть риск, что их не допустят к учебе в школьном классе или госпитализируют из-за поведенческих проблем. В этом случае Рисполепт применяется для того, чтобы ребенок стал спокойнее. Применение препарата с этой целью было одобрено только для детей с аутизмом, но большое количество исследований говорит о том, что он эффективен для уменьшения стабильных поведенческих проблем при различных расстройствах.

Почему применение Рисполепта считается спорным?

Прием Рисполепта считается спорным, потому что его побочные эффекты могут включать значительное увеличение массы тела, а также нарушения обмена веществ, неврологические и гормональные изменения в организме.

Некоторые эксперты обеспокоены тем, что детям могут сразу назначать препарат вместо альтернативного лечения, в первую очередь, поведенческой терапии, которая может решить ту же проблему без риска побочных эффектов.

Последние несколько лет СМИ освещали множество судебных исков от родителей, которые заявляют, что они не были информированы о том, как побочные эффекты рисперидона могут повлиять на их детей, и что их детям не отменили препарат при появлении проблем. Иски включали случаи мальчиков, у которых выросла грудь из-за повышенного уровня гормона пролактина — это один из редких побочных эффектов рисперидона.

Проблемы в школе и дома

Доктор Венди Мойал, детский и подростковый психиатр из «Child Mind Institute» (американской некоммерческой организации, которая специализируется на детском психическом здоровье), так описывает типичный сценарий для назначения Рисполепта из-за агрессивности или раздражительности, которая приводят к острым поведенческим проблемам. Очень часто такое проблемное поведение начинается в раннем подростковом возрасте, говорит доктор Мойал: «Мы говорим о крайне агрессивных детях, которые толкают, пихают, бьют кулаками, ломают мебель».

Если такие дети совсем не могут контролировать свои эмоции, они могут быть опасны для других детей, собственных родителей и самих себя. «Их родители могут быть в таком отчаянии, что вызывают службу спасения», — говорит доктор Мойал. Либо ребенка уже госпитализировали по скорой помощи после поведенческого взрыва в школе.

Многие эксперты считают, что во время подобного кризиса наилучший выбор врача — начать лечение рисперидоном, чтобы стабилизировать ситуацию.

Тем не менее, если речь не идет о кризисе, эксперты рекомендуют сначала попробовать другие подходы для коррекции проблемного поведения.

Поведенческая терапия

Большинство экспертов, включая доктора Мойал, подчеркивают, что необходимо тщательно изучить возможные причины агрессивного поведения при принятии решения о назначении препарата. Поведенческие проблемы могут иметь множество различных причин, включая недиагностированное тревожное расстройство, СДВГ, нарушения обучения, психологическую травму и медицинские проблемы. Лечение этих проблем может эффективнее уменьшить нежелательное поведение, чем нейролептик.

Если поведение ребенка пока не достигло кризисной стадии, эксперты рекомендуют в качестве первой терапии коррекцию на основе прикладного анализа поведения, в том числе, обучение родителей тому, как правильно реагировать на проблемное поведение и заниматься его профилактикой.

Читайте также:  Ребенок 5 лет ябедничает

Доктор Мойал говорит, что она сама, как правило, сначала рекомендует поведенческую терапию или препарат одновременно с поведенческой терапией — в зависимости от уровня риска.

Альтернативные препараты

В относительно стабильных ситуациях доктор Мойал также отдает предпочтение препаратам с более точным действием, чем Рисполепт, у которых меньше побочных эффектов. Например, если у ребенка есть СДВГ, то стимуляторы (Риталин или Аддералл) или препараты для лечения СДВГ, которые не относятся к стимуляторам, например, клонидин или гуанфацин, могут уменьшить импульсивную агрессию. Если у ребенка есть обсессивно-компульсивное расстройство, то антидепрессанты (из класса СИОЗС) могут уменьшить депрессию или тревожность, которые провоцируют поведенческие взрывы.

Доктор Мойал может попробовать назначить атипичный нейролептик, если применение других подходов не даст результатов. Для лечения раздражительности у детей в спектре аутизма также был одобрен нейролептик арипипразол (Абилифай), который часто применяется при агрессии. Доктор Мойал часто выбирает именно его, так как у него меньше побочных эффектов, чем у рисперидона, в том числе, он реже приводит к увеличению веса и эндокринным нарушениям.

Тем не менее, доктор Мойал подчеркивает, что прием лекарственных препаратов при аутизме всегда должен сопровождаться поведенческой терапией, которая включает в себя обучение родителей.
Медицинское сообщество в целом с этим согласно. Опрос, который был проведен среди ведущих экспертов в области лечения аутизма показал, что каждый из них считает, что препараты не должны становиться заменой поведенческой терапии.

Эксперты также отмечают, что если ребенку в состоянии кризиса был назначен атипичный нейролептик, то после стабилизации можно попробовать перевести его на другое лечение. По опыту доктора Мойал, тем детям, которые получают поведенческую терапию, в дальнейшем может быть проще прекратить прием препарата.

«Я предпочитаю применять рисперидон в течение ограниченного периода времени, пока не закончится кризис, — объясняет она. — И одновременно я организую поведенческую терапию с обучением родителей».

Доктор Майкл Милгэм, детский и подростковый психиатр в «Child Mind Institute», также использует атипичные нейролептики нового поколения для стабилизации состояния ребенка в кризисных ситуациях.

Однако он подчеркивает, что может быть опасно отменять ребенку препараты, пока у него нет другой системы поддержки, например, поведенческой терапии.

«Очень важно понимать, когда можно попытаться отменить препарат ребенку — нельзя делать это как только ситуация стала лучше, — объясняет доктор Милгэм. — Состояние ребенка должно быть стабильным, и он должен получать регулярную поддержку с помощью других методов. В противном случае, вы лишь создадите новые проблемы, и ребенок окажется в неотложном отделении».

Побочные эффекты Рисполепта

Увеличение веса

Наиболее распространенный побочный эффект Рисполепта — увеличение веса, которое может произойти очень быстро. В одном исследовании среднее увеличение массы тела через 10,8 недель приема рисперидона составляло 4,9 кг по сравнению всего лишь с 0,2 кг среди детей, принимавших плацебо. В исследовании среди детей, которые принимали рисперидон в течение 2,9 лет, каждый третий ребенок имел лишний вес или ожирение. Чем выше была доза препарата, тем больше было увеличение веса, связанное с ним.

Побочные эффекты, связанные с обменом веществ

Рисполепт также может вызывать так называемые «метаболические аномалии», в том числе, повышение уровня сахара, липидов и триглицеридов в крови, что увеличивает риск диабета и сердечных заболеваний в дальнейшей жизни. Эти нарушения чаще встречаются у детей с избыточным весом или ожирением.

Атипичные нейролептики с самым большим риском нарушений обмена веществ — это оланзапин (Зипрекса) и клозапин (Клозарил). Сероквель (куетиапин) и Рисполепт находятся где-то посередине. Наименьший риск таких побочных эффектов существует для арипипразола, зипрасидона и луразидона.

Неврологические побочные эффекты

Другие возможные побочные эффекты включают состояние, которое называется «тардивная дискинезия». Для этой дискинезии характерны непроизвольные, повторяющиеся движения, например, лицевые гримасы. Риск тардивной дискинезии возрастает при более высокой дозировке и продолжительном лечении, и это состояние может быть перманентным. Наибольший риск неврологических побочных эффектов связан с Рисполептом, Зипрексой и Абилифаем.

Гормональные побочные эффекты

Побочный эффект, который привел к судебным искам против компании «Johnson & Johnson», производителя Риспердала (одно из торговых названий рисперидона) — это повышение уровня гормона, который называется пролактин. Повышенный уровень пролактина называется гиперпролактинемия. В норме пролактин вызывает увеличение груди во время беременности и производство грудного молока, а также потерю прочности костей. У мальчиков этот гормон может помешать формированию спермы и вызвать увеличение груди, так называемую гинекомастию.

Читайте также:  Конфеты для ребенка 5 лет

Исследования показывают, что когда дети принимают нейролептики, уровень пролактина повышается в течение первых 6-8 недель (в одном исследовании он стал в четыре раза выше, чем среди детей, принимавших плацебо), но затем он возвращается к норме. Похоже, что с повышенным уровнем пролактина связаны высокие дозы рисперидона, но не его продолжительный прием.

Однако не у всех детей с повышенным уровнем пролактина развиваются нежелательные симптомы. Гиперпролактинемия встречается часто (у 1-10% пациентов), но связанные с ней симптомы, такие как гинекомастия встречаются редко (у 0,1-1% пациентов).

Среди нейролептиков нового поколения Рисполепт связан с наибольшим повышением уровня пролактина, а Абилифай с наименьшим.

Отслеживание побочных эффектов

Дети, принимающие Рисполепт или другой атипичный нейролептик, должны регулярно проходить обследование у врача во время лечения. До начала приема препарата нужно установить их изначальные рост, вес, общее состояние здоровья, уровни пролактина, жиров и сахара в крови.

Во время первых нескольких месяцев лечения Рисполептом или другим атипичным нейролептиком, необходимо часто измерять уровень пролактина. При повышенном уровне пролактина и появлении симптомов гиперпролактинемии рекомендуется уменьшить дозу и перевести ребенка на другой препарат. Если у ребенка нет симптомов при повышенном уровне пролактина, то рекомендуется ежегодно обследовать ребенка, если планируется, что ребенок будет принимать препарат в течении продолжительного времени, так как возможное влияние продолжительного повышенного пролактина на фертильность и развитие костей неизвестно.

Группа канадских исследователей ранее отметили, что анализы крови и физический осмотр пациента в стабильном состоянии может восприниматься занятыми врачами как пустая трата времени. Однако учитывая возможные негативные последствия, они считают: «Если врач не готов регулярно обследовать ребенка на наличие побочных эффектов, то он не должен выписывать эти препараты».

Сотрудничество с вашим врачом

Как и в случае с любым лекарственным препаратом, очень важно, чтобы вы обсудили с врачом все, что может вас беспокоить. Врач должен быть готов обсуждать с вами симптомы, которые вы наблюдаете, и объяснять какие существуют варианты для изменения дозировки или смены препарата. Если вам кажется, что врач ребенка несерьезно воспринимает ваше беспокойство, или что врач не следует рекомендациям по подбору препаратов и дозировке, либо он добавляет новые препараты к уже принимаемым — вам следует узнать мнение другого специалиста.

Если вы считаете, что ваш ребенок должен прекратить прием Рисполепта — обязательно сообщите об этом врачу, обсудите все за и против. Не меняйте дозу препарата и не отменяйте его прием без консультации с врачом. Нейролептики нельзя отменять сразу, их дозировка должна очень постепенно снижаться, при этом нужно следить за возможным появлением у ребенка симптомов отмены препарата, например, насморка, диареи и болей в животе. И помните: главный симптом, на который нужно обратить внимание — это возвращение опасного поведения, из-за которого и был назначен препарат.

Также смотрите:

Нужно ли ребенку с аутизмом принимать лекарственные препараты

Аутизм и психическое здоровье

Лекарственная нагрузка – проблема людей с аутизмом

В Москве психиатр из США рассказала о роли препаратов в лечении аутизма

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Здраствуйте. Дочери 2 года и 10 месяцев. Были на совместной консультации психолога и психиатра. Был поставлен диагноз шизотипический диатез. Назначено лекарство рисполепт в микродозах. Дочь: родилась в 41 неделю путем кесарева сечения. С рождения на искусственном вскармливании (молока не было). Дочь росла очень спокойной, отличалась внимательным взглядом, любила долго рассматривать мобиль над кроваткой и засыпать под него. Улыбаться и реагировать на родителей начала соответственно нормам. Перевернулась и поползла тоже в пределах нормы. Дедали курсы массажа в 4 и в 7 месяцев. Встала с опорой ближе к 11 месяцам (врач сказал что голеностоп слабый, не перекармливать). Пошла в 14 месяцев. Засыпала с рождения самостоятельно в своей отдельной кроватке. С рождения у нее не было ко мне сильной привязанности, но я списывала это на кесарево и отсутствие грудного вскармливания. Сидя на ручках не держалась за меня, руки разводила в стороны. После массажей, ближе к году стала держаться за меня руками. Плавала не охотно. С полугода перестала любить воду. Голову до сих пор моем с жуткими истериками. К двум годам стала опять купаться в ванной, но голову никогда не мочит (до этого только мылись быстро под душем с мочалкой). С 3-х месяцев я начала с ней заниматься по методике Домана-Маниченко (чтение, позже, месяцев с 6-7 карточки с картинками). В ее комнате висели плакаты с азбукой, животными, овощами и фруктами. Часто их рассматривали, сидя у меня на ручках. Так же я постоянно читала ей стихи. На прогулках если она не спала, сажала лицом к себе, постоянно рассказывала стихи и потешки. Очень много показывала из окружающего мира, сопровождая пояснениями. Играли в пирамидки, сортеры, конструкторы из кубиков. Телевизор и телефон до 2-х лет были под запретом. Двигательной активности нам не хватало, до почти двух лет жили в центре Москвы, площадки все в закрытых дворах (у нас во дворе не было), поэтому на прогулгах обычно катались в коляске и дышали воздухом. В результате дочь рано начала говорить и цитировать стихи и прозу. В полтора года знала все буквы, могла показать нужную пальцем или назвать ту, на которую показывала я. Книги читаем не по возрасту ( с 2-х лет самые любимые это Буратино, Чипполино, Незнайка, Путешествие Нильса с дикими гусями). Что насторожило и почему пришлось обращаться к психиатору и психологу: ближе к двум годам, когда начали смотреть мультики и читать Буратино, жили 3 месяца на даче с племянницами. Они старше на год и на 6 лет. Все вместе начали играть в Буратино. Мою дочь так привлекло быть Буратино или Мальвиной, убегать от Карабаса что все игры стали сводиться к таким ролевым. Причем особого сюжета не было. Догонялки скорее. Занятия карточками или рисованием, пластилином перестали привлекать. Появились тики (сжимала резко глаза, иногда еще и зубы). Стала жутко неусидчивой, капризной и нытиком. Иногда даже агрессивной. Если не хочет что-то делать, «не хочу, мама папа уходи», прогоняет из комнаты с кулаками. Игрушки стала выстраивать в ряд. Особых игр с игрушками не стало. Дочь всем раздавала роли из недавно прочитанных книг или просмотренных мультфильмов, и нам с папой соответственно. Но сюжет игры как бы не формировала, просто побежали, Мальвина или догони меня Карабас. Привлечь к какому-нибудь действию трудно, она либо зразу идет в отказ, либо постепенно навязывает свою игру «а побежали». Стала иногда бегать по кругу. Сейчас стала иногда ходить на носочках. С периода ползанья любила подбирать мелкие соринки, все-время нужно было чтобы что-то было в руках: камушки, палочки или веточки, листочки или игрушка и так до сих пор. На прогулке либо катается с горки как угорелая, либо собирает листики и букеты. Мелкая и крупная моторика плохо развиты.  Не хочет быть самостоятельной: сама не хочет чистить зубы, умываться, раздеваться и одеваться. Все время «мама помоги», нытье и капризы. Осваивать самокат не хочет. И постоянно навязывает всем разные роли. Но есть один образ, неизменный, это она птенчик, а я мама птичка. Когда хочет поныть или чтоб пожалели – прикидывается птенчиком и зовет маму птичку. Каждый раз не вылезает из ванной, пока я не  выйду со словами «мама птичка, птенчик зовет» и не вернусь со словами «птенчик мой любимый, а вот и я, мама птичка». Тогда в образе птенчика вылезает ко мне на ручки. Психиатр объяснил, что у нее пошло неравномерное развитие мозга и некоторые функции переразвиты (речь), а некоторые развились плохо (мелкая и крупная моторика и т.д.). Скорее всего эту неравномерность спровоцировала я со своими ранними занятиями и прекращением развития мелкой и крупной моторики (я просто не настаивала и списывала все на ранний кризис 3-х лет, ведь она не хотела ничем заниматься). Сейчас я в замешательстве. Диагноз меня выбил из колеи. А ребенок становится неуправляемым и жутко капризным. Мы обязательно будем заниматься с психологом развитием навыков, которые не были развиты в полной мере. Но я хочу понять: сможем ли мы обойтись без рисполепта? И какова вероятность что дочь сможет развиться нормально и социализироваться?

Читайте также:  Стишок про ребенка 5 лет

Источник