Режим его значение для всестороннего развития ребенка

Режим его значение для всестороннего развития ребенка thumbnail

Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеем большое оздоровительное воспитательное значение. Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учёте особенностей роста, развития, условий жизни ребёнка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и чёткому взаимодействию всех органов и систем. Режим – основа нормальной жизнедеятельности ребёнка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития. Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей. Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребёнка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа. Обязательным законом жизни ребёнка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. Правильно организованный режим дня создаёт ровное, бодрое настроение, интерес с учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребёнка. Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый – адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребёнка. Так, избыточная физическая нагрузка, например. При переносе тяжестей, тормозит рост. Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии. Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребёнка. Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания настроения, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 часа. В первые три года жизни режим меняется несколько раз. Он должен быть подчинён основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции. Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учётом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется всё ещё лёгкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определённой неустойчивостью нервных процессов. При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10-15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4-5 лет) – по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5-6 лет) – два занятия в день по 20-25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6-7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление. Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми. В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком. Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов. Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В программе предложены режимы как для холодного, так и для теплого времени года. В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня. Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. – также следует проводить на свежем воздухе. Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание: проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим, с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т.п. При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей. Планируя работу, воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная минутка. В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности. На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении. Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста. Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование.

16. Культурно-гигиенические навыки, их содержание и методика формирования в разных возрастных группах.

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях. Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей. Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, – писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее». Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья. К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

§ рационально организованная обстановка,

§ четкий режим дня,

§ руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры) Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно – гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Источник

Режим – это твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. Для каждого возраста устанавливается свой режим, соответствующий особенностям возрастного развития детей.

Режим дня – это не просто регламентированное времяпрепровождение, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитатель­ное значение.

Значение режима дня заключается в том, что его правильное и точное соблюдение способствует нормальному функционированию организма ребенка, обеспечивает продуктивность деятельности, формирует адаптивность и устойчивость к воздействию отрицательных факторов. Физиологические основы режима дня состоят правильной закономерности и периодичности жизненных процессов.

Ребенок, у которого устоявшийся режим дня с самого рождения более спокоен, легче засыпает и просыпается, бодр и весел в течение дня. Основными компонентами режима являются: обязательные организованные занятия, игры, прогулки, прием пищи, сон, проведение гигиенических процедур. Структура режима, последовательность и чередование отдельных компонентов одинаковы для всех возрастных групп. Отличия состоят в их продолжительности.

Рассмотрим особенности построения режима в ДОУ, методики проведения режимных моментов в разных возрастных группах.

Режим дня в детском саду дифференцируется по группам.

В режиме дня для детей младших групп (2-3 и. 3-4 года) больше времени должно отводиться на дневной сон (2- 2 1/2 ч), на одевание после сна, при подготовке к прогулке, на прием пищи, воспитание культурно-гигиенических навыков, которыми они уже начинают овладевать. Пребывание на воздухе (прогулки) должно быть не менее 3-4 ч в день, летом желательно в течение всего дня (в том числе сон на свежем воздухе). Организованное занятие (рисование, развитие речи, лепка) предусматривается раз в день продолжительностью 10-15 мин.

С возрастом сокращается время на самостоятельную деятельность по самообслуживанию, увеличива­ется время прогулки, проведения учебных занятий.

Режим дня для детей 4-5 лет отличается от режима в младших группах тем, что больше времени отводится для проведения организованных занятий (15-20 мин) и несколько усложняется характер этих занятий.

В режиме дня детей старшей и подготовительной групп для сна отводится 11/2 ч. Занятия приобретают характер обучения и проводятся ежедневно: для старших групп – два занятия продолжительностью 25-30 и 15-20 мин; для подготовительных – не менее трех занятий продолжительностью по 25-30 мин.

Во всех группах в середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 11/2-2 мин. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10-12 мин. Во время перерывов следует проводить подвижные игры умеренной интенсивности.

Игровая деятельность является одним из основных и эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста. В режиме дня всех возрастных групп игровой деятельности отводится значительное время.

Непосредственно с игрой связан и труд детей. В младших группах трудовое воспитание складывается из работ по самообслуживанию: умение самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, аккуратно есть; по подготовке к занятиям, сервировке стола, ухода за растениями и т. п.

Виды и содержание трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста разнообразнее и сложнее. Дети с удовольствием и интересом выполняют различные поручения по труду, но он их утомляет. Поэтому продолжительность труда не должна превышать в старшей и подготовительной группах 20- 25 мин. Работа, связанная е интенсивной деятельностью (вскапывание грядок, прополка, поливка растений, расчистка дорожек от снега и т. п.), должна продолжаться в средней группе не более 10 мин, в старшей – 15 мин.

Режим его значение для всестороннего развития ребенка

Большую роль в организации положительного настроя ребенка играет утренний прием. Ведь оттого, как будет принят ребенок в детском саду, зависит весь его день. Часто плохое настроение одного ребенка влияет на других детей. Обычно утренний прием проводится на воздухе, лишь в плохую погоду в помещении. Во время приема пищи помощниками воспитателя уже являются дети. Старшие накрывают на стол самостоятельно, а младшие работают по указанию и подсказкам воспитателя.

Особое место в режиме жизни детей в детском саду занимают прогулки. Помимо оздоровительного значения прогулки способствуют развитию движений ребенка, его физической активности. Перед прогулкой воспитатель объясняет детям, какие игрушки они возьмут с собой, во что будут играть, на какие вопросы после прогулки они ответят. На прогулку планируется 1 – 2 подвижные игры. Весной и летом планируется труд на участке.

После обеда в режиме дня сон. Многие дети охотно спят, особенно дети младшей группы. Сон проводится в хорошо проветренном, но не в холодном помещении.

После полдника и вечерней прогулки дети уходят домой. Воспитатель в это время рассказывает родителям, как прошел день, какое настроение было у ребенка, что интересного он сегодня сделал, что новое узнал, как вел себя со сверстниками.

Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении. Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста. Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование.

Источник

Консультация для воспитателей ДОУ:

«Режим дня, его значение в жизни и развитии ребенка».

Воспитатель: Погодина О.В.

г. Ярославль

2017 год.

Консультация для воспитателей ДОУ:

«Режим дня, его значение в жизни и развитии ребенка».

  1. Режим жизни детей, его значение во всестороннем развитии ребенка.

Режим дня, это размеренный распорядок действий на весь день.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового ребёнка и правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Важнейшим условием всестороннего и гармоничного развития детей является рациональный режим дня. Это точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Однако понятие режима в дошкольном учреждении только этим не ограничивается. В него входят также условия проведения и содержание каждого из указанных процессов.

Количественные и качественные показатели режима должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, способствовать укреплению его здоровья, улучшению физического и психического развития. В целом режим дня в дошкольном учреждении является оздоровительным, формирующим личностные качества ребенка, такие, как самостоятельность, ответственность, аккуратность, чистоплотность и т.п.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

  1. Физиологические основы режима дня.

Правильный режим основывается на главной закономерности жизненных процессов – их периодичности. Еще И.П.Павлов обратил внимание на то, что в живом организме все подчинено ритму, цикличности и соразмерности физиологических функций.

Иван Петрович Павлов

При правильной организации режима дня под влиянием разнообразных воздействий внешней среды происходят сложные изменения в центральной нервной системе. Многократное повторение одних и тех же безусловных рефлексов способствует образованию миелиновой оболочки вокруг нервного волокна, благодаря чему скорость передачи возбуждения возрастает. Ребенок отвечает на обращение не только быстрее, но и более адекватно в результате того, что возбуждение, поступающее в кору, ограничивается одним центром, а не распространяется на другие. Сила нервных процессов также увеличивается. Происходит совершенствование органов чувств, восприятия и ответных реакций.

Проведение каждого режимного процесса в одной обстановке и в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных рефлексов, которая создает определенный динамический стереотип. Это и является физиологической основой режима дня. Ребенок прочно усваивает последовательность действий. Так, например, вымыв руки перед едой, он сразу садится за стол, а не бежит к игрушкам. Сев за стол, сразу начинает есть, потому что сама подготовка к еде условно рефлекторно повышает аппетит. Создается аналогичная настройка и на все другие режимные процессы. Это способствует достижению лучших результатов при более экономной трате сил.

Правильно организованный режим создает оптимальную возбудимость центральной нервной системы, способствует ее высокой работоспособности и вызывает преобладание положительного эмоционального настроя. Все это является непременным условием здоровья и гармоничного развития ребенка.

  1. Значение каждого режимного процесса.

Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребенка неизбежно снижаются, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика призвана «будить» организм ребенка, настраивать его на действенный лад, но в то же время умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки и т. д. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду.

Сон

Сон – это очень сложное явление. Изучение физиологии сна выявило, что он состоит из двух, сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного сна более продолжительная, это фаза глубокого сна, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут. Вторая фаза – это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации, поступившей за день, ее анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти. Таким образом, во время сна мозг продолжает работать, увеличиваются его кровоснабжение и потребление кислорода.

Очевидно значение сна для детей дошкольного возраста, поэтому его организация требует должного внимания. При правильном распорядке дня фактор времени приобретает свойства условного сонного раздражителя и способствует нормальному засыпанию.

Закаливание

Важным элементом режима дня является закаливание – научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. К нему лучше всего приступить с детского возраста.

Наиболее существенными средствами закаливания являются естественные природные факторы – воздух, вода, солнечные ванны. Процедуры закаливания проводятся с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития. Сила закаливающего фактора воздуха, воды, солнца увеличивается постепенно, не допуская переохлаждения. Закаливание осуществляется регулярно в течение всего года, учитывая особенности климата, сезона, погоды. Все закаливающие процедуры применяются на фоне положительного эмоционального настроения.

С помощью закаливания можно избежать многих болезней. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.

Прием пищи

Обязательным компонентом режима является прием пищи, который организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах четырех часов. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит. Даже небольшая задержка завтрака, обеда или ужина затрудняет четкое выполнение последующих режимных процессов, создает предпосылки для нарушения у детей аппетита.

Прогулка

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.

Занятия (НОД)

Занятия (НОД) являются не только ведущей формой обучения, но и средством всестороннего развития детей, они способствуют формированию у ребенка разнообразных навыков и умений, готовят его к школе. На занятиях дети накапливают систематизированные знания об окружающих явлениях жизни, учатся трудиться, у них развиваются познавательные способности, любознательность, совершенствуется работоспособность. Организованное обучение создает условия для нормального психического и физического развития дошкольников, и от того, насколько рационально и эффективно реализуется этот вид деятельности, зависит уровень развития детей.

Игра

Игра ребенка, по данным советских психологов, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная, представляет собой и важное средство укрепления здоровья.

Во второй половине дня в ходе подъема детей, умывания, полдника, подготовки и проведения прогулки продолжается работа по закаливанию, воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности у детей, формирование у них волевых и моральных качеств личности.

Правила при выполнении всех режимных процессов:

  1. Индивидуальное обращение по имени к каждому ребенку.

  2. Замечания нужно делать индивидуально, не в присутствии других детей группы.

  3. Не использовать повелительную форму.

  4. Речь педагога должна быть спокойной, неторопливой, не громкой, выразительной.

  5. Не допускать, чтобы дети долгое время находились без движения.

  6. Мебель и оборудование должны соответствовать росту детей.

  7. Нужно учитывать дни недели.

  8. Единство воспитательных требований.

  9. Индивидуальный подход.

  10. Принцип постепенности.

  1. Учет индивидуальных особенностей детей при организации и проведении режима (гибкий режим).

Гибкий режим – конкретные действия, направленные на обеспечение психического благополучия ребенка, во время его пребывания в детском дошкольном учреждении. Это комфортное, оптимальное состояние ребенка.

Установленный для всего коллектива режим, общие требования программы детского сада не всегда совпадают с уровнем и особенностями развития некоторых детей, типами их высшей нервной деятельности. Общий режим в полной мере не отвечает также возможностям детей с отклонениями в состоянии здоровья. Такие воспитанники больше других нуждаются в индивидуальном подходе. Особого внимания к себе требуют и дети, перенесшие острые респираторные заболевания. Ослабленные дети нуждаются в щадящем режиме. Прежде всего, им нужно увеличить продолжительность сна, укладывая первыми и поднимая последними. Учитывая трудность засыпания, следует оберегать их от волнений, создать спокойную обстановку в группе. При необходимости для отдельных детей (в целесообразных пределах и на определенный период времени) изменяют режим дня, приблизив его к режиму предыдущей возрастной группы. При этом нужно помнить, что повышение требований, предъявляемых к ребенку в процессе воспитания, и перевод его на общий режим в течение года должен осуществляться постепенно.

Нужно вместе с родителями провести анализ обычного поведения ребенка, начиная с утреннего пробуждения и далее вплоть до вечернего засыпания, важно обратить внимание на особенности дневного сна. В результате можно установить временную динамику многих психологических и других качеств, среди которых следует выделить работоспособность и эмоциональное настроение ребенка. Индивидуальные биоритмологические околосуточные особенности следует учитывать при реализации любого воспитательного мероприятия. Особенно это касается занятий. Наибольшую значимость правильное проведение занятий приобретает в старших и подготовительных группах. Основное биоритмологическое правило ежедневной организации и проведения занятий ,заключается прежде всего в регулировании степени умственной и эмоциональной нагрузки в зависимости от времени дня и соответствующих проявлений биоритмов. «Жаворонки» успешно справляются с заданиями на первых занятиях, тогда как «совам» необходимо время, и довольно длительное, для того чтобы войти в оптимальный рабочий ритм. Поэтому от таких детей не обязательно добиваться полных и правильных ответов в утренние часы, лучше часть работы с ними перенести на дневное или даже более позднее время. Примерно такая же динамика свойственна и эмоциональным реакциям детей с повышенной плаксивостью и раздражительностью, у «сов» по утрам, а у «жаворонков» во второй половине дня, что необходимо учитывать родителям и воспитателям при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы с детьми.

Условия гибкого режима:

  1. Учитывается состояние здоровья детей.

  2. В соответствии с погодными условиями ( -18 С )

  3. Самочувствие детей.

  4. Утомляемость детей.

  5. Перевозбуждение детей.

  6. Карантин.

  7. Желание родителей.

Источник