Режим дня значение сна в развитии ребенка

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.

Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность  –  это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму – смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 800 до 1200 ч и от 1600 до 1800 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 1400-1600 ч. Не случайно занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.

Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и выказывать недовольство по поводу его медлительности.

Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

Читайте также:  Развитие отношений матери к ребенку

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью.

Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания.Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Источник: https://roditelskiy.site/services/zdorove/rezhim-dnya-i-ego-vliyanie-na-zdorove-rebyonka

Источник

«Утверждаю»

зав. кафедрой педиатрии,

д.м.н., профессор

А.И. Кусельман

——————————

«——»———–2006

Методические
рекомендации для студентов по теме:

Особенности
воспитания детей различного возраста,
включая подростковый. Сон, режим дня,
подбор игрушек. Занятия с детьми раннего
возраста. Социальное развитие детей и
подростков, принципы оценки.

Вид
занятия:
практическое

Продолжительность
занятия 2 часа

Цель занятия: Изучить особенности
воспитания детей различного возраста.
Значение соблюдения режима дня и сна
для детей. Организация занятий с детьми
раннего возраста и подбор игрушек.

Студент должен знать:

  1. особенности воспитания детей различного
    возраста

  2. значение режима дня в жизни ребенка
    (сон, бодрствование, режим кормления).

  3. наиболее частые причины нарушения
    режима

  4. понятие суточного режима, бюджетного
    времени

  5. этапы формирования режима

  6. Основные элементы воспитания детей
    раннего возраста:

    • занятия с детьми первого года жизни

    • занятия с детьми второго года жизни

    • занятия с детьми третьего года жизни

    • воспитание навыков при приеме пищи

    • Воспитание гигиенических правил,
      высаживание на горшок, одевание и
      раздевание

    7. Организация
    режима дня в дошкольном учреждении.
    Режим дня детей от 3 до 7 лет

    1. сон; признаки, значение, режим.

    2. занятия с детьми раннего возраста,
      подбор игрушек.

    3. роль воспитания детей различного
      возраста.

    Студент должен уметь:

    • Уметь составлять режим дня, бодрствования,
      сна детей различного возраста. Уметь
      проводить занятия с детьми раннего
      возраста. Правильно подбирать игрушки
      для детей.

    Вопросы для самостоятельной работы
    студентов:

    • социальное развитие детей и подростков

    • принципы оценки социального развития
      детей.

    Значение режима дня в жизни ребенка

    Режим
    это рациональное распределение во
    времени и правильная последовательность
    удовлетворения основных физиологических
    потребностей
    организма ребенка (в активном бодрствовании,
    сне, пище), а также пра­вильное
    чередование различных видов деятельности
    во время бодрствования.

    Правильная организация режима жизни
    детей — необходимое условие для
    нормального развития нервной системы.
    С учетом возрастных особенностей ребенка
    режим должен предусматривать наличие
    всех элементов жизнедеятельности
    ребенка (сон, прогулка, занятия и пр.),
    дисциплинирующих и способствующих
    нормальному физическому развитию.

    Подготовка
    ребенка к поступлению в дошкольное
    учреждение должна быть разносторонней.
    Педиатру следует обратить внимание на
    состояние здоровья ребенка и при
    необходимости провести оздоровительные
    мероприятия, чтобы ребенок лучше
    справился с трудностями адаптационного
    периода. После заболевания ребенка
    можно направлять в дошкольное учреждение
    — только после полного выздоровления.
    Воспитатель должен внимательно отнестись
    к новичку, выяснить у родителей особенности
    его воспитания, привычки, постараться
    пробудить в детях доброжелательное
    отношение к новому ребенку. Ребенок
    быстрее адаптируется, если и дома, и в
    дошкольном учреждении придерживаются
    одного и того же режима и приемов
    воспитания. Продолжительность пребывания
    в группе вновь поступивших детей следует
    увеличивать постепенно. Частая смена
    персонала или неоправданный перевод
    из одной группы в другую может травмировать
    ребенка. В связи с этим рекомендуется
    подождать, пока ребенок привыкнет к
    новым условиям.

    Читайте также:  Развитие ребенка в частной школе

    Режим включает три основных компонента:

    1. распределение во времени (ритм);

    2. последовательность действий;

    3. характер активности.

    Ниже приведена классификация
    наиболее частых причин нарушения режима.

    1. Неблагоприятный социальный анамнез
      (91%):

    1. незрелые семьи (до 20 лет);

    2. низкий уровень образования;

    3. нездоровый психологический климат в
      семье;

    4. неполная
      семья (по определению ВОЗ, благополучная
      семья – это
      семья, где на одного ребенка приходится
      трое любящих взрослых);

    5. однополая семья (страдают мальчики;
      авторитарность бабушки – частая причина
      неврозов у детей);

    6. низкая зарплата;

    7. стесненные жилищные условия.

    1. Неблагоприятный биологический анамнез
      (88%):

    1. неблагополучие во время беременности;

    2. неблагополучие во время родов;

    3. неблагополучие в период новорожденного;

    4. искусственное вскармливание (до 3
      месяцев – 60%).

    1. Нарушение поведения (86%) (возбужденный
      ребенок).

    2. Пограничные состояния (82%):

    1. гипотрофия;

    2. экссудативный диатез;

    3. энцефалопатии;

    4. рахит.

    1. Хронические заболевания (47%):

    1. патология ЦНС;

    2. другие.

    1. Отклонения в НПР (41%):

    1) в понимании речи;

    1. в развитии эмоций;

    2. в развитии движений.

    1. Острые заболевания (38%).

    2. Низкий уровень физического развития
      (35%).

    Значение
    режима
    заключается,
    прежде всего, в том, что он способствует
    нормальному функционированию внутренних
    органов. Правильный режим обеспечивает
    уравновешенное, бодрое состояние
    ребенка, предохраняет нервную систему
    от переутомления, создает благоприятные
    условия для физического
    и психического развития малыша.

    Таким образом, режим – это средство:

    1. своевременного
      и полного удовлетворения физиологических
      потребностей
      организма;

    2. охраны здоровья ребенка;

    3. физического воспитания;

    4. защиты нервной системы.

    В понятие «суточный
    режим»
    входит
    деятельность организма и распределение
    в течение суток всех видов деятельности,
    отдыха и приемов пищи. Рациональный
    режим предполагает соответствие его
    содержания, организации и построения
    определенным гигиеническим принципам.
    Эти принципы обусловлены
    анатомо-физиологическими особенностями
    детского организма. Суточный режим,
    определяя весь уклад жизни, является
    важным фактором, обеспечивающим
    нормальное физическое и умственное
    развитие детей и подростков. Рационально
    построенный режим создает предпосылки
    для оптимальной работоспособности,
    предупреждает развитие утомления,
    повышает общую сопротивляемость
    организма. Один из принципов гигиенического
    режима — ежедневное его выполнение,
    недопустимость частых изменений,
    постепенность перехода к новому режиму
    обучения и воспитания. Уровень
    работоспособности коры больших полушарий
    мозга определяется морфологической и
    функциональной зрелостью нервной
    системы. Все виды деятельности труда и
    отдыха должны включаться в режим.
    Деятельность должна быть посильной и
    не превышать предел работоспособности
    клеток коры, а отдых обеспечивать полное
    их функциональное восстановление. Этот
    принцип определяет содержание режима
    и суточный бюджет
    времени
    .

    Под бюджетным временем
    понимается суммарная продолжительность
    всех режимных моментов, которые можно
    объединить в 6 основных компонентов
    режима:

    • сон;

    • прогулки;

    • учебная деятельность;

    • игровая деятельность;

    • отдых по собственному выбору;

    • прием пищи, личная гигиена.

    Содержание и деятельность
    каждого из этих компонентов из­меняются,
    приобретая новые особенности и характерные
    черты. Сон — это отдых, обеспечивающий
    полное функциональное восстановление
    всех физиологических систем.
    Физиологиче­ская потребность в сне
    детей раннего возраста зависит от
    уров­ня работоспособности их нервной
    системы. Так, в период ново­рожденности
    длительность сна около 16,5 ч. Такая
    потребность в сне объясняется тем, что
    даже незначительные внешние раз­дражители
    оказываются для новорожденного
    сверхсильными, превышают предел
    работоспособности нервных клеток,
    вызы­вая охранительное торможение.
    Поэтому сон — это физиологи­ческое
    состояние ребенка этого возраста.

    В первый месяц жизни ребенок спит
    беспорядочно. Со 2-го месяца устанавливается
    суточный режим сна:

    • ночной — 10—11 ч;

    • дневной — 6—6,5 ч.

    В течение
    первых трех лет жизни длительность
    ночного сна практически не меняется, а
    уменьшение общей суточной продолжительности
    идет за счет сокращения числа периодов
    дневного сна (с 4 до 1). Одноразовый дневной
    сон устанавливается к 1,5—2 годам и
    сохраняется в течение всего дошкольного
    периода. К 7—8 годам формируется монофазный
    сон в ночное время. К 17—18 годам длительность
    сна приближается к 8—8,5 ч, как у взрослых.
    Систематическое недосыпание может
    привести к снижению умственной
    работоспособности. Прогулки — наиболее
    эффективный вид отдыха, восстанавливающий
    сниженное в процессе деятельности
    функциональное состояние организма и
    работоспособность. Эффективность
    прогулок обусловлена повышенной
    оксигенацией крови, улучшением
    окислительных процессов и тканевого
    дыхания. Пребывание на воздухе —
    действенное средство закаливания
    организма, профилактика ультрафиолетовой
    недостаточности и гиподинамии. Характер
    и длительность прогулок имеет определенные
    особенности. С 1,5 лет в режим вводятся
    прогулки, постепенно заменяющие сон на
    воздухе. Для детей 2—3-летнего возраста
    предусматриваются 3 прогулки, общая
    продолжительность прогулок — до 4,5—5
    ч. в дальнейшем длительность прогулок
    для младших школьников — 3,5 ч, старших
    — 2,5 ч в сутки. Учебные занятия в раннем
    возрасте (первый, второй год) носят
    характер игры, продолжительность их
    составляет не более 10 мин. В дошкольном
    возрасте в режиме предусматриваются
    занятия по 20—30 мин, направленные на
    развитие речи, устный счет, т. е. способность
    оперировать отвлеченными понятиями.
    Большое внимание уделяется развитию
    двигательных навыков. Уровень
    морфологического и функционального
    развития организма подростка в 15—16 лет
    позволяет приступить к профессиональному
    обучению, формированию сложных рабочих
    стереотипов. Игровая деятельность и
    отдых по собственному выбору способствуют
    формированию у детей положительных
    эмоций. Время игровой деятельности в
    суточном бюджете детей раннего возраста
    закономерно увеличивается в связи с
    сокращением продолжительности дневного
    сна и удлинения периодов бодрствования.
    У дошкольников игровая деятельность
    занимает 4,5—5 ч, у школьников отдых по
    собственному выбору. Приемы пищи, как
    и личная гигиена, являются обязательными
    компонентами режима детей любого
    возраста. Они воспитывают и развивают
    гигиенические культурные навыки, знания,
    умения. Водные процедуры являются
    элементами закаливания. В суточном
    бюджете необходимо предусмотреть
    достаточное время для приемов пищи,
    утреннего, вечернего туалета, переодевания
    детей, умывания перед едой. Важно
    рациональное распределение компонентов
    режима в течение суток, их смена,
    чередование. В процессе выполнения
    этого принципа необходимо исходить из
    учета биологических ритмов, рационального
    чередования деятельности, использования
    механизма повышения работоспособности.

    Читайте также:  Половое развитие умственно отсталого ребенка

    Необходимость
    соблюдения режима связана с двумя
    моментами. Во-первых,
    жизнь на Земле подчинена определенным
    ритмам (смена дня и ночи,
    смена времен года, фаз луны и т.д.).
    Во-вторых, практически вся наша
    разумная деятельность строится на
    основе стереотипов. Стереотип, или
    привычка, выступает в данном случае как
    средство охраны высшей нервной
    деятельности. Режим
    для ребенка – это и есть первый в жизни
    формируемый
    сложный ритмичный стереотип, призванный
    охранять нервную систему и
    здоровье ребенка и способствовать
    формированию последующих стереотипов
    (привычек).

    При назначении режима дня
    учитываются: возраст, индивидуальные
    особенности высшей нервной деятельности
    ребенка; состояние здоровья – период
    выздоровления после болезни, период
    адаптации к детскому учреждению;
    уровень физического развития; условия
    жизни дома; время года и климатические
    условия. Переводить ребенка на следующий
    возрастной режим
    нужно постепенно при условии, если он
    физиологически уже подготовлен к этому
    переходу.

    На необходимость коррекции режима
    указывают:

    1. возраст;

    2. длительность и характер засыпания;

    3. длительность сна;

    4. особенности поведения в период
      бодрствования.

    Режиму должны подчиняться три потребности:

    1. активность (бодрствование);

    2. сон;

    3. пища.

    Бодрствование
    это деятельное
    состояние коры полушарий головного
    мозга, находящейся в активном
    взаимодействии с подкорковыми отделами
    головного мозга. По определению И.П.
    Павлова, бодрствование поддерживается
    теми раздражителями из внешнего мира,
    которые действуют на большие полушария.

    На длительность бодрствования влияют:

    • объем потока информации, количество
      впечатлений, активная деятельность
      ребенка;

    • предел работоспособности нервной
      системы (степень зрелости мозга), который
      определяется возрастом;

    • качество сна (так, качество сна
      новорожденного не дает основы для
      длительного бодрствования).

    Бодрствование предполагает различные
    виды активности (умывание, одевание,
    еда, игра, занятия с мамой, прогулка).

    Основой рационального бодрствования
    является смена характера ак­тивности,
    т.е. переключение с одного вида деятельности
    на другой. Любое однообразие деятельности
    вызывает у ребенка утомление. С точки
    зрения физиологии доказано, что любая
    работа будет продуктивной, если она
    вклю­чает чередование трех компонентов:
    1) умственной нагрузки; 2) физической
    активности; 3) положительных эмоций.

    Бодрствование тесно сопряжено со сном.

    Сон – заторможенная деятельность
    всех воспринимающих органов и систем.
    Мозг активен, но активное его состояние
    направлено на восстанов­ление затрат
    энергии и переработку информации.

    Сон, как и бодрствование, подчиняется
    возрастной зависимости. Однако с
    возрастом изменяется только количество
    дневного сна.

    Потребность в сне определяется:

    • слабостью нервной системы;

    • индивидуальными и конституциональными
      особенностями ребенка;

    • уровнем здоровья;

    • качеством сна.

    Ребенок – существо с полифазным сном,
    поэтому полноценным, или качественным,
    для него будет сон, в котором чередуются
    фазы глубокого (медленного) и поверхностного
    (быстрого) сна.

    Только ослабленный (быстрый, поверхностный)
    сон наблюдается:

    • у детей в больницах;

    • у перевозбужденного ребенка;

    • при шуме во время засыпания;

    • если перед сном ребенок очень плотно
      поел;

    • при несоответствии режима возрасту и
      состоянию ребенка.

    Наоборот, быстрый сон не наступает:

    • после длительной, тяжелой физической
      нагрузки;

    • при медикаментозном сне;

    • у больных детей в крайне тяжелом
      состоянии.

    Доказано, что если нет ослабленного
    сна, то нет сновидений и нет отдыха.

    У взрослых периодизация
    сна составляет 90 минут. У ребенка она
    формируется ко
    второму году жизни.

    Таблица 1

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник