Ресурсы для развития личности ребенка

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Заместитель заведующей

МБДОУ «Детский сад №15

г. Красноармейска Саратовской области»

Воробьева Тамара Николаевна

        Современное поколение  живет и действует  в динамичном мире, стандарты которого  предъявляет к  человеку  все возрастающие  требования во всех сферах общества.  Образовательная сфера не является  исключением. «Для обновляющейся социальной реальности, прежде всего, должен быть сформирован новый, адекватный ей тип личности». Отсюда актуальной становится проблема создания необходимых условий для ее развития, а также приобретения способностей адаптироваться в быстро   меняющимся   рискогенном обществе,   решать  сложные  профессиональные и повседневные  задачи.

          Современное  законодательство РФ позволяет наиболее полно расширить границы образовательного пространства, создать  благоприятные условия для полноценного проживания и подготовки дошкольников к жизнедеятельности  в современном обществе.

Образование  представляет собой  триединство взаимосвязанных и целенаправленных процессов, во-первых, обучения, во-вторых, воспитания, в-третьих, развития активного формирования самосознания гуманистически ориентированной современной личности ребенка.  Образование   является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а приобретенные им знания, умения, навыки, компетенции, ценностные установки позволяют сформировать у него мотивацию профессиональной и образовательной деятельности  в течение всей жизни.

Отметим, что воспитание  детей дошкольного возраста является сложным, трудоемким и кропотливым процессом. Основная его цель заключается в том, чтобы направить ребенка  на  «добывание активной радости», выражающейся в действии,  умении творить добрые дела для других и приносящей растущему человеку удовольствие. С этих, казалось бы, совсем небольших проявлений внимания к окружающим, начинается формирование у детей умения и желания доставлять радость другому человеку. Современные требования к дошкольному образованию дают возможность педагогам работать с  большой отдачей,   творчески, целенаправленно.

Творческий процесс — представляет   качественный переход от известного к новому и неизвестному.   Для того, чтобы отойти от повседневности, внести разнообразие в мир ребенка, стала актуальной работа по темам, которые  позволяют  объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными и интегрированными. При этом особое внимание уделяется познавательной и нравственной мотивации. Тематические дни в учебном процессе позволяют  охватить самые разные формы обучения, наполнить их разнообразными образовательными технологиями, поисковой и проектной деятельностью, авторским экспериментированием.

Обратимся к авторскому опыту по развитию личности дошкольников на примере МБДОУ «Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области». В дошкольном образовательном учреждении  сложилась традиция в конце каждого месяца проводить творческие дни и недели.  Среди них:  «Яблочный денек», «День книги», «День  шоколада», «День музыки», «День сказки», «День юмора», «День игры», «День русского языка», «День здоровья», «В стране  Мульти – пульти», «В деревне Смешариков». Такие мероприятия креативны,  позволяют творчески организовать процесс воспитания дошкольников. Проведение таких дней и недель требуют от педагога тщательной подготовки, которая сполна окупается эмоционально-положительной активностью  ребят в течение дня или недели.   Творческо-игровые дни построены на разнообразном игровом материале, помогают снять эмоциональное напряжение, приобщают детей к миру познавательной динамичной  игры, развивают их эстетически, воспитывают чувство коллективизма и взаимопомощи.

Реализация данной образовательной технологии  является залогом успешной и приоритетной  формы работы с воспитанниками, в основе которой лежит прием погружения в тему.

Осуществляя воспитательную работу   с  дошкольниками   на протяжении многих лет, нами было замечено, как дети любят праздники, как они готовятся к ним, какая это для них большая радость, возможность выбраться из повседневности. 

Главной целью воспитания ребенка в дошкольном учреждении является комплексное и гармоничное развитие  посредством игры, пения, танца, чтения стихов, представления небольших сценок,  а не ординарная  подготовка к очередному празднику.  Использование  развивающих моментов в ИРП вызывает одновременно и  познавательный интерес к  обучению.  Тогда происходит  непростое заучивание текстов, а разучивание, причем в интересной активной форме, когда каждый повтор игр, сцен, песни, танца содержит в себе творческую составляющую, динамичность, эмоциональность.

Отсюда следует, что  задача педагогов дошкольного учреждения заключается в том, чтобы   по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя   у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации.  Важно сформировать у  личности  дошкольника самостоятельность в эстетической оценке действительности. Такая работа  дает возможность  педагогам  выйти на разработку авторских развлекательных игровых программ таких, как: «Ах, баня, баня, баня»,  «Праздник красного цвета», «Кафе хорошее настроение», «Правовая дискотека», «Праздник шляп» и многих других.

Данные  тематические  праздники наиболее интересны детям потому, что они  расширяют их кругозор, формируют мировоззрение и отвечают современным подходам  к личности ребенка,  кроме того, они развивают у детей инициативу потребность создать что-то новое, свое. . Дошкольники  в развлекательной доступной форме приобщаются к культуре, создавая с помощью педагога атмосферу доверия, взаимодействия, сотрудничества, поддержки.  С помощью таких мероприятий дошкольники перемещаются  из повседневности в мир праздника, игры, сказки, фантазии, юмора, смеха, что для данной возрастной группы вполне приемлемо и поэтому чувствуют себя раскованнее и комфортнее. Подобные познавательно-креативные программы позволяют создать атмосферу доверия, заинтересованности, радости и успеха, а также помогаю всесторонне и полно раскрыться ребенку  как личности. Все это способствует укреплению духовного здоровья и личностного благополучия. Следует согласиться, что «субъективное благополучие является тем психологическим феноменом, который олицетворяет естественное стремление к внутреннему равновесию, комфорту, ощущение счастья, поэтому в индивидуальной судьбе каждого человека оно и занимает столь важное место, являясь регулятором поведения в обществе жизнедеятельности».

В современных социально-экономических условиях нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств маленького ребенка.  Защита прав детей стала настолько важным и актуальным делом не только родителей, педагогов, но и общества в целом,  что  появилось решение проводить эту работу в дошкольном образовательном учреждении.  Поэтому возникают закономерные вопросы:

– Как научить детей жить уже с ощущения счастья?

– Как научить радоваться жизни и беречь ее?

– Как воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе.

– И можно ли начать жизнь с ощущения счастья?

Автору данного исследования пришла идея разработать игровую развлекательную программу «Правовую дискотеку» и, конечно, она должна пройти в Диско – клубе. Данное мероприятие имело правовую направленность. Оно прошло в нестандартной обстановке, а в  специально оформленном помещении за уютными, красочно оформленными столиками, на которых стояли соки и фрукты, в интересной активной форме, в атмосфере радости и отдыха. Каждый конкурс, танцы, песни, содержали в себе творческую новизну. Дети почти не сидели, они танцевали, аплодировали в такт музыки, выполняли различные движения. Стихи дети учат неохотно, и поэтому они прозвучали по-новому, в форме «РЭП», с увлекательными танцами и акробатикой, с сольными номерами. Каждый желающий почувствовал себя рэпером.

Проблема физического воспитания дошкольников, состояние здоровья  подрастающего поколения, а также проведение всей работы в этом направлении в соответствии с положениями Закона «О безопасности» является  весьма актуальной темой. По данной теме   нами подготовлена и разработана  игровая развлекательная программа «Ах, баня, баня, баня». Подвижные игры,  аттракционы, конкурсы, розыгрыши, сюрпризы, которыми насыщена эта программа, вызывают у детей смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает, праздник незаменим средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настрой на жизнеутверждающий лад имеет высокую целительную силу. Такая игровая программа позволяет формировать у детей положительное отношение к закаливанию, гигиеническим процедурам, к определенному ритму жизни, режиму. Характерной особенностью этой игровой программы «Ах, баня, баня, баня» является включение игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет «Переправа в тазиках», «Сбор в баню», «Бег в простынях» и многое другое. Немаловажная роль отведена подбору познавательного материала, в том числе рассказ воспитателя о:

  • финской, русской,  японской бани;
  • правильной подготовке веников;
  • правилах поведения в бане;
  • соблюдение  техники безопасности.

Даже в этом мероприятии дошкольники пополняют свои знания, которые, безусловно, помогут им в практической жизни. Запоминание и, главное, правильное понимание пословиц, поговорок, прибауток, крылатых выражений, фразеологизмов об особенностях бани и принятия банных процедур направлено на систематизацию  знаний детей о русской народной культуре,  усвоении правил безопасности жизнедеятельности. Особо отметим также музыкальное сопровождение праздника, которое обеспечивает эмоциональный настрой, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале или конце игры, эстафеты. Нам близка идея о том, что «личностное развитие в информационном обществе, обществе риска в условиях модернизации современного отечественного образования во многом зависит от использования в качестве стратегического ресурса традиций народной культуры, способной развиваться, изменяться и адаптироваться к окружающей действительности».

Подготовка к таким праздникам доставляет детям большое удовольствие, радость. Дети получают возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на их умственные способности и личные качества. Самое главное, меняется отношение детей к пониманию здорового образа жизни.

Таким образом, дошкольное образование является важным ресурсом формирования личности современного ребенка. Целью предложенных нами игровых развлекательных программ, опирающихся на народную и современную отечественную культуру, является эмоционально-личностное развитие детей. В основе игровых программ лежит организация педагогического процесса путем формирования личностно-эмоционального благополучия детей, способности к снятию стрессовых напряжений, развития положительных эмоций, навыков социальной компетентности, здорового образа жизни, воспитания правовой культуры. Условием организации программ являются: активные формы проведения, диагностика знаний детей, комплексная работа с семьей. Дети в развлекательной доступной форме приобщаются к ценностям культуры, коммуникативному общению. Авторские программы помогают учесть индивидуальную специфику каждого ребенка и его место в конкретном коллективе воспитанников. Соответственно,  такой подход к работе является  ресурсным гарантом образования и развития личности современного дошкольника в условиях дошкольного учреждения.

Источник

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

Наталья Обухова
Обеспечение эффективного личностного развития каждого воспитанника в условиях современного ДОУ

ФГОС дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства. Он декларирует самоценность «проживания» детьми эпохи детства, его уникальность, важность создания благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

(СЛАЙД 2)

ФГОС – это стандарт развития личности, его социализации, включающий в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познания норм и правил социального взаимодействия, осознания себя в мире людей и окружающих предметов.

Мы четко должны понимать, что главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться.

(СЛАЙД 3)

Поэтому стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. В рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства. Это другая ценностная ориентация, которая предполагает поддержку разнообразия детства, наличия множества программ, поддерживающих развитие ребенка в соответствии с его особенностями.

В своей работе я использую следующие методы и приемы, для того чтобы обеспечить каждому дошкольнику полноценное личностное развитие:

(СЛАЙД 4)

1. Личностный подход. Для меня личность ребенка является высшей ценностью. Я принимаю ребенка таким какой он есть, не стараясь его переделать. Уважаю личность каждого ребенка, его индивидуальность.

2. Деятельностный подход. Это важно! Так как ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность. Использую игровую, познавательно-исследовательскую, трудовую, творческую.

И наконец,

3. Комплексный подход. Где воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Организую деятельность ребенка таким образом, чтобы он раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Работая по данной проблеме, создала условия для:

– проявления самостоятельности;

– проявления активной гражданской позиции;

саморазвития и самореализации;

– социализации личности в современных условиях.

Свою работу провожу поэтапно.

Это и

• сбор информации об индивидуально личностных особенностях воспитанников;

• перспективное планирование работы;

непосредственно сама

• систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

а также

• коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем, которую разрешаю совместно с педагогом психологом.

(СЛАЙД 5)

Стараюсь максимально наполнить повседневную жизнь ребёнка интересными делами в группе, идеями, проблемами, включить каждого ребенка в содержательную деятельность.

Большое значение в работе по становлению личности придаю развитию речи ребенка. Чем лучше у ребёнка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях.

Тут мне на помощь приходят сказки, фольклорные и литературные произведения и повседневные, бытовые жизненные события. Заметила, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуаций, слушают рассказы, сказки, выполняют игровые упражнения, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки.

(СЛАЙД 6)

Всем нам известно,что у ребенка есть множество социальных потребностей: это самостоятельность, инициативность, умение договариваться и так далее. И для того, чтобы удовлетворить эти потребности использую основной вид деятельности, доступный детям дошкольного возраста – это игра. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам.

(СЛАЙД 7)

Мною создана в группе и постоянно меняется развивающаяся предметно-пространственная среда, которая стала обязательной в связи с введением ФГОС.

Развивающую ППС группы организую таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещаю оборудования по принципу нежесткого центрирования, что позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Групповое пространство разбито на несколько центров, соответствующих образовательным областям по ФГОС.

ВОТ ЧТО У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ

(СЛАЙД 8)

социально – коммуникативное развитие представлено:

– Центром ППД «Движение без опасности»

-Центром труда, (уголок дежурств)

-Центром игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)

-Уголком уединения

(СЛАЙД 9)

Познавательное развитие представлено:

– Центр «Мы познаём мир»

– Центр сенсорного развития

– Центр математического развития «Цифроград»

– Центр экспериментирования «Юные исследователи»

(СЛАЙД 10)

Речевое развитие представлено:

– Центр «Город звуков»

– Центр «Будем говорить правильно

– Центр «Здравствуй, книжка!»

(СЛАЙД 11)

Художественно-эстетическое развитие включает:

– Центр ИЗО «Наши руки – не для скуки»

– Центр музыкально-театрализованной деятельности «Петрушкины посиделки»

(СЛАЙД 12)

Физическое развитие представлено:

– Центр сохранения здоровья «Советы Доктора Айболита»

-Спортивный уголок «Будь здоров!»

Важно не перезагрузить РППС и в то же время не должен чувствоваться недостаток необходимых средств.

(СЛАЙД 13)

В создании РППС учитываю гендерное развитие воспитанников. У меня в группе – 15 мальчиков и 19 девочек, поэтому групповое пространство организовано таким образом, чтобы как мальчики, так и девочки имели возможность проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами мужественности и женственности.Например: в зоне девочек находится чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствии с сюжетом игры.

(СЛАЙД 14)

Все игровое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети прекрасно знают, где взять бумагу, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Детям это известно, так как они являются организаторами различных зон.

(СЛАЙД 15)

Есть «уголок уединения» за ширмами, блоками от мягкого модульного конструктора, где можно полистать любимую книжку, посмотреть фото из семейного альбома, или просто отдохнуть от детского коллектива.

(СЛАЙД 16)

В группе мебель и оборудование установлено так, чтобы каждыйребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной степени контакт и свободу.

(СЛАЙД 17)

Приемная также выполняет развивающую функцию: на стене оформлена мини-деревня с фотографиями детей, размещаются работы продуктивной деятельности детей на стенде «Наши руки не для скуки», даже детские шкафчики являются выставкой детских работ, атрибутов по темам.

Такое окружение вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду,

обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

(СЛАЙД18)

Еще одной важной частью моей работы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Как показывает практика, «рядовые» дети охотно включаются в исследовательскую игру, стремясь занять свое место рядом с более интеллектуально одаренными детьми. Суть моей поддержки заключается в содействии ребенку в его начинаниях, первых робких,неуверенных действиях: стараюсь их позитивно оценивать, одобрять, формировать положительное общественное мнение. Стараюсь защитить такого ребенка от него самого, от его неуверенности, от его комплексов, от внутренних противоречий.

(СЛАЙД 19)

Родителям некоторых детей мною было рекомендовано посещение хореографического кружка. За два года посещения которого, мои ребята стали публичны, свободно выступают в любой аудитории, отличаются артистичностью и большой активностью.

(СЛАЙД 20)

Те дети, у которых выявилась способность к изодеятельности, постоянно участвуют в выставках поделок и рисунков, во всероссийских конкурсах. Принимали участие в международном интернет – конкурсе изобразительного, декоративно – прикладного и литературного творчества для детей «Однажды в сказке», в районном творческом конкурсе детских рисунков «Русский лес» Антон занял первое место.

Дети, проявившие себя в актерском мастерстве, участвуют в театрализованных мероприятиях, спектаклях, организованных в ДОУ.

Не остались без внимания дети, имеющие способности к декламированию стихов. Они принимают участие в проведении утренников, торжественных мероприятий.

(СЛАЙД 21)

Моим неизменным помощником в развитии личности ребенка является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких результатов. Семейные проекты помогают получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, обогатить внутрисемейные связи. Нетрадиционные досуговые мероприятия (совместные проекты, экскурсии, спектакли, выставки семейных коллекций, выпуск семейных газет) с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми.

С родителями провожу индивидуальные консультации. На них мы обсуждаем возможность создания определенного маршрута развития для ребенка, в котором будут учитываться особенности его нервно-психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития. И в соответствии с этим определяем вектор и траекторию движения ребенка вперед.Тут активную поддержку оказывают мобильные педагоги: психолог и логопед. Они оказывают помощь детям не только на протяжении детского сада, но и тогда, когда ребенок уходит в школу.

(СЛАЙД 22)

С багажом знаний, полученных в результате проведенной деятельности, у ребенка формируются те качества личности, с которыми он успешно и уверенно шагает по жизни.

Мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми родителями моих воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Стараюсь объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.

Источник