Решение проблемы развития ребенка

![]() | Рейтинг 5 Четырнадцать простых советов, которые помогут привить ребенку навыки эффективного решения проблем |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Даже нас, взрослых, часто обуревают эмоции из-за того, что мы теряем ясность мысли и не знаем, как реагировать на ту или иную проблему. Да, эмоции делают нас людьми, но помимо них человеку дан непревзойденный интеллект для того, чтобы осознавать и откладывать в сторону свои негативные эмоции и решать проблему, которая их вызвала.
Навыки решения проблем имеют решающее значение для:
- Поведенческого развития ребенка.
- Интеллектуального развития ребенка.
- Построения более эффективных отношений (вместо того, чтобы прибегать к насилию как способу решения проблем).
- Развития умения слушать.
- Формирования уверенности в себе.
Умение решать проблемы состоит из:
- Творческого мышления, которое позволяет рассматривать проблему с разных точек зрения. Творческое мышление отличается готовностью рисковать, экспериментировать и совершать ошибки.
- Критического мышления, которое позволяет человеку мысленно разбить проблему или идею на составные части и проанализировать их. Этот навык состоит из способностей сортировать, классифицировать и сравнивать сходства и различия, приходя в итоге к обоснованному, незаангажированному выводу.
Предлагаем четырнадцать простых советов, которые помогут привить ребенку навыки эффективного решения проблем.
- 1. Помогите ребенку осознать (определить) проблему или эмоцию, которая его беспокоит. Иногда дети расстраиваются и огорчаются, просто потому что не в состоянии понять, в чем их проблема. Помогите ребенку осознать проблему или эмоцию, которая его беспокоит. Скажите ему, что быть сердитым или грустным нормально, и научите его тому, как можно описать свое состояние подходящими словами. Научите ребенка разбивать проблему на части, которые будет легче понимать и анализировать.
- 2. Не решайте проблемы за детей. Вам может быть проще решить проблему вашего ребенка и двигаться дальше. Но реальная проблема в том, что благодаря такому подходу ваш ребенок ничему не научится. Единственное, что он узнает, это то, что он зависит от вас. И как только зависимость станет привычкой, ребенок станет неспособным решать свои проблемы тогда, когда вас не окажется рядом.
- 3. Определите возможные решения. После того, как проблема определена, можно переходить к поиску решения. Задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы помочь ему найти возможное решение. Покажите ему, как мыслить гибко и свободно для того, чтобы научиться рассматривать проблему с различных точек зрения. Проведите «мозговой штурм» и поощряйте его выбирать как очевидные, так и неочевидные и нестандартные решения. Такой подход будет стимулировать как творческое, так и критическое мышление.
- 4. Обсудите возможные решения. Помогите ребенку понять и подробно разобрать каждое решение и его последствия. Если у него была ссора с другом, попросите его детально разобраться в возможных решениях, необходимых для достижения примирения. Вы можете задавать наводящие вопросы для того, чтобы помочь ребенку найти большее количество решений.
- 5. Выберите одно решение. Предложите ребенку выбрать один вариант решения проблемы из всех возможных. Самостоятельное принятие решения даст ему ощущение свободы и компетентности. Это также научит его брать на себя ответственность за свой выбор.
- 6. Составьте план действий и следуйте ему. Помогите ребенку составить план действий, с помощью которого он будет решать актуальный конфликт. Поощряйте его выполнять каждый пункт данного плана. Обдумывание и планирование не имеют смысла, если они не приводят к соответствующим действиям.
- 7. Обдумайте и проанализируйте. Следование определенному плану может дать желаемые результаты, а может и не дать. Это часть роста, который никогда не прекращается. Но для того, чтобы такой рост действительно имел место, необходимо размышлять о своих ошибках и учиться благодаря им. Позволяйте вашему ребенку совершать ошибки и учиться на них. Если ему это удается, поощряйте его.
- 8. Демонстрируйте уверенность. Дети ищут у вас моральной поддержки. Демонстрируя уверенность в их возможностях, независимо от того, удается им что-либо или нет, вы поможете им сформировать привычку никогда не сдаваться.
- 9. Поощряйте свободу в играх ребенка. Структурированная деятельность действительно полезна ребенку, но игры без каких-либо ограничений являются ключом к его когнитивному развитию. Когда ребенок решает повседневные проблемы, такие как обрушение конструкции, которую он смастерил из кубиков, или столкновение идей с идеями приятелей на детской площадке, он развивает свою способность критически мыслить. Изучение того, как работают причинно-следственные связи, является неотъемлемой частью неструктурированных игр.
- 10. Для творчества и воображения не существует правил. Если ребенок хочет раскрасить слона в красный цвет, пусть слон будет красным. Дети не связаны реалиями этого мира. Их воображение позволяет им взглянуть на проблемы по-своему. Создайте атмосферу, в которой ребенок не будет слышать упреки или осуждение. Если дети будут бояться ошибиться, они никогда не будут пытаться что-либо делать.
- 11. Будьте примером для подражания при решении проблем. Как и во всем другом, дети будут наблюдать за вашим поведением. Если вы будете впадать в стрессовое состояние, эмоционально реагировать или быстро сдаваться, то невольно научите ребенка неконструктивному отношению к проблемам. Действуйте мудро.
- 12. Иногда ребенок может нуждаться в вашей помощи. Старайтесь всегда внимательно наблюдать за тем, как ваш ребенок относится к решению проблем в повседневной деятельности, будь то игра с любимым конструктором или совместные игры на детской площадке. Если ваш ребенок кажется слишком расстроенным или готов все бросить, вмешайтесь в ситуацию с минимальным количеством помощи, чтобы помочь ему не сдаться.
- 13. Научите ребенка эмпатии. Мы не одни в этом мире, и поэтому наши проблемы, как правило, являются результатом взаимодействия с другими людьми. Эмпатия имеет большое значение для эффективного решения проблем. Объясните ребенку, что он должен научиться искренно сопереживать другим людям, а также учитывать их чувства и взгляды при принятии решений. Обрести эмпатию не просто, но она непременно придет с последовательными усилиями.
- 14. Поощряйте усилия. Детям необходимо знать, что их усилия и решения оцениваются соответствующим образом. Поощряйте их усилия, чтобы они чувствовали себя мотивированными для того, чтобы работать над решением проблем и чтобы такая работа вошла в привычку. Не говорите «Отличная работа», а скажите «Ты хорошо придумал закрепить меч на бедрах с помощью ремня!». Это покажет ребенку, что вы заметили его находку, и подтвердит эффективность найденного им решения.
С первого и до последнего вздоха мы постоянно решаем проблемы, большие и маленькие. В мире человеческих сложностей, постоянных изменений и противоречий решение проблем – это навык, который по своей важности сопоставим с дыханием. Следование приведенным советам поможет ребенку приобрести его.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценки.
Развитие ребенка
13.02.2017
Источник
6 ПРОБЛЕМ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
В психологическом развитии дети проходят определённые этапы, которые позволяют им развиваться гармонично. Но если на каком-то этапе возник сбой, заботливая мама всегда заметит это по поведению малыша.
Обычно родители внимательно следят за физическим состоянием малыша: не поднялась ли температура, не появился ли насморк. Но ещё надо помнить о важности психологического здоровья. Ведь зачастую это залог хорошего самочувствия, недаром врачи постоянно говорят о психосоматических заболеваниях. Кроме того, поведенческие проблемы ребёнка причиняют дискомфорт ему самому, а также провоцируют конфликты в семье.
Поэтому заботливая мама должна уметь распознавать изменения в психологическом состоянии ребёнка, чтобы помочь ему справиться с проблемами, которые он даже не осознаёт. А для этого молодым родителям полезно иметь представление о наиболее распространённых поведенческих проблемах у детей.
Бытовые страхи
Страх темноты у крохи обычно возникает, когда он ему кем-то навязан. Возможно, кто-то из взрослых пугает его, пусть даже неосознанно – например, говоря «не ходи туда, там темно и страшно».
Что делать маме?
Играйте с ребёнком в жмурки, прячьте и ищите предметы в сумерках (не обязательно в тёмной комнате). Выберите вместе с малышом красивый ночник или многофункциональный фонарик, которые справятся с темнотой.
Чем поможет психолог?
Специалист проведёт с ребёнком серию игровых упражнений, например, «храбрый утёнок», – когда ребёнок учится входить в тёмную комнату потихоньку.
Страх чужих людей возникает, когда кроха ограничен в познании мира. Нежелание общаться с малознакомыми взрослыми может быть связано и с врождённой застенчивостью.
Что делать маме?
Не навязывайте ребёнку знакомства, не заставляйте общаться, если он не хочет. Но и не нужно избегать встреч со знакомыми людьми во время прогулок. Достаточно как бы «не замечать», что карапуз не участвует в общей беседе. Много читайте ему, изучайте вместе окружающий мир, позволяйте самому ошибаться, если это безопасно для здоровья.
Чем поможет психолог?
Очень полезна арт-терапия. Принесут пользу и развивающие занятия в компании сверстников ребёнка и их мам.
Упрямство и агрессия
Чаще всего упрямство связано с отсутствием стабильности в семье. Ребёнок таким способом «нащупывает» границы допустимого поведения – и не находит их, либо находит каждый раз в разном месте: мама разрешает одно, папа – другое, а бабушка – третье.
Что делать маме?
Старайтесь держать себя в руках, но не уступать ребёнку просто оттого, что так легче. Упрямца можно отвлечь, переключив внимание. Кроме того, эффективны похвала и поощрение хорошего поведения малыша.
Чем поможет психолог?
Полезны телесно-ориентированные практики, двигательная активность, занятия, задействующие крупную моторику.
Если ребёнок проявляет агрессию – бьёт маму или сверстников, кусается и обзывается на людях, это может означать, что ему не хватает общения с папой либо нет стабильности дома.
Что делать маме?
Строго, но не жёстко пресекайте проявления агрессии. Слово «нельзя» и серьёзный взгляд понимает даже полугодовалый ребёнок. Привлекайте папу (или значимого мужчину, например, дедушку) к воспитанию ребёнка, поощряйте движение, активные игры.
Чем поможет психолог?
Специалист подскажет способы мягко отвести агрессию; порекомендует занятия, задействующие крупную моторику; назовёт правильные формулировки для бесед с ребёнком. В решении проблемы детской агрессии может помочь арт-терапия, когда ребёнок будет выливать злость или обиду на бумагу в виде рисунков.
Ревность
Проявление ревности может быть признаком того, что ребёнок ощущает нехватку внимания. Например, если малыш ревнует маму к папе, значит, он очень нуждается в общении с ней. Не списывайте ревность на эгоизм: до трёхлетнего возраста говорить о нём ещё рано.
Что делать маме?
Есть такой парадокс: мама может весь день быть с ребёнком, но не погружаться полностью во взаимодействие с ним, то есть общаться формально, играть «вполсилы». Малыш интуитивно чувствует это и стремится получить больше. Поэтому старайтесь быть вместе с ребёнком, а не просто рядом с ним. При этом не допускайте ситуацию, при которой поведение карапуза будет влиять на ваши отношения с теми, к кому он ревнует, не идите у него на поводу.
Чем поможет психолог?
Специалист сумеет поставить правильный «диагноз», а именно – с чем на самом деле связаны капризы ребёнка, его слёзы на ровном месте или агрессия в адрес взрослого «конкурента». Соответственно, зная причину ревности, вы сможете помочь малышу с ней справиться.
Нелюбовь к детскому саду
Ребёнок не хочет идти в детский сад по нескольким причинам, и их важно различать, так как от этого зависят ваши действия. Либо малышу ещё психологически рано разлучаться с мамой и отправляться в «большой мир», либо ему просто непривычно в детском саду (условия сильно отличаются от домашних), либо некомфортно (строгие воспитатели, неудобная кроватка, драчливый одногруппник, неумение себя обслужить из-за отсутствия навыков самообслуживания).
Что делать маме?
Решать проблему в зависимости от причины: подождать с походом в детский сад; последовательно (и заранее) готовить ребёнка к саду, чтобы ускорить привыкание; создать комфортные условия (сменить группу, принести любимую игрушку для сна, поговорить с воспитателем).
Чем поможет психолог?
В беседе с ним легче выявить причину – как с помощью беседы с крохой, так и в игровой форме.
Случайность или проблема?
Сталкиваясь с проявлениями «плохого» поведения у маленького ребёнка, родители должны удержаться от двух крайностей – игнорирования и драматизации. Во втором случае это означает, что не надо делать из мухи слона, если ваш ребёнок в понедельник вдруг заявил, что он отказывается идти в детский сад, или расплакался, когда с ним на улице заговорил незнакомый дедушка. Ведь, как известно, понедельник – день тяжёлый, а пожилые люди часто кажутся совсем маленьким детям пугающими персонажами.
Если же ваш карапуз готов болеть чем угодно, лишь бы вообще не ходить в детский сад, или если он всегда держится в стороне от любых малознакомых людей, осознайте наличие проблемы и приготовьтесь её решать – сами или с помощью опытного специалиста.
Сколько «инцидентов» с крохой должно произойти, чтобы забить тревогу? Ответа нет. Внимательно наблюдайте за своим ребёнком. Врождённые особенности его характера или темперамента, нюансы вашего стиля воспитания, окружение – всё это надо учитывать, прежде чем начать делать далеко идущие выводы.
Главный же критерий такой: если вашему малышу самому становится плохо в конкретном контексте (например, он постоянно не высыпается из-за страха темноты), то ему пора помочь с привлечением специалиста.
Как только вам покажется, что у вашего ребёнка возникла какая-то психологическая проблема, найдите авторитетного психолога и сходите к нему на консультацию.
В последнее время многие отрицательные изменения в поведении маленьких детей объясняют кризисом трёхлетнего возраста.
На самом деле этот кризис нарастает постепенно, и первые сложности появляются уже после того, как крохе исполнится год.
И, причины поведенческих проблем у ребёнка обычно комплексные, связь между предпосылками и проявлениями не прямая, да и решение не может быть однозначным. А значит, нет и никаких общедоступных лайфхаков. Родителям нужно искать подсказки, попробовать разные способы понять своего ребёнка и пытаться договориться с ним.
От рождения до полутора лет кроха проходит фазу «мама». На этом этапе разлука с ней накладывает отпечатки на состояние и поведение ребёнка, которые могут проявиться не сразу. Среди них – нервный тик, слезливость, вредные привычки (например, грызть карандаш). Но эти проявления можно исправить.
Во время фазы «мама» делайте акцент на развитие интеллекта малыша. В этом помогут оздоровительный массаж, максимальное общение с ним (чтение книг, разговоры, прослушивание музыки), с 6 месяцев – игры с бумагой (рвать и мять), ощупывание поверхностей.
Этот этап формирует у малыша доверие к миру. И маме важно ничего не запрещать малышу. Вместо этого переключите его внимание на иную похожую деятельность: например, если он рвёт вашу книгу, дайте ему газету.
Следующий этап – это фаза «папа», которая длится с полутора до трёх лет и влияет на эмоциональный фон детей. Здесь важно уделить внимание развитию крупной моторики – это помогает успокоиться, учит контролировать эмоции.
Папе и маме важно договориться, как воспитывать малыша: что приемлемо, а что нет, какие установить традиции в семье. Тогда ребёнок будет знать, что его ожидает, и причин для упрямства будет меньше.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Современные дети: проблемы и их решения
2 слайд
Описание слайда:
Современные дети заметно отличаются от тех, что были 10 лет назад. Сегодня они погружены в комедийные шоу, общаются в «Контакте», не расстаются с мобильниками и плеерами. Как же сейчас они проводят время? С какими проблемами сталкиваются?
3 слайд
Описание слайда:
А что их делает другими? Прежде всего социокультурная среда, в которой они растут. Сегодня это телевидение и Интернет… Современные подростки более информированы, обо всём наслышаны. Это связано с формированием единого информационного пространства. Однако эти знания не глубоки. Большинство подростков не проводят время за книгами. Они растут перед мелькающими картинками телевизора и не готовы к углубленному постижению предметов.
4 слайд
Описание слайда:
У современной молодёжи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, короткую информацию, не вдаваясь в подробности. Поверхностность мышления – одна из причин трудностей, с которыми сталкиваются школьники во время учёбы. Как общаются подростки? Общение- основной вид деятельности в подростковом возрасте. Раньше ребёнок много времени проводил во дворе, общаясь со сверстниками, играя. Современные дети сидят у телевизоров . мониторов. Иногда мама считает, что купив игру, она развивает ребёнка, тем самым лишает его возможности приобретать навыки эффективного общения. Он учится общаться только с машиной, растёт погружённым в виртуальную реальность. А в школе, в реальной жизни, нужно уметь выстраивать отношения, договариваться со сверстниками и взрослыми.
5 слайд
Описание слайда:
Родители должны понимать: телевизор и компьютер, а также другие гаджеты влияют на психику. Так в 13-15 лет у подростка мало позывов для учёбы. Ему хочется выстраивать межличностные отношения. И когда мама ему говорит: нужно заниматься уроками, впереди ЕГЭ, для него всё далеко. Он уверен: нужно удовлетворять свои потребности здесь и сейчас, это важнее. Поэтому необходимо, чтобы родители обсуждали с детьми рекламные ролики, игры и контролировали все, что смотрит их ребенок, вырабатывали критическое отношение к этому.
6 слайд
Описание слайда:
Смотришь и поражаешься детской жестокости… Сегодня подросток знает героя компьютерной игры, у которого несколько жизней. Поэтому у него стирается представление о ценности живого. Унижение слабых – как стремление к самоутверждению, лидерству. Подросток может просто не знать другого способа. Так в школе появляются такие явления как буллинг и моббинг: Буллинг – (англ. bullying) травля, преследование, направленная агрессия, организованная кем-то из сверстников с привлечением нескольких сообщников. Остальная часть коллектива остается «непричастной», фигурирует в качестве наблюдателей. Моббинг в школе – это психологическое притеснение группой учеников своего одноклассника, другого ребенка из школы или учителя. Отношения между группой агрессоров (мобберов) и их жертвой, предполагающие систематическое и целенаправленное преследование жертвы
7 слайд
Описание слайда:
Чтобы этого избежать, родители должны общаться со своими детьми. Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим родительским авторитетом.
8 слайд
Описание слайда:
Самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Принятие ребёнка – это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт существования его в этом мире. В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребёнка. Значимость ребёнка – это признание его значительности в существовании семьи.
9 слайд
Описание слайда:
Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребёнка, то они стараются подчёркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Признание – это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть поступки ребёнка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребёнку время почувствовать и осознать совершённое им, и в поддержке отца и матери.
10 слайд
Описание слайда:
Значимым и важным принципом является принцип доступности. Быть доступным – это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Нельзя отмахиваться, откладывая общение на «потом». Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком – это не значит без конца читать мораль или делать с ним уроки. Это значит помочь ему пережить какие-то страдания, поговорить и обсудить их вовремя.
11 слайд
Описание слайда:
Рекомендации: Важную роль в жизни человека играет семья, в которой он растёт. Даже сегодня при большой занятости родителей надо способствовать выработке у подростка умения принимать правильное решение в ситуации нравственного выбора. Важно уделять внимание физическому здоровью ребёнка, следить за режимом, чтобы он не сидел целый день у компьютера, а ночью в интернете. Необходимо выстраивать такие отношения, чтобы ребёнок знал, что он как личность интересен родителям, его мнение для них значимо. Тогда в трудной ситуации ребёнок будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркотикам.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала: ДБ-1018923
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник