Ректороманоскопия ребенку 3 года

Ректороманоскопия ребенку 3 года thumbnail

Ректороманоскопия (проктосигмоскопия) – один из наиболее распространенных и доступных методов эндоскопического исследования, который применяют как в стационаре, так и в амбулаторной практике. В опытных руках это абсолютно безопасная манипуляция, дающая не только исчерпывающую информацию о состоянии слизистой оболочки конечного отдела кишечника, но и ценные сведения о кишечном содержимом, тонусе кишки, состоянии венозной геморроидальной сети и т. д.

К ректороманоскопии обычно обращаются в дополнение к пальцевому ректальному исследованию, а также для исследования участков конечного отдела кишечника, недоступных осмотру с помощью ректальных зеркал. Показания: выделение крови через заднепроходное отверстие, запоры, неустойчивый стул, подозрение на полипы, язвы, опухоль, повреждение слизистой оболочки. Ректороманоскопию выполняют также при подозрении на портальную гипертензию, чтобы выявить варикозно расширенные вены в местах коллатералей верхней геморроидальной и нижней брыжеечной вен. Противопоказаний к ректороманоскопии практически не существует.

Подготовка к ректороманоскопии. Новорожденным и грудным детям ставят две очистительные клизмы кипяченой водой в объеме 50-150 мл за 60 и 30 мин до исследования с последующим введением газоотводной трубки с боковыми отверстиями. Детей более старшего возраста готовят следующим образом: вечером накануне процедуры и за 1,5-2 ч до манипуляции – очистительные клизмы (300-700 мл воды), за 20- 30 мин до процедуры – газоотводная трубка с боковыми отверстиями. Важно помнить, что тщательное промывание кишки до чистой воды не всегда способствует получению достоверных сведений. Так, многократное промывание большими порциями воды приводит к удалению рыхло связанных со слизистой оболочкой наложений и слизи, что извращает картину патологических изменений слизистой оболочки. Поэтому при неспецифическом язвенном колите, когда необходимо видеть действительную картину, промывания не производят. Наоборот, при кровоточивости, обусловленной полипами, а также при подозрении на опухоль или полип тщательное очищение кишечника облегчает обнаружение патологических образований. Значение упомянутых деталей велико, и несоблюдение их может стать источником досадных недоразумений. Когда два врача, обследовавшие ребенка в разных учреждениях, приходят к разным выводам и каждый по-своему информирует родителей, это может явиться результатом не только неодинаковых знаний и опыта, но и неодинаковой подготовки пациента к исследованию. Таких примеров в повседневной практике наблюдается немало.

Выбор аппарата и положение больного, а также другие технические моменты зависят от возраста ребенка и его психологического настроения.

У новорожденных и грудных детей исследование целесообразно выполнять перед очередным кормлением и применять короткий тубус детского ректоскопа с волоконным световодом. У детей старше 3 лет наилучшие условия для исследования создает использование тубусов из ректоскопического набора для взрослых.

Выбор положения больного определяется тремя основными требованиями: 1) удобство, чтобы ребенок не утомлялся и была возможность производить исследование в течение необходимого времени; 2) легкость введения трубки; 3) хорошая видимость рельефа исследуемого участка кишки. У детей старшего возраста (10-14 лет), как и у взрослых, всем перечисленным требованиям отвечает коленно-локтевое положение. У детей младшего возраста предпочтительнее положение на спине, поскольку, во-первых, их невозможно удержать в коленно-локтевом положении, во-вторых, прямая кишка у них расположена более вертикально, изгибы ее не столь выражены.

Успех исследования во многом зависит от спокойного поведения ребенка. Врач и вспомогательный персонал по возможности разъясняют ребенку цель и необходимость процедуры, предупреждают о возможных субъективных ощущениях. В процессе исследования отвлекают ребенка разговором или игрушками. Обычно ректороманоскопию производят без обезболивания, и лишь у маленьких и беспокойных детей иногда может возникнуть необходимость в кратковременной общей анестезии.

Ректороманоскопию необходимо делать в специальном кабинете, оснащенном наборами ректоскопов (детским М-170, взрослым Д-185, ректоскопом с волоконным световодом), а также биксами с ватой и марлевыми салфетками, флаконами с вазелиновым маслом, стерилизатором для дезинфицирования и хранения тубусов, электроотсосом и удобным столом.

Части ректоскопа, которые вводят в кишку (тубусы, олива), стерилизуют кипячением в 2% растворе гидрокарбоната натрия и в разобранном виде укладывают на столик, покрытый стерильной простыней. Собрав прибор и проверив его работу (контакты, освещение), приступают непосредственно к манипуляции.

Введение ректоскопической трубки и осмотр слизистой оболочки. Тубус вместе с оливой-проводником густо смазывают вазелиновым маслом и аккуратно вворачивающими движениями вводят в прямую кишку на глубину 3-4 см. Затем проводник удаляют, надевают окуляр и все последующие манипуляции осуществляют только при ясном видении просвета кишки. Если в поле зрения находится стенка кишки, а просвета не видно, кишку раздувают пневматическим нагнетателем и меняют направление тубуса по оси кишки. При этом необходимо учитывать физиологические изгибы прямой кишки. Глубина, на которую удается ввести тубус ректоскопа, зависит от возраста ребенка и положения тазового отрезка сигмовидной кишки. Но если учесть, что кишка обычно как бы насбаривается на трубку, то в среднем осмотру доступно не менее 40-60 см конечного отдела кишечника.

Врачу важно детально знать расположение складок и нормальную картину слизистой оболочки, которые в известной мере меняются в зависимости от уровня осмотра. В нормальном состоянии сразу за внутренним сфинктером видны продольные складки прямой кишки, а выше зияет ампула, перегороженная поперечными складками. За ними открывается вход в тазовую часть сигмовидной кишки, отличающуюся от ампулы прямой кишки более узким просветом и более мелкими складками. Слизистая оболочка нижнего сегмента толстой кишки однообразно розового цвета, сквозь нее просвечивают мелкие ветвящиеся сосуды.

Во время движения ректоскопа вперед, раздвигая складки слизистой оболочки, ее можно осмотреть лишь ориентировочно, к тому же внимание врача на этом этапе сконцентрировано в основном на технической стороне процедуры. Детально осматривают слизистую при извлечении аппарата. В некоторых случаях патологическое образование (полип, язва) теряется в складках. Поэтому целесообразно производить осмотр 2-3 раза, продвигая трубку вперед и вновь возвращаясь к ампулярной части.

С помощью ректороманоскопии часто удается выявить причину кишечного кровотечения. В детском возрасте это чаще всего полипы дистального отдела толстой кишки. Кроме того, на основании данных ректороманоскопии можно точно диагностировать ангиому (ангиоматоз) и определить объем поражения кишки, что существенным образом влияет на выбор операции. Особое место ректороманоскопия занимает в диагностике неспецифического язвенного колита, острой и хронической дизентерии и последующем наблюдении за восстановительными процессами в слизистой оболочке.

Если данные ректороманоскопии отрицательны, но в то же время отмечается выделение крови через заднепроходное отверстие, то нельзя принимать решение об отсутствии полипов, ангиомы, геморроя, в таких случаях должно быть проведено исследование вышележащих отделов кишечника.

Источник

Ректороманоскопия у детей. Осложнения ректороманоскопии в проктологии.

Bensaude предложил особый стол для проведения ректороманоскопии у детей. Крышку этого стола поднимают и перегибают под углом 90°. По одну сторону этого угла свешивают и удерживают ноги, по другую сторону — голову, туловище и верхние конечности ребенка. Можно этот стол заменить простой, складной, съемной, углообразной накладкой, которую по мере надобности нужно помещать на перевязочный стол.

В обычных условиях ректороманоскопия у детей производится в положении на боку. Ребенка помещают так, чтобы область промежности была сдвинута к краю стола. Санитарка или медицинская сестра удерживает ребенка в этом положении с подтянутыми к животу ногами.

Собранный ректороманоскоп перед исследованием смазывают вазелином. При введении инструмента необходимо повторять изгибы прямой кишки. Это значит, что первые 3—4 см тубус вводят по направлению длинной оси туловища через анальную часть прямой кишки. Затем введенный конец ректороманоскопа отклоняют резко кзади к копчику. При дальнейшем введении ректороманоскопа стараются, чтобы его кончик скользил по передней вогнутой поверхности крестца. На глубине 15—20 см внутренний конец инструмента отклоняют влево, чтобы проникнуть им в сигмовидную кишку.

ректороманоскопия

Часто при невыполнении этих правил или при глубоко вдающихся в просвет поперечных складках прямой кишки конец ректороманоскопа упирается в стенку кишки. Дальнейшее введение его нужно прекратить, так как при насилий может быть перфорирована кишка. Во избежание подобных осложнений насилия при введении тубуса допускать нельзя. Ректороманоскоп нужно вводить медленно, осторожно, поворачивая его вокруг продольной оси. В то же время следует конец ректороманоскопа постепенно поворачивать соответственно предполагаемому ходу кишки.

Как только исследующий почувствует, что введенный в прямую кишку конец ректороманоскопа уперся в стенку, дальнейшее введение он должен производить под контролем зрения. Для этого удаляют обтуратор, зажигают лампочку в тубусе и, наблюдая через окуляр ректороманоскопа, исследующий продвигает его в просвет кишки. Если конец упирается в слизистую оболочку кишки, то нужно инструмент несколько извлечь и снова под контролем зрения вводить, следуя по зияющей или спавшейся полости кишки.

Иногда, несмотря на отклонение во все стороны введенного конца ректороманоскопа, не удается найти просвет •— всюду предлежит слизистая оболочка. В этом случае пневматическим нагнетателем, надетым на боковой кран ректороманоскопа, необходимо вогнать одномоментно, энергично небольшое количество воздуха. При одновременном наблюдении через ректороманоскоп будет видно, что слизистая оболочка отойдет с какой-либо стороны. Следовательно, в этой стороне находится просвет кишки, туда и нужно направлять конец инструмента. Так, подавая небольшие порции воздуха, даже в затруднительных случаях удается ввести тубус на всю глубину.

Мы всегда пользуемся этим методом — вводим ректоскоп не вслепую, а под контролем зрения. Такой способ введения нужно считать правилом. Он является наилучшей гарантией от прободения кишки ректороманоскопом, в то время как введение инструмента вслепую, особенно при недостаточной опытности исследующего, чревато тяжелыми осложнениями.

К неудачам нужно отнести невозможность провести ректороманоскопию при плохо очищенном кишечнике. Тубус ректороманоскопа забивают плотные или заливают жидкие каловые массы, а в некоторых случаях — слизь. Если кишечного содержимого незначительное количество, то оно может быть удалено ватными шариками, проведенными через тубус на ватодержателе. Если же содержимого значительное количество, то исследование нужно отложить.

В редких случаях при остром воспалительном процессе в слизистой оболочке и при легкой ее ранимости кровь, вытекающая из свежих экскориаций, также может служить препятствием для детального обследования прямой и сигмовидной кишок.

Подобным же препятствием может являться слизь, в большом количестве покрывающая слизистую оболочку при остром или хроническом проктосигмоидите. Но если при этом не удается детально изучить состояние слизистой оболочки, то найденная картина дает основание для некоторых диагностических заключений.

Наиболее тяжелым осложнением ректороманоскопии является прободение прямой и сигмовидной кишок. Прободению может способствовать несколько причин. Первая, основная и самая частая причина — грубое, неумелое, неосторожное обращение с инструментом. Это полностью зависит от опытности врача, его выдержки, умения. Опытный, осторожный, спокойный врач никогда не будет иметь подобного осложнения.

Большое значение имеет состояние кишечной стенки. У здоровых людей она эластична, растяжима, имеет нормальную иннервацию и может выдерживать некоторое внешнее физическое насилие. С другой стороны, при раке, язвенном и атрофическом колите, при мегаколон и мегарек-тум, при выпадении прямой кишки, при наличии дивертикулов, а также у стариков стенки прямой и сигмовидной кишок становятся малоэластичными, истонченными и могут легко прорваться от совершенно незначительного воздействия.

Момент прободения обычно больные отмечают по резкой боли, внезапно наступившей в глубине таза или нижней части брюшной полости.

– Также рекомендуем “Диагностика прободения кишки. Контрастное исследование прямой кишки в проктологии.”

Оглавление темы “Физиология прямой кишки. Исследование прямой кишки.”:

1. Физиология прямой кишки. Основы физиологии прямой кишки для хирурга.

2. Функция прямой кишки. Оценка функциия прямой кишки с точки зрения хирурга.

3. Типы дефекации. Виды дефекации с точки зрения проктолога.

4. Анальный рефлекс. Всасывание из прямой кишки.

5. Обследование проктологических больных. Принципы обследования в проктологии.

6. Пальцевое обследование больных. Ценность пальцевого обследования в проктологии.

7. Метод Симона. Ценность и техника метода Симона в хирургии.

8. Анускоп. Инструменты проктолога.

9. Ректороманоскопия у детей. Осложнения ректороманоскопии в проктологии.

10. Диагностика прободения кишки. Контрастное исследование прямой кишки в проктологии.

Источник

Что такое ректороманоскопия?

Детская ректороманоскопия – распространённый способ обследования внутренней поверхности прямой кишки и дистального отдела сигмовидной кишки. Проводится исключительно по показаниям детского хирурга или проктолога.

Процедура проводится визуально: врач осматривает «преддверье» – сфинктерный аппарат, а также слизистые оболочки. Помогает ему в этом специальный прибор – небольшой детский ректороманоскоп в виде аккуратной трубки с осветителем, который позволяет исследовать прямую кишку на глубину 12-20 сантиметров (в зависимости от возраста юного пациента).

Когда нужно проводить обследование?

Главный сигнал для мамы – обнаружение кровяных прожилок в кале ребёнка. Они – симптом ректального кровотечения, определить причину которого поможет ректороманоскопия.

Обратиться к врачу нужно и при такой неприятной ситуации, как запоры. Также малыша может беспокоить синдром неполного опорожнения кишечника. Другие показания встречаются нечасто – выпадение опухолевидных образований, геморроидальных узлов, стенки кишки. Исследование способно обнаружить патологии и пороки развития толстой кишки.

Как делают ректороманоскопию детям?

Процедура проводится амбулаторно, ребёнку не нужно находиться в стационаре. Более того, вскоре после процедуры малыш готов вернуться к привычному активному образу жизни – бегать, прыгать, сидеть, играть – и не будет испытывать никаких последствий.

Стоит знать, что проводимая опытным детским проктологом процедура не причиняет ребёнку боли. Врач «Клиники Пасман» использует специальный миниатюрный аппарат. Тубус такого ректороманоскопа – всего сантиметр в диаметре, организм малыша легко переносит его введение.

Конечно, некоторых неприятных ощущений не избежать, и именно они, а также совокупность разных психологических факторов (боязнь незнакомого доктора, страх перед неизвестностью, ощущение беспомощности – ведь процедуру проводят в довольно специфичной позе) заставляют малыша проявлять беспокойство. Вот почему ректороманоскопию детям проводят под наркозом.

Общее обезболивание – это серьёзно?

В «Клинике Пасман» используют только безопасный наркоз. Детям идеально подходит чистый газ «Севоран»: перед процедурой на ребёнка надевают аккуратную маску, малыш делает пару вдохов и спокойно засыпает. Такой наркоз разработан специально для юных пациентов, он не даёт побочных эффектов и практически не имеет противопоказаний, если ребёнок здоров.

Естественно, предварительно необходимо пройти стандартное обследование: несложное – кровь, моча, ЭКГ. Стоите на учёте у узкого специалиста? Непременно получите заключение, что в данный момент заболевание не находится в острой фазе и общее обезболивание разрешено.

Во время ректороманоскопии маленький пациент всё время находится под контролем анестезиолога и с его помощью просыпается уже через минуту после завершения процедуры.

А что, если попробовать без наркоза?

Детям в возрасте от 10-11 лет общее обезболивание теоретически можно исключить, если это позволяет психотип ребёнка (смелый, ответственный, умеет рассуждать по-взрослому, может потерпеть неприятные ощущения).

Но нужно понимать, что наркоз не просто позволяет избежать капризов и слёз и делает процедуру нетравматичной психологически, но и способствует фиксации определённой позы. Ведь чтобы процедура прошла успешно и оказалась как можно более информативной, ребёнок должен быть абсолютно неподвижен. А это, признаемся, дорогие родители, практически нереально, если ваш непоседа не спит!

Есть и более значимая причина предпочтения наркоза: в подавляющем большинстве случаев обследование предполагает одновременное проведение несложной операции.

Ректороманоскопия – это операция?

Главная цель – найти источник ректального кровотечения. Более чем в 90% случаев им является полип, оторвавшийся от стенки кишечника. Такие образования необходимо удалять.

Если осмотр, длящийся пару минут, ещё можно как-то потерпеть, то операцию по устранению полипа, которая занимает в среднем 15 минут и содержит все этапы полноценного хирургического вмешательства, не выдержит без анестезии даже взрослый, что уж говорить о ребёнке.

Вот почему врачи «Клиники Пасман» всегда советуют проводить ректороманоскопию только под наркозом.

Как легко и просто подготовиться?

Главное условие успешного обследования – пустая кишка, свободная от продуктов жизнедеятельности. Врач попросит проследить, чтобы накануне процедуры ребёнок не ел тяжёлой пищи (той, которая совершает длительный путь по желудочно-кишечному тракту) – это мясные продукты и мучные изделия. Также стоит отказаться от овощей.

За 3-4 дня до назначенного дня необходимо начать приём слабительных препаратов. Детям до 12 лет рекомендуют лекарство в виде порошка, разводимого в воде, у подростков также есть рекомендуемый препарат (уточняйте названия у своего врача). Напоминаем, что без вашей предварительной подготовки врач не сумеет провести осмотр должным образом.

А если ребёнок боится, стесняется врача?

А что по поводу другой подготовки – психологической? Отвечает детский хирург-проктолог «Клиники Пасман» Виталий Рафаилович Дасаев: «Я стараюсь отвечать на все детские вопросы. Если маленький человечек интересуется, что с ним будет происходить, то я расскажу о процедуре нестрашно, адаптированно для его возраста и, конечно, без анатомических подробностей. Но малыши редко что-то спрашивают, им достаточно сказать, что, мол, сейчас подышишь маской и уснёшь, а через несколько минут проснёшься и пойдёшь домой.

Напоминаю, что наш ректороманоскоп столь тонок, что ребёнок после процедуры даже не понимает, что врач осматривал анус. Поэтому специфические темы освещать приходится редко.

Чаще разговаривать на деликатную тему приходится с девушками 13-14 лет, которые стесняются очутиться в неловком положении перед доктором. Напоминаю им, что я врач – значит, не имею пола. Рассказываю, что для женщины это нормально – иногда ходить к доктору; что есть ещё такие важные врачи, как гинекологи, осмотр у которых похож, и с ними в будущем девушка тоже подружится; что настоящий врач будет всегда аккуратен как в словах, так и в действиях. Мне важно, чтобы пациент проникся ко мне доверием и в будущем не боялся докторов».

Есть ли противопоказания?

Детям нельзя делать ректороманоскопию, если присутствуют паразитарные инвазии прямой кишки. Также противопоказанием являются воспаления в заднепроходном отверстии и инфекционные, грибковые заболевания в области ануса и промежности. Как правило, это обследование проводится планово и может подождать полного излечения ребёнка от сопутствующих патологий.

Есть и экстренные причины, когда откладывать ректороманоскопию нельзя. Это острые поражения прямой кишки, травмы, попадание инородных тел – например, наконечника от клизмы.

Следите за здоровьем своего ребёнка! Записывайтесь на процедуру безопасной и быстрой детской ректороманоскопии к опытному хирургу-проктологу «Клиники Пасман»

по телефону 303-03-03.

Источник