Рекомендуемая литература ребенок от 1 года до 3 лет
Неблагодарное это дело – списки составлять. А тем более замахиваться на определение “обязательные”. Но что-то нахлынуло на меня вдохновение поделиться своими мыслями на этот счет.
Просьба знающих сообщников тоже не проходить мимо, а дать дельный совет по пополнению списка.
Многие из моих знакомых даже не знают о существовании книг-картинок, а уж про виммельбухи и заговаривать с ними не стоит без примера в руках. А придя в магазин бедные мамочки/папочки теряются и попадают в манящий дурман “Проф-пресса” ярких картонок и глазастых недозверей. И не покупают ХОРОШИЕ книги только потому, что НЕ ЗНАЮТ об их существовании.
Список для тех, кто уже успел утонуть в бесчисленном количестве постов в сообществах, книжных интернет магазинов, офлайн магазинах и хочет найти хоть какую-то основу для своих поисков.
Упомяну все, что считаю самым-самым важным и МИНИМАЛЬНЫМ. Если книги попали в этот список, а дети их читают и в 0-1 или 4-10 лет – ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. Все нижесказанное есть плод моих личных рассуждений.
1) Русские народные сказки
-Репка
-Колобок
-Курочка ряба
-Теремок
-Петушок- золотой гребешок
-Рукавичка
– Петушок и бобовое зернышко
– Заюшкина избушка
– Волк и козлята
– Про лисичку со скалочкой
– Маша и медведь
– Три медедя
– Гуси-лебеди
– Смоляной бычок
– Лиса и журавль
2) Русские народные потешки
3) С.Маршак
– цикл “Детки в клетке”
– сказка о глупом мышонке
– сказка об умном мышонке
– Усатый-полосатый
4) А. Барто
– цикл “Игрушки”
– Девочка-ревушка
– Медвежонок-невежа
5) В. Сутеев
– Цыпленок и утенок
– Под грибом
– Яблоко
– Кто сказал “Мяу”
– Палочка-выручалочка
– Это что за птица?
– Мешок яблок
– Дядя Миша
6) М. Моцуорек “Про бегемота, который боялся прививок”
7) Ш. Перро “Красная шапочка”
8) С.Михалков
– Три поросенка
– цикл стихов “Мой щенок”
9) К. Чуковский
– Муха-Цокотуха
– Айболит
– Мойдодыр
– Тараканище Путаница
10) С.Прокофьева
– Самый большой друг
– Маша и Ойка
11) В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”
12) Э.Мошковская “Жадина”
13) Хотя бы одну на ваш вкус книгу Джулии Дональдсон
– Улитка и кит
– Хочу к маме
– Тимати Скотт
…….
14) Какую-нибудь книгу про детский садик (почти всем предстоит пойти в это дошкольное учреждение и лучше заранее подготовить малыша к распорядку в нем)
– К.Овсепян “Я иду в детский сад”
– Лиа Лейбер “Веселые пряталки в детском саду”
………………………..
15) Какую-нибудь книгу с понятными для ребенка жизненными ситуациями, чтоб можно было на примерах обсуждать правила поведения.
– Оксана Стази “Жил-был Сережа”
– Дарья Колдина “Истории про меня”
– Маркус Остервальдер “Приключения маленького Бобо”
16) Украинская народная сказка “Колосок”
17) Л.Воронкова “Маша-растеряша”
18) Г.Лебедева “Как Маша поссорилась с подушкой”
19) Е. Благинина “Посидим в тишине”
Мало? Конечно. Это МИНИМАЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Я много раз по рукам себя стукнула, чтоб не внести еще пару десятков книг произведений.
Кроме того должны быть хотя бы по одной книжке :
1) на тему “Цвета”, “Геометрические формы”
2) Книги с изображением основных животных и насекомых разных стран.
3) на тему “Сравнение по величине, количеству..” (много-мало, высокий низкий, большой-маленький….)
4) книга с буквами и одной большой картинкой на эту букву
5) Виммельбух ( для тех, кто считает это слово ругательным вот тут в сообществе есть много тем про них)
6) Искалки для развития внимания( когда на сноске сбоку показан предмет, который надо найти на общей картинке).
7) Книги с окошками. (стихи, энциклопедии для малышей) Эти книги просто необходимы для поддержания интереса детей к книгам.
8) хотя бы одна книга-панорама
9) книги с подвижными элементами
10) Озвученная книга с кнопочками. Тут их конечно выбор велик и ужасен. По-моему одной-трех дома предостаточно. В зависимости от предпочтений ребенка это могут быть книги со звуками животных и птиц, песенками , буквами (если там произносят ЗВУК , а не название буквы), цифрами, энциклопедическими справками для малышей . Книги со сказками я бы не покупала.
11) Книги-картинки
12) Книги для развития речи. Это книги с очень простым сюжетом, побуждающие детей повторять простые звуки-слова за взрослыми. Конечно есть дети, которые уже в 1,5 года вполне понятно изъясняются, но бывает и в 2 ребенок не может внятно говорить хотя бы простые слова. Не говоря уже об предложениях из нескольких слов. Эти книги выглядят вот так:
– Марина Дружинина “Звуки”
– Генденштейн, Гербова, Громова.
У них много книг выпущено издательством Карапуз. Есть отдельные книжечки , а есть сборники в которых собрано много-много всего. Приведу для примера: Великая книга о Зайке
– Батяева “Альбом по развитию речи”. Дочка с удовольствием по нему занималась с 1,3. Задания идут от простого к сложному.
– Новиковская Ольга “Альбом по развитию речи для самых маленьких”. Похожа по содержанию на предыдущую.
– Серия изд-ва Карапуз «Начинаем говорить. Первые фразы»
Как-то так у меня получилось. Не считаю, что стоит покупать любую понравившуюся книгу. Надо оценивать библиотеку с точки зрения полезности для ребенка. Важно количество освещенных в книгах тем, а не количество книгожителей в книжном шкафу. Если есть интерес у ребенка к какой-то теме, автору, иллюстратору – можно покупать хоть 10 книг с различным содержанием. А если ребенок не интересуется темой космоса (например) , то ваши огромные, красивейшие атласы так и будут пылиться на полках. Важно предоставить ребенку выбор различных по тематике, форме подачи, иллюстрациям и авторам. После 3-х уже будет видно в каком направлении ваш малыш хочет продолжать свой читательский путь. И самое главное не расстаиваться, если вы в сообществе прчитали дневник чтения 1,5 годовалого малыша, который запоем слушает длинные тексты без картинок, а вы в 3 еще от картонок не отлипаете. Главное, чтобы у ребенка был интерес к книгам.
Источник
Примерный перечень литературы для чтения и рассказывания детям по ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Художественная литература для детей
Раннего возраста (1-2 года)
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям
Русский фольклор
Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки.», «Петушок, петушок.», «Большие ноги.», «Водичка, водичка.», «Баю-бай, баю-бай.», «Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.», «Пошел, кот под мосток. ,».
Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. 3. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», “Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. -Баиньки».
Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. *Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. -«Цыпленок».
Художественная литература для детей
Первой младшей группы (2-3 года)
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям
Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра.»; «Пошел котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики, кички.», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуречик.»; «Солнышко, ведрышко.».
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел.»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла “Игрушки», «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар.»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».
Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал “мяу”»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».! из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.
Художественная литература для детей
Второй младшей группы (3-4 года)
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям
Русский фольклор: Песенки, потешки, заклички, «Пальчик-мальчик.», «Заинька, попляши.», «Ночь пришла,.», «Сорока, сорока., «Еду-еду к бабе, к деду.», «Тили-бом! Тили-бом.»; «Как у нашего кота.», «Сидит белка на тележке.», «Ай, качи-качи-качи».», «Жили у бабуси.», «Чики-чики-чикалочки.», «Кисонька-мурысенъка.», «Заря-заряница.»; «Травка-муравка. ,.», «На улице три курицы.», «Тень, тень, потетень.», «Курочка-рябушечка.», «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка. ,», «Радуга-дуга.», .
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок – черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира.
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук.», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры.» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила.», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.», «Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница – то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь». Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», -Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо.»; «Таня знала буквы.»; «У Вари был чиж,.», «Пришла весна.»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. -Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», ~ер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В ле-:v», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки», пер.. чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр., пер. с румын. Т. Ивановой. Примерный список для заучивания наизусть «Пальчик-мальчик.», «Как у нашего кота.», «Огуречик, огуречик.», «Мыши водят хоровод. ,.» – рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»
Источник
Добрый день, вы на канале педагога раннего развития и мамы двух малышей. Сегодня говорим о правильных и полезных книжках для малышей. Чтобы они полюбили книги, у них развивалась речь и кругозор, а также укреплялась эмоциональная связь с мамой.
В прошлой статье я освещала вопрос «Как привить любовь к книгам», а сегодня остановимся на конкретных примерах для детей от рождения до трёх лет.
Я слышала такое мнение, что можно читать детям взрослые книги вслух. Что якобы так нарабатывается пассивный словарный запас. Мнение спорное. Я все-таки опираюсь на то, что мозг ребёнка не может воспринять и переварить сложную информацию. Не зря традиционно с грудничками разговаривают потешками и прибаутками. Детям важна эмоциональность, ритм.
Поэтому для первого года жизни -даже для первого полугодия важны короткие детские стихи и пестушки, песенки. В основном, для заучивания мамой. Чтобы мама их могла пропеть, глядя в глаза малышу.
Как советует автор методики раннего развития Сесиль Лупан – ребёнок с раннего возраста должен иметь контакт с книгой. Поэтому с трёх месяцев, как ребёнок научился захватывать игрушку-нужно предлагать книжки-пышки, которые можно грызть. Сюда же относятся тряпочные книжки игрушки с шуршащими элементами.
Ведущая деятельность у малыша первого года жизни -непосредственно эмоциональное общение со взрослым. В связи с этим важно как бы преувеличивать свои положительные эмоции. Конечно, это у многих заложено природой. Но вспоминая себя в первые месяцы жизни своего сына-я терялась. И в голове не было ни одного стишка. На помощь пришёл опыт посещения фольклорного отделения музыкальной школы в детстве.
Такое гипертрофированные эмоциональное общение и четкое произнесения коротких стихов здорово запускает речь ребёнка.
Есть нюанс-психологи советуют показывать ребёнку приятные картинки. Я проанализировала многие издания-картинки оставляют желать лучшего. Здесь важна и визуальная составляющая, ведь мы влияем на вкус ребёнка. Поэтому я включаю в повседневную жизни ребёнка книги с репродукциями известных картин. Или просто книги про искусство для детей.
Да и в целом когда мы выбираем книгу по своему вкусу, ребёнок видит, как мы загораемся ей, и у него такое занятие и такая совместная деятельность вызывает интерес. Поэтому конечно все мы понимаем, что зачастую покупаем книги больше для себя.
Ближе к году
уже можно подключать короткие сказки, серии книг для самых маленьких с реалистичными картинками типа «Первой энциклопедии малыша». И, конечно, стихи классиков- Чуковский, Маршак, Барто, Александрова. К 1,5 годам ребёнок уже может отыскивать знакомые ему предметы на картинках.
От года до двух
Объём 2 предложения на странице, яркие понятные картинки.
В два года
Текст может составлять абзац из 5-8 предложений на странице.
К трём годам
если малыш любит книги, то он может выдерживать и более длинные тексты, но здесь уже проще ориентироваться по ребенку.
Обычно у мам возникают вопросы до года-полутора. А после двух лет, как правило, мама-книголюб уже отлично разбирается во всех детских издательствах.
С этого возраста многим детям нравятся книги Джулии Дональдсон. У нас дома в фаворитах серия про Муми Тролля (адаптированный текст для малышей). Опять же для примера по количеству текста, может подойти серия про котёнка Шмяка или Чик и Брики (тоже издательство Клевер)
Со второго года у ребёнка ведущая деятельность – предметно манипулятивная. Ему нужно все трогать щупать и рассматривать. Не все малыши усидчивы и интересуются книгами. Тут на помощь приходят интерактивные книги-с окошками- думаю все дети их любят. Музыкальные, ароматные, тактильные, с игрушкой.
Конечно, если ребёнок пробует книги рвать, то лучше покупать только на плотном картоне. Я например, была уверена, что мой сын не будет их трогать, ему было уже в два года как начался период, когда он моментально рвал книгу. Хотя я думала, он понимал, что это не игрушка и к ним надо бережно относиться. Отложили чтение книг на несколько месяцев, читали только супер плотные. Затем этот период прошёл.
Итак, вот примерный список книг.
Их, конечно, может быть намного больше-тут уже зависит от вкуса родителей. Я лишь показываю соотношение текста и картинок, а также различные форматы книг.
- Книжки-пышки (Мозаика-синтез)
- Понятные книжки «Тяф-тяф-тяф». Издательство Карапуз
- Энциклопедия русского фольклора «Ладушки». Изд-во «Белый город»
- Книги Джулии Дональдсон. Изд-во «Машины творения»
- «Буратино», адаптированный текст А.Н.Толстого для малышей. Изд-во «Малыш»
- Книги с окошками (очень много у изд-ва Clever, Стрекоза). В эфире книга «Кошки-мышки», Стрекоза.
- Музыкальные книги (изд-во Voicebook)
- Книги-игрушки, тактильные книги (Мозаика-синтез)
- Сборник стихов Чуковского, изд-во АСТ
- Стихи для детского сада, изд-во «Малыш»
- Маша Рупасова «Машины-помощники», изд-во Альпина дети
- Большая книга развития от 0 до 3 лет (реалистичные картинки), автор Л.Суркова, изд-во АСТ
- Серии изд-ва Clever про Чик и Брики, «Найди и покажи, малыш»
Дорогие родители, оставайтесь на канале “Мамам и малышам”, подписывайтесь на мой Инстаграм – там больше примеров игр и обзоров в сториз.
Источник