Рекомендации тестирование в развитии ребенка
Методические рекомендации по процедуре и содержанию
психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения
на этапе начального общего образования
(разработан Институтом стратегических исследований в образовании
Российской академии образования)
1. Общие подходы к определению процедуры и содержания психолого-
педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Процедура и содержание психолого-педагогического
обследования детей старшего дошкольного возраста строятся исходя из
следующих подходов:
культурно-исторического (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);
деятельностного (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
и др.);
личностного (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов,
А.Н.Леонтьев, В.А. Петровский и др.).
1.2. Указанные подходы являются проявлением качественного
подхода к проблеме развития ребенка, в основе которого лежит положение о том, что психика ребенка обладает качественно другими
характеристиками, чем психика взрослого человека.
1.3. Отличие качественного подхода от количественного заключается
в том, что последний не предполагает наличия принципиальных, качественных отличий между психикой взрослого человека и ребенка, просто ребенок меньше знает и умеет, чем взрослый. Именно поэтому количественные подход к развитию ребенка часто сопряжен с его интенсификацией. Использование количественного подхода в качестве теоретико-методологической основы дошкольного образования приводит в массовой практике к тому, что образовательный процесс сводится к выработке у дошкольников знаний, умений и навыков по школьному типу.
1.4. Задача психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее — обследование) — получить возможно более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей,
на основании которой могут быть разрработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.
1.5. Объект обследования — это физические, интеллектуальные
и личностные качества ребенка старшего дошкольного возраста.
1.6. Формы обследования — мониторинг, схемы наблюдения
за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогического обследования является сочетание в программе комплексного обследования как высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), так и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
1.7. Периодичность психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста — сентябрь, май текущего года
и сентябрь, март года, предшествующего поступлению ребенка в школу. Цель указанной периодичности — своевременное внесение корректив
в процесс реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выстраивание индивидуальных траекторий развития детей, которые по каким-либо причинам (длительное отсутствие в детском саду, наличие трудностей и др.) не могут успешно осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Для детей
с ограниченными возможностями здоровья сохраняется собственный обоснованный график обследования, обусловленный направленностью компенсирующих программ и построенный в соответствии с планами
и графиками работы специалистов (медицинских работников, учителей-
логопедов, педагогов-психологов, дефектологов и др.).
1.8. Длительность обследования не может превышать двух недель
в отношении высоко формализованных методов (таких, как критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты). Низко формализованные методы (такие, как наблюдение за различными видами деятельности детей, фиксация достижений детей в организованных формах обучения) могут использоваться в течение года по мере необходимости с целью фиксации динамики освоения индивидуальных траекторий развития детей.
1.9. Обязательным требованием является конфиденциальность
получаемых результатов обследования, достигаемая за счет строгой
регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных обследования.
П. Требования к процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста
2.1. Процедура психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее — обследование) должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития.
2.2. Обследование может проводиться в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, специальных диагностических центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, консультационных центрах, научно-исследовательских учреждениях, в штат которых включены педагоги, имеющие знания дошкольной педагогики и психологии и владеющие специальными диагностическими методиками.
2.3. Проводить обследование должен педагог (педагог-психолог, воспитатель, воспитатель или инструктор по физической культуре
и другие педагогические работники), владеющий:
технологиями проведения диагностического обследования;
процедурами первичной обработки и индивидуального анализа
данных;
процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;
процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;
процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков; методами интерпретации данных обследования;
методами составления заключения по результатам обследования;
методами разработки индивидуальных программ коррекции
и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.
2.4. Обследование должно проводиться с согласия родителей. Родители могут присутствовать при обследовании.
2.5. В том случае, когда обследование проводится
в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, силами его специалистов (воспитателей, психологов и др.), диагностическая работа не должна препятствовать выполнению работником образовательного учреждения его профессиональных обязанностей.
2.6.Проведение обследования не должно нарушать нормативные
правовые акты, правовые и этические нормы.
2.7. Обследование должно проводиться в спокойной,
благожелательной обстановке.
2.8. Обследование может проводиться индивидуально или
в группе (если это позволяет методика). Размер группы — не более 6-и человек. Желательно, чтобы при проведении группового обследования
у педагога был подготовленный помощник.
2.9. Проведение обследования должно быть согласовано
с режимом дня старших дошкольников. Желательно его проводить
в первой половине дня.
2.10. При проведении обследования необходимо максимально
использовать педагогическое наблюдение за поведением
и деятельностью ребенка в детском саду.
2.11. Перед началом обследования необходимо установить
устойчивый положительный контакт с ребенком.
2.12. Во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям.
2.13. Различные виды помощи ребенку необходимо строго
дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования.
2.14. Каждый вид задания необходимо начинать с легкого
(тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается
задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения.
2.15. Следует предлагать ребенку полифункциональные задания,
обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям
познавательного развития.
2.16. Непрерывная продолжительность тестирования не должна
превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.
2.17. Следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие – трудные, вербальные – невербальные,
учебные – игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора
(зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).
2.18. Все, что необходимо для проведения обследования, должно
быть подготовлено и разложено в определенной последовательности
заранее. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны
лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше
в определенном порядке разложить их на отдельном столе.
2.19. Важен не только конечный результат выполнения задания,
но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо
отмечать в протоколах обследования особенности деятельности,
эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения
и оказанную ему помощь.
2.20. В ходе обследования не рекомендуется:
торопить ребенка, спешить с подсказкой;
показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;
подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
2.22. При оценке выполнения ребенком заданий необходимо
учитывать, что возможно снижение результатов из-за:
трудностей контактов с незнакомыми взрослыми;
боязни плохих результатов;
неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования
сосредоточиться, сконцентрировать внимание;
медлительности ребенка;
усталости ребенка;
плохого самочувствия ребенка.
2.23. При обследовании детей с ограниченными возможностями
здоровья могут использоваться специализированные методики
в соответствии с проблемами в физическом и (или) психическом развитии детей. Дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:
применяемые методики должны включать в свою структуру
определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессе работы;
для изучения готовности детей к освоению приемов организации
собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные
ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем “зоны ближайшего развития”, т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся
в совместной работе со взрослым.
2.24. Все результаты обследования ребенка заносятся
в индивидуальную карту обследования. По результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулируются рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.
111. Требования к содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста
3.1.Содержание психолого-педагогического обследования ребенка старшего дошкольного возраста должно обеспечивать оценку физического и психического развития ребенка через понятие «качества» как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте. При этом под качествами понимаются системные образования, формирующиеся у воспитанников в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся показателями его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующие самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
3.2. Для проведения обследования подбирается комплект диагностических методик, позволяющих оценить физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Физичвеские качества — качества, характеризующие состояние здоровья, физическое и сенсомоторное развитие ребенка.
Личностные качества — качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе его морально-нравственное развитие.
Интеллектуальные качества — качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта).
3.3. Состояние здоровья ребенка оценивается медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения.
Обследование физического и сенсомоторного развития может проводиться медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения совместно с воспитателем (инструктором) по физической культуре, воспитателем группы.
3.4. Проводить обследование развития личностной
и интеллектуальной сферы ребенка могут воспитатели дошкольной группы, которую посещает ребенок, педагог-психолог, социальный педагог, другие специально подготовленные специалисты.
3.5. При построении диагностических заданий должны учитываться возрастные особенности и зона ближайшего развития ребенка старшего дошкольного возраста.
3.6. Обязательным требованием к построению системы психологи-педагогического обследования является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.
3.7. Содержание обследования должно быть тесно связано
с образовательными программами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3.8. Обязательным требованием к содержанию обследования является обеспечение единства диагностики и развития (коррекции). Для достижения ребенком старшего дошкольного возраста оптимального уровня развития, позволяющего ему быть успешным на этапе обучения в начальной школе, необходимо рассматривать психолого-педагогическое обследование как начальное звено в целостной системе диагностико – коррекционного, диагностико – воспитательного (или развивающего) направления работы.
3.9. Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются
педагогическая запущенность;
отставание в психическом развитии;
наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»);
признаки гипер-и гипоактивности;
нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, и др.); астенизация, сниженная работоспособность.
3.10. Определение готовности детей к школьному обучению требует также учета детско-родительских отношений, нарушение которых является одним из важнейших факторов риска школьной дезадаптации.
__________
Источник
Слайд 1
и методов педагогического воздействия Обзор диагностических методик КУ ХМАО – Югры « Урайский специализированный Дом ребёнка» Составила: воспитатель Антоненко М.Ф. Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе.
Слайд 2
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия на ребенка .
Слайд 3
Шкала развития Н. Бейли . Многолетние научные исследования Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли. Предназначена для обследования детей от двух до тридцати месяцев, выражается в шкале оценок стандартного показателя QI . Шкальные оценки составлены с интервалом в полмесяца для детей от 2 до 6 месяцев и в 1 месяц для детей от 6 до 30 месяцев. Умственная шкала: сенсорное развитие, память, способность к научению , зачатки словесного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость.развития Результатом является «индекс умственного развития» ( MDI) . Моторная шкала: измеряет уровень мышечной координации и манипулирования ( умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки). Результатом является «индекс психомоторного развития». (PDI) . Запись поведения ребенка отмечает эмоциональные и социальные проявления поведения, объем внимания, настойчивости. Шкала Н. Бейли полезна для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка. В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕТОДОМ ТЕСТИРОВАНИЯ. ТЕСТЫ ПОСТРОЕНЫ ПО ТИПУ ШКАЛЫ.
Слайд 4
« Таблица развития» А.Газелла Включает показатели нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: Моторика Язык А даптивное поведение Личностно-социальное поведение. Основана на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых близкими людьми. Предназначена для возрастного диапазона от четырех недель до шести лет Шкала психомоторного развития в раннем детстве. Предложенная О. Брюне и И.Лезин , разработанная на основе тестов А.Газела . Содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения ребенка в четырех областях: Моторика. Зрительно-моторная координация. Речевое развитие. Социальное развитие. Нормативные критерии расположены в соответствии с возрастными уровнями (16 уровней). За выполненные задания начисляются баллы по каждой области отдельно. Итоговый показатель отражает «возраст» ребенка и определяется «коэффициент развития». Шкала предназначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев.
Слайд 5
«Шкала развития» Д.Лешли . Она разработала схему наблюдений, которая позволяет составить представление о развитии ребенка. В карточках Д.Лешли отражены следуюшие сферы развития ребенка: Физическое развитие ( развитие движений, локомоций и моторики); Общение и развитие речи (внимание ко взрослому, понимание речи); Социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками); Самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя); Особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру). Особенность процесса наблюдения состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам . Полученная информация оценивается сравнением показателей для детей данного возраста и показателями данного ребенка в более ранний период . Система методических подходов Ж.Пиаже . Методики Ж.Пиаже не были созданы для целей диагностики, однако послужили основой для создания шкал. Шкала И. Ужгирис и Дж.Хант предназначена для детей от 2 недель до 2 лет. Этот возраст соответствует периоду, который Пиаже называет сенсомоторным и внутри которого он выделяет 6 стадий. Шесть тестов нарастающей сложности: от слежения глазами до целенаправленных действий с предметами. Представляет собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости. Выявления по данной шкале показывает, что от условий воспи тания зависит возраст, в котором ребенок достигнет разных ступеней развития.
Слайд 6
В отечественной науке диагностика развития детей младенческого возраста разрабатывалась в 20-30 годы. Н.М.Щелованов сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга , создает возможность появления реакций, а их возникновение обуславливается воспитательным воздействием. В 40-е годы Н.М.Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня нервно-психического развития с 2-х до 13 месяцев. Данная разработка была дополнена Н.С.Аксариной для детей до 3-х лет. Центральный институт усовершенствования врачей по материалам Н.М.Щелованова , М.Ю.Кистяковской , Э.Л. Фрухт , Г.В.Гридневой создали «Методическую разработку» рекомендуемую для использования в домах ребенка или яслях. В качестве основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года выступали: Зрительные и слуховые ориентировочные реакции; Эмоции и социальное поведение; Движение руки и действия с предметами; Подготовительные этапы в развитии речи; Навыки.
Слайд 7
Диагностика нервно-психического развития детей первого, второго и третьего года жизни разработаны К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной , Л.Г. Голубевой . Оцениваются следующие линии развития: Понимание речи и активная речь; Сенсорное развитие; Развитие игры и действий с предметами; Развитие общих движений; Формирование навыков самостоятельности; Формирование изобразительной и конструктивной деятельности (третий год жизни). Оценка уровня развития: первый год – ежемесячно; Второй год – каждые три месяца; Третий год – каждое полугодие. Выделены 4 уровня оценки: 1-ая группа – нормальное развитие; 2-ая группа – первоначальная задержка на один эпикризный срок; 3-я группа – задержка на 2 эпикризных срока; 4-ая группа – глубокая задержка на 3 эпикризных срока и более.
Слайд 8
О.В.Баженова «Диагностика психического развития детей первого года жизни» Основывается на разработанной в отечественной психологии концепции психического развития ( Л.С.Выготский , Р.А.Лурия , Н.А.Берштейн , А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин ). Особенности развития психической активности изучались в связи с формированием предметно-манипулятивной деятельности и общения. Для диагностики разработана система показателей (98 проб и 100 показателей), которая легла в основу анализа нарушения развития психической активности ребенка. Учитывались реакции: двигательные, сенсорные, эмоциональные, голосовые, действия с предметами и взаимодействие с взрослым. Для каждой реакции определялись 4 степени: отсутствие, намеченность , несовершенная форма, совершенная форма 3 степени нарушения (легкая, средняя, тяжелая).
Слайд 9
Е.А.Стребелева « Ранняя диагностика умственного развития». Разработана на основе теоретического и методического подхода школы Л.А.Венгера . Представляет серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет и разработана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработки методов коррекции. За основу взято положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, а основным способом усвоения общественного опыта является совместная деятельность со взрослым. Е.А.Стребелева разработала диагностические ситуации с учетом постепенного возрастания уровня сложности. Каждое задание оценивается по 4-х бальной шкале. При оценке учитывается зона ближайшего развития.
Слайд 10
Все перечисленные диагностические методики для детей раннего возраста обеспечивают процедуру обследования и оценку хода развития ребенка. В настоящее время зарубежные авторы в процессе разработки и модернизации Тестов совершенствовали методику их использования, стремясь к большей надежности и объективности результатов. Как отмечает К.М.Гуревич, для большинства современных зарубежных тестов характерен высокий методический уровень, высокая валидность (адекватность и действенность теста), а также репрезентативность выборок, на которых получены стандартные показатели. В отечественной науке наиболее детально и последовательно показатели, характеризующие развитие младенца, представлены в диагностике нервно – психического развития детей ( Фрухт Е.Л.). Развитие ребенка рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений. Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка. Нервно – психическое развитие регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.
Слайд 11
Литература : 1. Ю.А.Разенкова Альманах института коррекционной педагогики РАО 6/2003. Выготский Л.С. Собрание сочинений М.Педагогика 1985. 2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития М.Педагогика1989г . Интернет рессурсы : Сайт www . Supint.ru/ .И.Ю. Левченко Психолого-педагогическая диагностика.
Источник