Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №61 «Семицветик» Старооскольского городского округа

Развитие речи дошкольников

(рекомендации родителям)

Подготовил:

педагог-психолог

Гензе Н.И.

Старый Оскол 2017г.

Мать спросила у мудреца, когда надо

начинать воспитывать ребенка, и получила

ответ: «Ты опоздала на девять месяцев»

Готовить себя к пониманию и воспроизведению речи человек начинает еще до рождения. В утробе своей матери он начинает слышать речь, отличать речь от других звуков и шумов. Ученые уверены, что поведенческий код, индивидуальный для каждого человека, закладывается еще до рождения. И на характере этого кода, бесспорно, отразятся слова любви, произносимые родным голосом.

Пока будущая мать ждет первой встречи со своим малышом, самое время начать диалог, который продолжится при появлении младенца на свет. Кроха еще не различает слов, но их эмоциональный оттенок определит безошибочно.

Рекомендации для родителей:

1. Начинать заниматься речью ребенка нужно с самого раннего возраста, с младенчества.

2. При первых подозрениях на задержку речевого развития (не говорит простые слова к 1 году) необходимо обращаться за помощью к логопедам, дефектологам, невропатологам.

3. Начинать подготовку к чтению и письму нужно не позднее 3 лет. Необходимо развивать мелкую моторику, фонематический слух, пространственную координацию.

4. Не забывайте каждый день читать ребенку. Это очень важно по ряду причин: во-первых, усиливается эмоциональное воздействие текста на ребенка, так как он видит вашу мимику, выражение глаз, слышит ваш голос; во-вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно получать информацию.

Иногда ребенок просит читать одну и ту же книгу много раз. Это хороший признак, который свидетельствует о том, что содержание данной книги соответствует его эмоциональному и интеллектуальному уровню развития. Ребенок, много раз прослушивая текст, обогащает свой духовный мир, развивает навыки предугадывания содержания еще непрочитанного текста. Для развития этого навыка периодически задавайте ему вопрос: «О чем пойдет речь дальше?».

При повторном чтении книги старайтесь читать ее как можно быстрей. Четко произносите слова. Время от времени спрашивайте ребенка, все ли он успевает понимать.

Ускоренное чтение помогает развить у ребенка способность быстро понимать содержание текста. Вы освобождаете его от необходимости читать текст (это для него еще трудно) и оставляете ему только одну задачу – понимать, но быстро!

Развитие навыков быстрого понимания прочитанного стимулирует и развитие навыков чтения у ребенка. В дальнейшем, при самостоятельном чтении, он будет воспринимать содержание быстрее, чем прочитывать слова.

5. Следует разобраться: умеет ли Ваш ребенок общаться, свободно выражать свои мысли? Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей не умеет выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на достаточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют общаться. Поэтому стоит задуматься, как привить им навыки общения, усовершенствовать их устную речь.

7. Разговаривайте со своими детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в детском саду. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами своими переживаниями – это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним обо всех событиях, спрашивайте его обо всем: что сегодня было на обед, какие были занятия и с кем из детей играл. Не расстраивайтесь, если ребенок ничего не помнит. Через год ваш ребенок будет свободно вспоминать все события прошедшего дня. Главное – искренне интересоваться тем, чем живет ребенок. А иногда, шагая вместе по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом спросите:

– Как ты думаешь, о чем рассказывает нам сосулька?

– Интересно, о чем размышляет этот нахохлившийся воробей?

– Давай сочинять сказку про мороз!..

Разговаривать с ребенком можно о многом, стоит только взглянуть на окружающий мир.

А дома возьмите легкую для понимания книгу, можно сказки. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка пересказать (лучше «своими словами»). Когда одно предложение он будет пересказывать свободно, то прочитайте ему вначале абзац, затем страницу и попросите пересказать.

Научите ребенка придумывать название абзацу, странице, большому отрывку текста. «Представь, что ты написал этот рассказ из одного абзаца, как бы ты его назвал?». Это развивает мыслительный процесс, навык «обобщения».

8. Каждый день делитесь даже с самым маленьким ребенком своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе, обо всем, что волнует вас. В ответ на это ребенок распахнет свою душу. Поначалу подражая, а потом становясь все самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать на вашу заинтересованность и искренность тем же.

9. Только систематические занятия с ребенком могут дать положительный результат.

Для того чтобы ребенок научился читать и писать, нужно его учить быть внимательным.

Рекомендуем интересные упражнения для развития внимания.

Упражнение. Согните руки в локтях, ладони вовнутрь, пальцы согнуты. В любом порядке раскрывайте и закрывайте ладони: левую – раскрыть, правую – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, обе – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, левую – раскрыть одновременно, правую – раскрыть, обе – закрыть и т. д. Ребенок сидит напротив вас и раскрывает и закрывает ладошки в зеркальном отражении, то есть, если у вас правая, то у ребенка – левая. Он старается сначала медленно, а потом все быстрее раскрывать и закрывать нужную ладошку.

Упражнение. Если ребенок знает буквы (или несколько букв), предложите ему следующую игру. В книжке (журнале, газете) с крупным шрифтом нужно в течение, трех минут во всех словах подчеркивать (карандашом) букву «а». Через три минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребенку, что быть внимательным – это значит, например, не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, вы сможете следить за успехами ребенка.

Выберите другую букву и выполните упражнение снова.

Упражнение. Усложните задание. Букву «о», например, нужно обвести кружком, а букву «п» – взять в квадрат и т. д. Над страницей нарисуйте образец. Далее 3 буквы можно обводить кружком, квадратиком, треугольником, подчеркивать, зачеркивать и т. д.

Упражнение. Составьте список существительных, которые доступны пониманию ребенка. Например: скажите ребенку слово «кот». Он повторяет: «кот». Вы добавляете слово «лист» – он повторяет: «кот», «лист». Вы предлагаете еще одно слово «груша», и ребенок вспоминает – «кот», «лист», «груша» и т. д.

Постарайтесь запомнить максимальное количество слов.

Ежедневно выполняйте это упражнение 2-3 раза. Старайтесь, чтобы ребенок запомнил максимальное количество слов.

Упражнение. Возьмите знакомую ребенку книгу. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка «своими словами» пересказать прочитанное. Вы читаете второе предложение, а ребенок снова кратко пересказывает первое предложение и второе. Вы читаете третье предложение, а ребенок снова пересказывает все три и т. д., и так до конца абзаца.

Точно так же прочитайте и перескажите второй абзац, затем первый и второй абзац вместе. Прибавьте третий и т. д. (10-15 мин).

Работа памяти во многом зависит от способности припоминать уже известную информацию. Для развития этого процесса нужно не только формально повторять материал, но, самое главное, припоминать быстро. Этот метод называется методом скоростного воспроизведения.

Упражнение. Рассмотрим работу методов увеличения объема и скоростного воспроизведения на примере заучивания скороговорок.

Учим первую строчку.

1. НА реке поймали рака.

2. НА реке поймали рака.

3. НА реке поймали рака.

Повторяйте каждую строчку 3-4 раза. Ускоряйте повторение, делайте акцент на первом слоге, стараясь не смотреть в текст.

Учим вторую строчку.

1. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

3. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

Связываем первую и вторую строчки.

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

Повторите 5-6 раз с ускорением эти две строчки.

Учим третью строчку.

1. ЭТО Лешка забияка.

2. ЭТО Лешка забияка.

3. ЭТО Лешка забияка.

Связываем 3 строчки

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

3. ЭТО Лешка забияка.

Учим так же четвертую строчку и связываем с тремя предыдущими.

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ-ЗА рака вышла драка.

3. ЭТО Лешка забияка.

4. СНОВА в реку бросил рака.

Повторите 5-6 раз с ускорением, делая акцент на первом слове каждой строчки.

Так же выучить второе четверостишие и повторить с ускорением все три вместе. Хорошо, если все три четверостишия вы сможете воспроизвести за 10 секунд, отлично – если за 6.

Точно так же можно учить любые стихи, которые предусмотрены программой детского сада в том числе и на иностранном языке.

Мы получаем два эффекта.

Первый – эффект «давления информации», проявляющийся в том, что выученное таким образом стихотворение само вспоминается. Стоит вспомнить только первое слово, как уже вся строчка «звучит в голове» и ее нужно только произнести.

Второй эффект проявляется в том, что если выученные таким образом стихи повторять с ускорением в течение недели каждый день по пять минут, то они практически не забываются. То есть информация остается в памяти на всю жизнь!

Желаем успеха!

Источник

Рекомендации для родителей по речевому развитию ребенка.

Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать и писать.

Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, хотя давно известно, что умение читать и писать не является показателем его развития.

Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи.

Интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются взрослые. Дети 6 лет активно используют примерно 2500 – 3000 слов.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

В конце дошкольного возраста развивается контекстная речь. Ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном, появляются монологи, рассказы, в которых дети передают свои мысли, свои замыслы, впечатления.

В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.д. Ребенок задает вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждает – думает вслух.

Игры, игровые упражнения и задания на закрепление различных речевых навыков, в которые можно «играть на кухне».

Игры на обогащение словаря ребенка.

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

  • «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

  • «Приготовим сок». «Из яблок сок …(яблочный); из груш…(грушевый); из слив…(сливовый); из вишни…(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.

По дороге из детского сада (в детский сад).

  • «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Кошка – пушистая, серая».
  • «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный нос и пр.

В свободную минутку.

Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

  • «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги

(сопаги).

Игры на обогащение словаря ребенка.

  • «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц…(прыгает). У коровы теленок, а у лошади …(жеребенок) и пр.

Игры на развитие грамматического строя речи.

  • «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто и т.д.» Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова и предложениях-ответах.

Подвижные игры.

  • «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука «ж», то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

Источник

Рекомендации родителям по развитию речи детей

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам.Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными,хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. , а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания ипредложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и беседс ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цветалистьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

– Ткет ткач ткани на платье Тане.

– Три сороки-тараторки тараторили на горке.

– Орел на горе, перо на орле.

– Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

  • «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
  • «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
  • «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);
  • «Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);
  • «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);
  • «Придумай слово на звук []»: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
  • «Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [] и топнуть ногой, если он услышит звук [];
  • «Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционнаягимнастика. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильностьсвоих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнениянадо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения:

Построить забор

Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Сделать трубочку

Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Киска сердится

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

Вкусное варенье

Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Маляр

Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Чашечка

Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Качели

При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкать кончиком языка

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Источник