Рекомендации по укреплению здоровья ребенка и его физическому развитию

Рекомендации по укреплению здоровья ребенка и его физическому развитию thumbnail

Loading…

Десять советов по укреплению физического здоровья детей

Рекомендации для родителей

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. А знаете ли вы, что счастливый ребенок – это, прежде всего здоровый ребенок?

Ни качеством, ни количеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя, потому что здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех остальных.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Именно поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте у детей вырабатывать привычку к регулярным занятиям физической культурой.

Следует помнить, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

Для этого мы подготовили для вас несколько советов, которые помогут вам укрепить физическое здоровье вашего ребенка:

1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания. (Например: Утро начинать с полезного завтрака, по выходным всей семьей устраивать велопрогулки, ходьбу на лыжах и т.д.);

2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища. (Например: Наводя порядок в доме, делайте это не в одиночку, а вместе с ребенком, объясняя, для чего вы это делаете.);

3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон – лучшая профилактика утомления и болезней.

4. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами – солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма. Основные виды закаливания детского организма – водные процедуры, ходьба босиком, прогулки на воздухе и обтирание.

5. Помните, что движение – это жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, – залог здоровья ребенка.

6. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при

выполнении физических упражнений.

7. Организуйте ребенку правильное питание и

воспитывайте положительное отношение к

соблюдению режима питания. Ребенок должен знать,

какие продукты полезны, а какие вредны для

здоровья.

8. Научите ребенка элементарным правилам

профилактики инфекционных заболеваний:

держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не

пользоваться чужой посудой, полотенцем или зубной

щеткой; не надевать обувь или головные уборы

других детей. Если ребенок болен сам, чихает и

кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями , выполнять назначения врача.

9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.

Пример вредных и полезных продуктов питания для детей:

Список самых вредных продуктов

* Чипсы – это продукт, который представляет собой смесь жиров и углеводов, обильно сдобренную заменителями вкуса и красителями. По этой же причине следует отказаться и от употребления в пищу картофеля-фри.

* Жевательные конфеты, ярко окрашенные леденцы, имеющие интенсивный запах – в таких продуктах содержится немалое количество химических добавок, красителей, заменителей и т. д

* Газированные напитки – помимо высокой концентрации сахара, содержащегося в таких напитках, в них находится большое количество химических веществ. Поэтому колу, фанту и другие газированные напитки лучше заменить натуральными соками.

* Фастфуд – это вся жареная еда, которая очень вредна для детского организма. Она может нарушить пищеварение и вызвать такие симптомы, как изжога, колиты, запоры, гастриты.

* Грибы – впитывать разные вещества из почвы, и не только полезные. В числе вредных может быть ртуть, тяжелые металлы. В грибах содержится хитин – это вещество, которое может вызвать аллергические реакции. Поэтому грибы рекомендуют употреблять детям только после 12 лет.

* Колбасы, сосиски, копчености – В таких продуктах содержится много красителей, ароматизаторов и консервантов. Поэтому детям их есть нельзя, если, конечно, это не продукты домашнего приготовления. В копченостях (рыба, колбасы) могут содержаться токсичные вещества.

Список наиболее полезных продуктов

* Яблоки – содержат полезные кислоты, которые подавляют размножение гнилостных бактерий в желудке и кишечнике, улучшают работу сердца, восполняют организм необходимыми микроэлементами.

* Чеснок – содержит много полезных веществ, хорошо лечит простудные заболевания, способствует нормализации кишечной и желудочной флоры, обладает противомикробными и противопаразитарными свойствами.

* Молочные продукты – это источник кальция, необходимого для роста и укрепления костной ткани. Бактерии, содержащиеся в кисломолочных продуктах, способствуют нормализации работы желудка и кишечника.

* Бананы – не только вкусные, но и полезные фрукты, содержащие большое количество витаминов, способствующие снятию стрессов, восполняющие утраченные силы.

* Орехи – содержат много полезных минералов и витаминов, улучшают работу сердца, органа зрения.

* Мёд – благодаря своим бактерицидным свойствам этот продукт широко используют для лечения многих заболеваний.

* Зелёный чай – способствует укреплению иммунитета.

* Рыба – богата полезными для человеческого организма веществами – белком, жирами и минеральными веществами.

* Лук – лук эффективно борется с простудными заболеваниями, уменьшает рост болезнетворных бактерий даже после термической обработки.

Источники: https://dou-borovichok.ru/десять-советов-родителям-по-укреплен/

Составила: инструктор по физической культуре Ульяницкая Е.А

Источник

РЕКОМЕНДАЦИИ

по укреплению физического здоровья детей

в детском саду.

1. Полноценное питание детей.

Принципы организации питания:

– выполнение режима дня;

– калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;

– гигиена приема пищи;

– индивидуальный подход к детям во время питания;

– правильность расстановки мебели.

2. Закаливающие процедуры.

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

Основные факторы закаливания:

– закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;

– закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

– закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;

– закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка;

– постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

В дошкольном учреждении проводится

обширный комплекс закаливающих мероприятий:

– облегченная одежда для детей в детском саду;

– соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;

– соблюдение температурного режима в течение дня;

– мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди;

– правильная организация прогулки и ее длительность;

– полоскание рта.

3. Развитие движений

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

– повышение устойчивости организма к воздействию палочных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;

– совершенствование реакций терморегуляции к простудным заболеваниям;

– повышение физической работоспособности;

– нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;

– повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического развития здоровья.

Основные принципы организации физического воспитания:

– физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

– сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

– обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардио-распираторной системы;

– медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.

Формы организации физического воспитания:

– НОД в зале и на спортивной площадке;

– дозированная ходьба;

– физкультминутки;

– спортивные игры;

– физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;

– утренняя гимнастика;

– индивидуальная работа с детьми.

4. Гигиена режима

1. Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.

2. Рациональное построение режима дня.

3. Охрана жизни и деятельности детей.

4. Санитарно-просветительская работа (с сотрудниками и родителями).

5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

6. Воспитание и дошкольника потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:

– привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

– обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

– формирование элементарных представлений об окружающей среде;

– формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

Источник

Подготовила: заведующий Коновалова Л.В.

Долг родителей- укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима.

В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения , спортивные упражнения, гигиенические факторы, естественные силы природы.

Задания и объяснения должны быть ясными и четкими, давать их надо «бодрым голосом» и тут же показывать все движения.

Упражнения должны быть интересные, в них следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения . например: «птичка», «кошка», «паровоз».

Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами- изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка.

Количество повторений движений для дошкольников обычно колеблется от 2-3 до 10.

После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха .

Средние значения показателей двигательной активности детей за полный день – объем 17000 движений, интенсивность 55-56 движений в минуту.

Физические упражнения только тогда приносят пользу. Когда ими занимаются систематически. Родители обязаны ежедневно находить время для занятий физическими упражнениями со своими детьми и тщательно следить за их здоровьем.

Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье.

Основное требование к режиму – это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.

Сон.

Только во время сна ребенок получет полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3-4 лет спят 14 часов в сутки, 5-6 лет 13 часов, 7-8 лет 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтара для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8-9 часов вечера.

Питание.

Дети получают питание 4-5 раз в день.Первая еда дается через полчаса после пробуждения ребенка, а последняя- часа за полтара до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3-4 часа, их надо строго соблюдать. Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная на ужин.

Прогулки.

Как бы точно не соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильны, если в нем на предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. В летнее время дети могут находиться более 6 часов в день на улице. В осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов.Лучшее время для прогулок с детьми – между завтраком и обедом и после дневного сна. До ужина. Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: дождь, большой мороз с сильным ветром.

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания. При закаливании детей следует придерживаться основных принципов:

– проводить закаливающие процедуры систематически;

– увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;

– учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;

– начинать закаливание в любом возрасте;

– избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;

– правильно подбирать одежду и обувь: они должны соответствовать температуре воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;

– закаливаться всей семьей;

– закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;

– в помещении, где находится ребенок никогда не курить.

Основные факторы закаливания – природные и доступные «Солнце, воздух и вода». Начинать закаливание детей можно с первого месяца жизни после осмотра малыша врачом- педиатором.

Еще один способ закаливания – это прогулки босиком.

Хождение босиком не закаляет, но и стимулирует нервные окончания, находящиеся на стопе, положительно влияет на работу внутренних органов. При ходьбе босиком увеличивается интенсивная деятельность почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

Как и когда лучше заняться босохождением?

Зимой в холода начинать приучать ребенка к подобному не стоит, но весной или летом, малыш вполне может бегать босиком по полу дома, а еще лучше- по зеленой траве.

Ребенок должен регулярно ходить босиком, настоящий закаливающий эффект наступает лишь после длительных систематических тренировок.

Используйте специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро начинайте зарядку с ходьбы босиком на таком коврике.

Полезно массажировать стопы ног с помощью скакалки круглой палки. Катая их подошвами по несколько минут в день.

1.Старайтесь. чтобы малыш больше двигался, бегал. Прыгал.

2.Включите в рацион полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную морскую рыбу, морепродукты. говядину, морковь, капусту, чернику, бруснику, клюкву. Петрушку, укроп.

3.Следите за его осанкой – при «кривой» спине нарушается кровоснабжение головного мозга, которое провоцирует проблемы со зрением. Расстояние между книгой и глазами должно быть не менее25-30 см.

4.Не допускайте, чтобы ребенок подолгу сидел перед телевизором, а если уже сидит, то только строго напротив и не ближе трех метров.

5.Дошкольник может играть на компьютере не более получаса в день, после 7 лет – 1 час в день или два подхода по 40 минут.

6.Ежедневно делайте вместе гимнастику глаз- превратите эту процедуру в увлекательную игру.

Окончательно стопа формируется у ребенка к 7-8 годам. Плоскостопие считается одним из самых распространенных заболеваний у детей. Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьез и это неправильная позиция.

Как предупредить плоскостопие?

1.Обувь у ребенка должна быть из натуральных материалов. Внутри с твердым с твердым супинатором, поднимающим внутренний край стопы.

2.Подошва детской обуви должна быть гибкой и иметь каблук 5-10 мм, искусственно поднимающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов.

3.Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке и не мешала естественному развитию ноги, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости.

4.По весу обувь должна быть максимально легкой, достаточно жесткой, с хорошим задником.

5.Длина должна быть больше стопы в носочной части, припуск 10 мм.

При определении размера обуви ребенка руководствуйтесь длиной стопы которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца.

Осанка- это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне , слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.

Правильная осанка не бывает врожденной, она начинает формироваться с первых лет нашей жизни. Наиболее ответственный период для формирования осанки от 4 до 10 лет. Приучая вашего ребенка «правильно» держать свое тело, не забывайте при этом и про вашу осанку.

Причины формирования неправильной осанки является:

– отсутствие крепкого, достаточно развитого мышечного корсажа- мышечной системы;

– неравномерное развитие мышц спины, живота и бедер, изменение тяги, определяющей вертикальное положение позвоночника;

– продолжительная болезнь или хронические заболевания, ослабляющие организм;

– последствия рахита;

– не соответствующая росту мебель;

– неудобная одежда и обувь.

Красивая улыбка не только привлекает внимание, помогает в общении, но и говорит о том, что у вас здоровые, крепкие зубы.

Как только у ребенка появились молочные зубы, давайте ему после кормления кипяченную воду, а более старших детей приучайте полоскать рот после еды.

В 3 года подарите ребенку зубную щетку и приучите чистить зубы ежедневно утром и вечером после еды.

Начинайте обращать внимание на состояние зубов у детей в возрасте старше 2-3 лет, когда у них возникает кариес. Примерно к 10-12 годам молочные зубы у ребенка полностью заменяются на коренные и заболеваемость кариесом снова возрастает.

Ухаживайте за своими зубами ежедневно, ешьте полезные продукты, посещайте стоматолога раз в полгода и тогда ваши зубы будут крепкими, а улыбка белоснежной.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создании традиций семейного физического воспитании. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Источник