Рекомендации по результатам диагностики развития ребенка

Нина Кожина
Рекомендации по использованию результатов диагностики в целях оптимизации образовательного процесса

Что делать с полученными результатами?

Самое первое действие анализа традиционно представляет собой элементарный подсчет: «Столько-то детей показывают такой-то уровень развития, а столько-то — такой-то». Следует хорошо уяснить, что это — информация, не имеющая никакой смысловой нагрузки и ценности, поэтому именно этот шаг при анализе данных ДЕЛАТЬ НЕ НАДО.

В процессе педагогической диагностики мы не оцениваем успехи детей и то, насколько «хорошо» или «плохо» осваивает программу ребенок, а делаем выводы относительно условий,созданных для развития детей в ДОО: насколько они благоприятны или недостаточны.

Зачем тогда таблица показывает данные по отдельным детям?

Эти данные необходимы для содержательного анализа ситуации развития детей.Они помогают:

– обнаружить детей, чьи результаты явно, очень заметно (в положительную или отрицательную сторону) отличаются от результатов большинства детей группы. Очевидно, что с такими детьми необходима индивидуальная работа, а значит — планирование индивидуальной образовательной траектории.

Итак, результаты по конкретным детям нужны для качественного анализа общей ситуации и выделения детей, составляющих «группы риска». Тот факт, что большинство детей имеют высокий или даже очень высокий уровень развития, не является подтверждением хорошей работы педагога, точно так же, как факт обнаружения у большинства детей недостаточного уровня не является указанием на плохую работу воспитателя. Для оценки их работы необходимо провести анализ созданных в группе условий развития детей и реализации программы.

Теперь следует разобраться со вторым параметром — «Оценка адекватности форм и методов образовательной работы». Он указывает

на адекватность условий, созданных в образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, тем задачам, которые ставит Программа. Если условия не соответствуют требованиям ФГОС ДО, они не смогут обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях и, соответственно, сформированность к концу раннего или дошкольного возраста соответствующих целевых ориентиров. На несоответствие условий задачам развития будут указывать низкие значения результатов педагогического мониторинга по какой-либо из образовательных областей или по нескольким из них.

Если в каких-то группах фиксируются результаты, обозначенные текстом «требуется оптимизация условий, созданных в ДОО» или «требуется коррекция условий, созданных в ДОО», то, что в этом случае следует делать педагогу и старшему воспитателю?

Обычно первой реакцией на подобные результатыбывает самая непосредственная: «Усилить работу по этим направлениям».

ВНИМАНИЕ!

Это очень наивный подход, который подразумевает, что до момента проведения педагогической диагностики воспитатель этой группы работал «спустя рукава», и сейчас должен их «засучить». Это неверно. Подобные результаты вполне могут быть и в тех группах, где педагоги работают добросовестно. И, тем не менее, такая работа приводит к получившимся результатам. Значит, что-то в созданных условиях мешает полноценному развитию детей, не дает им возможности раскрыть свои способности в полной мере. Но ЧТО? Выяснение этого и есть ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА, встающая по результатам педагогического мониторинга.

Когда по той или иной образовательной области результаты получаются ниже, чем ожидались, то естественным желанием педагога будет сразу выделить и проанализировать те параметры, значения по которым были наиболее низкими. Это допустимый ход, но если вы намерены его предпринять, то рекомендуется выделить такие «западающие» параметры по всей таблице педагогической диагностики, даже внутри тех образовательных областей, которые показывают вполне удовлетворительные или даже хорошие значения. Нередко эти «западания» бывают связаны с единым общим фактором.

Например, в одной из групп на фоне в целом хороших оценок по всем образовательным областям оказались чуть сниженными результаты по художественно-эстетическому развитию. Анализ минимальных оценок по всем образовательным областям обнаружил, что наиболее низкие оценки были по пунктам 1, 9, 12, 16, 20, 23, 26, 42, 53, 57, 63, 70 (Диагностический лист для детей 4-го года жизни). Обратим внимание на то,что здесь сразу бросается в глаза сниженный эмоциональный фон детей и даже его вероятная причина: у детей депривирована (ограничена, лишена необходимых условий) их ведущая деятельность — игра.Видим: дети не умеют занять себя в игре, не могут найти занятия себе в свободное время, не включаются эмоционально в подвижные игры.

Естественное следствие недоразвития игры: недостаточно развитая произвольность (умение следовать правилам поведения, сниженный эмоциональный фон и низкая познавательная мотивация (дети не проявляют эмоционально-положительного отношения ни к музыке, ни к родным местам, не испытывают положительных эмоций от правильного ответа и поэтому испытывают затруднения (а не интерес) при самостоятельном поиске решения задач и проблем, они не любят двигаться под музыку.). В этом смысле область художественно-эстетического развития оказывается наиболее чувствительна к некоторому эмоциональному неблагополучию детей или каким-то проблемам именно в этой сфере.

Вывод, который необходимо сделать педагогам для оптимизацииусловий развития этих детей: в их жизни должно быть чуть больше эмоционально насыщенных впечатлений, радости, спонтанного праздника, непосредственности. Воспитателям стоит пока сделать крен от назидательности к непосредственности и эмоциональности.

Например, включая красивую музыку, не заставлять всех детей ее слушать, сидя на стульчиках, не обращать их внимание на жанр, используемые инструменты и настроение (заметим попутно, что эти методы не вполне соответствуют возрасту детей, но широко применяются в ряде ДОО, а именно эмоционально включить детей в действо, дав возможность свободно подвигаться под эту музыку, почувствовать ее, прожить ее настроение.

Если по каким-то образовательным областям результаты ниже ожидаемых, следует обратить внимание на следующие особенности организации образовательного процесса.

В первую очередь следует объективно, со стороны, оценить

-стиль общения педагога с детьми;

-способы преподнесения детям программного материала;

-правильность использования в работе предлагаемых методик;

-соблюдение режимных моментов в соотношении свободной и организованной деятельности детей; достаточное время для самостоятельной деятельности в рамках специфически детских видов деятельности;

-необходимость повышения квалификации педагога по определенным направлениям работы;

-особенности организации РППС ДОО.

Если результаты диагностики показывают неожиданно низкие результаты, а педагоги убеждены, что в саду «все делается хорошо и правильно», имеет смысл обратить внимание на следующие особенности организации педпроцесса, которые, как правило, не расцениваются самими педагогами как недостатки образовательной работы на уровне дошкольного образования:

Читайте также:  Три месяца ребенку развитие в утробе

-приоритет программы над интересами детей;

-завышенные требования по отношению к детям;

-преобладание реактивных форм обучения над активными;

-преимущественно фронтальные формы образовательной работы. В педагогическом процессе не используются ресурсы развития в условиях групповых форм совместной работы детей, когда ребенку открывается зона ближайшего развития, создаваемая другим ребенком.

-неправильная организация развивающей предметно-пространственной среды (отсутствие вариативности, полифункциональности, жесткое зонирование, узкий тематизм и т. п.)

Условия должны обеспечивать эмоциональное благополучие детей, учитывать их интересы, обеспечивать свободу выражения чувств и мыслей, а также поддерживать индивидуальность, инициативность, самостоятельность детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Условия должны соответствовать требованию организации развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка, т. е. на тот уровень развития, который проявляется у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не всегда актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

Условия, созданные в ДОО, с необходимостью должны ориентировать образовательный процесс не столько на усвоение детьми определенных конкретных содержаний, сколько на овладение детьми культурными средствами деятельности, а также обеспечивать организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.

В отношении конкретных образовательных областей следует обратитьвнимание на следующее:

В области познавательного развития

Следует, прежде всего, обратить внимание на соответствие содержания возможностям детей. Так же, как нет одинаковых детей, так и нет одинаковых групп (педагогам это хорошо известно). Одно и то же содержание, которое в прошлом и позапрошлом году успешно осваивалось детьми предыдущих групп, может превышать возможности его освоения для последующей группы. Если такая ситуация объективно фиксируется результатами педагогического мониторинга, то в следующем году следует поменять методику преподнесения материала детям. Следует создавать больше проблемных ситуаций, где дети могли бы практически применить свои знания, в случае ошибок не исправлять детей, а стимулировать поиск решения, провоцировать создание ситуаций, помогающих детям самостоятельно додуматься, вспомнить, догадаться, «открыть» заново то, что им уже (вроде бы) известно, однако субъективно данная информация еще не стала их знанием. Таким образом, следует усилить работу в зоне ближайшего развития, активнее создавать вместо подсказок ситуации, где решение/выход более очевидны, обращать внимание детей на схожесть таких ситуаций, помогать в переносе способа действия.

Начиная со среднего дошкольного возраста,следует расширять возможности детей в отношении обучения друг друга: давать возможность объяснять друг другу какие-то не очень понятные им вещи (ситуации, задачи, способы действий и т. п.); стараться не вмешиваться, даже если дети объясняют что-то неправильно, давать возможность самим обнаружить ошибку и нащупать ответ.

В области социального развития

Необходимо меньше опираться на вербальные методы: не столько объяснять или обсуждать правильность или неправильность того или иного поступка, способа действия, поведения, сколько предоставлять детям возможность самим «увидеть» их последствия, адекватность или неадекватность. Это можно делать через хорошие специально подобранные рассказы, инсценировки реального детского поведения, перенесенные на других персонажей, игры-драматизации и т. п.

Больше внимания следует уделять формированию у детей умения распознавать и правильно интерпретировать собственные эмоциональные состояния, находить приемлемые альтернативные способы для выражения своих эмоций, при этом не подавляя их, а именно выражая культурно-приемлемыми способами. Следует выстраивать общение с детьми на основе «Я-сообщений», избегая «Ты-сообщений», особенно негативного оценочного характера.

В группе необходимо поддерживать домашнюю, теплую, спокойную, принимающую эмоциональную атмосферу, содействовать укреплению детских взаимоотношений.

В области речевого развития

Оптимизация условий связана с активным созданием естественных для ребенка ситуаций, побуждающих его к высказыванию, пояснению своих слов, разъяснению своей позиции, активному диалогу внутри той или иной значимой для ребенка ситуации. Условия, адекватные социальной ситуации развития ребенка, связаны с организацией разнообразных интересных для детей (обладающих свойством автодидактизма) речевых игр, в которые дети активно начинают играть сами, и пр.

В области художественно-эстетического развития

Обогащение условий связано не только с амплификацией предметно-развивающей среды, обеспечивающей данную образовательную область (соответствующие возрасту музыкальные инструменты, аудиозаписи, репродукции картин, иллюстрированные книги, разнообразные традиционные и современные художественные и поделочные материалы для самостоятельного творчества и т. п., но и в значительной степени — с активизацией социальной составляющей данной образовательной области. Активное обсуждение того или иного произведения на доступном детям языке, фиксация детского внимания на деталях, искреннее восхищение красотой произведений, предложение повторного совместного прослушивания (просмотра, чтения и др.) с эмоциональным выделением тех или иных фрагментов и т. п., формируют мощный познавательный и эстетический мотив деятельности ребенка, раскрывают для него возможность видеть красоту в повседневных бытовых мелочах. Но для этого и сам педагог должен уметь остановиться в потоке дел, взглянуть не что-то привычное по-новому, суметь передать ребенку это удивление и восхищение, своевременно и адекватно откликнуться на предложение, идущее от ребенка, и т. п.

В области физического развития

Акцент в организованной деятельности (упражнений и пр.) необходимо смещать в сторону активно принимаемых детьми (и самостоятельно ими инициируемых) подвижных игр. Следует организовать среду группы так, чтобы у детей было как можно больше возможности осуществлять активные макродвижения (перетаскивать и громоздить мягкие модули, легкие коробки, натягивать на них большие куски тканей и т. п., на прогулках устраивать разнообразные игровые «полосы препятствий» с подлезаниями, перепрыгиваниями, прыжками и бегом.

Получение низких значений является сигналом к перестройке и оптимизации сложившихся условий реализации программы. Низкие показатели не являются свидетельством «плохой работы» воспитателя или специалиста. Они лишь указывают на то, что те условия, которые были хороши ранее, не вполне подходят по отношению к данной конкретной группе детей с ее уникальными особенностями и динамикой развития. Педагогический мониторинг позволяет выявить это несоответствие и корректировать как работу педагогического коллектива, так и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Читайте также:  Значение подросткового возраста в развитии ребенка

Высокие значения

Анализируя групповые значения результатов педагогической диагностики, следует обращать внимание не только на низкие, но и на массово высокие оценки. Так, если в отношении какой-то из образовательных областей среднее значение по группе выше 97, то с большой долей вероятности это указывает на то, что предлагаемые образовательные содержания уже легки для детей, а это означает, что им можно предлагать какие-то образовательные задачи следующего возрастного периода, продумать, как усложнить, проблематизировать уже известное, сделать его снова «заданным», требующим определенного усилия мысли, и т. п.

Можно сидеть над грядкой, аккуратно вытягивая каждое растение и рискуя при этом сломать его, а можно полить грядку, обеспечить освещение, удобрения, прочие условия — и растения прекрасно начнут расти сами, в ваши задачи будет входить лишь поддержка и своевременное изменение условий!

Источник

Методические рекомендации по процедуре и содержанию
психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения
на этапе начального общего образования

(разработан Институтом стратегических исследований в образовании
Российской академии образования)

1. Общие подходы к определению процедуры и содержания психолого-
педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Процедура и содержание психолого-педагогического
обследования детей старшего дошкольного возраста строятся исходя из
следующих подходов:

культурно-исторического (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);

деятельностного (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
и др.);

личностного (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов,
А.Н.Леонтьев, В.А. Петровский и др.).

1.2. Указанные подходы являются проявлением качественного
подхода к проблеме развития ребенка, в основе которого лежит положение о том, что психика ребенка обладает качественно другими
характеристиками, чем психика взрослого человека.

1.3. Отличие качественного подхода от количественного заключается
в том, что последний не предполагает наличия принципиальных, качественных отличий между психикой взрослого человека и ребенка, просто ребенок меньше знает и умеет, чем взрослый. Именно поэтому количественные подход к развитию ребенка часто сопряжен с его интенсификацией. Использование количественного подхода в качестве теоретико-методологической основы дошкольного образования приводит в массовой практике к тому, что образовательный процесс сводится к выработке у дошкольников знаний, умений и навыков по школьному типу.

1.4. Задача психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее — обследование) — получить возможно более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей,
на основании которой могут быть разрработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.

1.5. Объект обследования — это физические, интеллектуальные
и личностные качества ребенка старшего дошкольного возраста.

1.6. Формы обследования — мониторинг, схемы наблюдения
за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогического обследования является сочетание в программе комплексного обследования как высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), так и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

1.7. Периодичность психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста — сентябрь, май текущего года
и сентябрь, март года, предшествующего поступлению ребенка в школу. Цель указанной периодичности — своевременное внесение корректив
в процесс реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выстраивание индивидуальных траекторий развития детей, которые по каким-либо причинам (длительное отсутствие в детском саду,  наличие трудностей и др.) не могут успешно осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Для детей
с ограниченными возможностями здоровья сохраняется собственный обоснованный график обследования, обусловленный направленностью компенсирующих программ и построенный в соответствии с планами
и графиками работы специалистов (медицинских работников, учителей-
логопедов, педагогов-психологов, дефектологов и др.).

1.8. Длительность обследования не может превышать двух недель
в отношении высоко формализованных методов (таких, как критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты). Низко формализованные методы (такие, как наблюдение за различными видами деятельности детей, фиксация достижений детей в организованных формах обучения) могут использоваться в течение года по мере необходимости с целью фиксации динамики освоения индивидуальных траекторий развития детей.

1.9. Обязательным требованием является конфиденциальность
получаемых результатов обследования, достигаемая за счет строгой
регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных обследования.

П. Требования к процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста

2.1. Процедура психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (далее — обследование) должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития.

2.2. Обследование может проводиться в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, специальных диагностических центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, консультационных центрах, научно-исследовательских учреждениях, в штат которых включены педагоги, имеющие знания дошкольной педагогики и психологии и владеющие специальными диагностическими методиками.

2.3. Проводить обследование должен педагог (педагог-психолог, воспитатель, воспитатель или инструктор по физической культуре
и другие педагогические работники), владеющий:

технологиями проведения диагностического обследования;

процедурами  первичной обработки и индивидуального анализа

данных;

процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;

процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;

процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков; методами интерпретации данных обследования;

методами составления заключения по результатам обследования;

методами разработки индивидуальных программ коррекции
и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.

2.4. Обследование должно проводиться с согласия родителей. Родители могут присутствовать при обследовании.

2.5. В том случае, когда обследование проводится
в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, силами его специалистов (воспитателей, психологов и др.), диагностическая работа не должна препятствовать выполнению работником образовательного учреждения его профессиональных обязанностей.

2.6.Проведение обследования не должно нарушать нормативные
правовые акты, правовые и этические нормы.

Читайте также:  Как оценить уровень развития ребенка

2.7. Обследование должно проводиться в спокойной,  
благожелательной обстановке.

2.8. Обследование может проводиться индивидуально или
в группе  (если это позволяет методика). Размер группы — не более 6-и человек. Желательно, чтобы при проведении группового обследования
у педагога был подготовленный помощник.

2.9. Проведение обследования должно быть согласовано
с режимом дня старших дошкольников. Желательно его проводить
в первой половине дня.

2.10. При проведении обследования необходимо максимально
использовать педагогическое наблюдение за поведением
и деятельностью ребенка в детском саду.

2.11. Перед началом обследования необходимо установить
устойчивый положительный контакт с ребенком.

2.12. Во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям.

2.13. Различные виды помощи ребенку необходимо строго
дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования.

2.14. Каждый вид задания необходимо начинать с легкого
(тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается
задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения.

2.15. Следует предлагать ребенку полифункциональные задания,
обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям
познавательного развития.

2.16. Непрерывная продолжительность тестирования не должна
превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.

2.17. Следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие – трудные, вербальные – невербальные,
учебные – игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора
(зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).

2.18. Все, что необходимо для проведения обследования, должно
быть подготовлено и разложено в определенной последовательности
заранее. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны
лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше
в определенном порядке разложить их на отдельном столе.

2.19. Важен не только конечный результат выполнения задания,
но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо
отмечать в протоколах обследования особенности деятельности,
эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения
и оказанную ему помощь.

2.20. В ходе обследования не рекомендуется:

торопить ребенка, спешить с подсказкой;

показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;

подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

2.22. При оценке выполнения ребенком заданий необходимо
учитывать, что возможно снижение результатов из-за:

трудностей контактов с незнакомыми взрослыми;

боязни плохих результатов;

неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования
сосредоточиться, сконцентрировать внимание;

медлительности ребенка;

усталости ребенка;

плохого самочувствия ребенка.

2.23. При обследовании детей с ограниченными возможностями

здоровья могут использоваться специализированные методики
в соответствии с проблемами в физическом и (или) психическом развитии детей. Дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:

применяемые методики должны включать в свою структуру
определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессе работы;

для изучения готовности детей к освоению приемов организации
собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные
ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем “зоны ближайшего развития”, т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся
в совместной работе со взрослым.

2.24. Все результаты обследования ребенка заносятся
в индивидуальную карту обследования. По результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции и развития ребенка старшего дошкольного возраста, формулируются рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.

111. Требования к содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста

3.1.Содержание психолого-педагогического обследования ребенка старшего дошкольного возраста должно обеспечивать оценку физического и психического развития ребенка через понятие «качества» как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте. При этом под качествами понимаются системные образования, формирующиеся у воспитанников в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющиеся показателями его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующие самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

3.2. Для проведения обследования подбирается комплект диагностических методик, позволяющих оценить физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Физичвеские качества — качества, характеризующие состояние здоровья, физическое и сенсомоторное развитие ребенка.

Личностные качества — качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе его морально-нравственное развитие.

Интеллектуальные качества — качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта).

3.3. Состояние здоровья ребенка оценивается медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения.

Обследование физического и сенсомоторного развития может проводиться медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения совместно с воспитателем (инструктором) по физической культуре, воспитателем группы.

3.4. Проводить обследование развития личностной
и интеллектуальной сферы ребенка могут воспитатели дошкольной группы, которую посещает ребенок, педагог-психолог, социальный педагог, другие специально подготовленные специалисты.  

3.5. При построении диагностических заданий должны учитываться возрастные особенности и зона ближайшего развития ребенка старшего дошкольного возраста.

3.6. Обязательным требованием к построению системы психологи-педагогического обследования является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

3.7. Содержание обследования должно быть тесно связано
с образовательными программами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3.8. Обязательным требованием к содержанию обследования является обеспечение единства диагностики и развития (коррекции). Для достижения ребенком старшего дошкольного возраста оптимального уровня развития, позволяющего ему быть успешным на этапе обучения в начальной школе, необходимо рассматривать психолого-педагогическое обследование как начальное звено в целостной системе диагностико – коррекционного, диагностико – воспитательного (или развивающего) направления работы.

3.9. Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются

педагогическая запущенность;

отставание в психическом развитии;

наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»);

признаки гипер-и гипоактивности;

нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, и др.); астенизация, сниженная работоспособность.

3.10. Определение готовности детей к школьному обучению требует также учета детско-родительских отношений, нарушение которых является одним из важнейших факторов риска школьной дезадаптации.

__________

Источник