Рекомендации по развитию речи ребенка 5 лет

Правильная речь у ребенка – важная составляющая гармоничного развития его личности. Она является основой для овладения коммуникационными навыками и грамотой. Важно, чтобы ребята с проблемой речевого развития своевременно получили помощь логопеда. Но не у всех есть возможность записаться к специалисту, поэтому родители должны знать нормы речевого развития и основные дидактические игры для его корректировки.

Речевое развитие детей 5-6 лет: нормы и отклонения

Большинство родителей осознают, что их малышу нужна консультация логопеда, когда начинается подготовка к школе. В этом возрасте детей начинают готовить к овладению навыками чтения и письма. Для этого нужна база – грамотная речь. Занятия усложняются, и у некоторых ребят на этом этапе появляются затруднения.

Развивающее занятие

Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

Чтобы определить, имеется ли у дошкольника отставание в речевом развитии, нужно знать что к пяти-шести годам является нормой:

  • ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;
  • в речи использует обобщающие слова;
  • правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы;
  • дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;
  • имеется обширный словарный запас;
  • овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательными формами слова);
  • звукопроизношение практически сформировано;
  • слоговая структура сформирована полностью;
  • дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.

Обратите внимание! В этот возрастной период детская речь уже максимально приближена к взрослой.

Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово. Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л.

В этом возрасте дошкольник умеет пользоваться интонацией, поэтому с детьми ставят театрализованные представления. В шесть лет он уже хорошо запоминает стихотворения, может пересказать короткие рассказы. Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребенка.

Чтение

Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет

Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.

Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно.

Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прием.

Информация для родителей

Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.

Самостоятельная диагностика задержки речевого развития

Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.

  1. Ребенку предлагают описать показываемый предмет – игрушку или другой предмет.
  2. Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
  3. Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
  4. Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности – взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
  5. Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
  6. Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.

Диагностическая беседа

Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произносит.

В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Стоит приобрести книги следующих авторов: Гербовой В.В., Кузнецовой Е.В., Разумовской Юлии, Тихоновой И.А., Ушаковой О.С. В их книгах родители и педагоги смогут найти конспекты занятий на развитие речи 5-6 лет, соответствующим требованиям ФГОС.

Специалисты выступают на родительских собраниях, на которых подробно объясняют, как правильно выполнять упражнения, и выдают памятки с расписанными рекомендациями. Основная цель заданий в работе с данной возрастной категорией – развить связную логическую речь и сформировать грамматический строй.

В картотеку стоит включить следующие упражнения:

  • подбор синонимов и антонимов;
  • классификация предметов по одному признаку;
  • угадывание слов по описанию;
  • склонение слов по числам и падежам;
  • составление из слов предложения;
  • объяснение смысла пословиц, поговорок;
  • заучивание стихотворений;
  • выполнение артикуляционной гимнастики.

Урок развития речи

Важно! При пересказе сказки, стихотворения следить за выразительностью речи и четкостью произношения звуков.

Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с малышом на тему того, как прошел его день, и на другие интересные ему темы.

Популярны развивающие онлайн-игры: в этом случае взрослым не нужно готовить наглядный материал и продумывать упражнение. Но нужно следить за тем, чтобы время нахождения за компьютером не превышало 10 мин. Лучше чередовать информационные технологии и устные упражнения.

Игры для развития речи детей 5-6 лет

При составлении рабочей коррекционной программы учитывают возрастные особенности.

Обратите внимание! У ребенка в дошкольный период еще преобладает игровая деятельность и внимание еще недостаточно устойчиво. Поэтому на занятиях используют различные виды упражнений с использованием наглядного материала.

Многие из игр можно назвать народными, потому что они широко применяются не только в логопедической практике. Их можно подкорректировать с учетом речевых особенностей ребенка.

Игра

  1. По первой букве. Цель – научить основам чтения при помощи простых ребусов. Для ее проведения используют карточки со словами. Нужно прочитать слово по первым буквам названий картинок. Его выкладывают посредством магнитной азбуки или устно.
  2. Подбери словечко. Она направлена на обогащение словарного запаса навыков согласования прилагательного и существительного. Можно использовать мяч, чтобы тренировать ловкость рук. Взрослый спрашивает, про что можно сказать “круглый” (яблоко, мяч, помидор) и другие варианты.
  3. Узнай имя. Перед детьми раскладывают карточки и просят выбрать ту, которая больше всего подходит его имени. И ему нужно объяснить, почему он так считает.
  4. Назови целое. Это игру можно отнести к моделированию, потому что детям нужно части собрать в одну составляющую. Например, перед ними раскладывают фигуры, из которых нужно составить дом.
  5. Кто что купил. Игра направлена на умение использовать обобщающие понятия. Например, ребенку говорят, что белка и заяц пошли в магазин. Белка купила овощи, а заяц – фрукты. Но корзинки перепутали, и ребенку нужно помочь им найти свои покупки.
  6. Логический поезд. Взрослый кладет на стол карточку – это первый вагон. Ребенок добавляет к нему следующий, картинка которого должна быть связана с предыдущим изображением.

Обратите внимание! Игры для детей 5 лет для развития речи помогают повысить его интерес к занятиям, хорошо сказываются и на развитии высших психических функций.

Для таких занятий стоит завести отдельную тетрадь: так родитель приучит ребенка к дисциплине и ему будет удобнее проверять выполненные задания. Можно придумать свои игры или предложить малышу заняться творчеством, которое также благотворно влияет на развитие речи.

Источник

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми , снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Чтобы наши дети уверенно владели речью необходимо проводить следующее: всевозможные игры, упражнения,

– развивать мелкую моторику,

– слуховое внимание,

– речевое дыхание,

– развивать диалогическую речь.

Чтобы полученные знания закреплялись, родителям нужно больше общаться со своими детьми везде. На 5-6 году жизни мы рекомендуем использовать следующие игры и упражнения:

«Размытое письмо» ( взрослым составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются , дети самостоятельно дополняют предложение).

«Где я был?» (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).

«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).

«Разговор по телефону» (ребёнок передаёт телефонный разговор, а взрослый помогает , если тот затрудняется).

«Узнай по звуку» (звучат муз. инструменты, а ребёнок отгадывает этот инструмент).

«Киоск открыт» ( подбираются открытки, а ребёнок отбирает и называет те открытки, которые хочет приобрести, описывая, что на них изображено).

«Отгадайте кличку» ( взрослый описывает игрушку, а ребёнок должен отгадать, что это за игрушка, например, лисёнок пушистый, шубка у него рыжая).

«Почта» ( один становится почтальоном, проводится диалог с ребёнком, например,

– Динь, динь, динь.

– Кто там?

– Почта.

– От куда ?

И т.д.)

«Кузовок» ( в кузовок /корзинку/ собираются слова на -« ок», например, хохолок, поплавок, уголок и т. д.).

Успех нашей деятельности зависит от вас. Больше читайте детям;

Разучивание стихотворений

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

ПЕРЕСКАЗ И РАССКАЗ

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием – предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.

СКОРОГОВОРКИ

  • У пеньков опять пять опят.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Мокрая погода размокропогодилась.
  • Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
  • Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
  • Около кола колокола колоколят.

Три дровосека, три дроворуба

на дворе дрова топорами рубят.

  • Была у Фрола – Фролу на Лавра наврала.

Пойдет к Лавру – Лавру на Фрола наврет.

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Всех скороговорок

Не перескороговоришь.

Да не перевыскороговоришь!

  • Сшит колпак не по-колпаковски.

Слит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, перевыколоковать.

  • Ехал грека через реку,

Видит грека: в реке – рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку грека – цап!

  • Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

  • По утрам у Айболита, до обеденной поры,

лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

  • Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой,

За речною косой

Травы косит косой.

  • Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

  • Шел Егорка по пригорку

И учил скороговорку.

Он учил скороговорку

Про Егорку и про горку.

А когда сбежал под горку,

Позабыл скороговорку.

И теперь в скороговорке

Нет ни горки, ни Егорки.

Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

Придумывайте рифмовки к словам (например, солнце – донце, трава – мурава и т.д.); описывайте предметы и др. ( например, это слон – животное, живёт в жарких странах, у него есть голова. Туловище. Ноги и т.д.) ; в разных видах деятельности показывать различные качества предметов (бумага в воде размокает, железо тяжёлое и в воде тонет и т.д.); многое детям показывайте и возите на экскурсии; рассматривайте отдельные предметы и игрушки; при посещении магазинов и др. мест обобщайте значение понятий «овощи» (то, что растёт на грядке и т.д.), «фрукты» (то, что растёт на дереве и т.д.), «игрушки» ( то с чем играют и т.д.) ; после просмотра сказок, фильмов помочь ребёнку подобрать глаголы (Иван – царевич выстрелил, коту дали шляпу и он пошёл охотиться и т.д.) , раскрывающие действия понравившегося персонажа; «Мальчик, девочка» и другие темы, подбирайте антонимы(скажи наоборот, например, высокий – низкий ит.д.) «Волшебная палочка» (прикосновением палочки увеличивать в количестве, изменять слова, например, один стул, два стула и т.д.); «Великий Нехочуха» (ребёнку говорят глаголы, а он отказывается, говоря, я не хочу сидеть и т. д.); «Представь и опиши» и др.

Рекомендуется читать всевозможные сказки и рассказы, обязательно после чего объяснить непонятные слова и побеседовать о прочитанном , об отношении ребёнка к узнанному. Так же нашим деткам не помешает и русское слово потешек, поговорок , пословиц. Не пропустите мимо не одно событие, пусть ребёнок будет в курсе всего. И следите за своей речью. Если вы заметили, что у ребёнка есть дефекты речи, вам нужно обратиться к специалисту – логопеду.

Игры по развитию речи:

игра «Молоток и дудочка»

Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [д] и [т].

Ход игры: Воспитатель постукивает деревянным молоточком по столу и говорит:

«Тук – тук – тук,

Ток – ток – ток,

Бей покрепче молоток.

У дудочки песенка звонкая, она начинается со звука [д]. А песенка молоточка незвонкая. Она начинается со звука [т]».

У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок четко проговаривает слово, интонационно выделяет звук [д] или [т]. Кладет картинку к дудочке, если в слове слышится звук [д], а к молоточку, если в слове звук [т].

игра «Какой звук заблудился»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.

Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку сказать правильно.

Вот колючий, серый ешик.

На крылечке сидит кожечка.

На травинку села красивая стрекоса.

Мама намазала хлеб мазлом.

Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)

«Наоборот»

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо – налево, вверх-вниз, под – над, далеко – близко, высоко – низко, внутри – снаружи, дальше – ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, завязать – развязать, намочить – высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Скажи по-другому»

Цель: Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» – предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Красивый» – «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» – «сырой, влажный» и т.д.

«Добавь слова»

Цель: научить составлять распространенные предложения.

Ход игры. «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

Предложения для игры:

Девочка кормит собаку

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

«Подбери слово»

Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.

Источник