Рекомендации по развитию ребенка

Рекомендации по развитию ребенка thumbnail

Этапы развития у ребенка различных способностей

Склонность малышей к тому или иному виду деятельности начинает проявляться довольно рано. Раннее развитие детей выражается в том, что одни любят ритмично двигаться под веселые мелодии, другие предпринимают попытки рисовать, а третьи постоянно требуют всеобщего внимания и подвижных игр. Родителям следует обратить внимание на такое поведение и поспособствовать развитию у ребенка природных талантов.

С трех лет с малышом нужно заниматься регулярно. Именно на этот возраст приходится пик раскрытия творческих способностей. Для раннего развития детей трех-пяти лет идеально подходят лепка из пластилина и глины, рисование во всех видах, конструирование, занятия музыкой. Советы родителям на этом этапе заключаются в помощи малышу. Не стоит перекладывать ответственность за развитие творческих способностей полностью на детский сад.

К пяти годам задачи, поставленные перед ребенком, постоянно усложняются. Совершенствуются память, способность мыслить логически, внимательность. Занятия с родителями готовят малыша к школе и существенным нагрузкам в период обучения. Педагоги и психологи рекомендуют всячески способствовать развитию у ребенка выявленных талантов и посещать специализированные кружки и секции. Даже кратковременное увлечение какой-либо деятельностью должно поощряться взрослыми членами семьи.

В возрасте 7-8 лет ребенок, как правило, окончательно определяется с выбором и полностью сосредотачивается на каком-то одном определенном занятии. Специалисты советуют родителям не отвергать выбор ребенка, навязывая ему свои предпочтения. Для формирования гармоничной личности необходимо развивать именно заложенные природой способности. Увлечение театром, спортом или же изобразительным искусством должно поощряться взрослыми.

Для психического становления личности период с 9 до 14 лет особенно важен. Дети этого возраста глубоко увлечены выбранным видом деятельности, способности проявляются все значительнее. Задача родителей – сформировать у ребенка понятия дисциплины и ответственности за свой выбор. Нередко подростки в силу возрастных особенностей начинают лениться и отлынивать от занятий. Для гармоничного развития ребенка очень важно воспользоваться родительским авторитетом.

Советы родителям по развитию способностей у детей

Специалисты в области педагогики и детской психологии дают следующие советы родителям по развитию творческих склонностей:

  • Выявив у малыша те или иные склонности, следует всячески поощрять и направлять их в нужное русло. Активного ребенка нужно записать в спортивную секцию, а ритмично двигающегося под музыку – в танцевальную студию.
  • Нередко взрослым свойственно пытаться реализовать свои несостоявшиеся мечты в детях. Такой подход крайне негативно влияет на раннее развитие детей в целом и способность к творчеству в частности. Навязывание своего мнения и желаний совершенно недопустимо.
  • Ребенку необходимо всячески способствовать в реализации его склонностей. Для полного раскрытия потенциала родители должны обеспечить малыша всем необходимым для занятий: качественными красками и карандашами – начинающего художника, спортивным инвентарем – будущего спортсмена.
  • Критиковать ребенка за ошибки и неудачи нельзя: только похвалы родителей могут простимулировать стремление малыша развиваться в выбранном направлении. Совершенно недопустимо сравнение своего ребенка со сверстниками не в его пользу: даже очевидные успехи других детей нельзя ставить ему в вину.
  • Творческое развитие ребенка нередко сопровождается отказом от выбранного ранее вида деятельности. Родителям следует обстоятельно разобраться в причинах, поскольку лень и заинтересованность другим видом творчества требуют принципиально разного подхода. Если ребенок всерьез увлекся чем-то новым, не стоит давить на него своим авторитетом и заставлять заниматься нелюбимым делом через силу.
  • При посещении какой-либо секции или студии очень важно объяснить малышу принципы дисциплины и ответственности. Ребенок должен слушаться тренера или учителя, а родители – контролировать посещаемость и мотивировать его на продолжение занятий.

Особенности раннего развития способностей у детей

Подростка на занятия любимым делом обычно мотивируют увлеченность и дисциплина. Однако раннее развитие у детей природных склонностей требует особого подхода. Малышам довольно трудно сконцентрировать внимание и проявить усидчивость. Педагоги и детские психологи рекомендуют выбрать игровой вариант занятий. В процессе обучающей игры внимание ребенка не ослабевает, а занятия проходят непринужденно и увлекательно.

Источник

В качестве рекомендаций для родителей и воспитателей, хотелось бы привести названия глав из книги Масару Ибука, президента японской фирмы «Сони» – «После трех уже поздно». Как много мудрости во многих этих изречениях.

1. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоили с детства.

2. Главное окружение, а не гены.

3. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.

Читайте также:  Школа семи гномов развитие ребенка

4. Нервозность родителей заразна.

5. Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других.

6. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.

7. Распорядок дня развивает чувство времени.

8. Звучание стихов тренирует память.

9. У ребенка свое собственное представление о порядке.

10. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства.

11. Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка.

12. Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта.

13. Тренируйте левую руку так же, как правую.

14. Для ребенка работа и игра – это одно и то же.

15. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.

16. Учитесь у своего ребенка.

17. Дети – это не собственность родителей.

18. Пусть ваш ребенок будет лучше вас.

Рекомендации педагогам и родителям

для развития восприятия у детей

– Учить детей различать предметы на ощупь.

– Формировать умение выделять признаки в предмете.

– Учить соотносить предметы по величине.

– Учить способам распознающего наблюдения.

– Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

– Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

– Формировать умение составлять из частей целое.

– Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии в соответствии со словесной инструкцией.

– Различать основные признаки разных времен года.

– Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.

– Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.

– Формировать сенсорные эталоны формы.

– Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем существенные детали.

– Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Рекомендации педагогам и родителям

для развития мышления

– Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

– Учить составлять группу из отдельных предметов.

– Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

– Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

– Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

– Учить сравнивать предметы.

– Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

– Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

– Побуждать делать самостоятельные выводы.

– Учить отвечать на вопросы, делать самостоятельные умозаключения.

– Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

– Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

– Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

– Учить устанавливать причинно-следственные связи.

– Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

– Учить выделять и сравнивать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

– Способствовать переходу к решению задач в уме.

Варианты рекомендаций

педагогам и родителям для развития памяти у детей

– Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

– Обучать культуре запоминания.

– Учить вспоминать последовательность событий.

– Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

– Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

– Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

– Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательных средств.

Развитие тонкой моторики

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)

  2. Руку плотно выложить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)

  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, среднему и указательному. (5 раз)

  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз). Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)

  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз поочередно каждой рукой, затем 5 раз сразу обеими руками.

  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке. (5 раз)

  7. Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)

  8. Зажать карандаш средним и указательными пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)

Читайте также:  Значение общения для развития личности ребенка

Источник

Дошкольники энергичны, непоседливы и любопытны. И это постоянно держит родителей в напряжении. Дошкольный возраст – это этап, когда дети многое узнают об окружающем мире и приобретают новые навыки. Это звучит прекрасно, но все родители дошкольников знают, как сложно справиться с их неуемной энергией.

Рассмотрим несколько советов по воспитанию дошкольников.

1. Развивайте у ребенка навыки общения

Коммуникативные навыки дошкольников очень важны. Чем лучше они развиты, тем лучше ребенок может ладить с другими детьми и воспитателями, когда идет в детский сад.

2. Научите ребенка быть хорошим слушателем

Родители хорошо знают, как трудно справиться с дошкольником, когда он капризничает. Тем не менее, в детском саду ему придется принимать участие в разных занятиях: петь, рисовать, слушать объяснения воспитателя и т. д. Все это потребует от него усидчивости и концентрации внимания. Если вы научите его быть хорошим слушателем, это поможет ему активно участвовать во всех мероприятиях в детском саду.

3. Поощряйте командную работу

Когда ребенок пойдет в детский сад, он будет ежедневно проводить большинство своего времени вместе с другими детьми и воспитателями, заниматься разными групповыми занятиями и т. д. Это требует навыков командной работы. Вы можете развить этот навык в ребенке, играя с ним дома в игры.

4. Научите ребенка следовать инструкциям

В детстве мы учимся чему-то новому, следуя инструкциям и указаниям. Однако для ребенка это может быть сложно, если он не знает, как следовать указаниям. В детском саду ребенок получает указания от воспитателя, принимая участие в различных занятиях, часто игровых.

Научите ребенка, как следовать инструкциям, играя с ним в игры. Давайте ему веселые задания и выполняйте их вместе с ребенком.

5. Научите ребенка работать с канцелярскими товарами

В детском саду ребенок много времени участвует в занятиях, которые требуют использования таких предметов, как карандаши, фломастеры, ножницы, пластилин, клей и т. д. Вы можете помочь ребенку научиться правильно обращаться с такими предметами. Поощряйте ребенка рисовать и писать. Вы можете научить его писать буквы, цифры и т. д.

6. Поощряйте ребенка быть более самостоятельным

Часто родители дома постоянно убирают за ребенком игрушки или посуду после приема пищи. Однако, когда ребенок идет в детский сад, родители не могут быть рядом с ним.

Поощряйте ребенка быть самостоятельным. Научите его самостоятельно мыть руки, вытирать нос или рот и т. д. Если ребенок умеет выполнять такие несложные действия, это формирует у него чувство ответственности и самостоятельности. В старшем возрасте это будет ему очень полезно.

7. Установите распорядок

Очень важно установить для ребенка режим. Определите ему время для игр, приема пищи, сна и других действий. Это не только приучит ребенка к дисциплине, но и поможет вам эффективнее распоряжаться своим временем. Еще одним преимуществом является то, что после этого вам не нужно будет каждый раз напоминать ребенку, чтобы он вовремя поел или лег спать.

8. Старайтесь быть не слишком строгим к ребенку

Дисциплинирование не нужно путать со строгостью. Если обращаться с ребенком слишком строго, он часто становится упрямым. Вместо этого говорите с ребенком по-дружески, завоюйте его доверие, чтобы он мог общаться с вами без страха. Это также укрепит вашу эмоциональную связь с ним.

9. Не поддавайтесь на истерики ребенка

Не будучи слишком строгим, не стоит быть и слишком мягким к ребенку. Найдите баланс во взаимоотношениях с ребенком. Если ребенок впадает в истерику, не игнорируйте ее. Если истерика ребенка вызвана чем-то конкретным, переключите его внимание на что-то другое. Лучшее, что вы можете сделать в таких случаях – определить причину такого поведения. Возможно, ребенок голоден, плохо выспался или устал.

10. Не относитесь к ребенку так же, как ко взрослому

Некоторые родители ожидают слишком многого от своего ребенка. Постарайтесь понять, что ребенок еще учится и развивается, что он все еще ребенок. Не ждите от ребенка, что он будет сразу же правильно понимать все ваши слова.

Проявите терпение и позвольте ребенку учиться и развиваться в своем индивидуальном темпе. Поощряйте его учиться и прилагать усилия к достижению целей. Интересуйтесь, что интересует и мотивирует ребенка. Проявляйте творческий подход, когда вы даете ребенку задания. Следите за тем, чтобы это приносило удовольствие вам обоим, а не было просто рутинной работой, которую необходимо выполнить.

Читайте также:  Последовательность стадий речевого развития ребенка на довербальном этапе

11. Не будьте родителями, которые всегда говорят «нет»

В воспитании ребенка это может быть сложно, однако есть способы сделать это. Старайтесь не злоупотреблять словом «нет» в общении с ребенком. Сердце ребенка довольно чувствительно, и он может чувствовать себя нелюбимым, если вы часто ему отказываете. Более того, ребенок может взбунтоваться. Попробуйте поговорить с ребенком на его уровне; если вам все же нужно отказать ему, объясните причину.

12. Хвалите ребенка за хорошее поведение

Похвалите ребенка, если он что-то сделал хорошо. Это является для него положительным подкреплением. С другой стороны, если ребенок плохо себя ведет, укажите ему на это. Так ребенок поймет, что плохие поступки всегда имеют для него последствия.

13. Не ожидайте от ребенка слишком многого

Каждый ребенок индивидуален и учится в своем темпе. Разумеется, как родители вы будете иметь по отношению к нему определенные ожидания. Однако также важно понимать возможности своего ребенка и принять их. Не требуйте от ребенка слишком многого – помните, что он еще ребенок. Создайте ребенку сбалансированный график, удобный для него.

14. Показывайте ребенку хороший пример

Ребенок большинство своего времени проводит с вами. То, как вы себя ведете, что и как вы делаете, – все это влияет на их развитие. Будьте для ребенка примером для подражания, чтобы он мог научиться у вас чему-то хорошему.

15. Создавайте сильные связи

Воспитание ребенка может оказаться сложной задачей. Но и для детей, и для родителей это этап развития. Для родителей важно заниматься вместе с ребенком веселыми занятиями. Совместная работа поможет вам укрепить доверие и прочную эмоциональную связь с ребенком. Вы должны быть для своего ребенка родителями и в то же время друзьями, на которых он всегда может положиться.

Ошибки, которые допускают родители в воспитании детей

Все родители желают своим детям всего самого лучшего. Однако иногда хорошие намерения родителей имеют неприятные последствия или демотивируют ребенка. Рассмотрим несколько типичных ошибок и советов, которые помогут родителям их избежать.

1. Плохой пример

Маленькие дети во всем повторяют своих родителей. Для них вы во всем являетесь примером. Если вы хотите привить хорошие привычки своему ребенку, сначала изменитесь сами. Не стоит ожидать, что ребенок начнет питаться здоровой пищей, если вы сами едите фаст-фуд. Хороший пример принесет ребенку большую пользу.

2. Согласие с ребенком во всем

Родители дошкольников часто настолько обожают своего ребенка, что не могут сказать им «нет». Однако нельзя всегда и во всем соглашаться с ним. Не позволяйте ребенку манипулировать вами. Когда необходимо сказать «нет», скажите это четко. Объясните ребенку свой отказ.

3. Чрезмерная опека

Это вполне естественно, что родители защищают своих детей. Но чрезмерная опека мешает их росту и развитию. Ребенок слишком сильно полагается на вас почти во всем.

Поощряйте дошкольника самостоятельно делать то, что ему по силам. Например, если во время прогулки ребенок споткнется и упадет, не спешите бросаться ему на помощь. Пусть он научится вставать самостоятельно.

4. Подкуп

Родители часто подкупают детей сладостями или игрушками, когда им нужно, чтобы ребенок что-то сделал. Однако это решает проблему лишь на короткое время. Например, если вы предлагаете ребенку кусочек торта взамен на то, что он съест овощи, это не приучит его к здоровому питанию. Более того, ребенок может начать еще больше не любить овощи.

5. Сравнение с братьями и сестрами

Родители часто забывают, что каждый ребенок по-своему уникален. Не сравнивайте ребенка с его братьями и сестрами. Такое поведение обескуражит его и заставит чувствовать себя нелюбимым. Из-за этого у ребенка может появиться ненависть к братьям или сестрам.

Воспитание дошкольника – сложная задача, но это может оказаться и очень веселым занятием. Вы станете свидетелем многих важных событий в жизни вашего ребенка. Убедитесь, что вы не навязываете ребенку свои идеи. Вместо этого исследуйте, что мотивирует и интересует его. Общайтесь с ним по-дружески.

Источник