Рекомендации по развитию наблюдательности у ребенка

Рекомендации по развитию наблюдательности у ребенка thumbnail

Развитие наблюдательности у детей

         Мы живем – значит наблюдаем. Осознанно присматриваясь и спонтанно замечая, естественно и сознательно. Без наших наблюдений невозможно вспомнить прошлое и подумать о будущем. Только взрослые наблюдают чаще всего осознанно, преследуя какую-то конкретную цель. Они могут сознательно тренировать навыки наблюдения. А дети так не могут. Ведь дети просто живут, здесь и сейчас. И чаще детские наблюдения спонтанны и выборочны. Но если мы хотим развить у детей способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности – этим можно и нужно специально заниматься. Не тренируя наблюдательность в детстве, мы лишаем наших детей в будущем увидеть множество интересных вещей – в путешествиях, в общении, да и просто в повседневной жизни. Для того, кто умеет подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее.         Наблюдение – это процесс восприятия и запоминания, наблюдательность – активная форма чувственного познания человеком окружающей его действительности. То есть чем наблюдательнее человек, тем он лучше чувствует окружающую действительность. Разве не всем родителям хочется, чтобы их ребёнок лучше понимал всё, что его окружает?
          Если у вас есть цель – развитие наблюдательности – что делать? И что нужно? Уши, нос, глаза, тело, время… Да только вот со временем всегда возникает проблема. А наблюдать с детьми нужно неторопливо, размеренно, без мыслей о работе и остывшем ужине.
         Развивая наблюдательность – мы развиваем в детях и другие качества.       Внимательность и усидчивость, умение сосредотачиваться и доводить дела до конца.
         А ещё нужен интерес. Это такой моторчик для движения вперёд. Бывает так, что интерес растворяется в житейских проблемах, и мы перестаём удивляться и замечать какие-то детали, небольшие события и изменения в окружающем мире. Тогда интерес надо возрождать. Но на это опять требуется время…

         Наблюдая с детьми, вы поймёте, что смотря на один и тот же объект, часто видите совершенно разное. Это открытие позволит вам лучше узнать своего ребёнка и насладиться совместным процессом наблюдения.

         О зрительном наблюдении хорошо написал К. Паустовский: «Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».

Игры и идеи для наблюдения с детьми
        Если вы хотите развить свою наблюдательность и наблюдательность детей, то возможно вам помогут несколько несложных упражнения. Шаг за шагом, и вы вместе сможете лучше запоминать лица людей и окружающие предметы, обращать внимание на детали, замечать то, на что раньше вряд ли обратили бы внимание. Кроме просмотра мультфильмов и фильмов «с пристрастием», есть и другие занятия.

         1. По дороге в детский сад или просто на прогулке можно наблюдать, отсчитывая заданные предметы. Например, по дороге будем считать всех людей, у которых большой нос (или есть сумка, головной убор и т.д.). Можно считать машины одного цвета или деревья со скрученными стволами. Проявите фантазию! Дома можно листать книги, отмечая на страницах всех животных или улыбающихся персонажей. (В этом случае удобны книги с картинками, на которых много деталей). Ещё один вариант этой игры – посмотреть вокруг и найти предметы, в которых есть круг, (квадрат, треугольник и т.д.).

         2. Времена года – отличная тема для наблюдений. Можно выходить на улицу с фотоаппаратом и фотографировать, к примеру, признаки весны. Ищите необычные, – даже треснувший асфальт после зимних морозов может стать признаком весны. А ещё используйте народные приметы: птицы в лужах начали купаться – значит, холодов больше не будет.
        Можно фотографировать одно и то же дерево в течение года. А потом из этого сделать слайд-шоу или презентацию. И получится… фильм. И дети будут вспоминать каждый кадр своих наблюдений.
                3. В большинстве случаев все ходят одними и теми же маршрутами – в садик, на детскую площадку, в магазин. А значит, есть возможность сравнивать – что было вчера, а что сегодня. Постарайтесь вместе в ребенком вглядеться в знакомый пейзаж. Хорошее упражнение – в обыденных вещах увидеть что-то новое, необычное. Каждый день отмечайте что-то такое, что ещё вчера ускользало от вашего внимания.

           4. Вы стоите в очереди в магазине. Неожиданно попросите ребёнка закрыть глаза и спросите, во что одет человек, который стоит впереди вас. Это задание можно выполнять в любом месте. На детской площадке можно попросить ребёнка закрыть глаза и назвать цвет глаз и волос у тех, с кем он играет. Можно усложнить задание, предложив ребенку следующее: «Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту от самого маленького до самого высокого».
       В помещении или на улице можно предложить ребенку следующее упражнение: «Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, цвет, размер».
               5. Помните слова из известного сказки С. Козлова: «Прямо над ними плыло три облака. Одно было похоже на Медвежонка, второе — на Зайца, а третье — на Ослика». Наблюдайте за облаками вместе с детьми, ищите в них земные образы. Но можно и наоборот: искать образы облаков в земных предметах. Иногда развесистый дуб может напоминать кучевое облако…                  Придумайте сами другие игры и упражнения. Наблюдайте вместе с детьми. Это позволит получить максимальную информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка многосторонним, насыщенным, увлекательным и привлекательным.

Читайте также:  Взаимодействие семьи и школы в развитии ребенка

Источник

Рекомендации по развитию наблюдательности у ребенка

Наблюдательность – важное качество. Это навык, который позволяет концентрироваться на объектах и сознательно выделять в них малозаметные свойства. Лучшие детективы, изобретатели, бизнесмены – люди с развитой наблюдательностью.

Наблюдательность – умение, которое тренируется путем повторений и упражнений. Не тренируя наблюдательность с раннего возраста, родители лишают детей в будущем увидеть множество интересных вещей – в повседневной жизни, в общении, в путешествиях.

Лучшая форма развития наблюдательности в дошкольном и младшем школьном возрасте – игра. Начинать заниматься можно уже с трехлетними малышами. 

Игры для тренировки наблюдательности позволят развить любознательность, получить информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка увлекательным.

Рекомендации по развитию наблюдательности у ребенка

Какая польза от навыка наблюдения

  • Умение наблюдательности помогает отбросить ненужное в поисках ключевого.
     
  • Наблюдательность – путь к пониманию окружающих людей.
     
  • В процессе развития наблюдательности тренируется память (эти качества всегда работают в тандеме).
     
  • Наблюдательность помогает быстрее принимать решения и усваивать информацию.
     
  • Наблюдательность может стать источником новых идей, вдохновения.

Советы родителям детей с аутизмом

Как развить наблюдательность у ребенка

1. Рисование и лепка также имеют большое значение для тренировки навыка наблюдательности. Передавая на бумаге, холсте или с помощью пластилина и глины контуры предметов, различая оттенки цветов и т.д., дети приучаются самостоятельно ставить перед собой задачу наблюдения.

2. Активными инструментами развития наблюдательности служат занятия рукоделием или создание чего-либо по образцу с учетом деталей. Примерами могут служить: вышивание или вязание – для девочек, конструкторы или поделки «сделай сам» – для мальчиков.

3. Детьми любимы задания на поиск различий между двумя картинками, которые направлены на тренировку внимательности и развитие наблюдательности. Чем больше детализированы изображение, тем лучше тренируется этот навык. 

Рекомендации по развитию наблюдательности у ребенка

4. Очень полезными для развития наблюдательности являются книги-гляделки – виммельбухи по ссылке. Это детское издание крупного формата с яркими, детализированными сюжетами, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями. Дети от таких книжек всегда в полном восторге. 

5. Попросите ребенка просто описывать то, что он видит перед собой. Это может быть вид из окна комнаты, пейзажи во время поездки, обстановка в доме или в школе, происходящее в парке и т.д. Важно делать записи детально и подробно. Например, написать не «прошел человек», а «прошла женщина с рыжими волосами, низкого роста в коротком пальто».

6. Лица людей – особая тема для развития наблюдательности. Пусть ребенок учится «читать» эмоции людей по лицам (радость, грусть, гнев, восторг и т.п.). Рассуждайте вместе на эту тему. Это хороший навык, который дополнительно тренирует эмпатию, что очень полезно для развития эмоционального интеллекта.

Восприятие и наблюдательность – это основа познания и залог любой успешной деятельности. Упражнения на их тренировку достаточно просты и занимают немного времени. Их можно проводить в любом удобном месте и в любое время.

Подготовила Марьяна Чорновил

Источник

Основные приёмы развития наблюдательности

1. Наблюдение за конкретным объектом.

Учитель советует, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения определенный объект и рассмотрел его в деталях.

Например: Один листочек с дерева. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Затем учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

2.

Приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы.

Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра , как падает листок с дерева и т.п.

3.

Использование стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов.
После прочтения идёт беседа:
– Что подметил автор в своём отрывке?
– Можно ли это явление увидеть в природе? – Видели ли вы это?
– Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему? – С чем сравнивает автор это явление природы?

4.

Использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней.

5.

Составление памятки-инструкции для проведения наблюдения в определенное время года. Эти памятки вывешиваются в классе рядом с календарём природы.
Например: «Что наблюдать и делать весной»

  1. Таяние снега.

  2. Работа в парках, в саду, на огороде, в поле.

  3. Начало сокодвижения у кустарников и деревьев.

  4. Распускание листьев, начало цветения.

  5. Наблюдение за развитием травянистых растений.

  6. Посев и посадка полевых и огородных растений.

  7. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными и др.

6. Фиксация наблюдений.

Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения.

Заполнение различных таблиц по результатам наблюдений.

Наблюдение за осенними деревьями (1 класс)

  1. Определи название и запиши.

  2. Рассмотри листья и зарисуй цветными карандашами их цвет.

  3. Заштрихуй часть кружка, чтобы показать, какая часть листьев еще осталась на дереве.

Название дерева

Цвет листьев

Оставшаяся на дереве часть листьев

Наблюдай Луну еженедельно в течение месяца и зарисовывай её вид (3 класс)

Дата

Вид Луны

Понаблюдай вид Луны в течение четырёх недель. Поставь даты наблюдения под рисунками.

hello_html_79c9de69.jpg

Отмечай наблюдения за погодой на диаграммах и графиках (4 класс)

hello_html_m2c696d09.jpg

Анкета по итогам экскурсии в пожарную часть (2 класс)

________________________________________

Вопросы

Ответы

Какими словами вы можете охарактеризовать работу пожарного?

О каких средствах тушения пожара вы узнали?

Какими качествами характера должен обладать человек, выбравший эту профессию?

По какому телефону нужно вызывать пожарных в случае возникновения пожара?

Читайте также:  Сиропы для развития ребенка

Какие правила пожарной безопасности необходимо всегда соблюдать?

Что больше всего вас удивило в работе пожарных?

Вам понравилась экскурсия?

Зимние изменения в природе (3класс)

Фамилия, имя ________________________________________

Дата экскурсии ______________________________________

Задание 1. Запиши результаты наблюдений за погодой.

  1. Температура воздуха ______________

  2. Как светит солнце _____________________

  3. Облачность (ясно, переменная облачность, пасмурно) ________________________________________________________________

  4. Осадки (дождь, снег, без осадков) ________________________________________________________________

  5. Ветер (нет ветра, слабый ветер, ветер средней силы, сильный ветер) ________________________________________________________________

Задание 2. Растения

1) Сохранились ли на деревьях плоды и листья? На каких? _________________________________________________________

2) Рассмотри веточку лиственного дерева. Найди почки, небольшой рубец на ветке под почками, чешуйки, которыми покрыта почка, листочки внутри почки. Зарисуй веточку и укажи найденные части.

3) Зимуют ли какие-нибудь растения под снегом? _________________________________________________________________

Задание 3. Животные

Каких животных вы встретили во время экскурсии?

_____________________________________________________________________________________

Задание 4. Снежный покров

1) Измерьте глубину снега

  • под деревьями ___________

  • и на открытом месте ____________

2) Опиши, как выглядит поверхность снега. _____________________________________________________________________________________

3) Раскопайте сугроб. Зарисуйте сугроб в разрезе и опишите что наблюдаете.

  1. Дидактические игры

Ходьба, глядя вверх

Учащимся надо медленно идти вперед, глядя в небо. Через каждые несколько шагов разрешается мельком поглядеть вниз, чтобы проверить, где они находятся. По дороге им придется отвечать на следующие вопросы: Рассмотрите то, что вверху. Немного повертите головой. Что вы видите? Не движется ли там что-нибудь? Если да, то почему? Видите ли вы листья деревьев? Какого они цвета? Различаете ли вы их форму? Есть ли гнезда на верхушках деревьев? Можете ли вы видеть между листьями и ветками чистое небо? Какого цвета небо? Видите ли вы облака? Не кажется ли вам, что они движутся?

Идем и слушаем

При выполнении этого упражнения руки помогают слушать. Учащиеся сжимают пальцы в кулак и разгибают по одному каждый раз, когда слышат какой-либо звук. Идти надо очень тихо, не разговаривая, иначе трудно прислушиваться. Некоторое время ребята идут и слушают, затем они образуют круг. Каждый показывает количество пальцев, соответствующее количеству услышанных звуков. Задаются следующие вопросы: Назовите некоторые из звуков, которые вы услышали. Что было источником тихих звуков? Резких звуков? Какие звуки имели природное происхождение, какие нет? Из всего разнообразия услышанных вами звуков какие вы предпочли бы слышать у вашего дома? А какие звуки – за окнами класса?

Ходьба задом наперед

Сначала учащиеся проходят выбранный участок местности обычным способом, внимательно осматривая все, что спереди, сверху, по сторонам. После описания того, что они увидели, учащиеся разворачиваются и медленно идут спиной, поворачивая голову в направлении ходьбы через каждые несколько шагов, чтобы проверить, где они находятся, а также смотрят вверх и по сторонам. Вопросы для обсуждения: Что вы видите? Видите ли вы то, чего не заметили, когда шли обычным образом?

Движения в природе

Учащиеся инсценируют события, происходящие в природе, представив себя растениями или животными. Вот несколько идей:

– приходит буря и раскачивает деревья;

– семена прорастают, прокладывают себе путь через почву и превращаются в цветы;

– бабочки пьют нектар, перелетая с цветка на цветок;

– муравьи тащат к себе в муравейник тяжелый груз;

– бельчата свернулись клубочком в теплых уютных дуплах, устланных листьями.

Источник

Как развивать наблюдательность у детей, и почему это важно

Одним из основных процессов познания является восприятие. С его помощью человек знакомится с окружающей действительностью, создает собственную картину мира, и именно оно формирует такое качество как наблюдательность. Развитые восприятие и наблюдательность помогают достичь успехов в учебе, позволяют более эффективно выполнять любую работу и достигать профессионализма в любой области. Сегодня мы рассмотрим, что кроется за этими понятиями, и узнаем, как сделать восприятие более совершенным и развить наблюдательность.

О восприятии и наблюдательности

Восприятие – это познавательный процесс отражения в психике предметов и явлений, формирования на их основе целостной картины мира. Другими словами это то, благодаря чему мы можем контактировать с окружающим миром: мы видим картины природы, слышим собственный голос и голоса других людей, ощущаем предметы, чувствуем запахи, т.е. воспринимаем все это. Получается, что восприятие – это совокупность всех данных, получаемых органами чувств. Однако не все так просто.

Данный процесс не сводится только к обобщению различных ощущений. Иначе все люди видели бы мир одинаково. При восприятии подключается также обработка получаемых от органов чувств данных на основе мышления и памяти о прошлом опыте человека. В результате этого получается совершенно субъективная картина, которая может сильно отличаться от реальности. Чтобы минимизировать различие и сделать восприятие более объективным, его необходимо развивать.

Восприятие также является основой наблюдательности. Это психическое свойство, качество, являющееся результатом познавательного процесса и таких операций мышления, как анализ и сравнение. Благодаря наблюдательности мы можем находить сходства и различия между объектами, различать очень похожие объекты между собой и подмечать всевозможные детали. Все это существенно помогает нам в жизни.

Если у школьника плохо развиты восприятие и наблюдательность, то это может приводить к затруднению усвоения школьного материала, трудностям в выполнении учебной, а затем и профессиональной деятельности. Чтобы этого избежать, необходимо развивать и тренировать эти аспекты познания, для чего существует множество упражнений.

Мотивация на выполнение упражнений

Чтобы упражнения на развитие восприятия и наблюдательности имели хороший эффект, необходимо, чтобы ребенок захотел их выполнять и делал это ответственно. Для этого можно:

  1. Показать, как важны отличное восприятие и наблюдательность.Привести примеры, когда они помогали в жизни или профессиональной деятельности. Хорошей иллюстрацией послужат отрывки из «Шерлока Холмса».
  2. Заинтересовать ребенка. Выполнение упражнений станет для школьника в разы привлекательнее, если представить их в виде игры, соревнования, интересного времяпровождения (например, в дороге).
  3. Поощрять ученика. В качестве поощрений может выступать все, что угодно: похвала, разрешение подольше посидеть за компьютером, поход в интересное место, сладости, карманные деньги и пр.

Пишем картины

Дайте установку ребенку смотреть на все окружающее так, будто это необходимо запомнить, чтобы позже изобразить на картине. Просите подмечать малейшие детали, чтобы полнее отразить их в рисунке. При этом школьнику совсем не обязательно рисовать: сама принятая установка будет заставлять его включать восприятие на полную мощность и тренировать наблюдательность.

Читайте также:  Развитие ребенка на сроке 6 месяцев беременности

Найди различия

Как развивать наблюдательность у детей, и почему это важно

Источник фото

Всем известны детские задания на поиск различий между двумя картинками, которые направлены как раз на развитие наблюдательности. Чем сложнее изображение, тем лучше тренируется это качество. Брать картинки можно из детских книжек, в интернете или создавать самостоятельно (для тех, кто умеют работать с графическими программами).

Запись увиденного

Попросите ребенка просто описывать то, что он видит перед собой. Это может быть вид из окна комнаты, картины, наблюдаемые во время поездки, обстановка в доме или в школе, происходящее в парке и т.д. Очень важно делать записи как можно детальнее и подробнее. Например, написать не «прошел человек», а «прошел мужчина с русыми волосами, высокого роста в длинном пальто».

Можно превратить упражнение в увлекательную игру. Родитель и ребенок должны описать наблюдения за каким-либо событием (например, что происходит во дворе дома в течение пяти минут). Запись ведется каждым индивидуально и молча. Кто более детально и понятно опишет происходящее, того и нужно считать победителем.

P.S. Если Вы специалист по части наблюдений, то сделайте ребенку небольшую поблажку, чтобы он стремился к совершенствованию своего навыка, но не потерял интереса к игре, постоянно проигрывая.

Узнай предмет по его части

Для этого упражнения необходимо найти несколько изображений различных предметов. Лучше всего, если картинки будут достаточно большого размера (формат А4). Далее они разрезаются на части так, чтобы по каждой из них можно было догадаться, что это. Школьнику предъявляются части изображений (например, носик чайника), а он должен сказать, что же это за предмет. За каждый правильный ответ можно начислять баллы, потом обменивая их на какой-нибудь приз, или поощрять любым другим образом (правильный ответ – похвала или конфетка).

Угадать по деталям

Для этого упражнения понадобится как минимум два человека. Ребенку дается задание рассмотреть изображения предмета во всех подробностях, запомнить как можно больше деталей. Затем он рассказывает об этих деталях другому человеку так, чтобы тот смог догадаться, что же это за предмет. Например, школьник рассматривал изображение парка. В своем рассказе он может отразить следующие детали: там есть скамейки (3 штуки), есть фонари, есть дорожка (тропинка), все в зеленом цвете (если парк летний) или все в желто-красных цветах (про парк осенью) и т.д. Если ребенок рассказывает слишком мало деталей, необходимо задавать ему наводящие вопросы: «Есть ли там деревья?», «А каких цветов там больше?» и т.д.

Для учеников более старшего возраста необходимо использовать изображения посложнее. Например, это могут быть репродукции известных картин. Главным условием здесь будет являться то, что угадывающий человек знаком с данными картинами.

Группировка предметов по их признаку

Задание: в течение 10 минут ребенку необходимо вспомнить и написать как можно больше различных предметов по определенному признаку. Например, на букву «М», красного цвета, квадратной формы, сделанных из дерева и т.д. Необходимо выбрать несколько признаков, от 5 до 10-12.

Можно провести упражнение в виде соревнования между детьми или между ребенком и родителем. В этом случае за самый длинный список предметов участнику начисляется балл. Победит тот, кто сможет набрать большее количество баллов.

Как развивать наблюдательность у детей, и почему это важно

Пример списка – профессии на П. Источник фото

Распределение по категориям

Это задание для школьников более старшего возраста. Задача: распределить объекты или явления по различным категориям. В качестве категорий можно использовать типы темперамента, особенности телосложения и т.д.

Пример: ребенку вкратце рассказывается о типах темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), отмечаются основные особенности каждого из них (холерик – эмоциональный, «взрывной», активный; флегматик – спокойный, безэмоциональный, медлительный; сангвиник – веселый, жизнерадостный, активный, быстрый; меланхолик – эмоциональный, ранимый, медлительный). Далее ему предлагается отнести своих знакомых к какому-то типу темперамента и объяснить, почему он так считает. В качестве доказательства могут выступать особенности поведения этого человека, ситуации-иллюстрации.

Наблюдение с разными целями

То, что мы воспринимаем и запоминаем, во многом зависит от цели, которая перед нами стоит. Например, желая запомнить позу и внешний вид людей, человек вряд ли будет прислушиваться к их разговору и детально запоминать его, и наоборот, имея цель очень хорошо запомнить разговор, вряд ли он будет особо присматриваться к внешнему виду людей, их одежде, прическе и т.д. Чтобы развить разные стороны наблюдательности, необходимо давать ребенку задание воспринимать различные стороны объектов или явлений. Сначала он наблюдает за позами двух людей (на видео или в фильме), а потом рассказывает о них, затем воспринимает разговор этих людей (тот же самый фрагмент видео), далее – обращает внимание на внешность и т.п. В конце школьнику необходимо отобразить сцену целиком, рассказав обо всех подробностях.

Запоминание лиц

Для упражнения необходимо подобрать несколько фотографий лиц различных людей, которые ребенку не знакомы. Далее ему дается задание внимательно рассмотреть все лица на фото и запомнить их. После этого ученик должен рассказать, какие признаки и детали внешности он выделял для запоминания того или иного человека.

Повторение действий

Покажите ребенку любое действие, которым хорошо владеете, и которого он еще выполнять не умеет. Это может быть сбор кубика Рубика, вязание/вышивание, резьба по дереву, сбор фигурок оригами и т.д. Перед учеником ставится задача наблюдать за действиями родителя с целью дальнейшего их воспроизведения. Такая установка, особенно если деятельность интересна школьнику, заставит его сосредоточиться на детальном восприятии процесса.

Как развивать наблюдательность у детей, и почему это важно

Источник фото

Восприятие и наблюдательность – это основа познания и залог любой успешной деятельности. Упражнения на их тренировку достаточно просты и занимают немного времени. Их можно проводить в любом удобном месте и в любое время.

Источник заглавной картинки

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:

    

  

Рекомендации по развитию наблюдательности у ребенка

Мудрая сова
12 июня 2015

Источник