Рекомендации по дальнейшему развитию ребенка

Рекомендации по дальнейшему развитию ребенка thumbnail

Приложение № 4

Примерная схема характеристики ребенка

1. Общие сведения о ребенке.

Фамилия, имя

Дата рождения

Общее физическое развитие

Состояние здоровья

Состав семьи

2.Особенности личностного развития:

Развитие самосознания:

– уровень притязаний и самооценки,

– развитие самоконтроля,

– осознание нравственных форм

Нравственные черты личности.

Интересы и склонности, мотивы поведения

Волевые черты личности.

Особенности развития эмоций и чувств.

Проявления темперамента и характера.

1. Особенности развития видов деятельности:

Изобразительная

Конструктивная

Игровая

Трудовая

Учебная

Общение с родителями, воспитателями, сверстниками.

2. Особенности развития речи:

Диалогической

Монологической (связной)

3. Особенности развития познавательной сферы личности:

Внимание

Восприятие

Память

Воображение

Мышление

4. Основные направления в развитии психики ребенка.

5. Педагогические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода.

Приложение № 4

Примерная характеристика.

Миша Н., 2005 г. Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья.

Семья неполная: мама, бабушка и Миша. Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка. Миша не всегда правильно оценивает свои возможности. Успех деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится всегда достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результаты взрослый. Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослыми деятельности склонен оценивать себя адекватно.

Миша четко формулирует нравственные качества: нельзя драться, надо делиться с другими, доводить дело до конца и т.д; осознает необходимость их выполнения. Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако, нравственные нормы не всегда выполняет. Чаще он нарущает их в общении со сверстниками, чем со взрослыми, причем это зависит от отношения к сверстнику: дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать непосредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается.

Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов. Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевая игра не имеет для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако, может самостоятельно поставить цель деятельности, удержать ее, но это зависит от отношения к деятельности и связано с интересом к ней. Планирование деятельности вызывает затруднения.

В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции, со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми: Аней Г., и Ромой А. Но эти контакты очень неустойчивы.

Проявляются черты сангвинистического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Мимика живая, движения выразительны. Быстро и в течении длительного времени может сосредоточить внимание. Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Темп речи быстрый. Легко сходится с новыми людьми. Привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции.

Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится охотно, только по предложению взрослого. Трудовыми умениями и навыками владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую.

Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и быстро. В случае непонимания задания задает вопросы, в ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность, инициативу. Играть предпочитает один, мотивируя это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, никто не мешает. Ну я сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включаться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевой игре, то берет на себя второстепенные роли. К лидерству не стремится.

Много времени отдает конструированию, но творчества проявляет не достаточно. Постройки стереотипны. Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками.

Тип общения со взрослыми – внеситуативно-познавательный. Главный мотив – получение новой информации о предметах и явлениях. Активно использует речь в качестве средства общения. Задает много разнообразных вопросов. Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения.

Цветы дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цветам устанавливает с помощью зрительного соотношения.

Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью.

Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко.

Не смотря на большой запас знаний, воображение, как произвольное, так и непроизвольное развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Особую трудность вызывает составление сказок.

Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует.

Педагогические рекомендации.

1. Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора и оценивать все его поступки для формирования нравственного поведения.

2. Использовать совместную со взрослыми деятельность с целью развития воображения: «Давай вместе порисуем, придумаем сказку» и т.д.

3. Давать постоянные трудовые поручения, показывать их значимость и важность ля других.

4. Заинтересовать Мишу сверстниками, сначала путем наблюдения за их деятельностью. Попытаться объединить в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами.

5. При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать задания соответствующей трудности для подержания познавательного интереса.

Личностные особенности ребенка:

Интересы, увлечение, особенности воли ребенка, настойчив или упрям, капризность, преобладание эмоционального состояния, смены поведения, отношение к трудностям. Тип нервной системы и темперамент ребенка, черты характера. Положение ребенка в группе сверстников: умеет ли находить контакт, общителен или замкнут, отношение к конфликтным ситуациям. Уровень развития речи, уровень овладения различными видами деятельности.

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 2513 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

В качестве рекомендаций для родителей и воспитателей, хотелось бы привести названия глав из книги Масару Ибука, президента японской фирмы «Сони» – «После трех уже поздно». Как много мудрости во многих этих изречениях.

1. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоили с детства.

2. Главное окружение, а не гены.

3. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.

4. Нервозность родителей заразна.

5. Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других.

6. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.

7. Распорядок дня развивает чувство времени.

8. Звучание стихов тренирует память.

9. У ребенка свое собственное представление о порядке.

10. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства.

11. Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка.

12. Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта.

13. Тренируйте левую руку так же, как правую.

14. Для ребенка работа и игра – это одно и то же.

15. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.

16. Учитесь у своего ребенка.

17. Дети – это не собственность родителей.

18. Пусть ваш ребенок будет лучше вас.

Рекомендации педагогам и родителям

для развития восприятия у детей

– Учить детей различать предметы на ощупь.

– Формировать умение выделять признаки в предмете.

– Учить соотносить предметы по величине.

– Учить способам распознающего наблюдения.

– Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

– Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

– Формировать умение составлять из частей целое.

– Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии в соответствии со словесной инструкцией.

– Различать основные признаки разных времен года.

– Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.

– Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.

– Формировать сенсорные эталоны формы.

– Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем существенные детали.

– Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Рекомендации педагогам и родителям

для развития мышления

– Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

– Учить составлять группу из отдельных предметов.

– Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

– Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

– Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

– Учить сравнивать предметы.

– Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

– Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

– Побуждать делать самостоятельные выводы.

– Учить отвечать на вопросы, делать самостоятельные умозаключения.

– Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

– Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

– Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

– Учить устанавливать причинно-следственные связи.

– Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

– Учить выделять и сравнивать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

– Способствовать переходу к решению задач в уме.

Варианты рекомендаций

педагогам и родителям для развития памяти у детей

– Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

– Обучать культуре запоминания.

– Учить вспоминать последовательность событий.

– Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

– Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

– Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

– Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательных средств.

Развитие тонкой моторики

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)

  2. Руку плотно выложить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)

  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, среднему и указательному. (5 раз)

  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз). Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)

  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз поочередно каждой рукой, затем 5 раз сразу обеими руками.

  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке. (5 раз)

  7. Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)

  8. Зажать карандаш средним и указательными пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)

Источник

Татьяна Борисова
Рекомендации для родителей в воспитании ребенка раннего возраста

Рекомендации для родителей в воспитании детей раннего возраста

Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром

• Главной задачей воспитания на втором году жизни является создание условий для разнообразных действий с предметами. Общение взрослого с ребенком носит характер сотрудничества. При этом взрослый выступает как образец новых действий и как главный ценитель успехов малыша. Постепенно отдельные действия соединяются в цепочку и развивается процессуальная игра. Так малыш катает машинку и завозит ее в гараж; играя с куклой, кормит ее и укладывает спать. В игре дети воспроизводят простейшие сюжеты и эпизоды из собственной жизни и из жизни взрослых. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Следует уважительно относиться к этим проявлениям самостоятельности ребенка, поощрять инициативу

• Следует поощрять стремление ребенка подражать действиям взрослого. Если он выражает желание вымыть посуду, можно дать ему небьющуюся тарелку, чашку, поставить на стульчик пред раковиной. Показать, как моют щеткой, тряпочкой. Взрослые должны поощрять стремление ребенка к самообслуживанию: давать возможность самостоятельно одеться, умыться, застегнуть пуговицы или молнию, натянуть рукавицы и т. п.

• Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве со взрослым.

• Оценивая малыша не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

Как направлять поведение ребенка

• Взрослые, заботящиеся о ребенке должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

• Реакции родителей помогают детям понять. как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки, или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

Как способствовать развития личностной активности и образа Я ребенка

• В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т. е. соблюдаться соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать, не мешайте его целенаправленной деятельности.

• Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.

• С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Так, организуйте подвижные игры,включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.

• Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того. что ребенок, который с удовольствием рассматривает себя в зеркале, «красуется», вырастет самовлюбленным и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто оказываются неуверенными в себе, имеющими заниженное неадакватное представление о себе. низкую самооценку.

• Следует также учить ребенка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом «Я».

• Следует принимать во внимание развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т. п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей. Это не проявление жадности и себялюбия, как иногда интерпретируют такое поведение малыша взрослые. Это рост его знаний о себе. Поэтому следует уважать право ребенка на собственность и одновременно учить его считаться с аналогичными правами других людей.

• Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности. Так, хвалите девочек, когда те выбирают куклы, помогают в домашней работе (стирка, уборка, приготовление обеда и т. п.); одобряйте мальчиков, играющих в кубики, машинки, манипулирующих различными предметами, проявляющих физическую активность, подчеркивайте разницу между поведением мальчиков и девочек.

• Поощряйте проявление ребенком чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Аналогично развивайте у ребенкаспособность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.

• Создавайте условия для формирования конкретной самооценки, поскольку взрослый является поначалу главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление конкретной самооценки ребенка.

Как мы уже говорили, похвала, разрешение, положительные оценки должны преобладать над порицанием, негативными оценками. При правильно организованном общении и взаимодействии оценка взрослого играет важную роль, ориентируя ребенка относительно достигнутых результатов. Оценивая действия ребенка, взрослый время от времени может использовать отрицательные оценки конкретного достижения малыша, однако к конкретной оценке неуспеха ребенка должна быть присоединена положительная оценка его как личности.Например: «Ты ошибся, но я уверен, что, если ты постараешься, у тебя получиться правильно, потому что ты очень старательный и уже многое умеешь».

Создавайте условия для общения со сверстниками

• Для этого прежде всего следует формировать у детей положительное отношение к сверстниками. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуют совместные игры, учат детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Взрослые стремятся также помочь детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)

• Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют прием сравнения одного малыша с другим, тем самым умаляют и даже унижают его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научитcя, то есть создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающуюся личность.

•Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми: одни мальчики любят играть в футбол, а другие – нет; одному ребенку кажется правильным одно, в другому – другое. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Источник